Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законом. Истец не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жилым помещением.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Милютина В.Н.,
судей Киньягуловой Т.М.,
Фахретдиновой Р.Ф.,
с участием прокурора Сафина А.Р.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Д. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 21 июля 2016 года, которым постановлено:
исковое заявление Мелеузовского межрайонного прокурора РБ в интересах Г.И. к администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ предоставить Г.И., дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения, сроком на 5 лет.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия
установила:
Мелеузовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Г.И. к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об обязании предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. Требования мотивированы тем, что Мелеузовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в ходе которой установлены нарушения требований закона связанные с непредставлением жилья Г.И. Просил обязать Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан предоставить Г.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Д. ставится вопрос об отмене решения суда, указано на отсутствие финансирования, поскольку денежные средства и субвенции выделяются Правительством Республики Башкортостан, которые им не выделены. Также считает, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку согласно действующему законодательству возложение обязанности по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Сафина А.Р., полагавшего решение суда законным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, суд правильно указал, что из содержания приведенных правовых норм, следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае как правильно указал суд, установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан, и относятся к ее расходным обязательствам.
Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 06.09.2013 г. N 407 жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений и детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 19 указанного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
В развитии указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.
Соответственно в ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Как правильно указал суд, применительно к вышеизложенному, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 года N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" (в редакции Закона РБ от 04.02.2012 г. N 609-з) определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п. 8.4 Постановления Правительства РБ от 06.09.2013 г. N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан" жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения Г.И. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию муниципального Мелеузовский район Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому обязанность обеспечения Г.И. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку согласно действующему законодательству возложение обязанности по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, судебная коллегия находит несостоятельным.
Как следует из материалов дела, Г.И., дата года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением.
Из свидетельства о рождении N ... от дата года следует, что Г.И. родился дата года, его родителями указаны ФИО1 и ФИО2.
Решением Мелеузовского районного суда РБ от 09 октября 1998 года ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: А.Ш., дата года рождения, Г.Р., дата года рождения, А.И., дата года рождения.
Решением Мелеузовского районного суда РБ от 28 июля 2004 года ФИО1 признан безвестно отсутствующим (л.д. 35).
Из справки ООО "УКЖХ" от 07 марта 2014 года N ... следует, что Г.И. проживает по адресу: адрес, с ним проживает ФИО3
Г.И. на праве общей долевой собственности, доля в праве ..., на основании договора безвозмездной передачи квартиры в долевую собственность граждан от 22 августа 2012 года N ... принадлежит комната по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09 октября 2012 года серии N ..., что также следует из выписок из Едином Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, также справки из ГУП БТИ N ... от 12 февраля 2015 года.
Распоряжением Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от 02 апреля 2014 года N ... утверждено заключение от 28 марта 2014 года N ... межведомственной комиссии муниципального района Мелеузовский район РБ о признании факта невозможности проживания Г.И., лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес.
На основании Постановления администрации муниципального района Мелеузовский район РБ N ... от 07 апреля 2014 года Г.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального района Мелеузовский район РБ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законом (л.д. 8).
Согласно Справки б/н от 19 января 2016 года, Г.И. с 17 октября 2015 года работает в Строительном управлении N ... ОАО "..." г. ... в должности монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций 4 разряда по настоящее время.
