Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 сентября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Виноградова О.Н. и Писаревой О.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-лесозаготовительное объединение Онегалес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 июля 2016 года по делу N А05-2555/2016 (судья Филипьева А.Б.),
территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Онежское лесничество (ОГРН 1072920001032; ИНН 2906007016; место нахождения: 164840, г. Онега, Архангельская обл., пр. Кирова, д. 93; далее - Лесничество) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-лесозаготовительное объединение Онегалес" (ОГРН 1092920000711; ИНН 2906007344; место нахождения: 164842, г. Онега, Архангельская обл., ул. Гутина, д. 2; далее - Общество) о взыскании в областной бюджет 5 777 194 руб. 20 коп. задолженности по арендной плате по срокам оплаты до 15.02.2016, 15.03.2016, 15.04.2016, 15.05.2016, 15.06.2016 по договорам аренды лесных участков от 26.09.2008 N 434, 436 438, от 29.09.2008 N 435 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; далее - Министерство).
Решением суда от 01.07.2016 исковые требования удовлетворены. С Общества в доход бюджета Архангельской области взыскано 5 777 194 руб. 20 коп. долга, в доход федерального бюджета - 51 886 руб. государственной пошлины.
Ответчик с вынесенным решением не согласился, обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ее податель указал на то, что договоры аренды от 26.09.2008 и от 29.09.2008 заключены в порядке переоформления договоров аренды участков лесного фонда, которые заключались по результатам лесных конкурсов, на которых повышение ставки арендной платы не производилось; арендная плата в части платежа в бюджет Архангельской области по ранее заключенным договорам вносилась в соответствии с нормативным актом, утратившим силу при заключении новых договоров, в связи с чем оснований для уплаты в областной бюджет арендных платежей не имеется.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протоколов конкурсной комиссии Архангельской области от 30.03.2002 N 226, от 22.06.2006 N 640, от 21.02.2003 N 265, от 29.04.2003 N 270, от 22.06.2006 N 641, от 29.04.2003 N 2714, от 19.07.2005 N 451 о результатах лесного конкурса между государственным учреждением "Онежский лесхоз" и правопредшественниками ответчика - открытым акционерным обществом "Онежское лесосплавное предприятие", закрытым акционерным обществом "Ярнемалес", открытым акционерным общество "Малошуйкалес", открытым акционерным обществом "Нименьгалес" для осуществления заготовок древесины заключались договоры аренды участков лесного фонда от 12.03.2003 N 12, от 19.05.2003 N 13, от 07.07.2006 N 20, от 20.06.2002 N 9, от 29.06.2006 N 19, от 21.05.2003 N 14, от 21.07.2005 N 17.
Впоследствии указанные договоры были приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) путем заключения между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства) и правопредшественниками ответчика договоров аренды лесных участков от 26.09.2008 N 434, 436, 438, от 29.09.2008 N 435.
Пунктами 2.1. договоров N 434, 435, 436, 438 определены годовые размеры арендной платы, в том числе в части минимального размера арендной платы и в части размера, превышающего минимальный размер.
Согласно пунктам 2.2 договоров годовой размер арендной платы за пользование лесным участком с изъятием лесных ресурсов устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
В пунктах 2.3 договора сторонами определено, что конкретный годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициентов превышений над минимальным размером арендной платы по формуле: Крап = Мрап x К, где: Крап - конкретный годовой размер арендной платы; Мрап - минимальный размер арендной платы; К - коэффициент превышений по договоренности сторон - 1,7.
В силу пункта 2.4 договора размер арендной платы определяется исходя из установленного ежегодного объема отпуска древесины на лесном участке, переданном в аренду, и не зависит от фактического использования лесных ресурсов.
Пунктом 2.5 договора определено, что годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года, в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 договора аренды, и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы, подписываемом обеими сторонами.
При изменении ставок платы за единицы объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений (пункты 2.6. договоров).
В силу пунктов 3.4.2 договоров, арендатор обязан вносить арендную плату в размере и сроки, установленные ежегодно подписанным сторонами протоколом согласования арендной платы.
Протоколом на 2016 год к договору N 435 определен следующий размер арендной платы: 8 141 796 руб. 60 коп., в том числе 4 789 292 руб. в части минимального размера платы и 3 352 504 руб. в части превышающей минимальный размер.
Протоколом на 2016 год к договору N 438 определен следующий размер арендной платы: 450 734 руб. 60 коп., в том числе 265 138 руб. в части минимального размера платы и 185 596 руб. 60 коп. в части превышающей минимальный размер.
Протоколом на 2016 год к договору N 434 определен следующий размер арендной платы: 12 021 790 руб. 55 коп., в том числе 7 071 641 руб. 50 коп. в части минимального размера платы и 4 950 149 руб. 05 коп. в части превышающей минимальный размер.
