Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 06.12.2017 ПО ДЕЛУ N 33-2402/2017

Требование: Об исключении жилого помещения из числа общежитий, возложении обязанности заключить договор социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец полагает, что спорное жилое помещение имеет статус общежития формально, не отвечает требованиям действующего законодательства, предъявляемым к жилым помещениям, имеющим такой статус, между истцом и ответчиком фактически сложились отношения сторон по договору социального найма в отношении спорного жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2017 г. по делу N 33-2402/2017


Судья Данилова О.В.
Докладчик Ганченкова В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Козлова А.М.,
судей Ганченковой В.А., Лесновой И.С.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 декабря 2017 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Н.О. к администрации городского округа Саранск, администрации Октябрьского района городского округа Саранск об исключении жилого помещения из числа общежитий, возложении обязанности заключить договор социального найма по апелляционной жалобе Н.О. и ее представителя С. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 сентября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Н.О. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Саранск, администрации Октябрьского района городского округа Саранск об исключении жилого помещения из числа общежитий, возложении обязанности заключить договор социального найма.
В обоснование требований было указано, что она является нанимателем комнаты <N>, расположенной по адресу: <адрес>, предоставленной ей постановлением Главы администрации городского округа Саранск N 2099 от 7 августа 2014 г. во временное владение и пользование в связи с осуществлением трудовой деятельности в ООО "Дом - Управления N 16", где она по настоящее время занимает должность мастера.
11 августа 2014 г. администрация Октябрьского района городского округа Саранск заключила с ней договор найма специализированного жилого помещения N 408. Она самостоятельно выполняет работы по обслуживанию и содержанию жилья, оплачивает жилищно-коммунальные услуги.
Полагает, что спорное жилое помещение имеет статус общежития формально, не отвечает требованиям действующего законодательства, предъявляемым к жилым помещениям, имеющим такой статус. Между истцом и ответчиком фактически сложились отношения сторон по договору социального найма в отношении спорного жилого помещения.
Просила суд возложить на администрацию городского округа Саранск обязанность исключить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> из числа общежитий. Возложить на администрацию Октябрьского района городского округа Саранск обязанность заключить типовой договор социального найма указанного жилого помещения, а также взыскать с ответчиков расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 сентября 2017 г. Н.О. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Н.О. и ее представитель С. с решением суда не согласны, просили его отменить. Указали, что: суд подошел к рассмотрению спора формально и поверхностно, не проверив фактическое соответствие помещения предъявляемым требованиям; в материалах дела отсутствует документальное подтверждение факта нахождения спорного жилого помещения в муниципальной собственности; спорное жилое помещение имеет статус специализированного формально, поскольку ответчиком не оспаривалось его несоответствие требованиям, предъявляемым к помещению в общежитии, и оно предоставлено не в связи с наличием трудовых отношений с администрацией городского округа Саранск. Полагали, что имеются правовые основания для удовлетворения требования о возложении обязанности заключить договор социального найма.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации городского округа Саранск У. полагает решение суда не подлежащим отмене.
В судебное заседание Н.О., представители администрации городского округа Саранск, администрации Октябрьского района городского округа Саранск, Н.А. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Н.О. - С. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Н.О. со 2 декабря 2013 г. по настоящее время работает в ООО "Дом - Управления N 16" в должности мастера участка.
Постановлением Главы администрации городского округа Саранск N 2099 от 7 августа 2014 г. Н.О. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, жилой площадью 18,3 кв. м на состав семьи из трех человек на период трудовых отношений с ООО "Дом - Управления N 16".
11 августа 2014 г. между администрацией Октябрьского района городского округа Саранск от имени собственника жилого помещения администрации городского округа Саранск (наймодатель) и Н.О. (наниматель) заключен типовой договор найма специализированного жилого помещения N 408.
Согласно указанному договору нанимателю во владение и пользование передано вышеуказанное жилое помещение для временного проживания, на период трудовых отношений с ООО "Дом - Управления N 16". Совместно с нанимателями в жилое помещение вселяются члены его семьи: муж Н.А. и дочь Н.Я.А.
В пункте 3 договора найма указано, что жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к числу общежитий на основании Постановления администрации городского округа Саранск от 19 июня 2014 г. N 1594 "Об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду".
Указанное обстоятельство также подтверждается и копией постановления администрации городского округа Саранск от 19 июня 2014 г. N 1594, представленной суду апелляционной инстанции.
Согласно выписке из домовой книги Н.О. и член ее семьи - дочь Н.Я.А., <дата> года рождения, зарегистрированы по указанному адресу со 2 октября 2014 г. по настоящее время.
24 апреля 2017 г. Н.О. обратилась в администрацию городского округа Саранск с заявлением об исключении спорного жилого помещения из числа общежитий и заключении типового договора социального найма жилого помещения.
Письмом администрации городского округа Саранск от 22 мая 2017 г. Н.О. отказано в заключении типового договора социального найма жилого помещения ввиду отсутствия правовых оснований для исключения жилого помещения из числа общежитий.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15 ноября 2017 г. спорное жилое помещение находится в собственности городского округа Саранск.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для исключения спорного жилого помещения из числа общежитий и заключения типового договора социального найма.
Принимая оспариваемое решение, суд исходил из того, что муниципальная услуга по исключению муниципальных жилых помещений из числа служебных предоставляется гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях или в улучшении жилищных условий, проработавшим на предприятиях, в учреждениях, организациях не менее десяти лет, в связи с работой на которых было предоставлено служебное жилое помещение, с даты предоставления служебного жилого помещения. Н.О. указанным требованиям не отвечает, договор найма специализированного жилого помещения N 408 от 11 августа 2014 г. ей не оспорен.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, поскольку они являются обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Так, в соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Согласно пункту 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.
Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения в общежитиях.
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Пунктом 6 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 (далее Правила) предусмотрено, что к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Согласно пункту 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с частью 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Согласно пункту 1 Порядка исключения жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа Саранск, из числа служебных, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Саранск от 24 декабря 2010 г. N 644 исключение жилого помещения из числа служебных - процедура изменения правового режима жилого помещения в целях перевода служебного жилого помещения в жилое помещение социального использования и его предоставления гражданам по договору социального найма.
В соответствии с настоящим Порядком разрешается исключение служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда, в которых проживают следующие категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях или в улучшении жилищных условий, в том числе проработавшие на предприятиях, в учреждениях, организациях не менее десяти лет, в связи с работой на которых было предоставлено служебное жилое помещение, за исключением реорганизации, ликвидации предприятия, учреждения, организации, изменения вида собственности учреждения, либо увольнения в связи с сокращением численности штата (пункт 2).
Жилое помещение исключается из числа служебных постановлением администрации городского округа Саранск (пункт 4).
В силу пункта 7 указанного Порядка основаниями для отказа в исключении жилых помещений из числа служебных является, в том числе, отсутствие десятилетнего периода трудовых отношений лица с предприятием, учреждением, организацией, в связи с работой на которых предоставлено служебное жилое помещение, а для лиц, указанных в подпункте 7 пункта 2 раздела III настоящего порядка - отсутствие совокупного стажа муниципальной и государственной гражданской службы Республики Мордовия не менее десяти лет.
Из материалов дела следует, что решение о включении спорного жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда, принятое уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством и решение о предоставлении истцу комнаты <N> в <адрес> в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны. Договор найма специализированного спорного жилого помещения N 408 от 11 августа 2014 г. соответствует требованиям статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, является действующим.
Доказательств тому, что занимаемое истцом жилое помещение в установленном жилищным законодательством порядке исключено из категории специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.
Собственником жилого помещения - администрацией городского округа Саранск правовой статус служебного жилого помещения за спорным жилым помещением сохранен и оно включено в специализированный жилищный фонд.
Таким образом, собственник жилого помещения и уполномоченный им орган не принимали решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного жилья, а также о переводе жилого помещения в фонд социального использования.
Понуждение же собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
То обстоятельство, что истцу предоставлено спорное жилое помещение не в связи с наличием трудовых отношений с администрацией городского округа Саранск, о чем указано в апелляционной жалобе, не является основанием для исключения занимаемого им жилого помещения из числа служебных и не свидетельствует об утрате им такого статуса.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем решение о предоставлении истцу жилого помещения, о котором возник спор, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.
Сам по себе факт проживания в спорной комнате в течение длительного времени, несение бремени ее содержания, не соответствие жилого помещения статусу общежития не свидетельствует о наличии правовых оснований для возникновения отношений по договору социального найма. В этой связи, суд обоснованно отказал Н.О. в удовлетворении исковых требований.
При этом, доводы апеллянта, что спорное жилое помещение имеет статус специализированного формально, судебной коллегией отклоняются, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, из которых видно, что спорное жилье в установленном законом порядке включено в специализированный жилищный фонд и предоставлено истцу на условиях договора найма специализированного жилого помещения в общежитии, который не оспорен и недействительным не признан.
Доводы апелляционной жалобы, что здание, в котором расположено спорное жилое помещение, утратило статус общежития (не укомплектовано мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами) не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку установление обстоятельств ненадлежащего исполнения ответчиком договора найма специализированного жилого помещения, не является основанием для признания проживания истца в общежитии на условиях договора социального найма в соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, изменение статуса отдельного жилого помещения (комнаты, квартиры) в общежитии, законом не предусмотрено.
Ссылка автора апелляционной жалобы, что суд не проверил фактическое соответствие помещения предъявляемым требованиям, не свидетельствует о незаконности вывода суда, поскольку даже при исключении спорного жилого помещения из числа общежитий, оно не перестанет относиться к специализированному жилому фонду.
Указание апеллянта, что суд подошел к рассмотрению спора формально и поверхностно, поскольку и в материалах дела отсутствует документальное подтверждение факта нахождения спорного жилого помещения в муниципальной собственности, не является безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда. При рассмотрении дела данный факт сторонами не оспаривался, а суду апелляционной инстанции по запросу была предоставлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая нахождение спорного жилого помещения в муниципальной собственности.
Предоставленная суду апелляционной инстанции справка председателя совета МКД Ш.Л.П. о том, что в <адрес> не оборудованы места отдыха и досуга проживающих, отсутствует должность коменданта и консьержа не является основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Другие доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и применением норм материального права, поэтому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом первой инстанции понят и истолкован правильно.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 сентября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.О. и ее представителя С. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.М.КОЗЛОВ

Судьи
В.А.ГАНЧЕНКОВА
И.С.ЛЕСНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)