Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Новиковой рассмотрел в судебном заседании материалы дела N А60-489/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр Экономических Экспертиз и Аудита" (ИНН 2360006139, ОГРН 1146671001718, далее - общество "ЦЭЭИА", налогоплательщик)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6660010006, далее - инспекция, налоговый орган), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (далее - инспекция N 25).
о признании незаконными требования от 12.08.2016 N 18-21/8989, поручения от 03.08.2016 N 13-12/33350.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представитель инспекции Нохрин В.В. (доверенность от 16.09.2016 N 03-11/11).
Представитель общества "ЦЭЭИА" Дышловой Н.В. не допущен к участию в судебном заседании в связи с истечением срока действия доверенности.
Представители инспекции N 25, извещенной надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "ЦЭЭИА" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными требования от 12.08.2016 N 18-21/8989, поручения от 03.08.2016 N 13-12/33350.
Определением суда от 17.01.2017 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 07.02.2017.
В ходе судебного заседания инспекцией приобщен к материалам дела отзыв на заявление.
Как следует из материалов дела, в адрес налогоплательщика Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области выставлено требование от 12.08.2016 N 18-21/8989 о предоставлении информации, касающейся деятельности общества с ограниченной ответственностью "Отдел Рабочего Снабжения", данное требование направлено по поручению инспекции от 03.08.2016 N 13-12/33350.
Таким образом, один из оспариваемых актов вынесен Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области, которая не привлечена в качестве соответчика.
Согласно ч. 6 ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика.
При таких обстоятельствах Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области подлежит привлечению к участию в деле в качестве соответчика.
При таких обстоятельствах, с учетом привлечения к участию в деле соответчика, суд полагает необходимым предварительное судебное заседание отложить.
Определением суда от 07.02.2017 предварительное судебное заседание отложено на 01.03.2017.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
Определением суда от 01.03.2017 судебное разбирательство назначено на 05.04.2017.
До начала судебного заседания со стороны заявителя в материалы дела поступили письменные пояснения на отзыв с приложением судебной практики.
Со стороны инспекции N 25 в материалы дела поступил отзыв на заявление.
Определением суда от 05.04.2017 (протокольное) судебное заседание отложено по ходатайству инспекции.
В ходе судебного заседания инспекцией приобщены к материалам дела письма от 28.09.2015, от 18.09.2015, от 04.03.2016, от 02.03.2016, договор аренды нежилого помещения от 10.11.2014 N АР-10-11-14, поручение от 03.09.2015, выписка по расчетному счету.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
на основании решения о проведении выездной налоговой проверки от 24.12.2015 N 648-13 инспекцией назначена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Аверс" (далее - общество "Аверс").
В ходе проведения налоговой проверки исследованы взаимоотношения проверяемого лица - общества "Аверс" с контрагентом - обществом с ограниченной ответственностью "Отдел Рабочего Снабжения" (далее - общество "ОРС").
По данным, имеющимся в инспекции, 10.11.2014 между обществами "ОРС" и "ЦЭЭИА" заключен договор аренды нежилого помещения N АР-10-11-14. При этом согласно анализу расчетного счета установлено, что общество "ЦЭЭИА" располагает информацией о фактической возможности выполнения работ обществом "ОРС", так как между обществами "ЦЭЭИА" и "ОРС" заключен договор о взаимодействии.
Для получения более подробной информации о деятельности общества "ОРС" в инспекцию N 25 направлено поручение от 03.08.2016 N 13-12/33350 по истребованию документов у общества "ЦЭЭИА" на основании ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поручение от 03.08.2016 N 13-12/33350 отправлено в инспекцию N 25 10.08.2016 посредством системы электронного документооборота.
Инспекцией N 25 в рамках выставлено требование от 12.08.2016 N 18-21/8989 на получение необходимых документов с указанием срока предоставления.
Требование о предоставлении документов от 12.08.2016 N 18-21/8989 не исполнено, организацией в адрес налоговой инспекции предоставлено письмо с отказом в исполнении требования.
Полагая, что поручение от 03.08.2016 N 13-12/33350 и требование от 12.08.2016 N 18-21/8989 налоговых органов не соответствуют законодательству, нарушают его права и законные интересы общество "ЦЭЭИА" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
По результатам рассмотрения представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон суд признал, что заявленные налогоплательщиком требования подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Согласно п. 3 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В соответствии с ч. 4 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как указано в п. 5, 6 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Судом установлено, что на основании решения о проведении выездной налоговой проверки от 24.12.2015 N 648-13 инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении общества "Аверс". В ходе проведения налоговой проверки установлены взаимоотношения проверяемого лица - общества "Аверс" с обществом "ОРС". При этом между обществами "ОРС" и "ЦЭЭИА" 10.11.2014 заключен договор аренды нежилого помещения N АР-10-11-14.
