Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик принят на учет по улучшению жилищных условий, ему в бессрочное владение и пользование передан объект недвижимого имущества в виде спорной квартиры. Истец указывает, что, заключая сделки по предоставлению жилого помещения, третье лицо действовало без согласия собственника имущества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гасанбекова Л.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, в составе: председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
судей Сальниковой М.Л., Бобровой Ю.М.,
с участием прокурора фио,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.Л. гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнения к ней представителя ответчиков фио, фио, фио по доверенности фио на решение Преображенского районного суда г. Москвы от дата в редакции определения того же суда от дата об исправлении описки, которым постановлено:
Иск Территориального управления Росимущества в г. Москве удовлетворить.
Признать недействительным договор социального найма жилого помещения от дата N 8, заключенный между Министерством регионального развития Российской Федерации и фио в отношении квартиры, расположенной по адресу: адрес.
Признать недействительным договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан N 8 от дата о передаче в собственность фио в лице законного представителя фио квартиры, расположенной по адресу: адрес.
Выселить фио, фио, фио из квартиры, расположенной по адресу: адрес, передав указанную квартиру в освобожденном виде Территориальному управлению Росимущества в г. Москве.
Истребовать у фио в лице ее законного представителя фио из чужого незаконного владения квартиру, расположенную по адресу: адрес, в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в г. Москве.
Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
установила:
Территориальное управление Росимущества в г. Москве обратилось в суд с иском к фио, фио в лице ее законного представителя фио, фио о признании недействительными договора социального найма жилого помещения и договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан, истребовании из чужого незаконного владения жилого помещения, выселении, указав в обоснование иска, что по завершении инвестиционного контракта от дата на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в г. Москве за Министерством Регионального развития РФ на праве оперативного управления закреплены объекты федерального недвижимого имущества по адресу: Москва, адрес, кв. N 84, 280, 309, 94, 101, 116, 207, 405, 408, 11, 154, 181, 199, 198, 251. Решением комиссии Минрегиона России для рассмотрения вопросов предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от дата ответчик фио принята на соответствующий учет. На основании Приказа Минрегиона России от дата N 17-КМ-31-КМ ответчику фио в бессрочное владение и пользование передан объект недвижимого имущества в виде спорной квартиры, расположенной по адресу: адрес, общей площадью 96,80 кв. адрес квартира Минрегионом России также была передана в собственность фио, на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность от 06.20.2014 года N 8. Истец указывает, что, заключая сделки по представлению жилого помещения ответчикам, Минрегион России действовал без согласия собственника имущества в лице Росимущества, полномочий на заключение договора социального найма и передачи жилья в собственность Минрегион России не имел, так как уполномоченным органом государственной власти, имеющим право осуществлять права собственника в отношении указанного имущества, являлось Росимущество (его территориальный орган в г. Москве), при заключении договоров были нарушены положения законодательства об обеспечении государственных гражданских служащих жилыми помещениями, оснований к постановке ответчиков на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предусмотренных ЖК РФ, не имелось. Распоряжением Правительства РФ от дата N 1764-р "Об упразднении Министерства регионального развития РФ", предусмотрены ликвидационные мероприятия по упразднению Минрегиона России. Поскольку сделки являются недействительными с момента совершения, они не влекут юридических последствий, лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению. В связи с вышеуказанными обстоятельствами, с учетом уточнения иска, истец просит суд признать недействительным договор социального найма жилого помещения от дата N 8, заключенный между Министерством регионального развития Российской Федерации и фио в отношении квартиры, расположенной по адресу: адрес; признать недействительным договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан N 8 от 06.20.2014 года о передаче в собственность фио в лице законного представителя фио квартиры, расположенной по адресу: адрес; выселить фио, фио, фио из квартиры, расположенной по адресу: адрес, передав указанную квартиру в освобожденном виде Территориальному управлению Росимущества в г. Москве; истребовать у фио в лице ее законного представителя фио из чужого незаконного владения квартиру, расположенную по адресу: адрес, в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в г. Москве.
