Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что лицо, в интересах которого подан иск, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением суда за ним было признано право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Органами местного самоуправления жилое помещение в установленном законом порядке вышеуказанному лицу предоставлено не было.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Лазарева Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Улановой Е.С.,
судей - Черкуновой Л.В., Шилова А.Е.,
при секретаре - Л.,
с участием прокурора - Кушнирчук А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области А. на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 20 июля 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области предоставить С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Улановой Е.С., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ставропольского района Самарской области в интересах С. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда, мотивируя следующим. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ставропольского районного суда от 29.05.2015 г. за С. признано право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указывая, что до настоящего времени органами местного самоуправления жилое помещение в установленном законом порядке С. не предоставлено, чем нарушаются ее права, просил обязать Администрацию муниципального района Ставропольский предоставить С. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области А. просит решение суда отменить как необоснованное и неправомерное, постановленное при неправильном применении норм материального права. В жалобе ссылается на то, что Администрация не нарушает прав С., истица состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда. Не учтен объем субвенций, предоставляемых на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав заключение прокурора, считающего решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.В силу ч. 1, 2 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 9 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
Статьями 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 N 77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Из материалов дела усматривается, что С. (до брака - <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать - ФИО1 решением Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении дочери. Отец - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 29.04.2015 г. за С. признано право на постановку на учет как нуждающуюся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С. зарегистрирована по месту жительства адресу: <адрес>, собственником которого является ФИО1.
Согласно представленным сведениям, жилого помещения на праве собственности С. не имеет.
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда С. не предоставлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением С. жилого помещения на условиях найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы на недостаточность средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не может являться основанием для отказа в иске, поскольку в данном случае возникновение обязанности по обеспечению жилым помещением истицы, оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обусловлено достижением ею совершеннолетия.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции в качестве обоснования возражений на исковые требования, изложенные в отзыве.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 20 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-12408/2017
Требование: О предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что лицо, в интересах которого подан иск, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением суда за ним было признано право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Органами местного самоуправления жилое помещение в установленном законом порядке вышеуказанному лицу предоставлено не было.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2017 г. по делу N 33-12408/2017
Судья: Лазарева Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Улановой Е.С.,
судей - Черкуновой Л.В., Шилова А.Е.,
при секретаре - Л.,
с участием прокурора - Кушнирчук А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области А. на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 20 июля 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области предоставить С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Улановой Е.С., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ставропольского района Самарской области в интересах С. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда, мотивируя следующим. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ставропольского районного суда от 29.05.2015 г. за С. признано право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указывая, что до настоящего времени органами местного самоуправления жилое помещение в установленном законом порядке С. не предоставлено, чем нарушаются ее права, просил обязать Администрацию муниципального района Ставропольский предоставить С. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области А. просит решение суда отменить как необоснованное и неправомерное, постановленное при неправильном применении норм материального права. В жалобе ссылается на то, что Администрация не нарушает прав С., истица состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда. Не учтен объем субвенций, предоставляемых на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав заключение прокурора, считающего решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.В силу ч. 1, 2 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 9 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
Статьями 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 N 77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Из материалов дела усматривается, что С. (до брака - <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать - ФИО1 решением Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении дочери. Отец - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 29.04.2015 г. за С. признано право на постановку на учет как нуждающуюся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С. зарегистрирована по месту жительства адресу: <адрес>, собственником которого является ФИО1.
Согласно представленным сведениям, жилого помещения на праве собственности С. не имеет.
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда С. не предоставлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением С. жилого помещения на условиях найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы на недостаточность средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не может являться основанием для отказа в иске, поскольку в данном случае возникновение обязанности по обеспечению жилым помещением истицы, оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обусловлено достижением ею совершеннолетия.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции в качестве обоснования возражений на исковые требования, изложенные в отзыве.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 20 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)