Протоколом на 2016 год к договору N 436 определен следующий размер арендной платы: 7 446 335 руб. 75 коп., в том числе 4 380 197 руб. 50 коп. в части минимального размера платы и 3 066 138 руб. 25 коп. в части превышающей минимальный размер.
Вышеуказанными протоколами предусмотрено распределение арендной платы по срокам уплаты в 2016 году по 10 платежей в размере 10% годового размера арендной платы.
Общество указанные протоколы подписало с возражениями в части внесения платежей, превышающих минимальный размер арендной платы.
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по арендной плате по срокам уплаты до 15.02.2016, 15.03.2016, 15.04.2016, 15.05.2016, 15.06.2016 в части размера арендной платы превышающей минимальный размер, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
На основании части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
Согласно части 4 статьи 73 указанного Кодекса для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 установлены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 ЛК РФ), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
В силу пункта 18 Постановления N 73 судам также следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов. При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.
Как следует из материалов дела, спорные договоры аренды заключены в порядке приведения в соответствие с ЛК РФ ранее заключенных по результатам лесных конкурсов договоров аренды участков лесного фонда.
При проведении лесных конкурсов участки лесного фонда были выставлены на конкурс по цене арендной платы, определяемой из составляющих: платежей по минимальным ставкам, зачисляемых в федеральный бюджет, и платежей по областным ставкам, зачисляемых в областной бюджет.
Расчет арендной платы в части превышающей минимальные ставки производился с применением коэффициента 1,7 на основании приказа Рослесхоза от 14.09.2005 N 255.
Участвуя в лесных конкурсах, Общество согласилось с ценой арендной платы, выставленной на конкурс, в том числе с применением к минимальным ставкам арендной платы повышающего коэффициента 1,7.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении).
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (пункт 7 Порядка).
При этом в силу пункта 10 названного Порядка приведении упомянутых договоров в соответствие с новым ЛК РФ изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размеров арендной платы не допускается (пункт 10 Порядка).
В материалах дела усматривается, что при переоформлении ранее заключенных договоров аренды в договоры аренды N 434, 435, 436, 438 арендодателем не было допущено одностороннее изменение арендной платы, в том числе в сторону ее увеличения вследствие применения к минимальному размеру арендной платы, рассчитываемому на основании Постановления Правительства N 310, повышающего коэффициента 1,7.
Фактически те условия о цене арендной платы, по которой Общество получило лесные участки в аренду до вступления в силу ЛК РФ, перешли во вновь заключенные договоры аренды.
Положение арендатора, обязанного уплачивать арендную плату, при приведении договора аренды в соответствие с новым ЛК РФ, не ухудшилось, механизм определения размера арендной платы не изменился.
Таким образом, обязательство по внесению арендной платы, в том числе с применением повышающего коэффициента 1,7 возникло у арендатора лесного участка вследствие заключения договора аренды на основании результатов лесного конкурса (торгов).
В соответствии со статьями 307, 309 ГК РФ обязательства возникают из договора и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В силу положений статей 421 и 422 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание договора прямо предписано законом или иными правовыми актами.
Как было указано ранее, размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, устанавливаемого в соответствии с требованиями статьи 73 ЛК РФ.
Вместе с тем данной нормой не установлено ограничение (императивные положения) по определению размера арендной платы, превышающей минимальный установленный размер. Таким образом, размер арендной платы определяется на основе минимального размера, а не устанавливается равным минимальному размеру.
Заключение договора аренды лесного участка на торгах означает согласие и принятие условий, на которых право аренды выставлено на торги, в том числе, и в части иной (более высокой) цены.
В данном случае арендатор, заключив договоры аренды лесных участков по результатам конкурса, выразил свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями.
Последующее приведение договоров аренды участков лесного фонда в связи с принятием нового ЛК РФ само по себе не предусматривает исключение конкурсных условий, на которых арендатор получил право аренды.
Аналогичные выводы содержатся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 307-ЭС15-16409 по делу N А05-13768/2014.
По расчетам истца задолженность по внесению арендной платы составляет по договору N 435 - 1 676 252 руб. 20 коп.; по договору N 438 - 92 798 руб. 30 коп., по договору N 434 - 2 475 074 руб. 55 коп., по договору N 436 - 1 533 069 руб. 15 коп.).
Расчет задолженности судом проверен, Обществом не оспорен.
