Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-19419/2015

Требование: Об обязании признать гражданина нуждающимся в жилом помещении, поставить на учет, совершить действия, связанные с предоставлением жилья, признании незаконным распоряжения об отказе в принятии на учет.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Отказ мотивирован регистрацией гражданина в помещении, собственником которого является третье лицо.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 декабря 2015 г. по делу N 33-19419/2015


Судья Василькова О.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Константиновой О.В.,
судей Деменевой Л.С.,
Коренева А.С.
при секретаре К. рассмотрела в открытом судебном заседании в гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах Л. к администрации г. Екатеринбурга, администрации Ленинского района г. Екатеринбурга, к Государственному казенному учреждению "Фонд жилищного строительства", Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о предоставлении жилого помещения, оспаривании решения органа местного самоуправления
по апелляционной жалобе ответчика - администрации г. Екатеринбурга на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 28.09.2015.
Заслушав доклад судьи Константиновой О.В., объяснения представителя ответчика администрации Ленинского района г. Екатеринбурга Г., возражения истца Л., представителя прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Дубовских Т.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга, действуя в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Л., обратился в суд с иском к администрации г. Екатеринбурга, администрации Ленинского района г. Екатеринбурга, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (далее - ГКУ СО "Фонд жилищного строительства"), Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о понуждении ответчиков совершить действия, связанные с предоставлением Л. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, а также признания распоряжения Главы администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от <...> "Об отказе в принятии на учет для целей предоставления жилых помещений в государственном жилищном фонде социального использования Свердловской области" незаконным, возложении на администрацию Ленинского района г. Екатеринбурга обязанности по признанию Л. нуждающимся в жилом помещении и постановке его на учет нуждающегося в предоставляемом по договору социального найма жилом помещении во внеочередном порядке как <...> Великой Отечественной войны.
В обоснование требований указал, что Л. обратился в прокуратуру Ленинского района г. Екатеринбурга с заявлением о проведении проверки по факту нарушения должностными лицами администрации Ленинского района г. Екатеринбурга его жилищных прав, выразившихся в отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Л., руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", обратился в администрацию Ленинского района г. Екатеринбурга с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в связи с отсутствием жилья. Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от <...> Л. было отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в связи с неподтверждением права заявителя быть признанным нуждающимся в жилых помещениях. Основанием для отказа послужил факт регистрации истца и <...> А. в жилом помещении по адресу <...>, собственником которого является <...> Б. Между тем, истец и А. совместное хозяйство с собственником жилого помещения не ведут, проживают в квартире на основании договора безвозмездного найма. На основании изложенного, руководствуясь также Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП "О порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих инвалидов", просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 28.09.2015 исковые требования прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Л., удовлетворены. Распоряжение Главы администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от <...> признано незаконным. На администрацию Ленинского района г. Екатеринбурга возложена обязанность по признанию Л. нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. На Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложена обязанность выделить бюджетные средства ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" для приобретения жилого помещения в виде <...> квартиры не менее <...>, отвечающей санитарным и техническим требованиям и расположенной в пределах <...>, для последующего предоставления по договору социального найма Л. На ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" возложена обязанность передать Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области жилое помещение в виде <...> квартиры не менее <...> м., отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах <...>, для последующего предоставления по договору социального найма Л. На Министерство по управлению государственным имуществом <...> возложена обязанность передать администрации г. Екатеринбурга жилое помещение в виде <...> квартиры не менее <...>, отвечающей санитарным и техническим требованиям и расположенной в пределах <...>, для последующего предоставления по договору социального найма Л. На администрацию г. Екатеринбурга возложена обязанность после соответствующего получения предоставить Л. жилое помещение в виде <...> квартиры не менее <...>, отвечающей санитарным и техническим требованиям и расположенной в пределах <...> по договору социального найма.
Не согласившись с указанным решением, ответчик - администрация г. Екатеринбурга подал на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение как незаконное и необоснованное и принять новое. В обоснование апелляционной жалобы указано, что при вынесении решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, из материалов дела следует, что Л. вселен в жилое помещение по адресу <...>, проживает в нем в качестве члена семьи собственника. Данное обстоятельство подтверждается тем, что истец зарегистрирован в спорном жилом помещении в качестве члена семьи, при регистрации указано на наличие другой степени родства. Соглашение, подтверждающее вселение истца в жилое помещение на иных основаниях, ни как члена семьи, с определением порядка пользования жилым помещением, суду представлено не было. Ответчик полагает, что к показаниям свидетеля А., <...> следует относиться критически, поскольку она является заинтересованным лицом. Таким образом, факт нуждаемости истца в целях обеспечения его жилым помещением не нашел своего подтверждения. Кроме того, по мнению автора апелляционной жалобы, суд неверно применил нормы материального права и пришел к неверному выводу о том, что обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны жилыми помещениями на условиях социального найма осуществляется во внеочередном порядке. Постановление Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП, положения которого были применены при вынесении решения, не содержит указаний об обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке. Напротив, обеспечение жильем ветеранов в соответствии с п. 7 указанного Постановления осуществляется в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, то есть в зависимости от даты постановки на учет. Предоставление истцу жилого помещения во внеочередном порядке приведет к нарушению прав граждан, вставших на учет ранее Л.
