Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что был исключен из списка федеральных государственных гражданских служащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с увольнением.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Рождественская О.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ворониной И.В.,
судей Захаровой Е.А., Зельхарняевой А.И.,
при секретаре..... Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зельхарняевой А.И. дело по апелляционной жалобе ответчика Счетной Палаты Российской Федерации на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от...... года, которым постановлено:
"Исковые требования Т. удовлетворись частично.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Счетной палаты Российской Федерации от........ года об исключении Т. из Списка Федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с увольнением.
Восстановить Т. в Списке Федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых в качестве нуждающихся в жилых помещениях под порядковым номером до принятия жилищной комиссией решения от........ года.
Обязать Счетную палату Российской Федерации предоставить Т. жилое помещение - двухкомнатную квартиру N.... в доме N...... по ул...... г. Москвы, приведенной площадью.... к. м, жилой... кв. м.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать со Счетной палаты Российской Федерации в пользу Т. госпошлину в размере........ рублей",
Т. обратился в суд с иском к Счетной палате Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии Счетной палаты Российской Федерации о снятии с учета в качестве нуждающегося в получении жилой площади, признании незаконным решения жилищной комиссии Счетной палаты Российской Федерации об отказе в предоставлении жилого помещения, восстановлении в списке федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда.
Иск мотивирован тем, что истец с........ года состоял в трудовых отношениях с ответчиком. Решением жилищной комиссии Счетной Палаты РФ от........ года Т. включен в список федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решением жилищной комиссии от....... года истец был исключен из списка федеральных государственных гражданских служащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с увольнением из Счетной палаты РФ..... года на основании приказа Председателя Счетной палаты РФ от....... года N.....-к. С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным и противоречащим ст. ст. 49, 50, 55, 56 ЖК РФ, учитывая при этом, что..... года ему выдан смотровой листок, в соответствии с которым истец произвел осмотр выделенной ему квартиры и....... года выразил свое согласие на получение данного жилого помещения. Также истец ссылается на незаконность его увольнения из Счетной Палаты РФ, и что в производстве суда находится его иск о признании данного увольнения незаконным.
На основании изложенного, истец просит признать решение жилищной комиссии Счетной Палаты Российской Федерации от........ г. об исключении Т. из списка федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным; признать незаконным решение жилищной комиссии Счетной палаты Российской Федерации об отказе в предоставлении двухкомнатной квартиры N..... в доме N 4 по улице.... в г. Москве по договору социального найма; восстановить истца в списке федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать ответчика предоставить по договору социального найма жилое помещение - двухкомнатную квартиру N..... в доме N 4 по улице...... в г. Москве, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме........ руб.
В судебном заседании истец Т. и его представитель по доверенности Д. настаивали на удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика Счетной Палаты РФ - по доверенности Б. в судебное заседание явился, с иском не согласился по доводам ранее представленных письменных возражений на иск (л.д. 48 - 52), просил в удовлетворении иска Т. отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы ответчик Счетная Палата РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Счетной Палаты РФ - Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Т. и его представителя Д., возражавших против апелляционной жалобы, поддержавших свои письменные возражения на апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание изложенное в письменных возражениях истца относительно апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В п. п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции не соблюдены.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, приказом Председателя Счетной палаты Российской Федерации N........-к от......... г. Т. назначен на должность федеральной государственной гражданской службы старшего инспектора отдела предварительного и текущего контроля, экспертизы и анализа Департамента по контролю расходов федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
........г. между сторонами заключен служебный контракт, по которому истец принят на государственную гражданскую службу на должность ведущего инспектора указанного отдела; с...... истец назначен на должность главного инспектора инспекции по своду результатов экспертно-аналитической и контрольной деятельности департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на международные отношения и международное сотрудничество, бюджета Союзного государства и оборота федерального имущества за рубежом Счетной палаты Российской Федерации.
Решением жилищной комиссии Счетной палаты РФ от 24.12.2009 года истец на основании личного заявления был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в Список федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, под номером 180.
В соответствии с решением жилищной комиссии от...... года (протокол N 2) истец значился в списке нуждающихся в жилых помещениях под номером........ (л.д. 21).
........Т. подано заявление о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении по собственному желанию с.......... г.