Представитель истца Территориального управления Росимущества в г. Москве по доверенности - фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчики: фио, действующая в своих интересах, а также в интересах фио, фио в судебное заседание не явились, извещались о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, воспользовавшись своим правом на получение квалифицированной юридической помощи, ранее через представителя направили в суд письменные возражения на иск, письменные объяснения, дополнения к возражениям на иск.
Представители ответчиков фио, фио, фио по доверенности - фио, фио в судебное заседание явились, иск не признали, возражали против удовлетворения иска.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались о дате и времени судебного заседание надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчиков фио, фио, фио по доверенности фио, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на не соответствие выводов суда обстоятельствам дела, ссылается на то, что доказательствами, имеющимися в материалах дела, подтверждена правомерность предоставления ответчикам жилого помещения и волеизъявление собственника на предоставление спорной квартиры в собственность ответчика, как государственного служащего Минрегиона России.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, рассмотрев дело в отсутствие иных участников процесса, извещенных о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной, власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с ч. 1 статьи 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
На основании статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения ТУ Росимущества по г. Москве от дата N 766 "О дальнейшем использовании федерального недвижимого имущества" за Минрегионом России на праве оперативного управления были закреплены объекты федерального недвижимого имущества, расположенные по адресу: Москва, адрес квартиры: 84, 280, 309, 94, 101, 116, 207, 405, 408, 11, 154, 181, 199, 198, 251.
Соответствующая запись внесена в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним дата.
Указом Президента РФ N 612 от дата Министерство регионального развития РФ было упразднено.
Распоряжением Правительства РФ от дата N 1764-р "Об упразднении Министерства регионального развития РФ" были предусмотрены ликвидационные мероприятия по упразднению Минрегиона России.
Согласно протоколу заседания комиссии Минрегиона России по вопросам предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения N 5\\14 от дата были приняты к рассмотрению заявления гражданских служащих о постановке на учет для предоставления изолированного жилого помещения. фио и члены ее семьи были поставлены на учет для предоставления жилого помещения.
Приказом Минрегиона России от дата N 16-КМ указанное решение комиссии было утверждено.
Приказом Минрегиона России от дата N 24-КМ фио предоставлена на основании договора социального найма квартира N 11 дома 4 по адрес г. Москвы.
дата между Министерством регионального развития РФ и фио был заключен договор социального найма жилого помещения N 8, согласно которому фио и членам ее семьи: дочери - фио, в бессрочное владение и пользование передана двухкомнатная квартира общей площадью 96,80 кв. м, N 11 по адресу: Москва, адрес.
дата между Министерством регионального развития РФ (далее - Министерство) и фио, паспортные данные в лице законного представителя фио (далее - гражданин) заключен договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан, согласно п. 1. которого министерство безвозмездно передает, а гражданин принимает в собственность квартиру N 11, общей площадью 96,8 кв. м, состоящую из трех комнат, в доме N 4, расположенном по адресу: адрес.
Основанием для занятия гражданами жилого помещения, указанного в пункте 1 настоящего договора, является договор социального найма от дата N 8, заключенный между Министерством регионального развития Российской Федерацией и гражданином фио.
Приказом Минрегиона России N 32-КМ от дата фио была снята с учета государственных гражданских служащих на предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
В настоящее время собственником спорного жилого помещения является фио, паспортные данные.
В спорной квартире, расположенной по адресу: адрес, зарегистрированы ответчики.
Согласно нормам жилищного законодательства, действовавшего на момент принятия решения о предоставлении ответчикам спорного жилого помещения, жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда предоставлялись гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном настоящим Кодексом, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ (ред. от дата).
В силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ (ред. от дата) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Право на получение жилых помещений государственными гражданскими служащими закреплено в ФЗ "О государственной гражданской службе".
При этом такое право может быть реализовано путем предоставления служебного жилого помещения, либо возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения. Законом установлены дополнительные гарантии в виде права государственного служащего на получение 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Возможность получения выплаты обусловлена отсутствием в пользовании государственного служащего жилого помещения на условиях договора социального найма, собственности либо члена семьи нанимателя, собственника. При наличии такого жилого помещения, его размер в расчете на одного человека должен быть менее 15 кв. м общей площади.
