Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: В обоснование иска указано, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, отец лишен родительских прав. До настоящего времени истица жильем не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Бутакова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Аврамовой Н.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 21 июля 2016 г. гражданское дело по иску прокурора Катайского района в интересах К.З. к администрации Катайского района Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области на решение Катайского районного суда Курганской области от 26 апреля 2016 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Катайского района в интересах К.З. к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области, Администрации Катайского района об обязании приобрести и предоставить жилое помещение удовлетворить в полном объеме.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области приобрести благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте города Катайска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м для предоставления К.З. и передать его в собственность муниципального образования Катайского района.
Обязать Администрацию Катайского района предоставить К.З. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте г. Катайска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика - Б., мнение прокурора Поляковской И.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Катайского района Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах К.З. с иском к администрации Катайского района Курганской области, Правительству Курганской области, просил возложить на администрацию Катайского района Курганской области обязанность по предоставлению К.З. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной в границах г. Катайска Катайского района Курганской области, соответствующей санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м, возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать предоставление К.З. указанного жилого помещения.
В обоснование иска прокурор указывал, что К.З. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, отец лишен родительских прав. В связи с отсутствием родительского попечения К.З. была устроена под опеку. Поскольку К.З. ни в собственности, ни по договору социального найма жилого помещения не имеет, она была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении и включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. До настоящего времени она жильем не обеспечена.
В ходе судебного разбирательства прокурор исковые требования изменил, в качестве ответчиков указал администрацию Катайского района Курганской области и Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, указывая, что в связи с внесенными Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 изменениями органы государственной власти Курганской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, которым определен Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, материальные ресурсы в виде жилых помещений приобретаются за счет средств бюджета Курганской области и передаются в муниципальную собственность. Органы местного самоуправления осуществляют обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. В связи с этим прокурор просил обязать Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области приобрести благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте г. Катайска Катайского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м, для предоставления К.З. и передать его в муниципальную собственность муниципального образования Катайский район; обязать администрацию Катайского района предоставить К.З. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в черте г. Катайска Катайского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м.
От исковых требований к Правительству Курганской области прокурор отказался, о чем представил письменное заявление. Истец К.З. заявленное прокурором ходатайство поддержала.
Определением Катайского районного суда Курганской области от 31 марта 2016 г. отказ прокурора Катайского района Курганской области в интересах К.З. от иска к Правительству Курганской области принят и производство по делу в данной части прекращено (л.д. 178).
В судебном заседании истец К.З. и действующий в ее интересах прокурор на удовлетворении измененных исковых требований настаивали.
Представитель ответчика администрации Катайского района в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте был извещен надлежащим образом (л.д. 185).
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 165). Указывал, что исковые требования о возложении обязанности приобрести жилое помещение и передать в муниципальную собственность для предоставления истцу противоречат закону и не подлежат удовлетворению. В соответствии с законом ответчик уполномочен приобретать квартиры в собственность Курганской области, а не конкретному сироте. В случае удовлетворения требований решение суда в части приобретения и передачи квартиры для предоставления конкретному сироте будет являться неисполнимым, поскольку приобретаемые ответчиком квартиры будут передаваться в муниципальную собственность обезличено (не конкретному сироте). По мнению ответчика, требования в таком виде не могут быть удовлетворены.
Представитель третьего лица МКУ "Управление образованием Администрации Катайского района" по доверенности Д. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично.
Представители третьих лиц Департамента образования и науки Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия (л.д. 139, 169, 195, 196).