Поскольку ответчик доказательств погашения спорной задолженности в нарушение статьи 65 АПК РФ в суд не представил, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 июля 2016 года по делу N А05-2555/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-лесозаготовительное объединение Онегалес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2016 ПО ДЕЛУ N А05-2555/2016
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2016 г. по делу N А05-2555/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 сентября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Виноградова О.Н. и Писаревой О.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-лесозаготовительное объединение Онегалес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 июля 2016 года по делу N А05-2555/2016 (судья Филипьева А.Б.),
установил:
территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Онежское лесничество (ОГРН 1072920001032; ИНН 2906007016; место нахождения: 164840, г. Онега, Архангельская обл., пр. Кирова, д. 93; далее - Лесничество) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-лесозаготовительное объединение Онегалес" (ОГРН 1092920000711; ИНН 2906007344; место нахождения: 164842, г. Онега, Архангельская обл., ул. Гутина, д. 2; далее - Общество) о взыскании в областной бюджет 5 777 194 руб. 20 коп. задолженности по арендной плате по срокам оплаты до 15.02.2016, 15.03.2016, 15.04.2016, 15.05.2016, 15.06.2016 по договорам аренды лесных участков от 26.09.2008 N 434, 436 438, от 29.09.2008 N 435 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; далее - Министерство).
Решением суда от 01.07.2016 исковые требования удовлетворены. С Общества в доход бюджета Архангельской области взыскано 5 777 194 руб. 20 коп. долга, в доход федерального бюджета - 51 886 руб. государственной пошлины.
Ответчик с вынесенным решением не согласился, обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ее податель указал на то, что договоры аренды от 26.09.2008 и от 29.09.2008 заключены в порядке переоформления договоров аренды участков лесного фонда, которые заключались по результатам лесных конкурсов, на которых повышение ставки арендной платы не производилось; арендная плата в части платежа в бюджет Архангельской области по ранее заключенным договорам вносилась в соответствии с нормативным актом, утратившим силу при заключении новых договоров, в связи с чем оснований для уплаты в областной бюджет арендных платежей не имеется.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протоколов конкурсной комиссии Архангельской области от 30.03.2002 N 226, от 22.06.2006 N 640, от 21.02.2003 N 265, от 29.04.2003 N 270, от 22.06.2006 N 641, от 29.04.2003 N 2714, от 19.07.2005 N 451 о результатах лесного конкурса между государственным учреждением "Онежский лесхоз" и правопредшественниками ответчика - открытым акционерным обществом "Онежское лесосплавное предприятие", закрытым акционерным обществом "Ярнемалес", открытым акционерным общество "Малошуйкалес", открытым акционерным обществом "Нименьгалес" для осуществления заготовок древесины заключались договоры аренды участков лесного фонда от 12.03.2003 N 12, от 19.05.2003 N 13, от 07.07.2006 N 20, от 20.06.2002 N 9, от 29.06.2006 N 19, от 21.05.2003 N 14, от 21.07.2005 N 17.
Впоследствии указанные договоры были приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) путем заключения между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства) и правопредшественниками ответчика договоров аренды лесных участков от 26.09.2008 N 434, 436, 438, от 29.09.2008 N 435.
Пунктами 2.1. договоров N 434, 435, 436, 438 определены годовые размеры арендной платы, в том числе в части минимального размера арендной платы и в части размера, превышающего минимальный размер.
Согласно пунктам 2.2 договоров годовой размер арендной платы за пользование лесным участком с изъятием лесных ресурсов устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
В пунктах 2.3 договора сторонами определено, что конкретный годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициентов превышений над минимальным размером арендной платы по формуле: Крап = Мрап x К, где: Крап - конкретный годовой размер арендной платы; Мрап - минимальный размер арендной платы; К - коэффициент превышений по договоренности сторон - 1,7.
В силу пункта 2.4 договора размер арендной платы определяется исходя из установленного ежегодного объема отпуска древесины на лесном участке, переданном в аренду, и не зависит от фактического использования лесных ресурсов.
Пунктом 2.5 договора определено, что годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года, в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 договора аренды, и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы, подписываемом обеими сторонами.
При изменении ставок платы за единицы объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений (пункты 2.6. договоров).
В силу пунктов 3.4.2 договоров, арендатор обязан вносить арендную плату в размере и сроки, установленные ежегодно подписанным сторонами протоколом согласования арендной платы.
Протоколом на 2016 год к договору N 435 определен следующий размер арендной платы: 8 141 796 руб. 60 коп., в том числе 4 789 292 руб. в части минимального размера платы и 3 352 504 руб. в части превышающей минимальный размер.
Протоколом на 2016 год к договору N 438 определен следующий размер арендной платы: 450 734 руб. 60 коп., в том числе 265 138 руб. в части минимального размера платы и 185 596 руб. 60 коп. в части превышающей минимальный размер.
Протоколом на 2016 год к договору N 434 определен следующий размер арендной платы: 12 021 790 руб. 55 коп., в том числе 7 071 641 руб. 50 коп. в части минимального размера платы и 4 950 149 руб. 05 коп. в части превышающей минимальный размер.