- Статьей 52 Закона предусмотрено, что гражданским служащим гарантируются: обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения. В случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации. Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- Согласно ст. 53 Закона гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утвержденными Постановлением Правительства РФ N 63 от дата, установлен порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата) федеральным государственным гражданским служащим (далее - гражданский служащий) 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской, замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее дата, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.
Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий:
а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;
б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что ответчики были приняты в порядке, установленном нормами Жилищного кодекса РФ, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений по договору социального найма, материалы дела не содержат.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5, статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Проанализировав представленные доказательства, нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что оспариваемый договор социального найма жилого помещения следует признать недействительным в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ и ст. 168 ГК РФ, поскольку имели место нарушения порядка и условий предоставления спорного жилого помещения по договору социального найма.
Разрешая спор, суд правильно согласился с доводами истца о том, что Минрегион России не обладал полномочиями на заключение договора социального найма.
Как видно из материалов дела, спорная квартира была закреплена за Министерством регионального развития РФ на праве оперативного управления, право на передачу квартиры в бессрочное владение, затем в собственность этому государственному органу представителем собственника - Росимуществом не было делегировано.
Вместе с тем, суд обоснованно не согласился с доводами ответчика о выражении согласия и разрешения в письмах и на совещаниях, поскольку буквально выраженного согласия на передачу в собственность квартир гражданским служащим и членам их семей, включая фио, и без соблюдения норм закона, эти документы не содержат.
Придя к выводу о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, применительно к ст. ст. 167 и 168 ГК РФ, суд правомерно удовлетворил требования истца о признании недействительным также и договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан дата N 4, заключенного с фио в лице ее законного представителя фио, и постановил в силу ч. 2 ст. 302 ГК РФ возвратить спорную квартиру в собственность Российской Федерации.
Учитывая, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчикам в отсутствие законных оснований, ответчики не имеют права пользования им, решением суда они правомерно выселены из спорной квартиры.
Выводы решения сделаны судом на основании правильно и полно установленных юридически значимых обстоятельств по делу, при верном применении норм материального права, коллегия с ними согласна.
При проверке решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства, являющихся основанием к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о наличии разрешения собственника на передачу квартиры по договору социального найма и в собственность, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли. Толкование ответчиками содержания переписки коллегия оценивает как ошибочное. Резолюция одного из руководителей Правительства РФ на письме Минрегиона не может рассматриваться как разрешение на отказ от государственной собственности, правом распоряжения которой обладал специальный государственный орган - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальное управление в г. Москве. Закрепление за Министерством 15 квартир, включая спорную, на праве оперативного управления, не является основанием к передаче жилых помещений в собственность ответчику, поскольку законом предусмотрен иной способ предоставления жилых помещений государственным служащим. Приказ Минрегиона, которым Министерство предоставило себе право предоставлять квартиры своим служащим по договорам социального найма, противоречит требованиям жилищного законодательства, поэтому правовых последствий не повлек.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Росимущество, не являясь стороной договора, действует недобросовестно, отсутствует нарушение публичного интереса, коллегией отклоняются как несостоятельные. Росимущество представляет интересы собственника квартиры, которая выбыла из владения собственника помимо его воли, имеет право истребовать это имущество. Публичный интерес в споре состоит в защите государственных интересов по сохранению и использованию имущества, принадлежащего государству и обществу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Росреестр не усмотрел каких-либо нарушений в представленных ответчиками на регистрацию права документах, переход права собственности на спорную квартиру к ответчикам был зарегистрирован в установленном законом порядке, после чего им было выдано свидетельство о государственной регистрации права, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации права, что само по себе не исключает оценку сделки по итогам рассмотрения гражданско-правового спора, как незаконной.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не являются основанием к отмене решения суда.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от дата в редакции определения того же суда от дата об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней представителя ответчиков фио, фио, фио по доверенности фио - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 08.06.2017 ПО ДЕЛУ N 33-16875/2017
Требование: О признании недействительным договора социального найма жилого помещения, истребовании помещения, выселении.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик принят на учет по улучшению жилищных условий, ему в бессрочное владение и пользование передан объект недвижимого имущества в виде спорной квартиры. Истец указывает, что, заключая сделки по предоставлению жилого помещения, третье лицо действовало без согласия собственника имущества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-16875/2017
Судья: Гасанбекова Л.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, в составе: председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
судей Сальниковой М.Л., Бобровой Ю.М.,
с участием прокурора фио,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.Л. гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнения к ней представителя ответчиков фио, фио, фио по доверенности фио на решение Преображенского районного суда г. Москвы от дата в редакции определения того же суда от дата об исправлении описки, которым постановлено:
Иск Территориального управления Росимущества в г. Москве удовлетворить.
