Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2016 N 09АП-43532/2016 ПО ДЕЛУ N А40-107677/15

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2016 г. N 09АП-43532/2016

Дело N А40-107677/15

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей Мухина С.М., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2016 по делу N А40-107677/15, принятое судьей Буниной О.П. (шифр судьи 60-873)
по заявлению ООО "Алонта-АГ"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным бездействия,
при участии:
- от заявителя: Вагнер В.А. по дов. от 25.07.2016;
- от заинтересованного лица: Яшкин А.В. по дов. от 07.12.2015;

- установил:

ООО "Алонта АГ" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее также Департамент, заинтересованное лицо, административный орган) о признании недействительным решения государственного органа от 11.03.2015 N ДГИ-1-186394/15-1 "О внесении изменений в договор аренды", признании незаконным бездействие государственного орган и обязать заключить дополнительное соглашение с расчетом арендной платы согласно установленной в Постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП льготной ставки арендной платы.
Протокольным определением суда от 20.11.2015 требования были уточнены в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2016 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судом решением, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 27.11.2007 заключен договор аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы N 1-1141/07 между Департаментом имущества города Москвы (Государственный орган) и ООО "Алонта АГ" ("Арендатор").
Согласно п. 1.1 Договора аренды - на основании распоряжения Департамента от 06.08.2007 г. N 2592-р Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду нежилой объект (нежилое помещение) общей площадью 189,40 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ЦАО, ул. Казакова, д. 3, стр. 1.
Согласно п. 1.3 Договора аренды, объект аренды передается в аренду в целях - под офис.
Согласно п. 2.1 Договора аренды срок действия Договора аренды устанавливается с 06 августа 2007 года до начала реконструкции, но не более чем до 06 августа 2012 года.
Согласно п. 2.5 Договора аренды, если Арендатор продолжает пользоваться Объектом аренды после истечения срока действия настоящего Договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Согласно п. 6.1 Договора аренды, за Объект аренды величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов по установлению ставки арендной платы на срок заключения настоящего Договора и не может быть снижена.
Согласно п. 6.2 Договора аренды, за указанный в разделе 1 настоящего Договора Объект аренды величина арендной платы устанавливается в размере один миллион семьсот восемьдесят пять тысяч шестьдесят восемь рублей в год.
Согласно п. 10.2 Договора аренды - приостановить действие п. 6.2 на период действия льготной арендной платы.
При этом, Арендатор является субъектом малого предпринимательства (свидетельство о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы N 7709-158158 от 11.05.2005, серия А N 093056). Основной вид деятельности: промышленность, код по ОКВЭД: 22.22 (полиграфическая деятельность, не включенная в другие группировки).
Договор аренды заключен без проведения торгов в рамках программы имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства (ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ст. 18 Закона г. Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве").
В течение срока действия Договора аренды заявитель пользуется правом уплаты аренды из расчета установленного в городе Москве размера льготной арендной платы:
- - с момента заключения договора по 31.12.2008 - в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1097-ПП арендная плата с применением корректирующего коэффициента 0,65 к рыночной величине арендной платы (п. 10.3 Договора аренды);
- - 01.01.2009 - 31.12.2009 - имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 1 000 рублей за кв. м в год (Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1479-ПП "О реализации дополнительных мер государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, на период 2010 - 2012 гг."; Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1218-ПП "О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, на период стабилизации финансовой системы");
- - 01.01.2010 - 31.12.2010 - имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 1 200 рублей за кв. м в год (Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1479-ПП "О реализации дополнительных мер государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, на период 2010 - 2012 гг."; Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1218-ПП "О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, на период стабилизации финансовой системы");
- - 01.01.2011 - 31.12.2012 - имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 1 800 рублей за кв. м в год (Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1218-ПП "О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, на период стабилизации финансовой системы");
- - 01.01.2013 - 31.12.2013 - имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв. м в год (Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1218-ПП "О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, на период стабилизации финансовой системы").
- 01.01.2014 - 01.06.2016 - имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв. м в год (Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы").
В течение всего срока действия Договора и пользования Объектом аренды Арендатор исправно платил арендную плату.