Также из материалов дела следует, что....... г. начальником Главного управления жилищного и социально-бытового обеспечения Управления делами Президента Российской Федерации были изданы распоряжения о передаче Счетной палате РФ жилой площади по адресам: г. Москва, ул........, д....... (7 квартир), д...... (2 квартиры), д....... корп. 3 (...... квартиры), д...... корп. 2 (...... квартиры), д....... корп. 1 (...... квартиры).
......года состоялось заседание Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим аппарата Счетной палаты Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации (Комиссия), на котором было принято решение о распределении переданной распоряжением Управления делами Президента Российской Федерации двухкомнатной квартиры N......, общей площадью...... кв. м, жилой - ..... кв. м, расположенной по адресу: Москва, ул......, д......., очереднику Т. на семью из трех человек (он, жена и дочь, ........ г.р.), и направлении указанного решения в Управление делами Президента Российской Федерации.
........года истцу Департаментом управления делами аппарата Счетной палаты Российской Федерации выдан смотровой листок N...... с предложением осмотреть двухкомнатную квартиру N..... в доме N.... по ул......., г. Москвы, приведенной площадью..... кв. м, жилой - .... кв. м. В смотровом листке отмечалось, что согласие или отказ должен быть изложен на обратной стороне листка и возвращен в Департамент управления делами в течение..... дней.
Истец осмотрел квартиру и изложил согласие на получение данного жилого помещения в заявлении, переданном ответчику......... года.
......г. Счетной палатой Российской Федерации издан приказ N.....-к, которым...... г. служебный контракт с Т. расторгнут, истец освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (по инициативе гражданского служащего) на основании его заявления от.......... г.
Решением Комиссии от....... года Т. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и исключен из Списка федеральных государственных служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании пп. "е" п. 29 Положения о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента РФ, утв. Указом Президента РФ от........ года N......., в связи с увольнением из Счетной палаты РФ....... года.
Разрешая спор, суд, оценив представленные доказательства, руководствуясь п. п. 32, 34, 38 Положения о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента РФ, утв. Указом Президента РФ от..... года N...., пришел к выводу об удовлетворении иска в части признания незаконным решения жилищной комиссии Счетной палаты Российской Федерации от..... года об исключении истца из Списка федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты РФ, принятых в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с увольнением; о восстановлении истца в указанном списке под порядковым номером до принятия жилищной комиссией решения от.... года; об обязании Счетной палаты Российской Федерации предоставить истцу жилое помещение - двухкомнатную квартиру N... в доме N 4 по ул....... г. Москвы, приведенной площадью....... к. м, жилой.... кв. м.
При этом суд исходил из того, что приказом Председателя Счетной палаты Российской Федерации от...... года Т. освобожден от должности федеральной государственной службы........ года, т.е. уже после того, как истцу была выделена спорная квартира решением Комиссии, оформленным протоколом от........ года, на получение которой истец выразил свое согласие и имел право с учетом периода его работы в Счетной палате РФ, в связи с чем ответчик был обязан предоставить истцу выделенную ему спорную квартиру.
Суд отметил, что дата издания приказа об увольнении Т. (....... года) для рассмотрения дела по существу правового значения не имеет, поскольку последним днем работы истца являлось..... года, т.е. дата увольнения. До дня увольнения истец пребывал в статусе федерального государственного служащего и имел право на получение выделенного ему Комиссией жилого помещения.
Довод ответчика о том, что предоставление квартир является прерогативой Управления делами Президента Российской Федерации, а Счетная палата РФ лишь представляет в Управление списки очередников, суд признал несостоятельным, указав, что в соответствии с Положением о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента РФ, обязанность по предоставлению выделенных жилых помещений возлагается на жилищные комиссии работодателя, Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет лишь проверку соответствия представленных документов требованиям указанного Положения.
Между тем, с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании норм законодательства, регулирующего отношения, связанные с предоставлением жилых помещений лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно положениям ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. N 1370, к числу основных задач Управления делами Президента Российской Федерации относится обеспечение жилыми помещениями федеральных государственных гражданских служащих Счетной палаты Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением жилых помещений по договору социального найма лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах, перечисленных в подпункте 2 пункта 2 Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. N 1370, в том числе федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной Палаты РФ, регулируются Положением о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2008 г. N 1867 (Положение).