В представленном письменном отзыве представитель третьего лица Финансового управления Курганской области полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Катайским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области просит решение суда отменить в части возложения на него обязанности, принять новое решение суда. В обоснование жалобы указывает, что решение суда в части возложения на Департамент обязанности передать в муниципальную собственность приобретенное за счет средств бюджета Курганской области благоустроенное жилое помещение для предоставления К.З. является незаконным и неисполнимым. Вновь указывает, что в соответствии с законом Департамент уполномочен приобретать квартиры в собственность Курганской области, а не конкретному сироте. Приобретаемые квартиры передаются в муниципальную собственность обезличенно, без указания на предоставление их конкретному гражданину. Вопрос о том, кому конкретно будет передано жилое помещение, решается органом местного самоуправления исходя из установленной очередности или в рамках исполнения судебного решения. Департамент не уполномочен указывать органу местного самоуправления кому именно они должны предоставить квартиру. В оспариваемом решении суда указан конкретный сирота, для которого Департамент должен приобрести жилое помещение, что противоречит закону и делает решение неисполнимым, по мнению ответчика.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по доверенности Б. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда в обжалуемой части отменить.
Прокурор Поляковская И.В. доводы апелляционной жалобы ответчика полагала обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда в части в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела усматривается, что родители истца К. (до регистрации брака - Л.) З.А., <...> рождения, мать Л.Т.Ф. умерла 2 апреля 2012 г. (л.д. 18), отец Л.А.В. решением Катайского районного суда Курганской области от 17 октября 2013 г. лишен родительских прав в отношении дочери (л.д. 7, 19-22).
29 августа 2015 г. Л. вступила в брак с К., в связи с чем ей присвоена фамилия "Кошелева" (л.д. 13).
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность К.З. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с постановлением администрации Катайского района от 12 апреля 2012 г. N над К.З. была установлена предварительная опека ее сестры Л.Е.А., затем постановлением от 3 июля 2012 г. N над ней установлено попечительство Х. (л.д. 86,87). Этим же постановлением N К.З. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
В соответствии с постановлением администрации Катайского района Курганской области от 10 апреля 2013 г. N К.З. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями (л.д. 14).
Установлено, что К.З. зарегистрирована в жилом помещении общей площадью, 51,5 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>17, <адрес>. Вместе с ней в данной квартире зарегистрированы еще 5 человек (л.д. 25). Данная квартира предоставлена сестре истца - Н. по договору социального найма от 30 января 2014 г., в котором в качестве членов семьи нанимателя указана и истец К. (Л.) (л.д. 103-104).
В связи с обеспеченностью жилым помещением, приходящимся на каждого члена семьи, менее учетной нормы, постановлением администрации Катайского района Курганской области от 28 мая 2015 г. N признан факт невозможности проживания К. (Л.) в квартире по адресу: <адрес>17, <адрес> (л.д. 27).
До настоящего времени К.З. жильем не обеспечена, своего жилья в собственности или по договору социального найма не имеет (л.д. 95).
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость К.З. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение N 2).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и пункту 3 статьи 3.1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области", действующей на дату вынесения обжалуемого решения суда) администрацией Катайского района сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включена истец К.З.
Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения ее жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах К.З. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Катайской районной Думы от 22 апреля 2008 г. N 226, с учетом внесенных решением Катайской районной Думы от 25 марта 2014 г. N 289 изменений, установлена норма предоставления площади жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, по договору социального найма, в размере не менее 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (л.д. 9-10).
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 3.1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134), предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным законом, а также Законом Курганской области от 28 ноября 2014 г. N 87 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2015 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Катайского района обязанность по предоставлению К.З. жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства истца - на территории г. Катайска в пределах нормы предоставления - не менее 18 кв. м общей площади, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае все условия имеют место быть, поэтому у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа прокурору в удовлетворении исковых требований о предоставлении К.З. жилого помещения по договору специализированного найма.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым уточнить решение суда в части возложения на администрацию Катайского района обязанности по предоставлению истцу жилого помещения.
Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (далее - Закон Курганской области N 288) в редакции вышеобозначенного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора к администрации Катайского района подлежит дополнению указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Также судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы Департамента имущественных и земельных отношений о необоснованном возложении на него обязанности по приобретению для предоставления К.З. жилого помещения и передаче его в муниципальную собственность.