По мнению налогового органа, общество "ЦЭЭИА" располагает информацией о фактической возможности выполнения работ обществом "ОРС", так как между обществами "ЦЭЭИА" и "ОРС" заключен договор о взаимодействии.
Для получения более подробной информации о деятельности общества "ОРС" в инспекцию N 25 10.08.2016 посредством системы электронного документооборота направлено поручение от 03.08.2016 N 13-12/33350 по истребованию документов у общества "ЦЭЭИА" на основании ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с полученным поручением от 03.08.2016 N 13-12/33350 инспекцией N 25 выставлено требование от 12.08.2016 N 18-21/8989 на представление обществом "ЦЭЭИА" необходимых документов с указанием срока предоставления.
Инспекцией у налогоплательщика истребованы документы за период с 01.01.2012 по 03.08.2016 (договора, счет-фактуры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, спецификации, доверенности, книги - продаж, акты приемки сдачи работ (услуг), карточки бухгалтерских счетов, книги - покупок, акты сверки расчетов с поставщиками, путевые листы грузового автомобиля), то есть фактически поручение и требование содержат указание на представление всей первичной и бухгалтерской документации за 4 года и 8 месяцев. Запрошенные книги продаж и покупок за период с 01.01.2012 по 03.08.2016 являются внутренними документами самой организации и свидетельствуют о правильности отражения в бухгалтерском учете заявителем сделки с клиентов.
Вместе с тем наделение налоговых органов правом истребования документов (информации) направлено как на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которых не должно иметь произвольных оснований, так и на создание дополнительных гарантий прав налогоплательщиков и обеспечение баланса публичных и частных интересов.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов налогового органа суд счел неподтвержденной обоснованность запроса всех имеющихся у общества "ЦЭЭИА" первичных и бухгалтерских документов за период с 01.01.2012 по 03.08.2016, связь данных документов в предметом проведенной в отношении общества "Аверс" проверки налоговым органом не подтверждена. Кроме того, согласно пояснениям представителя налогового органа доначислений налогов по взаимоотношениям между обществами "Аверс" и "ОРС" не произведено.
Вместе с тем требование в части представления договора аренды нежилого помещения от 10.11.2014 N АР-10-11-14, связанных в данным договором счетов-фактур, товарных накладных, иных документов бухгалтерского и налогового учета обусловлено необходимостью оценки контрагента проверяемого налогоплательщика на предмет места его нахождения, платежеспособности, направлений расходования денежных средств. В указанной части требование налогового органа имеет правовые и фактические основания.
В связи с указанным требование инспекции от 12.08.2016 N 18-21/8989 и поручение от 03.08.2016 N 13-12/33350 являются законными в части истребования договора аренды нежилого помещения от 10.11.2014 N АР-10-11-14, в остальной части законность указанных актов не подтверждена.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу ст. 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным действий необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого бездействия нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем, поручение от 03.08.2016 N 13-12/33350 не нарушает права и законные интересы налогоплательщика, поскольку является внутренним документом в рамках взаимодействия налоговых органов, само по себе обязанности для общества "ЦЭЭИА" не порождает, в связи с чем не нарушает прав налогоплательщика.
Таким образом, в части признания недействительным поручения от 03.08.2016 N 13-12/33350 требования заявителя также не подлежат удовлетворению.
Поскольку требования заявителя неимущественного характера частично удовлетворены, необходимость обращения в арбитражный суд обусловлена вынесением обоими соответчиками частично не соответствующих закону актов, подлежащая уплате государственная пошлина в сумме 3000 руб. на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в порядке возмещения судебных расходов с заинтересованных лиц в пользу налогоплательщика в равных долях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области от 12.08.2016 N 18-21/8989 в части истребования документов, не связанных с договором аренды нежилого помещения от 10.11.2014 N АР-10-11-14.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Центр Экономических Экспертиз и Аудита".