В соответствии с п. 31 Положения жилые помещения, поступающие в течение года в управление и распоряжение Управления делами Президента Российской Федерации, распределяются пропорционально численности очередников, имеющихся в государственных органах и в подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации организациях.
Передача жилых помещений государственным органам и подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации организациям осуществляется по распоряжению Управления делами Президента Российской Федерации.
Согласно п. 32 Положения жилищные комиссии в течение 30 рабочих дней со дня получения распоряжения Управления делами Президента Российской Федерации о передаче жилых помещений обязаны рассмотреть кандидатуры очередников на предоставление жилых помещений, распределить поступившие жилые помещения и представить в Управление делами Президента Российской Федерации решения о предоставлении жилых помещений, а также необходимые документы, перечень которых утверждается Управлением делами Президента Российской Федерации.
В соответствии с п. 38 Положения Управление делами Президента Российской Федерации в течение 30 рабочих дней со дня получения решения жилищной комиссии о предоставлении жилых помещений очередникам и документов учетного дела осуществляет проверку их соответствия требованиям настоящего Положения. В случае отсутствия нарушения жилищной комиссией требований настоящего Положения издается приказ управляющего делами Президента Российской Федерации о предоставлении жилых помещений.
В случае выявления нарушения жилищной комиссией требований настоящего Положения, касающихся принятия работников государственного органа на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принятия решения о предоставлении им жилых помещений, Управление делами отказывает в предоставлении жилых помещений, о чем письменно уведомляет соответствующую жилищную комиссию в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, с указанием оснований отказа. Данное уведомление является основанием для приведения решения жилищной комиссии в соответствие с требованиями настоящего Положения.
Согласно п. 39 Положения очереднику в течение семи рабочих дней со дня издания приказа управляющего делами Президента Российской Федерации о предоставлении жилого помещения выдается выписка из него.
В силу пункта 41 Положения владение и пользование работником государственного органа жилым помещением, предоставленным ему в соответствии с Положением, осуществляется по договору социального найма, заключаемому им с Управлением делами Президента Российской Федерации или с уполномоченной Управлением делами Президента Российской Федерации эксплуатирующей организацией на основании выданной ему выписки из приказа управляющего делами Президента Российской Федерации о предоставлении жилого помещения.
Во исполнение пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от.... г. N..... приказом от...... г. N... в Счетной палате Российской Федерации была создана Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим аппарата Счетной палаты Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации (Комиссия) и утверждены Правила принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации и предоставления им жилых помещений (Правила).
В соответствии с пунктом 4.4 Правил, Комиссия в течение...... рабочих дней со дня получения распоряжения Управления делами Президента о передаче жилых помещений рассматривает кандидатуры очередников на предоставление жилых помещений, распределяет поступившие жилые помещения и представляет в Управление делами Президента решения о предоставлении жилых помещений, а также необходимые документы, перечень которых утверждается Управлением делами Президента, и уведомляет гражданских служащих аппарата Счетной палаты о необходимости представления в Комиссию обновленного комплекта документов согласно пункту 3.1 настоящих Правил.
Очередники, в отношении которых решения о предоставлении им жилых помещений были направлены в Управление делами Президента, в течение 30 дней со дня уведомления обязаны представить обновленный комплект документов, после чего Комиссией принимается окончательное решение о предоставлении жилого помещения или об отказе в предоставлении жилого помещения.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными Положением и Правилами Счетная палата Российской Федерации органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма федеральным государственным гражданским служащим аппарата Счетной палаты Российской Федерации и стороной договора социального найма не является, таким органом является Управление делами Президента Российской Федерации.
Именно приказ управляющего делами Президента Российской Федерации является тем правовым актом, на основании которого очереднику предоставляется жилое помещение (п. 38 Положения).
Указанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции.
Также суд не учел, что до даты увольнения Т. окончательное решение Комиссии о предоставлении Т. жилого помещения в соответствии с п. 4.4. Правил не было принято, обновленный комплект документов, перечисленных в пункте 3.1 Правил, Т. не был представлен.