Из дела следует, что прокурор обратился в суд в интересах К.З. с целью восстановления ее жилищных прав, которые в соответствии с приведенными выше нормами подлежат восстановлению путем обеспечения истца жилым помещением по договору специализированного найма.
Удовлетворив иск прокурора к администрации Катайского района и возложив на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению К.З. жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд фактически восстановил нарушенное право истца.
Порядок приобретения и передачи в собственность муниципальных образований, которым переданы отдельные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, жилых помещений подробно регламентирован Законом Курганской области N 288, в пункте 3 статьи 8 которого указано, что порядок определения материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями и подлежащих передаче в муниципальную собственность, определяется согласно приложению 13 к настоящему закону.
Доказательств, свидетельствующих о невыполнении Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области возложенных на него Законом Курганской области N 288 функций, о бездействии ответчика, нарушающем права К.З., прокурором суду первой инстанции представлено не было, материалы дела таких доказательств не содержат.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области.
Поскольку нарушение норм материального и процессуального права судом первой инстанции привели к вынесению незаконного и необоснованного решения в данной части, оно подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске прокурору, предъявленному в интересах К.З., к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности по приобретению за счет средств бюджета Курганской области жилого помещения и передаче его в муниципальную собственность для предоставления К.З.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Катайского районного суда Курганской области от 26 апреля 2016 г. отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора Катайского района в интересах К.З. к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности приобрести благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории г. Катайска Катайского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м, для предоставления К.З. и передать его в муниципальную собственность муниципального образования Катайский район.
В иске прокурору Катайского района в интересах К.З. к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности приобрести благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенного в черте города Катайска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м для предоставления К.З. и передать его в собственность муниципального образования Катайского района отказать.
Уточнить резолютивную часть решения суда, изложив абзац третий в следующей редакции:
"Обязать администрацию Катайского района предоставить К.З. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте г. Катайска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность".
В остальной части решение Катайского районного суда Курганской области от 26 апреля 2016 г. оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-2574/2016
Требование: Об обязании приобрести и предоставить жилое помещение.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: В обоснование иска указано, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, отец лишен родительских прав. До настоящего времени истица жильем не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. по делу N 33-2574/2016
Судья: Бутакова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Аврамовой Н.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 21 июля 2016 г. гражданское дело по иску прокурора Катайского района в интересах К.З. к администрации Катайского района Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области на решение Катайского районного суда Курганской области от 26 апреля 2016 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Катайского района в интересах К.З. к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области, Администрации Катайского района об обязании приобрести и предоставить жилое помещение удовлетворить в полном объеме.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области приобрести благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте города Катайска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м для предоставления К.З. и передать его в собственность муниципального образования Катайского района.
Обязать Администрацию Катайского района предоставить К.З. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте г. Катайска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика - Б., мнение прокурора Поляковской И.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Катайского района Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах К.З. с иском к администрации Катайского района Курганской области, Правительству Курганской области, просил возложить на администрацию Катайского района Курганской области обязанность по предоставлению К.З. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной в границах г. Катайска Катайского района Курганской области, соответствующей санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м, возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать предоставление К.З. указанного жилого помещения.
В обоснование иска прокурор указывал, что К.З. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, отец лишен родительских прав. В связи с отсутствием родительского попечения К.З. была устроена под опеку. Поскольку К.З. ни в собственности, ни по договору социального найма жилого помещения не имеет, она была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении и включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. До настоящего времени она жильем не обеспечена.
В ходе судебного разбирательства прокурор исковые требования изменил, в качестве ответчиков указал администрацию Катайского района Курганской области и Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, указывая, что в связи с внесенными Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 изменениями органы государственной власти Курганской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, которым определен Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, материальные ресурсы в виде жилых помещений приобретаются за счет средств бюджета Курганской области и передаются в муниципальную собственность. Органы местного самоуправления осуществляют обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. В связи с этим прокурор просил обязать Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области приобрести благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте г. Катайска Катайского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м, для предоставления К.З. и передать его в муниципальную собственность муниципального образования Катайский район; обязать администрацию Катайского района предоставить К.З. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в черте г. Катайска Катайского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м.
