Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что его семью сняли с жилищного учета, как обеспеченную площадью жилого помещения согласно установленной норме, однако ее жилищные условия не изменялись с момента постановки на жилищный учет, оснований для снятия ее с жилищного учета не имелось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Ф\\С Карпова А.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Салтыковой Л.В., судей Гончаровой О.С. и Дорохиной Е.М., при секретаре И. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности Э. на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 04 апреля 2016 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить. Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы <...> г. о снятии Ф.А., Ф.Н. с жилищного учета.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества г. Москвы восстановить Ф.А., Федоренко Н.Ф. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с <...>,
установила:
Ф.А. обратился в суд с иском к ответчику о признании распоряжения Департамента городского имущества гор. Москвы о снятии с жилищного учета незаконным, восстановлении на жилищном учете, мотивируя свои требования тем, что его семью сняли с жилищного учета как обеспеченных площадью жилого помещения согласно установленной нормы, однако их жилищные условия не изменялись с момента постановки на жилищный учет; оснований для снятия их с жилищного учета не имеется.
Истец и его представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание явился, исковые требования не признал и просил в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещалось судом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности Э.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и представленными доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что Ф.А. с семьей из 3-х человек (он, мать - Ф.Н., бывшая жена - Ф.Е.) зарегистрированы по месту жительства по адресу: <...>, где занимают однокомнатную квартиру площадью жилого помещения <...> кв. м, жилой площадью <...> кв. м, что подтверждается представленными письменными доказательствами, а именно: выпиской из домовой книги, ордером на право занятия жилой площади, поэтажным планом, договором социального найма жилой площади. Ф.А. с семьей из 2-х человек (он, мать - Ф.А.) состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с <...> года, учетное дело N <...>, категория учета "участники ликвидации последствий на ЧАЭС льгота - Ф.А.
Согласно выписки из домовой книги, Ф.Е. (бывшая жена) в <...> г. выписана по отрывному талону ф.6 из квартиры по адресу: <...>, а Ф.В. (дочь), <...> года рождения, с <...>. по указанному адресу зарегистрирована по рождению, в связи с чем суд правильно указал, что состав лиц зарегистрированных в спорной квартире не изменился.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы N <...>. Ф.А., Ф.Н. сняты с жилищного учета, как обеспеченные площадью жилого помещения согласно установленной нормы, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 16 и ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Разрешая заявленные требований, суд первой инстанции правильно признал данное распоряжение Департамента городского имущества гор. Москвы незаконным, вынесенным в нарушении действующего жилищного законодательства.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
Согласно п. 2 и п. 4, п. п. 1, 3 ст. 20 Закона г. Москвы N 29, жителям города Москвы, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Норма предоставления жилой площади жилого помещения составляет 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека. Жилое помещение предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. Площадь предоставляемого жилого помещения определяется как произведение количества заявителей и нормы предоставления на одного человека.
По смыслу пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона г. Москвы N 29 во взаимосвязи с положениями ст. 20 того же Закона, основания для предоставления жителям города Москвы жилых помещений в пользование либо в собственность с помощью города Москвы считаются отпавшими, если в результате изменения жилищных условий уровень обеспеченности жилой площадью лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условиях, станет превышать норму предоставления площади жилого помещения на человека, т.е. превышать 18 кв. м площади жилого помещения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Вводный закон), к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, истец, поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Часть 2 ст. 6 Вводного закона не предполагает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., по п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, подлежащие применению к данным правоотношениям, и удовлетворил заявленные Ф.А. требования.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Департамента городского имущества гор. Москвы, поскольку судом надлежащим образом исследованы обстоятельства дела, представленным доказательствам дана правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Довод апелляционной жалобы представителя Департамента городского имущества гор. Москвы о том, что после снятия с регистрационного учета Ф.Е. жилищные условия Ф.А. изменились, несостоятельны. На учете по улучшению жилищных условий Ф.Е. не состояла, поэтому сам факт снятия ее с регистрационного учета не имел правового значения при решении вопроса о снятии Ф.Н. и Ф.А. с жилищного учета.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 04 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности Э. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-30428/2016
Требование: О признании распоряжения о снятии с жилищного учета незаконным, восстановлении на жилищном учете.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что его семью сняли с жилищного учета, как обеспеченную площадью жилого помещения согласно установленной норме, однако ее жилищные условия не изменялись с момента постановки на жилищный учет, оснований для снятия ее с жилищного учета не имелось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2016 г. по делу N 33-30428
Ф\\С Карпова А.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Салтыковой Л.В., судей Гончаровой О.С. и Дорохиной Е.М., при секретаре И. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности Э. на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 04 апреля 2016 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить. Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы <...> г. о снятии Ф.А., Ф.Н. с жилищного учета.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества г. Москвы восстановить Ф.А., Федоренко Н.Ф. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с <...>,
установила:
Ф.А. обратился в суд с иском к ответчику о признании распоряжения Департамента городского имущества гор. Москвы о снятии с жилищного учета незаконным, восстановлении на жилищном учете, мотивируя свои требования тем, что его семью сняли с жилищного учета как обеспеченных площадью жилого помещения согласно установленной нормы, однако их жилищные условия не изменялись с момента постановки на жилищный учет; оснований для снятия их с жилищного учета не имеется.