Признать недействительным договор социального найма жилого помещения от дата N 8, заключенный между Министерством регионального развития Российской Федерации и фио в отношении квартиры, расположенной по адресу: адрес.
Признать недействительным договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан N 8 от дата о передаче в собственность фио в лице законного представителя фио квартиры, расположенной по адресу: адрес.
Выселить фио, фио, фио из квартиры, расположенной по адресу: адрес, передав указанную квартиру в освобожденном виде Территориальному управлению Росимущества в г. Москве.
Истребовать у фио в лице ее законного представителя фио из чужого незаконного владения квартиру, расположенную по адресу: адрес, в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в г. Москве.
Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
установила:
Территориальное управление Росимущества в г. Москве обратилось в суд с иском к фио, фио в лице ее законного представителя фио, фио о признании недействительными договора социального найма жилого помещения и договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан, истребовании из чужого незаконного владения жилого помещения, выселении, указав в обоснование иска, что по завершении инвестиционного контракта от дата на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в г. Москве за Министерством Регионального развития РФ на праве оперативного управления закреплены объекты федерального недвижимого имущества по адресу: Москва, адрес, кв. N 84, 280, 309, 94, 101, 116, 207, 405, 408, 11, 154, 181, 199, 198, 251. Решением комиссии Минрегиона России для рассмотрения вопросов предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от дата ответчик фио принята на соответствующий учет. На основании Приказа Минрегиона России от дата N 17-КМ-31-КМ ответчику фио в бессрочное владение и пользование передан объект недвижимого имущества в виде спорной квартиры, расположенной по адресу: адрес, общей площадью 96,80 кв. адрес квартира Минрегионом России также была передана в собственность фио, на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность от 06.20.2014 года N 8. Истец указывает, что, заключая сделки по представлению жилого помещения ответчикам, Минрегион России действовал без согласия собственника имущества в лице Росимущества, полномочий на заключение договора социального найма и передачи жилья в собственность Минрегион России не имел, так как уполномоченным органом государственной власти, имеющим право осуществлять права собственника в отношении указанного имущества, являлось Росимущество (его территориальный орган в г. Москве), при заключении договоров были нарушены положения законодательства об обеспечении государственных гражданских служащих жилыми помещениями, оснований к постановке ответчиков на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предусмотренных ЖК РФ, не имелось. Распоряжением Правительства РФ от дата N 1764-р "Об упразднении Министерства регионального развития РФ", предусмотрены ликвидационные мероприятия по упразднению Минрегиона России. Поскольку сделки являются недействительными с момента совершения, они не влекут юридических последствий, лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению. В связи с вышеуказанными обстоятельствами, с учетом уточнения иска, истец просит суд признать недействительным договор социального найма жилого помещения от дата N 8, заключенный между Министерством регионального развития Российской Федерации и фио в отношении квартиры, расположенной по адресу: адрес; признать недействительным договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан N 8 от 06.20.2014 года о передаче в собственность фио в лице законного представителя фио квартиры, расположенной по адресу: адрес; выселить фио, фио, фио из квартиры, расположенной по адресу: адрес, передав указанную квартиру в освобожденном виде Территориальному управлению Росимущества в г. Москве; истребовать у фио в лице ее законного представителя фио из чужого незаконного владения квартиру, расположенную по адресу: адрес, в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в г. Москве.