От исковых требований к Правительству Курганской области прокурор отказался, о чем представил письменное заявление. Истец К.З. заявленное прокурором ходатайство поддержала.
Определением Катайского районного суда Курганской области от 31 марта 2016 г. отказ прокурора Катайского района Курганской области в интересах К.З. от иска к Правительству Курганской области принят и производство по делу в данной части прекращено (л.д. 178).
В судебном заседании истец К.З. и действующий в ее интересах прокурор на удовлетворении измененных исковых требований настаивали.
Представитель ответчика администрации Катайского района в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте был извещен надлежащим образом (л.д. 185).
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 165). Указывал, что исковые требования о возложении обязанности приобрести жилое помещение и передать в муниципальную собственность для предоставления истцу противоречат закону и не подлежат удовлетворению. В соответствии с законом ответчик уполномочен приобретать квартиры в собственность Курганской области, а не конкретному сироте. В случае удовлетворения требований решение суда в части приобретения и передачи квартиры для предоставления конкретному сироте будет являться неисполнимым, поскольку приобретаемые ответчиком квартиры будут передаваться в муниципальную собственность обезличено (не конкретному сироте). По мнению ответчика, требования в таком виде не могут быть удовлетворены.
Представитель третьего лица МКУ "Управление образованием Администрации Катайского района" по доверенности Д. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично.
Представители третьих лиц Департамента образования и науки Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия (л.д. 139, 169, 195, 196).
В представленном письменном отзыве представитель третьего лица Финансового управления Курганской области полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Катайским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области просит решение суда отменить в части возложения на него обязанности, принять новое решение суда. В обоснование жалобы указывает, что решение суда в части возложения на Департамент обязанности передать в муниципальную собственность приобретенное за счет средств бюджета Курганской области благоустроенное жилое помещение для предоставления К.З. является незаконным и неисполнимым. Вновь указывает, что в соответствии с законом Департамент уполномочен приобретать квартиры в собственность Курганской области, а не конкретному сироте. Приобретаемые квартиры передаются в муниципальную собственность обезличенно, без указания на предоставление их конкретному гражданину. Вопрос о том, кому конкретно будет передано жилое помещение, решается органом местного самоуправления исходя из установленной очередности или в рамках исполнения судебного решения. Департамент не уполномочен указывать органу местного самоуправления кому именно они должны предоставить квартиру. В оспариваемом решении суда указан конкретный сирота, для которого Департамент должен приобрести жилое помещение, что противоречит закону и делает решение неисполнимым, по мнению ответчика.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по доверенности Б. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда в обжалуемой части отменить.
Прокурор Поляковская И.В. доводы апелляционной жалобы ответчика полагала обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда в части в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела усматривается, что родители истца К. (до регистрации брака - Л.) З.А., <...> рождения, мать Л.Т.Ф. умерла 2 апреля 2012 г. (л.д. 18), отец Л.А.В. решением Катайского районного суда Курганской области от 17 октября 2013 г. лишен родительских прав в отношении дочери (л.д. 7, 19-22).
29 августа 2015 г. Л. вступила в брак с К., в связи с чем ей присвоена фамилия "Кошелева" (л.д. 13).
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность К.З. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с постановлением администрации Катайского района от 12 апреля 2012 г. N над К.З. была установлена предварительная опека ее сестры Л.Е.А., затем постановлением от 3 июля 2012 г. N над ней установлено попечительство Х. (л.д. 86,87). Этим же постановлением N К.З. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
В соответствии с постановлением администрации Катайского района Курганской области от 10 апреля 2013 г. N К.З. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями (л.д. 14).
Установлено, что К.З. зарегистрирована в жилом помещении общей площадью, 51,5 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>17, <адрес>. Вместе с ней в данной квартире зарегистрированы еще 5 человек (л.д. 25). Данная квартира предоставлена сестре истца - Н. по договору социального найма от 30 января 2014 г., в котором в качестве членов семьи нанимателя указана и истец К. (Л.) (л.д. 103-104).