25.09.2014 с участием представителя Арендодателя состоялась проверка факта целевого использования Объекта аренды.
Составлен акт осмотра, согласно которому подтверждено соблюдение Арендатором условий Договора аренды, а именно: факт использования Объекта аренды по целевому назначению - под офис; факт отсутствия задолженности по арендной плате; факт отсутствия сторонних организаций на территории Объекта аренды.
В адрес заявителя поступило письмо от 21.11.2014 N 33-5-23710/14-(3)-0 "О направлении проекта дополнительного соглашения к договору аренды", в котором представлен проект дополнительного соглашения к Договору аренды, установлена рыночная стоимость права пользования на условиях договора аренды объектом нежилого фонда из расчета за 1 кв. м, в год 13 768 руб.
В ответ заявителем направлено письмо-претензия от 22.12.2014, исх. N 104, о несогласии с результатами проведенной оценки рыночной стоимости арендной платы, поскольку является субъектом малого предпринимательства, добросовестно выполняет обязанности Арендатора и имеет право на ставку арендной платы 3 500 руб. без НДС за 1 кв. м, в год (Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП и N 809-ПП).
Департамент в ответ на письмо-претензию направил заявителю письмо от 26.12.14 N 33-5-23710/14-(6)-0 "О повторном направлении проекта дополнительного соглашения к договору аренды", в котором указано, что по истечении срока действия договора аренды, переоформление на новый срок договора с арендатором, надлежащим образом, исполнявшим свои обязанности, осуществляется в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при установлении размера арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости объекта".
Письмом от 20.01.2015, исх. N 2 заявитель информировал Департамент о наличии статуса субъекта малого предпринимательства, добросовестного выполнения обязанностей Арендатора и наличия права на ставку арендной платы 3 500 руб. без НДС за 1 кв. м, в год (Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП и N 809-ПП).
Заявитель провел свою независимую оценку рыночной стоимости права пользования Объектом аренды, которая составила 7 023 руб. за 1 кв. м, (без учета НДС).
Письмом исх. N 12 от 17.02.2015 заявитель просит повторно рассмотреть вопрос о пролонгации договора аренды N 1-576/08 от 05.05.2008 на помещение, находящееся по адресу: ул. Казакова, д. 3, стр. 1.
Письмом от 11.03.2015 N ДГИ-1-386374/15-1 Департамент сообщил, что, учитывая возобновление хозяйственной деятельности для рассмотрения вопроса о внесении изменений в договор аренды от 27.11.2007 N 01-01141/07 в части продления срока его действия, заявителю необходимо в соответствии с п. 2.5 Административного регламента (приложения 19), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП, обратиться в службу одного окна Департамента городского имущества города Москвы для оформления соответствующего дополнительного соглашения.
Полагая, что данные действия являются незаконными и нарушают законные интересы общества, заявитель обратился в суд первой инстанции.
Суд первой инстанции, признавая незаконными действия административного органа, исходил из следующего.
В силу подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", с 1 января 2014 года субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв. м в год.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", пункты 1, 2 настоящего постановления действуют до 1 июля 2016 года.
В соответствии с последним абзацем пункта 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
В соответствии с пп. 1 ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 21.07.2014) "О защите конкуренции" размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, иное не установлено другим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона г. Москвы от 26.11.2008 N 60 (ред. от 23.04.2014) "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется органами исполнительной власти города Москвы в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного имущества города Москвы, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе (в том числе на льготных условиях). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению, определяемому в момент его передачи.
В соответствии с ч. 7 ст. 19 Закона г. Москвы от 26.11.2008 N 60 (ред. от 23.04.2014) "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" Порядок использования движимого и недвижимого имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, устанавливается Правительством Москвы.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (ред. от 01.07.2014) О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы с 01 января 2014 г. предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки Арендной платы в размере 3500 рублей кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Между тем, заявитель является субъектом малого предпринимательства, арендует нежилое помещение площадью менее 300 кв. м, Договор аренды заключен с ним без проведения торгов, Договор действует в силу п. 2.5 Договора и отсутствуют основания для расторжения Договора в силу п. п. 2.2 - 2.2 (3) Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, а также отсутствуют основания для расторжения Договора в связи с нарушением платежной дисциплины (п. п. 4(1).2 - 4(1).4 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП).
Таким образом, заявитель имеет право на имущественную поддержку в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв. м в год.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2016 по делу N А40-107677/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА

Судьи
С.М.МУХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)