Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Большаковой О.А., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маркеловой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Олеандра" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.04.2017 по делу N А38-12181/2016, принятое судьей Куликовой В.Г. по иску заместителя прокурора Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации в лице Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл к обществу с ограниченной ответственностью "Олеандра" (ИНН 1209004922, ОГРН 1071222000068) о признании недействительным дополнительного соглашения к договору аренды, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
Заместитель прокурора Республики Марий Эл (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации в лице Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Олеандра" (далее - ООО "Олеандра", Общество) о признании недействительным (ничтожным) дополнительного соглашения от 17.02.2016 к договору аренды лесных участков от 12.03.2008.
Исковые требования обоснованы тем, что данная сделка в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной, поскольку в нарушение требований статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации стороны изменили условия договора аренды, заключенного по результатам аукциона, в части установления дополнительного объема заготовки древесины на 2016 год и определения дополнительного размера арендной платы.
Решением от 11.04.2017 Арбитражный суд Республики Марий Эл иск удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что спорное соглашение противоречит статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, расценив установленный соглашением дополнительный объем заготовки древесины изменением аукционного условия договора аренды лесного участка (ежегодного объема изъятия древесины). Указывает, что необходимость заключения дополнительного соглашения к договору обусловлена существенным изменением обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении. Считает, что судом первой инстанции необоснованно оставлен без внимания довод ответчика о последствиях лесных пожаров 2010 года. Также поясняет, что на момент подачи иска в суд сторонами дополнительное соглашение от 17.02.2016 было расторгнуто.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.03.2008 Министерство провело аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины с проведением мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
По результатам аукциона 12.03.2008 государственным учреждением Республики Марий Эл "Новоторъяльское лесничество" (арендодателем) и ООО "Олеандра" (арендатором) заключен договор аренды лесных участков, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, площадью 4178 га, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, ГУ РМЭ "Новоторъяльское лесничество", Новоторъяльское участковое лесничество, Пектубаевский лесной участок, квартала 1-22, 26-28, 30-48, 64 и площадью 3547 га, который имеет местоположение: Республика Марий Эл, ГУ РМЭ "Новоторъяльское лесничество", Новоторъяльское участковое лесничество, Новоторъяльский лесной участок, квартала 1-64. Арендная плата по договору составила 928 000 руб. (т. 1, л. д. 13 - 23).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 к договору (т. 1, л. д. 28 - 29).
Договор аренды лесного участка от 12.03.2008 зарегистрирован в установленном законом порядке 31.03.2008 (т. 1, л. д. 23). При этом пунктом 25 договора установлен 30-летний срок аренды лесного участка с момента государственной регистрации договора аренды (т. 1, л. д. 21).
В связи с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации и необходимостью переоформления договоров аренды лесных участков с учетом нового лесного законодательства 12.12.2008 Министерством (арендодателем) и ООО "Олеандра" (арендатором) заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 12.03.2008, зарегистрированное Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл от 31.03.2008 N 12-12-05/001/2008-508, согласно которому на основании протокола N 96 от 12.11.2008 заседания аукционной комиссии по переоформлению договора аренды, протокола N 111 от 10.12.2008 заседания аукционной комиссии по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки недревесных лесных ресурсов арендатору предоставлен лесной участок площадью 7725 га, местоположение: Республика Марий Эл, ГУ РМЭ "Новоторъяльское лесничество", Новоторъяльское участковое лесничество, Пектубаевский лесной участок, квартала 1-22, 26-48 (квартал 64 переименован в квартал 29 на основании материалов лесоустройства 2006 - 2007); 3547 га, местоположение: Республика Марий Эл, ГУ РМЭ "Новоторъяльское лесничество", Новоторъяльское участковое лесничество, Новоторъяльский лесной участок, квартала 1-64.