В связи с обеспеченностью жилым помещением, приходящимся на каждого члена семьи, менее учетной нормы, постановлением администрации Катайского района Курганской области от 28 мая 2015 г. N признан факт невозможности проживания К. (Л.) в квартире по адресу: <адрес>17, <адрес> (л.д. 27).
До настоящего времени К.З. жильем не обеспечена, своего жилья в собственности или по договору социального найма не имеет (л.д. 95).
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость К.З. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение N 2).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и пункту 3 статьи 3.1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области", действующей на дату вынесения обжалуемого решения суда) администрацией Катайского района сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включена истец К.З.
Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения ее жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах К.З. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Катайской районной Думы от 22 апреля 2008 г. N 226, с учетом внесенных решением Катайской районной Думы от 25 марта 2014 г. N 289 изменений, установлена норма предоставления площади жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, по договору социального найма, в размере не менее 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (л.д. 9-10).
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 3.1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134), предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным законом, а также Законом Курганской области от 28 ноября 2014 г. N 87 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2015 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Катайского района обязанность по предоставлению К.З. жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства истца - на территории г. Катайска в пределах нормы предоставления - не менее 18 кв. м общей площади, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае все условия имеют место быть, поэтому у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа прокурору в удовлетворении исковых требований о предоставлении К.З. жилого помещения по договору специализированного найма.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым уточнить решение суда в части возложения на администрацию Катайского района обязанности по предоставлению истцу жилого помещения.
Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (далее - Закон Курганской области N 288) в редакции вышеобозначенного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора к администрации Катайского района подлежит дополнению указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Также судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы Департамента имущественных и земельных отношений о необоснованном возложении на него обязанности по приобретению для предоставления К.З. жилого помещения и передаче его в муниципальную собственность.
Из дела следует, что прокурор обратился в суд в интересах К.З. с целью восстановления ее жилищных прав, которые в соответствии с приведенными выше нормами подлежат восстановлению путем обеспечения истца жилым помещением по договору специализированного найма.
Удовлетворив иск прокурора к администрации Катайского района и возложив на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению К.З. жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд фактически восстановил нарушенное право истца.
Порядок приобретения и передачи в собственность муниципальных образований, которым переданы отдельные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, жилых помещений подробно регламентирован Законом Курганской области N 288, в пункте 3 статьи 8 которого указано, что порядок определения материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями и подлежащих передаче в муниципальную собственность, определяется согласно приложению 13 к настоящему закону.
Доказательств, свидетельствующих о невыполнении Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области возложенных на него Законом Курганской области N 288 функций, о бездействии ответчика, нарушающем права К.З., прокурором суду первой инстанции представлено не было, материалы дела таких доказательств не содержат.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области.
Поскольку нарушение норм материального и процессуального права судом первой инстанции привели к вынесению незаконного и необоснованного решения в данной части, оно подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске прокурору, предъявленному в интересах К.З., к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности по приобретению за счет средств бюджета Курганской области жилого помещения и передаче его в муниципальную собственность для предоставления К.З.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Катайского районного суда Курганской области от 26 апреля 2016 г. отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора Катайского района в интересах К.З. к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности приобрести благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории г. Катайска Катайского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м, для предоставления К.З. и передать его в муниципальную собственность муниципального образования Катайский район.
В иске прокурору Катайского района в интересах К.З. к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности приобрести благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенного в черте города Катайска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м для предоставления К.З. и передать его в собственность муниципального образования Катайского района отказать.
Уточнить резолютивную часть решения суда, изложив абзац третий в следующей редакции:
"Обязать администрацию Катайского района предоставить К.З. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте г. Катайска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность".
В остальной части решение Катайского районного суда Курганской области от 26 апреля 2016 г. оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)