Представитель истца Территориального управления Росимущества в г. Москве по доверенности - фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчики: фио, действующая в своих интересах, а также в интересах фио, фио в судебное заседание не явились, извещались о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, воспользовавшись своим правом на получение квалифицированной юридической помощи, ранее через представителя направили в суд письменные возражения на иск, письменные объяснения, дополнения к возражениям на иск.
Представители ответчиков фио, фио, фио по доверенности - фио, фио в судебное заседание явились, иск не признали, возражали против удовлетворения иска.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались о дате и времени судебного заседание надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчиков фио, фио, фио по доверенности фио, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на не соответствие выводов суда обстоятельствам дела, ссылается на то, что доказательствами, имеющимися в материалах дела, подтверждена правомерность предоставления ответчикам жилого помещения и волеизъявление собственника на предоставление спорной квартиры в собственность ответчика, как государственного служащего Минрегиона России.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, рассмотрев дело в отсутствие иных участников процесса, извещенных о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной, власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с ч. 1 статьи 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
На основании статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения ТУ Росимущества по г. Москве от дата N 766 "О дальнейшем использовании федерального недвижимого имущества" за Минрегионом России на праве оперативного управления были закреплены объекты федерального недвижимого имущества, расположенные по адресу: Москва, адрес квартиры: 84, 280, 309, 94, 101, 116, 207, 405, 408, 11, 154, 181, 199, 198, 251.
Соответствующая запись внесена в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним дата.
Указом Президента РФ N 612 от дата Министерство регионального развития РФ было упразднено.
Распоряжением Правительства РФ от дата N 1764-р "Об упразднении Министерства регионального развития РФ" были предусмотрены ликвидационные мероприятия по упразднению Минрегиона России.
Согласно протоколу заседания комиссии Минрегиона России по вопросам предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения N 5\\14 от дата были приняты к рассмотрению заявления гражданских служащих о постановке на учет для предоставления изолированного жилого помещения. фио и члены ее семьи были поставлены на учет для предоставления жилого помещения.
Приказом Минрегиона России от дата N 16-КМ указанное решение комиссии было утверждено.
Приказом Минрегиона России от дата N 24-КМ фио предоставлена на основании договора социального найма квартира N 11 дома 4 по адрес г. Москвы.
дата между Министерством регионального развития РФ и фио был заключен договор социального найма жилого помещения N 8, согласно которому фио и членам ее семьи: дочери - фио, в бессрочное владение и пользование передана двухкомнатная квартира общей площадью 96,80 кв. м, N 11 по адресу: Москва, адрес.
дата между Министерством регионального развития РФ (далее - Министерство) и фио, паспортные данные в лице законного представителя фио (далее - гражданин) заключен договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан, согласно п. 1. которого министерство безвозмездно передает, а гражданин принимает в собственность квартиру N 11, общей площадью 96,8 кв. м, состоящую из трех комнат, в доме N 4, расположенном по адресу: адрес.
Основанием для занятия гражданами жилого помещения, указанного в пункте 1 настоящего договора, является договор социального найма от дата N 8, заключенный между Министерством регионального развития Российской Федерацией и гражданином фио.
Приказом Минрегиона России N 32-КМ от дата фио была снята с учета государственных гражданских служащих на предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
В настоящее время собственником спорного жилого помещения является фио, паспортные данные.
В спорной квартире, расположенной по адресу: адрес, зарегистрированы ответчики.
Согласно нормам жилищного законодательства, действовавшего на момент принятия решения о предоставлении ответчикам спорного жилого помещения, жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда предоставлялись гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном настоящим Кодексом, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ (ред. от дата).
В силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ (ред. от дата) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Право на получение жилых помещений государственными гражданскими служащими закреплено в ФЗ "О государственной гражданской службе".
При этом такое право может быть реализовано путем предоставления служебного жилого помещения, либо возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения. Законом установлены дополнительные гарантии в виде права государственного служащего на получение 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Возможность получения выплаты обусловлена отсутствием в пользовании государственного служащего жилого помещения на условиях договора социального найма, собственности либо члена семьи нанимателя, собственника. При наличии такого жилого помещения, его размер в расчете на одного человека должен быть менее 15 кв. м общей площади.
