Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцом указано, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени жилье не предоставлено, что нарушает его конституционное право на жилище.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Авдеевой С.Н., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре М., -
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
дело по иску БНЮ к департаменту социальной защиты В. области, департаменту имущественных и земельных отношений В. области об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение из специализированного жилищного фонда, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных и земельных отношений В. области по доверенности ЗА.Д.
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 апреля 2016 г.
(судья райсуда Щербатых Е.Г.),
установила:
БН.Ю. обратился в суд с иском к ответчикам, просит обязать департамент социальной защиты В. области принять решение о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать департамент имущественных и земельных отношений В. области заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставленного на основании решения департамента социальной защиты В. области.
В обоснование заявленных требований указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители были лишены родительских прав на основании решения Лискинского районного суда Воронежской области от 14 июня 2001 г. Жилья на праве собственности, а также по договору социального найма, пригодного для проживания, не имеет, зарегистрирован в родительском доме по адресу: В. область, Л. район, пос. П санатория имени Ц, ул. П, д. ..., кв. ..., фактически проживает в г. В. на съемной квартире по адресу: г. В, ул. Б, д. ..., кв. ... В соответствии с приказом департамента социальной защиты В. области N ... от ... г., он принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда В. области на основании договора найма специализированного жилого помещения с ... г. Однако до настоящего времени жилье не предоставлено, что нарушает его конституционное право на жилище (л.д. 4 - 7).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 апреля 2016 г. исковые требования БН.Ю. удовлетворены (л.д. 34, 35 - 37).
В апелляционной жалобе представителя департамента имущественных и земельных отношений В. области по доверенности ЗА.Д. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права(л.д. 40 - 43).
В суде апелляционной инстанции БН.Ю. полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения истца, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что БН.Ю., ... года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его родители лишены родительских прав на основании решения Лискинского районного суда Воронежской области от 14 июня 2001 г. (л.д. 9).
Приказом департамента труда и социального развития В. области N ... от ... г. БН.Ю. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда В. области на основании договора социального найма по категории: лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с ... г. (л.д. 12).
До настоящего времени жилым помещением БН.Ю. не обеспечен.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции верно применил положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", регулирующие спорные правоотношения.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, по достижении гражданином вышеуказанной категории 18-ти лет ему должно быть предоставлено жилое помещение. Именно с наступлением данного события законодатель связывает обязанность уполномоченных органов предоставить жилое помещение. Поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части нельзя признать состоятельными.
Пунктом 3 статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом в законе отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку.
Законодательством Воронежской области также не предусмотрена очередность при предоставлении жилых помещений указанной категории лиц.
Согласно п. п. 2, 4 ст. 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.
Таким уполномоченным органом в соответствии с постановлением Правительства Воронежской области от 23.12.2013 г. N 1132 является департамент социальной защиты населения Воронежской области.
Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 14 апреля 2013 г. N 1476/ОД утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет.
В соответствии с указанным Порядком жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1.4).
Департамент социального развития Воронежской области на основании решений о принятии или об отказе в принятии на учет формирует Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области".
Основанием для включения в Список является приказ департамента о принятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Лица указанной категории включаются в Список в хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии на учет в один день нескольких лиц данной категории очередность в Списке устанавливается в алфавитном порядке по фамилии заявителя (п. 4.1).
Формирование Списка осуществляется в целях эффективного планирования бюджетных денежных средств для приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, жилых помещений; заблаговременного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, нуждающихся в предоставлении жилых помещений (п. 1.2).
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации и законодательства Воронежской области, событием, при наступлении которого должно быть предоставлено жилое помещение, является достижение лицом названной категории 18-ти лет, а не наступление очереди по списку.
Применение очередности при предоставлении жилья указанной категории граждан нарушает прямое указание пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей", который обязывает предоставить жилье по достижении лицу 18 лет.
Правильно определив характер спорных правоотношений, проверив доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку БН.Ю., ... года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, ... г. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда на основании договора специализированного жилого помещения с ... г. (л.д. 12).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы об очередности предоставления жилого помещения лицам данной категории, являются необоснованными, поскольку анализ норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не содержит оснований для отказа в реализации истцом права на предоставление жилого помещения, законом не установлена очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Других доводов апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, на которые указывается в жалобе, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на субъективном толковании норм права, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента имущественных и земельных отношений В. области по доверенности ЗА.Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-4905/2016
Требование: Об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение из специализированного жилищного фонда как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцом указано, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени жилье не предоставлено, что нарушает его конституционное право на жилище.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 августа 2016 г. по делу N 33-4905
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Авдеевой С.Н., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре М., -
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
дело по иску БНЮ к департаменту социальной защиты В. области, департаменту имущественных и земельных отношений В. области об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение из специализированного жилищного фонда, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных и земельных отношений В. области по доверенности ЗА.Д.