17.02.2016 между Министерством и ООО "Олеандра" заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 12.03.2008, зарегистрированное Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл от 31.03.2008 за N 12-12-05/001/2008-508, согласно которому установлен дополнительный объем заготовки древесины арендатором в количестве 5606, 14 куб. м. Также определен дополнительный размер арендной платы за указанный объем в сумме 89 473 руб., на арендатора возложена обязанность по внесению арендной платы в срок не позднее 25-го числа последнего месяца оплачиваемого квартала. Остальные условия договора оставлены без изменения.
Ссылаясь на нарушение установленного в Лесном кодексе Российской Федерации запрета на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного на торгах, прокурор обратился в суд с требованием о признании дополнительного соглашения от 17.02.2016 ничтожным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания недействительным дополнительного соглашения от 17.02.2016 к договору аренды лесных участков от 12.03.2008.
Суд апелляционной инстанции согласен с данной позицией суда в силу следующего.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1, 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент заключения договора аренды, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса, то есть, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) редакция статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена.
При этом введенная Федеральным законом N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" дополнил главу 6 Лесного кодекса Российской Федерации статьей 74.1 "Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", действующей с 01.10.2015.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, мог быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации была установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.
Судом установлено, что заключение дополнительного соглашения вызвано увеличением объема заготовки древесины. Так, в результате дополнительной рубки лесных насаждений при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий увеличились на 5606,14 куб. м объемы заготовки древесины для Общества по сравнению с объемами, указанными в договоре аренды лесного участка.
Следовательно, изменение условий договора аренды о дополнительных объемах заготавливаемой древесины и ином размере арендной платы по соглашению сторон против определенных в аукционной документации условий противоречит запрету, установленному действующим законодательством.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для признания недействительным дополнительного соглашения от 17.02.2016 к договору аренды лесных участков от 12.03.2008.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены как не основанные на неправильном толковании норм материального права.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.04.2017 по делу N А38-12181/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Олеандра" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2017 ПО ДЕЛУ N А38-12181/2016
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2017 г. по делу N А38-12181/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Большаковой О.А., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маркеловой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Олеандра" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.04.2017 по делу N А38-12181/2016, принятое судьей Куликовой В.Г. по иску заместителя прокурора Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации в лице Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл к обществу с ограниченной ответственностью "Олеандра" (ИНН 1209004922, ОГРН 1071222000068) о признании недействительным дополнительного соглашения к договору аренды, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Заместитель прокурора Республики Марий Эл (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации в лице Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Олеандра" (далее - ООО "Олеандра", Общество) о признании недействительным (ничтожным) дополнительного соглашения от 17.02.2016 к договору аренды лесных участков от 12.03.2008.
Исковые требования обоснованы тем, что данная сделка в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной, поскольку в нарушение требований статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации стороны изменили условия договора аренды, заключенного по результатам аукциона, в части установления дополнительного объема заготовки древесины на 2016 год и определения дополнительного размера арендной платы.
Решением от 11.04.2017 Арбитражный суд Республики Марий Эл иск удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что спорное соглашение противоречит статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, расценив установленный соглашением дополнительный объем заготовки древесины изменением аукционного условия договора аренды лесного участка (ежегодного объема изъятия древесины). Указывает, что необходимость заключения дополнительного соглашения к договору обусловлена существенным изменением обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении. Считает, что судом первой инстанции необоснованно оставлен без внимания довод ответчика о последствиях лесных пожаров 2010 года. Также поясняет, что на момент подачи иска в суд сторонами дополнительное соглашение от 17.02.2016 было расторгнуто.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.03.2008 Министерство провело аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины с проведением мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
По результатам аукциона 12.03.2008 государственным учреждением Республики Марий Эл "Новоторъяльское лесничество" (арендодателем) и ООО "Олеандра" (арендатором) заключен договор аренды лесных участков, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, площадью 4178 га, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, ГУ РМЭ "Новоторъяльское лесничество", Новоторъяльское участковое лесничество, Пектубаевский лесной участок, квартала 1-22, 26-28, 30-48, 64 и площадью 3547 га, который имеет местоположение: Республика Марий Эл, ГУ РМЭ "Новоторъяльское лесничество", Новоторъяльское участковое лесничество, Новоторъяльский лесной участок, квартала 1-64. Арендная плата по договору составила 928 000 руб. (т. 1, л. д. 13 - 23).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 к договору (т. 1, л. д. 28 - 29).