В связи с изложенным, ...... г. Комиссия в соответствии с пунктом 28 Положения правомерно приняла решение о снятии Т. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании подпункта "е" пункта 29 Положения (в связи с увольнением из Счетной палаты Российской Федерации).
Поскольку судом были неправильно применены нормы материального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Т. исковых требований.
При принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Т. как необоснованных, судебная коллегия принимает также во внимание, что вступившим в законную силу решением суда увольнение истца было признано законным.
Так, истец Т. обращался в суд с иском к Счетной Палате РФ о признании его увольнения незаконным, отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе в ранее занимаемой должности, признании недействительной записи об увольнении в трудовой книжке, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Решением Хамовнического районного суда города Москвы от........ года признано незаконным увольнение Т. по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" и отменен приказ N... от........ года о расторжении служебного контракта, Т. был восстановлен в должности главного инспектора инспекции по своду результатов экспертно-аналитической и контрольной деятельности Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на международные отношения и международное сотрудничество, бюджета Союзного государства и оборота федерального имущества за рубежом; признана недействительной запись в трудовой книжке Т. об увольнении по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", со Счетной палаты Российской Федерации в пользу Т. взысканы средний заработок за время вынужденного прогула и компенсация морального вреда.
Данное решение было обжаловано Счетной Палатой РФ в апелляционном порядке.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от...... г. решение Хамовнического районного суда города Москвы от....... года было отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Т. к Счетной палате РФ о признании увольнения незаконным, отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе в ранее занимаемой должности, признании недействительной записи об увольнении в трудовой книжке, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от...... года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Т. к Счетной Палате Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии Счетной Палаты Российской Федерации от....... г. об исключении Т. из списка федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о признании незаконным решения жилищной комиссии Счетной палаты Российской Федерации об отказе в предоставлении двухкомнатной квартиры N...... в доме N..... по улице...... в г. Москве по договору социального найма, о восстановлении в списке федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение - двухкомнатную квартиру N..... в доме N..... по улице..... в г. Москве, о взыскании компенсации морального вреда - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-36134/2015
Требование: О признании незаконными решений о снятии с учета в качестве нуждающегося в получении жилой площади, об отказе в предоставлении жилого помещения, восстановлении в списке принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что был исключен из списка федеральных государственных гражданских служащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с увольнением.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2015 г. по делу N 33-36134/2015
Судья: Рождественская О.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ворониной И.В.,
судей Захаровой Е.А., Зельхарняевой А.И.,
при секретаре..... Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зельхарняевой А.И. дело по апелляционной жалобе ответчика Счетной Палаты Российской Федерации на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от...... года, которым постановлено:
"Исковые требования Т. удовлетворись частично.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Счетной палаты Российской Федерации от........ года об исключении Т. из Списка Федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с увольнением.
Восстановить Т. в Списке Федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых в качестве нуждающихся в жилых помещениях под порядковым номером до принятия жилищной комиссией решения от........ года.
Обязать Счетную палату Российской Федерации предоставить Т. жилое помещение - двухкомнатную квартиру N.... в доме N...... по ул...... г. Москвы, приведенной площадью.... к. м, жилой... кв. м.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать со Счетной палаты Российской Федерации в пользу Т. госпошлину в размере........ рублей",
установила:
Т. обратился в суд с иском к Счетной палате Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии Счетной палаты Российской Федерации о снятии с учета в качестве нуждающегося в получении жилой площади, признании незаконным решения жилищной комиссии Счетной палаты Российской Федерации об отказе в предоставлении жилого помещения, восстановлении в списке федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда.
Иск мотивирован тем, что истец с........ года состоял в трудовых отношениях с ответчиком. Решением жилищной комиссии Счетной Палаты РФ от........ года Т. включен в список федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решением жилищной комиссии от....... года истец был исключен из списка федеральных государственных гражданских служащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с увольнением из Счетной палаты РФ..... года на основании приказа Председателя Счетной палаты РФ от....... года N.....-к. С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным и противоречащим ст. ст. 49, 50, 55, 56 ЖК РФ, учитывая при этом, что..... года ему выдан смотровой листок, в соответствии с которым истец произвел осмотр выделенной ему квартиры и....... года выразил свое согласие на получение данного жилого помещения. Также истец ссылается на незаконность его увольнения из Счетной Палаты РФ, и что в производстве суда находится его иск о признании данного увольнения незаконным.
