Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.04.2016 N 17АП-3273/2016-АК ПО ДЕЛУ N А50-26106/2015

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. N 17АП-3273/2016-АК

Дело N А50-26106/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
- от заявителя - органа местного самоуправления Соликамского городского округа Администрации города Соликамска (ОГРН 1025901978068, ИНН 5919420339): не явились;
- от заинтересованного лица - инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): не явились;
- при участии третьего лица - Сметаниной Татьяны Евгеньевны, предъявлен паспорт;
- от общества с ограниченной ответственностью "ЖилСтройКомфорт": не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - органа местного самоуправления Соликамского городского округа Администрации города Соликамска
на решение Арбитражного суда Пермского края от 16 февраля 2016 года
по делу N А50-26106/2015,
принятое судьей Торопициным С.В.,
по заявлению органа местного самоуправления Соликамского городского округа Администрации города Соликамска
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
третьи лица: Сметанина Татьяна Евгеньевна, общество с ограниченной ответственностью "ЖилСтройКомфорт"
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:

орган местного самоуправления Соликамского городского округа Администрация города Соликамска (далее - заявитель, Администрация, Учреждение) обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 15.07.2015 N 3618, вынесенного Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, административный орган, инспекция), о назначении заявителю административного наказания по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Определением суда от 12.11.2015 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. 11.01.2016 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Сметанина Татьяна Евгеньевна, общество с ограниченной ответственностью "ЖилСтройКомфорт" (далее - управляющая компания, общество).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.02.2016 (резолютивная часть решения объявлена 09.02.2016) в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование жалобы ее подателем приведены доводы о том, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно истолкован закон. Считает, что поскольку с гражданином заключен договор социального найма, обязанность по содержанию квартиры и поддержанию ее в надлежащем состоянии возложена на нанимателя. Обязанность по исполнению Правил N 170 возложена на организацию, обслуживающую жилищный фонд. Отмечает, что в данном случае отсутствуют такие необходимые элементы состава правонарушения как субъект и вина, следовательно, состав правонарушения не доказан.
Заинтересованное лицо по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на наличие в действиях администрации состава вмененного административного правонарушения.
Третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании Сметанина Татьяна Евгеньевна против доводов жалобы возражала, поддерживая позицию административного органа. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель, заинтересованное лиц и ООО "ЖилСтройКомфорт", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 02.06.2015 N 3618 (л.д. 78-79) с целью рассмотрения поступившего из Соликамской городской прокуратуры обращения гражданки Сметаниной Т.Е. от 02.04.2015 (л.д. 83-85) Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка жилого дома N 13а по улице Степана Разина города Соликамска.
В ходе проверки обнаружено, что в нарушение пунктов 4.7.2, 4.7.7, 4.4.15, 4.4.3, 4.4.2, 5.8.3, 5.8.1, 5.3.6, 5.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила, Правила N 170), в квартире N 2 указанного жилого дома наблюдается неудовлетворительное состояние оконных блоков во вспомогательных помещениях санузла, кухни (оконные коробки и переплеты имеют следы биоповреждения и загнивания, крепления стекол ослаблены, штапики в фальцах отсутствуют); подоконная доска во вспомогательном помещении санузла отсутствует, выбоины в бетонных полах во вспомогательном помещении санузла; зыбкость и местная просадка половой доски во вспомогательном помещении коридора; коррозия трубопровода холодного водоснабжения (разводка по квартире) после запорной арматуры (вентиля); неисправность запорной арматуры на стояке холодного водоснабжения; коррозия металла трубопровода горячего водоснабжения (разводка по квартире) после запорной арматуры (вентиля); неисправность запорной арматуры на стояке горячего водоснабжения; наличие следов коррозии на канализационной лежанке во вспомогательном помещении санузла.
Указанные нарушения нашли отражение в акте проверки от 09.06.2015 N 3618 (л.д. 36-38).
По факту выявленных в ходе проверки нарушений 16.06.2015 административным органом в соответствии с полномочиями, установленными статьей 28.3 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении N 3618 (л.д. 29-30) и, в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.55 КоАП РФ, вынесено постановление от 15.07.2015 N 3618 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 14-16, 61-64).
Не согласившись с постановлением от 15.07.2015 N 3618, администрация обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях администрации состава вмененного административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и(или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и(или) жилых помещений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из смысла данной статьи следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющими организациями на основании гражданско-правового договора.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что квартира N 2 в жилом доме N 13а по улице Степана Разина г. Соликамска находится в муниципальной собственности, передана в бессрочное владение и пользование Сметаниной Т.Е. по договору социального найма.
Частью 4 ст. 30 ЖК РФ определено, что собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п.п. 2, 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 66 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
Исходя из положений ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, в рассматриваемом случае именно администрация является лицом, ответственным за содержание и ремонт вышеназванного жилого помещения, а также за соответствие его технического состояния требованиям действующего законодательства, соответственно, является субъектом ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.
Ссылка апеллятора о возложении обязанности по содержанию квартиры и поддержанию ее в надлежащем состоянии на нанимателя, судом отклонена, как основанная на неверном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела.
Довод жалобы о наличии обязанности по соблюдению требований Правил N 170 в отношении спорного помещения у ООО "ЖилСтройКомфорт" судом проверен и также отклонен, поскольку доказательства наличия у общества, осуществляющего функции по техническому обслуживанию многоквартирного дома, обязанности по содержанию и ремонту непосредственно спорной квартиры в материалах дела не имеется. Согласно представленному в дело договору от 20.10.2014 (л.д. 97-100) его предметом является оказание услуг и (или) выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в спорном доме.
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Факт содержания проверенного жилого помещения с нарушением требований пунктов 4.7.2, 4.7.7, 4.4.15, 4.4.3, 4.4.2, 5.8.3, 5.8.1, 5.3.6, 5.3.4 Правил N 170 подтверждается материалами дела и заявителем документально не опровергнут.
Нарушение указанных выше положений Правил образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ и свидетельствует о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина администрации в совершенном правонарушении исследована административным органом, выводы изложены в оспариваемом постановлении.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, в действиях администрации доказан, на что правомерно указал суд первой инстанции в решении.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Администрация привлечена к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному размеру санкции ст. 7.22 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка.
В отсутствие нарушений, указанных в ст. 270 АПК РФ, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 февраля 2016 года по делу N А50-26106/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Х.РИБ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)