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр Экономических Экспертиз и Аудит" 1500 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр Экономических Экспертиз и Аудит" 1500 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.04.2017 ПО ДЕЛУ N А60-489/2017
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2017 г. по делу N А60-489/2017
Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Новиковой рассмотрел в судебном заседании материалы дела N А60-489/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр Экономических Экспертиз и Аудита" (ИНН 2360006139, ОГРН 1146671001718, далее - общество "ЦЭЭИА", налогоплательщик)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6660010006, далее - инспекция, налоговый орган), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (далее - инспекция N 25).
о признании незаконными требования от 12.08.2016 N 18-21/8989, поручения от 03.08.2016 N 13-12/33350.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представитель инспекции Нохрин В.В. (доверенность от 16.09.2016 N 03-11/11).
Представитель общества "ЦЭЭИА" Дышловой Н.В. не допущен к участию в судебном заседании в связи с истечением срока действия доверенности.
Представители инспекции N 25, извещенной надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "ЦЭЭИА" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными требования от 12.08.2016 N 18-21/8989, поручения от 03.08.2016 N 13-12/33350.
Определением суда от 17.01.2017 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 07.02.2017.
В ходе судебного заседания инспекцией приобщен к материалам дела отзыв на заявление.
Как следует из материалов дела, в адрес налогоплательщика Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области выставлено требование от 12.08.2016 N 18-21/8989 о предоставлении информации, касающейся деятельности общества с ограниченной ответственностью "Отдел Рабочего Снабжения", данное требование направлено по поручению инспекции от 03.08.2016 N 13-12/33350.
Таким образом, один из оспариваемых актов вынесен Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области, которая не привлечена в качестве соответчика.
Согласно ч. 6 ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика.
При таких обстоятельствах Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области подлежит привлечению к участию в деле в качестве соответчика.
При таких обстоятельствах, с учетом привлечения к участию в деле соответчика, суд полагает необходимым предварительное судебное заседание отложить.
Определением суда от 07.02.2017 предварительное судебное заседание отложено на 01.03.2017.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
Определением суда от 01.03.2017 судебное разбирательство назначено на 05.04.2017.
До начала судебного заседания со стороны заявителя в материалы дела поступили письменные пояснения на отзыв с приложением судебной практики.
Со стороны инспекции N 25 в материалы дела поступил отзыв на заявление.
Определением суда от 05.04.2017 (протокольное) судебное заседание отложено по ходатайству инспекции.
В ходе судебного заседания инспекцией приобщены к материалам дела письма от 28.09.2015, от 18.09.2015, от 04.03.2016, от 02.03.2016, договор аренды нежилого помещения от 10.11.2014 N АР-10-11-14, поручение от 03.09.2015, выписка по расчетному счету.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
на основании решения о проведении выездной налоговой проверки от 24.12.2015 N 648-13 инспекцией назначена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Аверс" (далее - общество "Аверс").
В ходе проведения налоговой проверки исследованы взаимоотношения проверяемого лица - общества "Аверс" с контрагентом - обществом с ограниченной ответственностью "Отдел Рабочего Снабжения" (далее - общество "ОРС").
По данным, имеющимся в инспекции, 10.11.2014 между обществами "ОРС" и "ЦЭЭИА" заключен договор аренды нежилого помещения N АР-10-11-14. При этом согласно анализу расчетного счета установлено, что общество "ЦЭЭИА" располагает информацией о фактической возможности выполнения работ обществом "ОРС", так как между обществами "ЦЭЭИА" и "ОРС" заключен договор о взаимодействии.
Для получения более подробной информации о деятельности общества "ОРС" в инспекцию N 25 направлено поручение от 03.08.2016 N 13-12/33350 по истребованию документов у общества "ЦЭЭИА" на основании ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поручение от 03.08.2016 N 13-12/33350 отправлено в инспекцию N 25 10.08.2016 посредством системы электронного документооборота.
Инспекцией N 25 в рамках выставлено требование от 12.08.2016 N 18-21/8989 на получение необходимых документов с указанием срока предоставления.
Требование о предоставлении документов от 12.08.2016 N 18-21/8989 не исполнено, организацией в адрес налоговой инспекции предоставлено письмо с отказом в исполнении требования.
Полагая, что поручение от 03.08.2016 N 13-12/33350 и требование от 12.08.2016 N 18-21/8989 налоговых органов не соответствуют законодательству, нарушают его права и законные интересы общество "ЦЭЭИА" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
По результатам рассмотрения представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон суд признал, что заявленные налогоплательщиком требования подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Согласно п. 3 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В соответствии с ч. 4 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как указано в п. 5, 6 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Судом установлено, что на основании решения о проведении выездной налоговой проверки от 24.12.2015 N 648-13 инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении общества "Аверс". В ходе проведения налоговой проверки установлены взаимоотношения проверяемого лица - общества "Аверс" с обществом "ОРС". При этом между обществами "ОРС" и "ЦЭЭИА" 10.11.2014 заключен договор аренды нежилого помещения N АР-10-11-14.
