Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Дарение недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец полагает, что незаконно исключен из списка граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, действий по ухудшению жилищных условий истец не совершал.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Грошева Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Соколовой Н.М., Редченко Е.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 июля 2014 г. апелляционную жалобу администрации Шатурского муниципального района Московской области на решение Шатурского городского суда Московской области от 26 мая 2014 г. по делу по заявлению Ш.Н. о признании незаконным постановления администрации Шатурского муниципального района Московской области от 10 февраля 2014 г. N 260,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя администрации Шатурского муниципального района - Ч.,
установила:
Ш.Н., действующая в интересах своих и несовершеннолетнего Ш.Д., обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации Шатурского муниципального района Московской области от 10 февраля 2014 г. N 260, в соответствии с которым ее семья была снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", и исключена из списка граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 гг.", ссылалась на то, что действий по ухудшению жилищных условий она не совершала. Просила обязать заинтересованное лицо восстановить ее с семьей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанным программам.
Ш.Н. в суде первой инстанции свои требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить заявление.
Представитель администрации Шатурского муниципального района Московской области по доверенности - Ч. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что первоначально семья Ш.Н. была неправомерно поставлена на учет в качестве нуждающейся по программе "Обеспечение жильем молодых семей", так как в 2009 году ее супруг и ребенок были перерегистрированы в другое жилое помещение, оформлен договор дарения доли жилого помещения. Муж и ребенок истца были перерегистрированы из жилого помещения площадью 61,7 кв. м в жилое помещение площадью 47,3 кв. м, в котором уже было зарегистрировано 4 человека. В результате этого площадь на одного человека составила менее учетной нормы, в настоящее время на одного человека в жилом помещении приходится около 6 кв. м. При постановке на учет в качестве нуждающихся не были учтены документы, в соответствии с которыми семья намеренно ухудшила свои жилищные условия. Данный факт был выявлен при проверке жилищного дела в 2013 году.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 26 мая 2014 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация Шатурского муниципального района Московской области просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, не предусмотрена возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, равно как и долгосрочной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 годах", и пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права, подлежащего применению к возникшим спорным правоотношениям.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 21 июля 2014 г.) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2).
Жилищным кодексом Российской Федерации Согласно предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных этим Кодексом случаев (часть 1 статьи 52); граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятия на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт 6 части 1 статьи 56).
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как усматривается из материалов дела, Ш.Н. со своей семьей проживает по адресу: <данные изъяты> По данному адресу зарегистрированы <данные изъяты>. Правообладателями квартиры в настоящее время являются Б.С., Б.Т., Б.А.
Ш.Н. (ранее - Б.Н.) до 16 февраля 2009 г. принадлежала 1/4 доли указанного выше жилого помещения, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права Б.Т. и не отрицалось заявителем в суде первой инстанции (л.д. 35, 68).
Постановлением администрации Шатурского муниципального района Московской области от 1 апреля 2010 г. N 821 "Об утверждении протокола N 5 заседания жилищной комиссии и рабочей комиссии по выдаче сертификатов категориям граждан, установленных федеральным законодательством от 1 апреля 2010 г. по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении жилплощади" семья Ш.Н. в составе трех человек: заявитель, ее муж Ш.Е. и сын Ш.Д., 2008 года рождения, была признана нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2009 - 2012 гг.", а постановлением - от 11 февраля 2013 г. N 341 молодая семья Ш.Н. включена в состав участников долгосрочной целевой программы Шатурского муниципального района "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 годах".
10 февраля 2014 г. на заседании жилищной комиссии и рабочей комиссии по выдаче сертификатов категориям граждан, установленных федеральным законодательством, было рассмотрено учетное дело молодой семьи Ш.Н. и в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 раздела 1 приложения 2 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", утвержденной постановление Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. N 655/34, принято решение снять с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", и исключить из списка граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 гг.".
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что совершение в 2009 году Ш.Н. факта дарения 1/4 доли жилого помещения повлияло на объем жилищных прав ее молодой семьи. Осуществив указанные действия, заявитель намеренно ухудшила свои жилищные условия и жилищные условия несовершеннолетнего сына.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что пятилетний срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации на данный момент не истек, у Ш.Н. и ее молодой семьи в 2010 году не возникло права быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью участия в указанных программах.
Данное юридически значимое действие правильно учтено при вынесении оспариваемого постановления администрации Шатурского муниципального района Московской области от 10 февраля 2014 г. N 260, поэтому оснований, для признания его незаконным и для возложения на администрацию Шатурского муниципального района Московской области обязанности восстановить молодую семью Ш.Н. в списках претендентов для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" и в долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 гг.".