В отзыве на апелляционную жалобу ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" поддержал доводы, изложенные администрацией <...>, полагая, что решение является незаконным и необоснованным. По мнению ответчика, ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" не обладает полномочиями по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем не участвует в улучшении жилищных условий данной категории граждан. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Согласно данным, представленным администрацией <...> в ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" <...>, Л. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий не значится. На этом основании обеспечение Л. жилым помещением по договору социального найма должно осуществляться органом местного самоуправления в общем порядке в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Ленинского района г. Екатеринбурга - Г. доводы апелляционной жалобы администрации г. Екатеринбурга поддержала, настаивала на отмене решения суда, полагая, что истец не имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Истец Л., а также представитель прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга - Дубовских Т.В. против отмены решения возражали, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Л., родившийся <...>, является <...>.
Как следует из пояснений истца, данных в суде первой инстанции, и не оспаривается сторонами по делу, в настоящий момент истец проживает в жилом помещении по адресу <...>, общей площадью <...>, вместе <...>. Выпиской из <...> подтверждается, что собственником указанного жилого помещения с <...> является Б. <...>.
Согласно справке <...> истец зарегистрирован по месту жительства в квартире <...>, кроме истца в квартире зарегистрирована <...> А.
Согласно сведениям <...> у Л. не имеется прав на объекты недвижимого имущества.
<...> Л. обратился в администрацию Ленинского района г. Екатеринбурга с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. Однако распоряжением главы администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от <...> Л. было отказано в принятии на данный учет в связи с неподтверждением права заявителя быть признанным нуждающимся в жилых помещениях. По мнению органа местного самоуправления, истец и А. являются членами семьи собственника жилого помещения, в связи с чем на каждого приходится по <...>.
Удовлетворяя заявленные исковые требования о признании распоряжения об отказе в постановке на учет незаконным, возложении на ответчиков обязанности по постановке на учет и предоставлению жилого помещения, суд пришел к выводу, что у Л. является нуждающимся в улучшении жилищных условий ветераном Великой Отечественной войны, в связи с чем имеет право на принятие на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда <...> социального использования и обеспечение его жильем. При этом суд исходил из того, что администрацией при определении нуждаемости истца было учтено жилое помещение, принадлежащее иному лицу, членом семьи которого Л. не является, жилым помещением истец не обеспечен.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, основанными на материалах дела, подробно мотивированными судом, и полагает, что спор разрешен правильно, в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановления Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП "О порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих инвалидов".
Судебная коллегия полагает, что не может служить основанием для отмены обжалуемого решения довод апелляционной жалобы о том, что Л. вселен и проживает в жилом помещении по <...> в качестве члена семьи собственника.
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как следует из пояснений истца, данных в суде первой инстанции, подтвержденных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, членами одной семьи Л. и собственник вышеуказанного жилого помещения - Б. не являются и ранее не являлись, Б. на протяжении длительного времени проживает в <...>, совместного хозяйства истец с ней никогда не вел и в настоящий момент не ведет. Доказательств, подтверждающих иное, в обоснование своих доводов ответчиками не представлено. Регистрация же Л. в указанной квартире не может служить условием реализации прав и свобод гражданина, поскольку регистрационный учет в силу положений Федерального закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" является лишь административным и не порождает прав на жилое помещение.
Оспаривая законность постановленного решения в части возложения на ответчиков обязанности по предоставлению истцу жилого помещения во внеочередном порядке, представитель администрации г. Екатеринбурга указывает, что обеспечение жильем ветеранов осуществляется в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, то есть в зависимости от даты постановки лица на учет.
Судебная коллегия полагает данный довод основанным на ошибочном толковании норм материального права.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 15 Федерального закона 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 23.2. названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем при реализации указанных полномочий необходимо учитывать положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", п. 1 которого постановлено следующее: "считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Тем самым предусмотрено предоставление жилья указанной категории граждан во внеочередном порядке.
Иными лицами, по иным мотивам решение суда не обжалуется.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда требованиям материального и процессуального закона не противоречит, оно постановлено с учетом всех доводов сторон и представленных ими доказательств, которые судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, что нашло отражение в принятом решении.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 28.09.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации г. Екатеринбурга - без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.КОНСТАНТИНОВА

Судьи
Л.С.ДЕМЕНЕВА
А.С.КОРЕНЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)