- Статьей 52 Закона предусмотрено, что гражданским служащим гарантируются: обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения. В случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации. Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- Согласно ст. 53 Закона гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утвержденными Постановлением Правительства РФ N 63 от дата, установлен порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата) федеральным государственным гражданским служащим (далее - гражданский служащий) 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской, замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее дата, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.
Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий:
а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;
б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что ответчики были приняты в порядке, установленном нормами Жилищного кодекса РФ, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений по договору социального найма, материалы дела не содержат.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5, статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Проанализировав представленные доказательства, нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что оспариваемый договор социального найма жилого помещения следует признать недействительным в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ и ст. 168 ГК РФ, поскольку имели место нарушения порядка и условий предоставления спорного жилого помещения по договору социального найма.
Разрешая спор, суд правильно согласился с доводами истца о том, что Минрегион России не обладал полномочиями на заключение договора социального найма.
Как видно из материалов дела, спорная квартира была закреплена за Министерством регионального развития РФ на праве оперативного управления, право на передачу квартиры в бессрочное владение, затем в собственность этому государственному органу представителем собственника - Росимуществом не было делегировано.
Вместе с тем, суд обоснованно не согласился с доводами ответчика о выражении согласия и разрешения в письмах и на совещаниях, поскольку буквально выраженного согласия на передачу в собственность квартир гражданским служащим и членам их семей, включая фио, и без соблюдения норм закона, эти документы не содержат.
Придя к выводу о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, применительно к ст. ст. 167 и 168 ГК РФ, суд правомерно удовлетворил требования истца о признании недействительным также и договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан дата N 4, заключенного с фио в лице ее законного представителя фио, и постановил в силу ч. 2 ст. 302 ГК РФ возвратить спорную квартиру в собственность Российской Федерации.
Учитывая, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчикам в отсутствие законных оснований, ответчики не имеют права пользования им, решением суда они правомерно выселены из спорной квартиры.
Выводы решения сделаны судом на основании правильно и полно установленных юридически значимых обстоятельств по делу, при верном применении норм материального права, коллегия с ними согласна.
При проверке решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства, являющихся основанием к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о наличии разрешения собственника на передачу квартиры по договору социального найма и в собственность, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли. Толкование ответчиками содержания переписки коллегия оценивает как ошибочное. Резолюция одного из руководителей Правительства РФ на письме Минрегиона не может рассматриваться как разрешение на отказ от государственной собственности, правом распоряжения которой обладал специальный государственный орган - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальное управление в г. Москве. Закрепление за Министерством 15 квартир, включая спорную, на праве оперативного управления, не является основанием к передаче жилых помещений в собственность ответчику, поскольку законом предусмотрен иной способ предоставления жилых помещений государственным служащим. Приказ Минрегиона, которым Министерство предоставило себе право предоставлять квартиры своим служащим по договорам социального найма, противоречит требованиям жилищного законодательства, поэтому правовых последствий не повлек.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Росимущество, не являясь стороной договора, действует недобросовестно, отсутствует нарушение публичного интереса, коллегией отклоняются как несостоятельные. Росимущество представляет интересы собственника квартиры, которая выбыла из владения собственника помимо его воли, имеет право истребовать это имущество. Публичный интерес в споре состоит в защите государственных интересов по сохранению и использованию имущества, принадлежащего государству и обществу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Росреестр не усмотрел каких-либо нарушений в представленных ответчиками на регистрацию права документах, переход права собственности на спорную квартиру к ответчикам был зарегистрирован в установленном законом порядке, после чего им было выдано свидетельство о государственной регистрации права, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации права, что само по себе не исключает оценку сделки по итогам рассмотрения гражданско-правового спора, как незаконной.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не являются основанием к отмене решения суда.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от дата в редакции определения того же суда от дата об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней представителя ответчиков фио, фио, фио по доверенности фио - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)