На основании изложенного, истец просит признать решение жилищной комиссии Счетной Палаты Российской Федерации от........ г. об исключении Т. из списка федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным; признать незаконным решение жилищной комиссии Счетной палаты Российской Федерации об отказе в предоставлении двухкомнатной квартиры N..... в доме N 4 по улице.... в г. Москве по договору социального найма; восстановить истца в списке федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать ответчика предоставить по договору социального найма жилое помещение - двухкомнатную квартиру N..... в доме N 4 по улице...... в г. Москве, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме........ руб.
В судебном заседании истец Т. и его представитель по доверенности Д. настаивали на удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика Счетной Палаты РФ - по доверенности Б. в судебное заседание явился, с иском не согласился по доводам ранее представленных письменных возражений на иск (л.д. 48 - 52), просил в удовлетворении иска Т. отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы ответчик Счетная Палата РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Счетной Палаты РФ - Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Т. и его представителя Д., возражавших против апелляционной жалобы, поддержавших свои письменные возражения на апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание изложенное в письменных возражениях истца относительно апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В п. п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции не соблюдены.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, приказом Председателя Счетной палаты Российской Федерации N........-к от......... г. Т. назначен на должность федеральной государственной гражданской службы старшего инспектора отдела предварительного и текущего контроля, экспертизы и анализа Департамента по контролю расходов федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
........г. между сторонами заключен служебный контракт, по которому истец принят на государственную гражданскую службу на должность ведущего инспектора указанного отдела; с...... истец назначен на должность главного инспектора инспекции по своду результатов экспертно-аналитической и контрольной деятельности департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на международные отношения и международное сотрудничество, бюджета Союзного государства и оборота федерального имущества за рубежом Счетной палаты Российской Федерации.
Решением жилищной комиссии Счетной палаты РФ от 24.12.2009 года истец на основании личного заявления был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в Список федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, под номером 180.
В соответствии с решением жилищной комиссии от...... года (протокол N 2) истец значился в списке нуждающихся в жилых помещениях под номером........ (л.д. 21).
........Т. подано заявление о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении по собственному желанию с.......... г.
Также из материалов дела следует, что....... г. начальником Главного управления жилищного и социально-бытового обеспечения Управления делами Президента Российской Федерации были изданы распоряжения о передаче Счетной палате РФ жилой площади по адресам: г. Москва, ул........, д....... (7 квартир), д...... (2 квартиры), д....... корп. 3 (...... квартиры), д...... корп. 2 (...... квартиры), д....... корп. 1 (...... квартиры).
......года состоялось заседание Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим аппарата Счетной палаты Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации (Комиссия), на котором было принято решение о распределении переданной распоряжением Управления делами Президента Российской Федерации двухкомнатной квартиры N......, общей площадью...... кв. м, жилой - ..... кв. м, расположенной по адресу: Москва, ул......, д......., очереднику Т. на семью из трех человек (он, жена и дочь, ........ г.р.), и направлении указанного решения в Управление делами Президента Российской Федерации.
........года истцу Департаментом управления делами аппарата Счетной палаты Российской Федерации выдан смотровой листок N...... с предложением осмотреть двухкомнатную квартиру N..... в доме N.... по ул......., г. Москвы, приведенной площадью..... кв. м, жилой - .... кв. м. В смотровом листке отмечалось, что согласие или отказ должен быть изложен на обратной стороне листка и возвращен в Департамент управления делами в течение..... дней.
Истец осмотрел квартиру и изложил согласие на получение данного жилого помещения в заявлении, переданном ответчику......... года.
......г. Счетной палатой Российской Федерации издан приказ N.....-к, которым...... г. служебный контракт с Т. расторгнут, истец освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (по инициативе гражданского служащего) на основании его заявления от.......... г.
Решением Комиссии от....... года Т. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и исключен из Списка федеральных государственных служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании пп. "е" п. 29 Положения о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента РФ, утв. Указом Президента РФ от........ года N......., в связи с увольнением из Счетной палаты РФ....... года.