Протоколом на 2016 год к договору N 436 определен следующий размер арендной платы: 7 446 335 руб. 75 коп., в том числе 4 380 197 руб. 50 коп. в части минимального размера платы и 3 066 138 руб. 25 коп. в части превышающей минимальный размер.
Вышеуказанными протоколами предусмотрено распределение арендной платы по срокам уплаты в 2016 году по 10 платежей в размере 10% годового размера арендной платы.
Общество указанные протоколы подписало с возражениями в части внесения платежей, превышающих минимальный размер арендной платы.
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по арендной плате по срокам уплаты до 15.02.2016, 15.03.2016, 15.04.2016, 15.05.2016, 15.06.2016 в части размера арендной платы превышающей минимальный размер, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
На основании части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
Согласно части 4 статьи 73 указанного Кодекса для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 установлены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 ЛК РФ), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
В силу пункта 18 Постановления N 73 судам также следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов. При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.
Как следует из материалов дела, спорные договоры аренды заключены в порядке приведения в соответствие с ЛК РФ ранее заключенных по результатам лесных конкурсов договоров аренды участков лесного фонда.
При проведении лесных конкурсов участки лесного фонда были выставлены на конкурс по цене арендной платы, определяемой из составляющих: платежей по минимальным ставкам, зачисляемых в федеральный бюджет, и платежей по областным ставкам, зачисляемых в областной бюджет.
Расчет арендной платы в части превышающей минимальные ставки производился с применением коэффициента 1,7 на основании приказа Рослесхоза от 14.09.2005 N 255.
Участвуя в лесных конкурсах, Общество согласилось с ценой арендной платы, выставленной на конкурс, в том числе с применением к минимальным ставкам арендной платы повышающего коэффициента 1,7.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении).
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (пункт 7 Порядка).
При этом в силу пункта 10 названного Порядка приведении упомянутых договоров в соответствие с новым ЛК РФ изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размеров арендной платы не допускается (пункт 10 Порядка).
В материалах дела усматривается, что при переоформлении ранее заключенных договоров аренды в договоры аренды N 434, 435, 436, 438 арендодателем не было допущено одностороннее изменение арендной платы, в том числе в сторону ее увеличения вследствие применения к минимальному размеру арендной платы, рассчитываемому на основании Постановления Правительства N 310, повышающего коэффициента 1,7.
Фактически те условия о цене арендной платы, по которой Общество получило лесные участки в аренду до вступления в силу ЛК РФ, перешли во вновь заключенные договоры аренды.
Положение арендатора, обязанного уплачивать арендную плату, при приведении договора аренды в соответствие с новым ЛК РФ, не ухудшилось, механизм определения размера арендной платы не изменился.
Таким образом, обязательство по внесению арендной платы, в том числе с применением повышающего коэффициента 1,7 возникло у арендатора лесного участка вследствие заключения договора аренды на основании результатов лесного конкурса (торгов).
В соответствии со статьями 307, 309 ГК РФ обязательства возникают из договора и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В силу положений статей 421 и 422 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание договора прямо предписано законом или иными правовыми актами.
Как было указано ранее, размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, устанавливаемого в соответствии с требованиями статьи 73 ЛК РФ.
Вместе с тем данной нормой не установлено ограничение (императивные положения) по определению размера арендной платы, превышающей минимальный установленный размер. Таким образом, размер арендной платы определяется на основе минимального размера, а не устанавливается равным минимальному размеру.
Заключение договора аренды лесного участка на торгах означает согласие и принятие условий, на которых право аренды выставлено на торги, в том числе, и в части иной (более высокой) цены.
В данном случае арендатор, заключив договоры аренды лесных участков по результатам конкурса, выразил свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями.
Последующее приведение договоров аренды участков лесного фонда в связи с принятием нового ЛК РФ само по себе не предусматривает исключение конкурсных условий, на которых арендатор получил право аренды.
Аналогичные выводы содержатся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 307-ЭС15-16409 по делу N А05-13768/2014.
По расчетам истца задолженность по внесению арендной платы составляет по договору N 435 - 1 676 252 руб. 20 коп.; по договору N 438 - 92 798 руб. 30 коп., по договору N 434 - 2 475 074 руб. 55 коп., по договору N 436 - 1 533 069 руб. 15 коп.).
Расчет задолженности судом проверен, Обществом не оспорен.
Поскольку ответчик доказательств погашения спорной задолженности в нарушение статьи 65 АПК РФ в суд не представил, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 июля 2016 года по делу N А05-2555/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-лесозаготовительное объединение Онегалес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий
Л.Ф.ШУМИЛОВА
Л.Ф.ШУМИЛОВА
Судьи
О.Н.ВИНОГРАДОВ
О.Г.ПИСАРЕВА
О.Н.ВИНОГРАДОВ
О.Г.ПИСАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)