Между тем, как установлено судом, Г.И., не являющийся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, до настоящего времени Администрацией муниципального района не обеспечен благоустроенным жилым помещением, в связи с чем нарушены его жилищные права, поскольку он имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении требований Мелеузовского межрайонного прокурора Республики Башкортостан, который обратился в суд с иском в интересах Г.И. к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об обязании предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Судебная коллегия полагает, что доводы жалобы об отсутствии финансирования являются несостоятельными, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 21 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 28.09.2016 N 33-19250/2016
Требование: Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключении договора найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законом. Истец не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жилым помещением.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Милютина В.Н.,
судей Киньягуловой Т.М.,
Фахретдиновой Р.Ф.,
с участием прокурора Сафина А.Р.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Д. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 21 июля 2016 года, которым постановлено:
исковое заявление Мелеузовского межрайонного прокурора РБ в интересах Г.И. к администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ предоставить Г.И., дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения, сроком на 5 лет.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия
установила:
Мелеузовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Г.И. к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об обязании предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. Требования мотивированы тем, что Мелеузовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в ходе которой установлены нарушения требований закона связанные с непредставлением жилья Г.И. Просил обязать Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан предоставить Г.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Д. ставится вопрос об отмене решения суда, указано на отсутствие финансирования, поскольку денежные средства и субвенции выделяются Правительством Республики Башкортостан, которые им не выделены. Также считает, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку согласно действующему законодательству возложение обязанности по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Сафина А.Р., полагавшего решение суда законным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, суд правильно указал, что из содержания приведенных правовых норм, следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае как правильно указал суд, установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан, и относятся к ее расходным обязательствам.
Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 06.09.2013 г. N 407 жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений и детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 19 указанного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
В развитии указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.
Соответственно в ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Как правильно указал суд, применительно к вышеизложенному, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 года N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" (в редакции Закона РБ от 04.02.2012 г. N 609-з) определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п. 8.4 Постановления Правительства РБ от 06.09.2013 г. N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан" жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения Г.И. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию муниципального Мелеузовский район Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому обязанность обеспечения Г.И. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку согласно действующему законодательству возложение обязанности по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, судебная коллегия находит несостоятельным.
Как следует из материалов дела, Г.И., дата года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением.
Из свидетельства о рождении N ... от дата года следует, что Г.И. родился дата года, его родителями указаны ФИО1 и ФИО2.
Решением Мелеузовского районного суда РБ от 09 октября 1998 года ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: А.Ш., дата года рождения, Г.Р., дата года рождения, А.И., дата года рождения.
Решением Мелеузовского районного суда РБ от 28 июля 2004 года ФИО1 признан безвестно отсутствующим (л.д. 35).
Из справки ООО "УКЖХ" от 07 марта 2014 года N ... следует, что Г.И. проживает по адресу: адрес, с ним проживает ФИО3
Г.И. на праве общей долевой собственности, доля в праве ..., на основании договора безвозмездной передачи квартиры в долевую собственность граждан от 22 августа 2012 года N ... принадлежит комната по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09 октября 2012 года серии N ..., что также следует из выписок из Едином Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, также справки из ГУП БТИ N ... от 12 февраля 2015 года.
Распоряжением Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от 02 апреля 2014 года N ... утверждено заключение от 28 марта 2014 года N ... межведомственной комиссии муниципального района Мелеузовский район РБ о признании факта невозможности проживания Г.И., лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес.
На основании Постановления администрации муниципального района Мелеузовский район РБ N ... от 07 апреля 2014 года Г.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального района Мелеузовский район РБ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законом (л.д. 8).
Согласно Справки б/н от 19 января 2016 года, Г.И. с 17 октября 2015 года работает в Строительном управлении N ... ОАО "..." г. ... в должности монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций 4 разряда по настоящее время.
Между тем, как установлено судом, Г.И., не являющийся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, до настоящего времени Администрацией муниципального района не обеспечен благоустроенным жилым помещением, в связи с чем нарушены его жилищные права, поскольку он имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении требований Мелеузовского межрайонного прокурора Республики Башкортостан, который обратился в суд с иском в интересах Г.И. к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об обязании предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Судебная коллегия полагает, что доводы жалобы об отсутствии финансирования являются несостоятельными, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 21 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.МИЛЮТИН
Судьи
Т.М.КИНЬЯГУЛОВА
Р.Ф.ФАХРЕТДИНОВА
В.Н.МИЛЮТИН
Судьи
Т.М.КИНЬЯГУЛОВА
Р.Ф.ФАХРЕТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)