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 апреля 2016 г.
(судья райсуда Щербатых Е.Г.),
установила:
БН.Ю. обратился в суд с иском к ответчикам, просит обязать департамент социальной защиты В. области принять решение о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать департамент имущественных и земельных отношений В. области заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставленного на основании решения департамента социальной защиты В. области.
В обоснование заявленных требований указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители были лишены родительских прав на основании решения Лискинского районного суда Воронежской области от 14 июня 2001 г. Жилья на праве собственности, а также по договору социального найма, пригодного для проживания, не имеет, зарегистрирован в родительском доме по адресу: В. область, Л. район, пос. П санатория имени Ц, ул. П, д. ..., кв. ..., фактически проживает в г. В. на съемной квартире по адресу: г. В, ул. Б, д. ..., кв. ... В соответствии с приказом департамента социальной защиты В. области N ... от ... г., он принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда В. области на основании договора найма специализированного жилого помещения с ... г. Однако до настоящего времени жилье не предоставлено, что нарушает его конституционное право на жилище (л.д. 4 - 7).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 апреля 2016 г. исковые требования БН.Ю. удовлетворены (л.д. 34, 35 - 37).
В апелляционной жалобе представителя департамента имущественных и земельных отношений В. области по доверенности ЗА.Д. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права(л.д. 40 - 43).
В суде апелляционной инстанции БН.Ю. полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения истца, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что БН.Ю., ... года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его родители лишены родительских прав на основании решения Лискинского районного суда Воронежской области от 14 июня 2001 г. (л.д. 9).
Приказом департамента труда и социального развития В. области N ... от ... г. БН.Ю. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда В. области на основании договора социального найма по категории: лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с ... г. (л.д. 12).
До настоящего времени жилым помещением БН.Ю. не обеспечен.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции верно применил положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", регулирующие спорные правоотношения.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, по достижении гражданином вышеуказанной категории 18-ти лет ему должно быть предоставлено жилое помещение. Именно с наступлением данного события законодатель связывает обязанность уполномоченных органов предоставить жилое помещение. Поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части нельзя признать состоятельными.
Пунктом 3 статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом в законе отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку.
Законодательством Воронежской области также не предусмотрена очередность при предоставлении жилых помещений указанной категории лиц.
Согласно п. п. 2, 4 ст. 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.
Таким уполномоченным органом в соответствии с постановлением Правительства Воронежской области от 23.12.2013 г. N 1132 является департамент социальной защиты населения Воронежской области.
Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 14 апреля 2013 г. N 1476/ОД утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет.
В соответствии с указанным Порядком жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1.4).
Департамент социального развития Воронежской области на основании решений о принятии или об отказе в принятии на учет формирует Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области".
Основанием для включения в Список является приказ департамента о принятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Лица указанной категории включаются в Список в хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии на учет в один день нескольких лиц данной категории очередность в Списке устанавливается в алфавитном порядке по фамилии заявителя (п. 4.1).
Формирование Списка осуществляется в целях эффективного планирования бюджетных денежных средств для приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, жилых помещений; заблаговременного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, нуждающихся в предоставлении жилых помещений (п. 1.2).
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации и законодательства Воронежской области, событием, при наступлении которого должно быть предоставлено жилое помещение, является достижение лицом названной категории 18-ти лет, а не наступление очереди по списку.
Применение очередности при предоставлении жилья указанной категории граждан нарушает прямое указание пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей", который обязывает предоставить жилье по достижении лицу 18 лет.
Правильно определив характер спорных правоотношений, проверив доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку БН.Ю., ... года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, ... г. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда на основании договора специализированного жилого помещения с ... г. (л.д. 12).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы об очередности предоставления жилого помещения лицам данной категории, являются необоснованными, поскольку анализ норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не содержит оснований для отказа в реализации истцом права на предоставление жилого помещения, законом не установлена очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Других доводов апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, на которые указывается в жалобе, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на субъективном толковании норм права, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента имущественных и земельных отношений В. области по доверенности ЗА.Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)