Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 30.08.2016 ПО ДЕЛУ N А26-6284/2016

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. по делу N А26-6284/2016


Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 30 августа 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Левичевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Сергеевой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании незаконным отказа в государственной регистрации от 06.05.2016 N 10/004/006/2016-763
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
при участии представителей:
заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания" - не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства,
- ответчика, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия - Тишкова М.А., представитель по доверенности от 15.12.2015;
- третьего лица, Министерства по природопользованию и экологи Республики Карелия - Клюквина Ю.Н.; Маляренко М.А., представитель по доверенности от 12.01.2016,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания", ОГРН 1021000880075, ИНН 1004010202, адрес: 186950, Республика Карелия, г. Костомукша, шоссе Горняков, д. 90 (далее - заявитель, Общество, ООО "КСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, ОГРН 1041000051784, ИНН 1001048543, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 31 (далее - ответчик, Управление Росреестра по Республике Карелия, Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации от 06.05.2016 N 10/004/006/2016-763. По мнению заявителя, отказ в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 21.02.2011 N 141-з не соответствует нормам Гражданского, Земельного и Лесного кодексов Российской Федерации.
В отзыве на заявление ответчик на заявление заявленных требований не признал, считает отказ в государственной регистрации законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявления отказать.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2016 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - третье лицо, Министерство).
В отзыве на заявление и в дополнениях к отзыву третье лицо поддержало позицию заявителя, считает, что действовало в пределах своих полномочий, подписывая спорное дополнительное соглашение.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержал заявленные требования.
В судебном заседании представитель ответчика заявленных требований не признал, поддержав правовую позицию, отраженную в отзыве.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал позицию, отраженную в отзыве и в дополнениях к отзыву.
Заслушав представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 29.03.2016 ООО "КСК" предоставило в Управление Росреестра но Республике Карелия - Межмуниципальный отдел по Костомукшскому городском) округу, Калевальскому и Муезерскому районам для государственной регистрации дополнительное соглашение от 14.03.2016 к договору аренды лесного участка N 141-з от 21.02.2011.
Сообщением от 06.05.2016. N 10/004/006/2016-763 Управление Росреестра отказало ООО "КСК" в государственной регистрации данного дополнительного соглашения на основании абзаца 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства).
С данным отказом Общество не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что 21.02.2011 между ООО "КСК" (далее - Арендатор) и Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Арендодатель) заключен договор аренды лесного участка N 141-з, в соответствии с которым Арендатор принимает во временное пользование (аренду) для осуществления вида использования лесов - заготовка древесины с целью реализации приоритетного проекта "Организация производства заготовки леса и его переработки в условиях долгосрочной аренды лесов" в области освоения лесов лесной участок площадью 21502,8 га. Пунктом 7.1 Договора установлен срок действия договора 10 лет с даты его подписания. Дата государственной регистрации договора 22.03.2011.
В пункте 2.1.1. Договора указано, что срок окупаемости данного приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов составляет 45 месяцев с начала срока его реализации - 11.08.2009.
Дополнительным соглашением от 14.03.2016 стороны внесли изменения в договор аренды лесного участка от 21.02.2011 N 141-з, а именно: в подпункт 4.4.13, позицию 2 подпункта 6.4.1, подпункт 6.4.1 дополнили позицией 12, а также в пункте 7.1 срок действия договора изменили на 48 лет 11 месяцев с момента его государственной регистрации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацу 4 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как указано в пункте 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее - ЛК РФ) лесное законодательство состоит из ЛК РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и ЛК РФ.
С 01.10.2015 вступили в силу изменения в ЛК РФ, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений". С указанной даты пункт 5 статьи 72 ЛК РФ, предоставляющий арендатору преимущественное право на заключение договора аренды находящегося в государственной (муниципальной) собственности лесного участка на новый срок утратил силу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов. Данное право имеется у арендатора в случае, если участок ранее предоставлялся в аренду без проведения торгов либо в аренду на срок более десяти лет с проведением торгов.
Условия реализации такого права урегулированы пунктом 5 статьи 74 ЛК РФ. При отсутствии в совокупности вышеперечисленных условий арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов.
С целью реализации положений статьи 74 ЛК РФ Приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" утвержден порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 3 статьи 74 ЛК РФ.
Таким образом, статья 74 ЛК РФ содержит специальное правило, согласно которому возможность заключения новых договоров аренды лесных участков без проведения торгов возникает у арендатора, надлежащим образом исполнившего договор аренды лесных участков, но истечении сроков действия этого договора, в случаях, регламентированных пунктом 4 вышеуказанной статьи, и при наличии в совокупности условий, урегулированных пунктом 5 данной статьи.
При отсутствии в совокупности вышеперечисленных условий арендатор лишается права на заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов, в связи с чем, лесной участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах по продаже права на заключение такого договора, проводимых в форме открытого аукциона в соответствии с пунктом 1 статьи 74 ЛК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
ЗК РФ установлены особенности заключения нового договора аренды земельного участка с арендатором земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды. При этом данное право также не носит преимущественного характера, как это предусмотрено статьей 621 ГК РФ.
Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, регламентированы пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи. При отсутствии в совокупности вышеперечисленных условий арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов.
Анализ в совокупности вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что действующие лесное и земельное законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности продления срока аренды лесных участков посредством заключения дополнительных соглашений.
На основании вышеизложенного, арендатор, который надлежащим образом исполнил договор аренды лесного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, по истечении срока действия такого договора вправе заключить новый без проведения торгов. Данным правом арендатор наделяется, если участок ранее предоставлялся в аренду без проведения торгов либо в аренду на срок более 10 лет с проведением торгов. При этом заключить новый договор можно только при соблюдении определенных условий.
Суд соглашается с выводом Управления о том, что по своей сути Дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 21.02.2011 N 141-з направлено на заключение нового договора аренды лесных участков в обход порядка заключения таких договоров, установленного действующим законодательством.
Таким образом, правовые основания для государственной регистрации представленного соглашения и внесения изменений в запись об аренде в отношении ее срока отсутствуют.
Суд также считает, что права и законные интересы заявителя не нарушаются оспариваемым отказом Управления, так как в настоящее время договор аренды спорного лесного участка является действующим, срок аренды лесного участка истекает только 22.03.2021 года.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Таких обстоятельств суд не установил, т.е. оспариваемый отказ в государственной регистрации от 06.05.2016 N 10/004/006/2016-763 Управления Росреестра по Республике Карелия является законным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенных обстоятельств, суд заявителю в удовлетворении заявленных требований отказывает.
Судебные расходы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:

1. В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания" отказать.
2. Судебные расходы отнести на заявителя.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Е.И.ЛЕВИЧЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)