Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указывает, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности или на праве пользования не имеет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Курнаева Е.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В. и Сергеева В.А. при секретаре Т. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 сентября 2015 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Мотовилихинского района г. Перми и на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить П.В. в границах города Перми благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям и общей площадью не менее 33 кв. м.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н. и истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах П.А.Ю. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края о предоставлении П.В. /дата рождения/ в границах города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м.
Требования обосновываются тем, что истец относится к лицам из числа детей сирот, поскольку отец истца умер, а мать лишена родительских прав. 13.03.2015 решением Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по г. Перми истец включена в список детей-сирот на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда Пермского края, поскольку установлен факт невозможности проживания П.В. в квартире <...> дома <...> по ул. <...> в г. Перми.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об изменении которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая на нарушения судом норм материального права, поскольку законом определена обязанность предоставить жилое помещение на территории субъекта Российской Федерации, где проживает истец, а не муниципальный район как определил суд.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Мотовилихинского района полагает ее не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор полагала жалобу не подлежащей удовлетворению. Истец просил оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ)), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец относится к числу лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, поскольку отец П.А.И. умер, а мать лишена родительских прав. 13.03.2015 решением Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по г. Перми истец включена в список детей-сирот на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда Пермского края, поскольку установлен факт невозможности проживания П.В. в квартире <...> дома <...> по ул. <...> в г. Перми.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), Законом Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012) "О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленного иска.
При этом суд правомерно исходил из того, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и в связи с тем, что по достижении 18 лет, будучи поставленная на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, имеет право на предоставление для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие указанных положений в ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации также закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)
1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, не было реализовано по не зависящим от него обстоятельствам.
При этом в соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18 летнего возраста.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу законодательных установлений жилое помещение подлежит предоставлению на территории субъекта Российской Федерации - Пермского края, основательными признаны быть не могут, поскольку толкование положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, вопреки мнению автора жалобы, не позволяет сделать такой вывод.
Статьей 27 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на свободу места жительства.
Из материалов дела, фактическим местом жительства истца является г. Пермь, где она зарегистрирована по ул. <...>, поэтому истолкование положений ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" таким образом, что территорией, на которой находится место жительства истца, является территория субъекта Российской Федерации, на государственный орган которого законом возложена обязанность обеспечить истца жилым помещением специализированного жилищного фонда, означало бы нарушение конституционного права лица, подлежащего социальной защите, на свободу передвижения и выбор места жительства.
Кроме того, из указанного истолкования положений ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исходило и Правительство Пермского края при установлении своим Постановлением от 09.09.2013 N 1194-п Порядка предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, закрепив в п. 1.3 положение о том, что специализированное жилое помещение предоставляется по месту жительства лица, которому предоставляются меры социальной поддержки.
При этом то обстоятельство, что по соглашению с лицом, которому оказываются меры государственной социальной поддержки может быть достигнуто соглашение по вопросу о месте предоставления жилого помещения, не исключает достижения такого соглашения при исполнении судебного акта, поскольку при рассмотрении дела было установлено, что до разрешения спора судом такое соглашение с истцом не заключено.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-13631/2015
Требование: О возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указывает, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности или на праве пользования не имеет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 2015 г. по делу N 33-13631
Судья Курнаева Е.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В. и Сергеева В.А. при секретаре Т. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 сентября 2015 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Мотовилихинского района г. Перми и на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить П.В. в границах города Перми благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям и общей площадью не менее 33 кв. м.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н. и истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах П.А.Ю. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края о предоставлении П.В. /дата рождения/ в границах города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м.
Требования обосновываются тем, что истец относится к лицам из числа детей сирот, поскольку отец истца умер, а мать лишена родительских прав. 13.03.2015 решением Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по г. Перми истец включена в список детей-сирот на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда Пермского края, поскольку установлен факт невозможности проживания П.В. в квартире <...> дома <...> по ул. <...> в г. Перми.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об изменении которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая на нарушения судом норм материального права, поскольку законом определена обязанность предоставить жилое помещение на территории субъекта Российской Федерации, где проживает истец, а не муниципальный район как определил суд.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Мотовилихинского района полагает ее не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор полагала жалобу не подлежащей удовлетворению. Истец просил оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ)), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец относится к числу лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, поскольку отец П.А.И. умер, а мать лишена родительских прав. 13.03.2015 решением Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по г. Перми истец включена в список детей-сирот на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда Пермского края, поскольку установлен факт невозможности проживания П.В. в квартире <...> дома <...> по ул. <...> в г. Перми.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), Законом Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012) "О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленного иска.
При этом суд правомерно исходил из того, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и в связи с тем, что по достижении 18 лет, будучи поставленная на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, имеет право на предоставление для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие указанных положений в ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации также закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)
1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, не было реализовано по не зависящим от него обстоятельствам.
При этом в соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18 летнего возраста.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу законодательных установлений жилое помещение подлежит предоставлению на территории субъекта Российской Федерации - Пермского края, основательными признаны быть не могут, поскольку толкование положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, вопреки мнению автора жалобы, не позволяет сделать такой вывод.
Статьей 27 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на свободу места жительства.
Из материалов дела, фактическим местом жительства истца является г. Пермь, где она зарегистрирована по ул. <...>, поэтому истолкование положений ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" таким образом, что территорией, на которой находится место жительства истца, является территория субъекта Российской Федерации, на государственный орган которого законом возложена обязанность обеспечить истца жилым помещением специализированного жилищного фонда, означало бы нарушение конституционного права лица, подлежащего социальной защите, на свободу передвижения и выбор места жительства.
Кроме того, из указанного истолкования положений ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исходило и Правительство Пермского края при установлении своим Постановлением от 09.09.2013 N 1194-п Порядка предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, закрепив в п. 1.3 положение о том, что специализированное жилое помещение предоставляется по месту жительства лица, которому предоставляются меры социальной поддержки.
При этом то обстоятельство, что по соглашению с лицом, которому оказываются меры государственной социальной поддержки может быть достигнуто соглашение по вопросу о месте предоставления жилого помещения, не исключает достижения такого соглашения при исполнении судебного акта, поскольку при рассмотрении дела было установлено, что до разрешения спора судом такое соглашение с истцом не заключено.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)