Договор аренды лесного участка от 12.03.2008 зарегистрирован в установленном законом порядке 31.03.2008 (т. 1, л. д. 23). При этом пунктом 25 договора установлен 30-летний срок аренды лесного участка с момента государственной регистрации договора аренды (т. 1, л. д. 21).
В связи с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации и необходимостью переоформления договоров аренды лесных участков с учетом нового лесного законодательства 12.12.2008 Министерством (арендодателем) и ООО "Олеандра" (арендатором) заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 12.03.2008, зарегистрированное Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл от 31.03.2008 N 12-12-05/001/2008-508, согласно которому на основании протокола N 96 от 12.11.2008 заседания аукционной комиссии по переоформлению договора аренды, протокола N 111 от 10.12.2008 заседания аукционной комиссии по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки недревесных лесных ресурсов арендатору предоставлен лесной участок площадью 7725 га, местоположение: Республика Марий Эл, ГУ РМЭ "Новоторъяльское лесничество", Новоторъяльское участковое лесничество, Пектубаевский лесной участок, квартала 1-22, 26-48 (квартал 64 переименован в квартал 29 на основании материалов лесоустройства 2006 - 2007); 3547 га, местоположение: Республика Марий Эл, ГУ РМЭ "Новоторъяльское лесничество", Новоторъяльское участковое лесничество, Новоторъяльский лесной участок, квартала 1-64.
17.02.2016 между Министерством и ООО "Олеандра" заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 12.03.2008, зарегистрированное Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл от 31.03.2008 за N 12-12-05/001/2008-508, согласно которому установлен дополнительный объем заготовки древесины арендатором в количестве 5606, 14 куб. м. Также определен дополнительный размер арендной платы за указанный объем в сумме 89 473 руб., на арендатора возложена обязанность по внесению арендной платы в срок не позднее 25-го числа последнего месяца оплачиваемого квартала. Остальные условия договора оставлены без изменения.
Ссылаясь на нарушение установленного в Лесном кодексе Российской Федерации запрета на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного на торгах, прокурор обратился в суд с требованием о признании дополнительного соглашения от 17.02.2016 ничтожным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания недействительным дополнительного соглашения от 17.02.2016 к договору аренды лесных участков от 12.03.2008.
Суд апелляционной инстанции согласен с данной позицией суда в силу следующего.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1, 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент заключения договора аренды, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса, то есть, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) редакция статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена.
При этом введенная Федеральным законом N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" дополнил главу 6 Лесного кодекса Российской Федерации статьей 74.1 "Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", действующей с 01.10.2015.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, мог быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации была установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.
Судом установлено, что заключение дополнительного соглашения вызвано увеличением объема заготовки древесины. Так, в результате дополнительной рубки лесных насаждений при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий увеличились на 5606,14 куб. м объемы заготовки древесины для Общества по сравнению с объемами, указанными в договоре аренды лесного участка.
Следовательно, изменение условий договора аренды о дополнительных объемах заготавливаемой древесины и ином размере арендной платы по соглашению сторон против определенных в аукционной документации условий противоречит запрету, установленному действующим законодательством.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для признания недействительным дополнительного соглашения от 17.02.2016 к договору аренды лесных участков от 12.03.2008.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены как не основанные на неправильном толковании норм материального права.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.04.2017 по делу N А38-12181/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Олеандра" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Д.Г.МАЛЬКОВА
Д.Г.МАЛЬКОВА
Судьи
О.А.БОЛЬШАКОВА
Е.Н.НАУМОВА
О.А.БОЛЬШАКОВА
Е.Н.НАУМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)