Истец и его представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание явился, исковые требования не признал и просил в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещалось судом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности Э.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и представленными доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что Ф.А. с семьей из 3-х человек (он, мать - Ф.Н., бывшая жена - Ф.Е.) зарегистрированы по месту жительства по адресу: <...>, где занимают однокомнатную квартиру площадью жилого помещения <...> кв. м, жилой площадью <...> кв. м, что подтверждается представленными письменными доказательствами, а именно: выпиской из домовой книги, ордером на право занятия жилой площади, поэтажным планом, договором социального найма жилой площади. Ф.А. с семьей из 2-х человек (он, мать - Ф.А.) состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с <...> года, учетное дело N <...>, категория учета "участники ликвидации последствий на ЧАЭС льгота - Ф.А.
Согласно выписки из домовой книги, Ф.Е. (бывшая жена) в <...> г. выписана по отрывному талону ф.6 из квартиры по адресу: <...>, а Ф.В. (дочь), <...> года рождения, с <...>. по указанному адресу зарегистрирована по рождению, в связи с чем суд правильно указал, что состав лиц зарегистрированных в спорной квартире не изменился.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы N <...>. Ф.А., Ф.Н. сняты с жилищного учета, как обеспеченные площадью жилого помещения согласно установленной нормы, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 16 и ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Разрешая заявленные требований, суд первой инстанции правильно признал данное распоряжение Департамента городского имущества гор. Москвы незаконным, вынесенным в нарушении действующего жилищного законодательства.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
Согласно п. 2 и п. 4, п. п. 1, 3 ст. 20 Закона г. Москвы N 29, жителям города Москвы, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Норма предоставления жилой площади жилого помещения составляет 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека. Жилое помещение предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. Площадь предоставляемого жилого помещения определяется как произведение количества заявителей и нормы предоставления на одного человека.
По смыслу пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона г. Москвы N 29 во взаимосвязи с положениями ст. 20 того же Закона, основания для предоставления жителям города Москвы жилых помещений в пользование либо в собственность с помощью города Москвы считаются отпавшими, если в результате изменения жилищных условий уровень обеспеченности жилой площадью лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условиях, станет превышать норму предоставления площади жилого помещения на человека, т.е. превышать 18 кв. м площади жилого помещения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Вводный закон), к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, истец, поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Часть 2 ст. 6 Вводного закона не предполагает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., по п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, подлежащие применению к данным правоотношениям, и удовлетворил заявленные Ф.А. требования.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Департамента городского имущества гор. Москвы, поскольку судом надлежащим образом исследованы обстоятельства дела, представленным доказательствам дана правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Довод апелляционной жалобы представителя Департамента городского имущества гор. Москвы о том, что после снятия с регистрационного учета Ф.Е. жилищные условия Ф.А. изменились, несостоятельны. На учете по улучшению жилищных условий Ф.Е. не состояла, поэтому сам факт снятия ее с регистрационного учета не имел правового значения при решении вопроса о снятии Ф.Н. и Ф.А. с жилищного учета.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 04 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента городского имущества гор. Москвы по доверенности Э. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)