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шатурского городского суда Московской области от 26 мая 2014 г. отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявления Ш.Н. о признании незаконным постановления администрации Шатурского муниципального района Московской области от 10 февраля 2014 г. N 260 и возложении обязанности восстановить ее с семьей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" и в долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 гг." отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-15965/2014
Требование: О признании незаконным постановления и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.Разделы:
Дарение недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец полагает, что незаконно исключен из списка граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, действий по ухудшению жилищных условий истец не совершал.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. по делу N 33-15965/2014
Судья: Грошева Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Соколовой Н.М., Редченко Е.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 июля 2014 г. апелляционную жалобу администрации Шатурского муниципального района Московской области на решение Шатурского городского суда Московской области от 26 мая 2014 г. по делу по заявлению Ш.Н. о признании незаконным постановления администрации Шатурского муниципального района Московской области от 10 февраля 2014 г. N 260,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя администрации Шатурского муниципального района - Ч.,
установила:
Ш.Н., действующая в интересах своих и несовершеннолетнего Ш.Д., обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации Шатурского муниципального района Московской области от 10 февраля 2014 г. N 260, в соответствии с которым ее семья была снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", и исключена из списка граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 гг.", ссылалась на то, что действий по ухудшению жилищных условий она не совершала. Просила обязать заинтересованное лицо восстановить ее с семьей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанным программам.
Ш.Н. в суде первой инстанции свои требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить заявление.
Представитель администрации Шатурского муниципального района Московской области по доверенности - Ч. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что первоначально семья Ш.Н. была неправомерно поставлена на учет в качестве нуждающейся по программе "Обеспечение жильем молодых семей", так как в 2009 году ее супруг и ребенок были перерегистрированы в другое жилое помещение, оформлен договор дарения доли жилого помещения. Муж и ребенок истца были перерегистрированы из жилого помещения площадью 61,7 кв. м в жилое помещение площадью 47,3 кв. м, в котором уже было зарегистрировано 4 человека. В результате этого площадь на одного человека составила менее учетной нормы, в настоящее время на одного человека в жилом помещении приходится около 6 кв. м. При постановке на учет в качестве нуждающихся не были учтены документы, в соответствии с которыми семья намеренно ухудшила свои жилищные условия. Данный факт был выявлен при проверке жилищного дела в 2013 году.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 26 мая 2014 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация Шатурского муниципального района Московской области просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, не предусмотрена возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, равно как и долгосрочной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 годах", и пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права, подлежащего применению к возникшим спорным правоотношениям.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 21 июля 2014 г.) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2).
Жилищным кодексом Российской Федерации Согласно предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных этим Кодексом случаев (часть 1 статьи 52); граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятия на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт 6 части 1 статьи 56).
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как усматривается из материалов дела, Ш.Н. со своей семьей проживает по адресу: <данные изъяты> По данному адресу зарегистрированы <данные изъяты>. Правообладателями квартиры в настоящее время являются Б.С., Б.Т., Б.А.
Ш.Н. (ранее - Б.Н.) до 16 февраля 2009 г. принадлежала 1/4 доли указанного выше жилого помещения, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права Б.Т. и не отрицалось заявителем в суде первой инстанции (л.д. 35, 68).
Постановлением администрации Шатурского муниципального района Московской области от 1 апреля 2010 г. N 821 "Об утверждении протокола N 5 заседания жилищной комиссии и рабочей комиссии по выдаче сертификатов категориям граждан, установленных федеральным законодательством от 1 апреля 2010 г. по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении жилплощади" семья Ш.Н. в составе трех человек: заявитель, ее муж Ш.Е. и сын Ш.Д., 2008 года рождения, была признана нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2009 - 2012 гг.", а постановлением - от 11 февраля 2013 г. N 341 молодая семья Ш.Н. включена в состав участников долгосрочной целевой программы Шатурского муниципального района "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 годах".
10 февраля 2014 г. на заседании жилищной комиссии и рабочей комиссии по выдаче сертификатов категориям граждан, установленных федеральным законодательством, было рассмотрено учетное дело молодой семьи Ш.Н. и в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 раздела 1 приложения 2 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище", утвержденной постановление Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. N 655/34, принято решение снять с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", и исключить из списка граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 гг.".
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что совершение в 2009 году Ш.Н. факта дарения 1/4 доли жилого помещения повлияло на объем жилищных прав ее молодой семьи. Осуществив указанные действия, заявитель намеренно ухудшила свои жилищные условия и жилищные условия несовершеннолетнего сына.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что пятилетний срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации на данный момент не истек, у Ш.Н. и ее молодой семьи в 2010 году не возникло права быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью участия в указанных программах.
Данное юридически значимое действие правильно учтено при вынесении оспариваемого постановления администрации Шатурского муниципального района Московской области от 10 февраля 2014 г. N 260, поэтому оснований, для признания его незаконным и для возложения на администрацию Шатурского муниципального района Московской области обязанности восстановить молодую семью Ш.Н. в списках претендентов для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" и в долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 гг.".
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шатурского городского суда Московской области от 26 мая 2014 г. отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявления Ш.Н. о признании незаконным постановления администрации Шатурского муниципального района Московской области от 10 февраля 2014 г. N 260 и возложении обязанности восстановить ее с семьей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" и в долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района в 2013 - 2015 гг." отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)