Разрешая спор, суд, оценив представленные доказательства, руководствуясь п. п. 32, 34, 38 Положения о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента РФ, утв. Указом Президента РФ от..... года N...., пришел к выводу об удовлетворении иска в части признания незаконным решения жилищной комиссии Счетной палаты Российской Федерации от..... года об исключении истца из Списка федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты РФ, принятых в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с увольнением; о восстановлении истца в указанном списке под порядковым номером до принятия жилищной комиссией решения от.... года; об обязании Счетной палаты Российской Федерации предоставить истцу жилое помещение - двухкомнатную квартиру N... в доме N 4 по ул....... г. Москвы, приведенной площадью....... к. м, жилой.... кв. м.
При этом суд исходил из того, что приказом Председателя Счетной палаты Российской Федерации от...... года Т. освобожден от должности федеральной государственной службы........ года, т.е. уже после того, как истцу была выделена спорная квартира решением Комиссии, оформленным протоколом от........ года, на получение которой истец выразил свое согласие и имел право с учетом периода его работы в Счетной палате РФ, в связи с чем ответчик был обязан предоставить истцу выделенную ему спорную квартиру.
Суд отметил, что дата издания приказа об увольнении Т. (....... года) для рассмотрения дела по существу правового значения не имеет, поскольку последним днем работы истца являлось..... года, т.е. дата увольнения. До дня увольнения истец пребывал в статусе федерального государственного служащего и имел право на получение выделенного ему Комиссией жилого помещения.
Довод ответчика о том, что предоставление квартир является прерогативой Управления делами Президента Российской Федерации, а Счетная палата РФ лишь представляет в Управление списки очередников, суд признал несостоятельным, указав, что в соответствии с Положением о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента РФ, обязанность по предоставлению выделенных жилых помещений возлагается на жилищные комиссии работодателя, Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет лишь проверку соответствия представленных документов требованиям указанного Положения.
Между тем, с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании норм законодательства, регулирующего отношения, связанные с предоставлением жилых помещений лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно положениям ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. N 1370, к числу основных задач Управления делами Президента Российской Федерации относится обеспечение жилыми помещениями федеральных государственных гражданских служащих Счетной палаты Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением жилых помещений по договору социального найма лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах, перечисленных в подпункте 2 пункта 2 Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. N 1370, в том числе федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной Палаты РФ, регулируются Положением о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2008 г. N 1867 (Положение).
В соответствии с п. 31 Положения жилые помещения, поступающие в течение года в управление и распоряжение Управления делами Президента Российской Федерации, распределяются пропорционально численности очередников, имеющихся в государственных органах и в подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации организациях.
Передача жилых помещений государственным органам и подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации организациям осуществляется по распоряжению Управления делами Президента Российской Федерации.
Согласно п. 32 Положения жилищные комиссии в течение 30 рабочих дней со дня получения распоряжения Управления делами Президента Российской Федерации о передаче жилых помещений обязаны рассмотреть кандидатуры очередников на предоставление жилых помещений, распределить поступившие жилые помещения и представить в Управление делами Президента Российской Федерации решения о предоставлении жилых помещений, а также необходимые документы, перечень которых утверждается Управлением делами Президента Российской Федерации.
В соответствии с п. 38 Положения Управление делами Президента Российской Федерации в течение 30 рабочих дней со дня получения решения жилищной комиссии о предоставлении жилых помещений очередникам и документов учетного дела осуществляет проверку их соответствия требованиям настоящего Положения. В случае отсутствия нарушения жилищной комиссией требований настоящего Положения издается приказ управляющего делами Президента Российской Федерации о предоставлении жилых помещений.
В случае выявления нарушения жилищной комиссией требований настоящего Положения, касающихся принятия работников государственного органа на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принятия решения о предоставлении им жилых помещений, Управление делами отказывает в предоставлении жилых помещений, о чем письменно уведомляет соответствующую жилищную комиссию в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, с указанием оснований отказа. Данное уведомление является основанием для приведения решения жилищной комиссии в соответствие с требованиями настоящего Положения.
Согласно п. 39 Положения очереднику в течение семи рабочих дней со дня издания приказа управляющего делами Президента Российской Федерации о предоставлении жилого помещения выдается выписка из него.