По мнению налогового органа, общество "ЦЭЭИА" располагает информацией о фактической возможности выполнения работ обществом "ОРС", так как между обществами "ЦЭЭИА" и "ОРС" заключен договор о взаимодействии.
Для получения более подробной информации о деятельности общества "ОРС" в инспекцию N 25 10.08.2016 посредством системы электронного документооборота направлено поручение от 03.08.2016 N 13-12/33350 по истребованию документов у общества "ЦЭЭИА" на основании ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с полученным поручением от 03.08.2016 N 13-12/33350 инспекцией N 25 выставлено требование от 12.08.2016 N 18-21/8989 на представление обществом "ЦЭЭИА" необходимых документов с указанием срока предоставления.
Инспекцией у налогоплательщика истребованы документы за период с 01.01.2012 по 03.08.2016 (договора, счет-фактуры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, спецификации, доверенности, книги - продаж, акты приемки сдачи работ (услуг), карточки бухгалтерских счетов, книги - покупок, акты сверки расчетов с поставщиками, путевые листы грузового автомобиля), то есть фактически поручение и требование содержат указание на представление всей первичной и бухгалтерской документации за 4 года и 8 месяцев. Запрошенные книги продаж и покупок за период с 01.01.2012 по 03.08.2016 являются внутренними документами самой организации и свидетельствуют о правильности отражения в бухгалтерском учете заявителем сделки с клиентов.
Вместе с тем наделение налоговых органов правом истребования документов (информации) направлено как на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которых не должно иметь произвольных оснований, так и на создание дополнительных гарантий прав налогоплательщиков и обеспечение баланса публичных и частных интересов.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов налогового органа суд счел неподтвержденной обоснованность запроса всех имеющихся у общества "ЦЭЭИА" первичных и бухгалтерских документов за период с 01.01.2012 по 03.08.2016, связь данных документов в предметом проведенной в отношении общества "Аверс" проверки налоговым органом не подтверждена. Кроме того, согласно пояснениям представителя налогового органа доначислений налогов по взаимоотношениям между обществами "Аверс" и "ОРС" не произведено.
Вместе с тем требование в части представления договора аренды нежилого помещения от 10.11.2014 N АР-10-11-14, связанных в данным договором счетов-фактур, товарных накладных, иных документов бухгалтерского и налогового учета обусловлено необходимостью оценки контрагента проверяемого налогоплательщика на предмет места его нахождения, платежеспособности, направлений расходования денежных средств. В указанной части требование налогового органа имеет правовые и фактические основания.
В связи с указанным требование инспекции от 12.08.2016 N 18-21/8989 и поручение от 03.08.2016 N 13-12/33350 являются законными в части истребования договора аренды нежилого помещения от 10.11.2014 N АР-10-11-14, в остальной части законность указанных актов не подтверждена.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу ст. 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным действий необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого бездействия нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем, поручение от 03.08.2016 N 13-12/33350 не нарушает права и законные интересы налогоплательщика, поскольку является внутренним документом в рамках взаимодействия налоговых органов, само по себе обязанности для общества "ЦЭЭИА" не порождает, в связи с чем не нарушает прав налогоплательщика.
Таким образом, в части признания недействительным поручения от 03.08.2016 N 13-12/33350 требования заявителя также не подлежат удовлетворению.
Поскольку требования заявителя неимущественного характера частично удовлетворены, необходимость обращения в арбитражный суд обусловлена вынесением обоими соответчиками частично не соответствующих закону актов, подлежащая уплате государственная пошлина в сумме 3000 руб. на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в порядке возмещения судебных расходов с заинтересованных лиц в пользу налогоплательщика в равных долях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области от 12.08.2016 N 18-21/8989 в части истребования документов, не связанных с договором аренды нежилого помещения от 10.11.2014 N АР-10-11-14.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Центр Экономических Экспертиз и Аудита".
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр Экономических Экспертиз и Аудит" 1500 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр Экономических Экспертиз и Аудит" 1500 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Е.КАЛАШНИК
С.Е.КАЛАШНИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)