В силу пункта 41 Положения владение и пользование работником государственного органа жилым помещением, предоставленным ему в соответствии с Положением, осуществляется по договору социального найма, заключаемому им с Управлением делами Президента Российской Федерации или с уполномоченной Управлением делами Президента Российской Федерации эксплуатирующей организацией на основании выданной ему выписки из приказа управляющего делами Президента Российской Федерации о предоставлении жилого помещения.
Во исполнение пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от.... г. N..... приказом от...... г. N... в Счетной палате Российской Федерации была создана Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим аппарата Счетной палаты Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации (Комиссия) и утверждены Правила принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации и предоставления им жилых помещений (Правила).
В соответствии с пунктом 4.4 Правил, Комиссия в течение...... рабочих дней со дня получения распоряжения Управления делами Президента о передаче жилых помещений рассматривает кандидатуры очередников на предоставление жилых помещений, распределяет поступившие жилые помещения и представляет в Управление делами Президента решения о предоставлении жилых помещений, а также необходимые документы, перечень которых утверждается Управлением делами Президента, и уведомляет гражданских служащих аппарата Счетной палаты о необходимости представления в Комиссию обновленного комплекта документов согласно пункту 3.1 настоящих Правил.
Очередники, в отношении которых решения о предоставлении им жилых помещений были направлены в Управление делами Президента, в течение 30 дней со дня уведомления обязаны представить обновленный комплект документов, после чего Комиссией принимается окончательное решение о предоставлении жилого помещения или об отказе в предоставлении жилого помещения.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными Положением и Правилами Счетная палата Российской Федерации органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма федеральным государственным гражданским служащим аппарата Счетной палаты Российской Федерации и стороной договора социального найма не является, таким органом является Управление делами Президента Российской Федерации.
Именно приказ управляющего делами Президента Российской Федерации является тем правовым актом, на основании которого очереднику предоставляется жилое помещение (п. 38 Положения).
Указанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции.
Также суд не учел, что до даты увольнения Т. окончательное решение Комиссии о предоставлении Т. жилого помещения в соответствии с п. 4.4. Правил не было принято, обновленный комплект документов, перечисленных в пункте 3.1 Правил, Т. не был представлен.
В связи с изложенным, ...... г. Комиссия в соответствии с пунктом 28 Положения правомерно приняла решение о снятии Т. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании подпункта "е" пункта 29 Положения (в связи с увольнением из Счетной палаты Российской Федерации).
Поскольку судом были неправильно применены нормы материального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Т. исковых требований.
При принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Т. как необоснованных, судебная коллегия принимает также во внимание, что вступившим в законную силу решением суда увольнение истца было признано законным.
Так, истец Т. обращался в суд с иском к Счетной Палате РФ о признании его увольнения незаконным, отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе в ранее занимаемой должности, признании недействительной записи об увольнении в трудовой книжке, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Решением Хамовнического районного суда города Москвы от........ года признано незаконным увольнение Т. по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" и отменен приказ N... от........ года о расторжении служебного контракта, Т. был восстановлен в должности главного инспектора инспекции по своду результатов экспертно-аналитической и контрольной деятельности Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на международные отношения и международное сотрудничество, бюджета Союзного государства и оборота федерального имущества за рубежом; признана недействительной запись в трудовой книжке Т. об увольнении по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", со Счетной палаты Российской Федерации в пользу Т. взысканы средний заработок за время вынужденного прогула и компенсация морального вреда.
Данное решение было обжаловано Счетной Палатой РФ в апелляционном порядке.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от...... г. решение Хамовнического районного суда города Москвы от....... года было отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Т. к Счетной палате РФ о признании увольнения незаконным, отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе в ранее занимаемой должности, признании недействительной записи об увольнении в трудовой книжке, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от...... года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Т. к Счетной Палате Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии Счетной Палаты Российской Федерации от....... г. об исключении Т. из списка федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о признании незаконным решения жилищной комиссии Счетной палаты Российской Федерации об отказе в предоставлении двухкомнатной квартиры N...... в доме N..... по улице...... в г. Москве по договору социального найма, о восстановлении в списке федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение - двухкомнатную квартиру N..... в доме N..... по улице..... в г. Москве, о взыскании компенсации морального вреда - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)