Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истицей указано, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она была включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. Однако до настоящего времени она жильем не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гончарук С.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Аврамовой Н.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 21 июля 2016 г. гражданское дело по иску прокурора Каргапольского района Курганской области в интересах А.М. к администрации Каргапольского района Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Каргапольского района Курганской области на решение Каргапольского районного суда Курганской области от 23 мая 2016 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Каргапольского района удовлетворить.
Обязать Администрацию Каргапольского района Курганской области предоставить А.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенное на территории муниципального образования Каргапольский район Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Б., мнение прокурора Поляковской И.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Каргапольского района Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах А.М. с иском к администрации Каргапольского района Курганской области, Правительству Курганской области, просил возложить на администрацию Каргапольского района обязанность по предоставлению А.М. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории Каргапольского района, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 45 кв. м, возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать предоставление А.М. указанного жилого помещения.
В ходе судебного рассмотрения прокурор заявленные исковые требования неоднократно изменял, в окончательном варианте предъявил требования к администрации Каргапольского района Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области, указывая, что А.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, отец находится в местах лишения свободы. А.М. была включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. Однако, до настоящего времени она жильем не обеспечена. Прокурор указывал, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления. Однако обязанность по обеспечению органов местного самоуправления материальными ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы государственной власти Курганской области. Уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, которым является Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, материальные ресурсы в виде жилых помещений приобретаются за счет средств бюджета Курганской области и передаются в муниципальную собственность.
В окончательном варианте прокурор просил суд обязать администрацию Каргапольского района Курганской области предоставить А.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Каргапольского района Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В судебном заседании прокурор, действующий в интересах истца А.М., на удовлетворении измененных исковых требований настаивали.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Каргапольского района Курганской области по доверенности Т. против удовлетворения иска возражала. Не оспаривая право истца на предоставление жилого помещения, вместе с тем, ссылалась на то, что жилые помещения в муниципальную собственность для предоставления детям-сиротам не переданы.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте был извещен надлежащим образом (л.д. 106), в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие. Указывал, что в соответствии с законом ответчик уполномочен приобретать квартиры в собственность Курганской области, которые будут передаваться в муниципальную собственность обезличенно.
Представители третьих лиц Департамента образования и науки Курганской области, Финансового управления Курганской области, Правительства Курганской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия (л.д. 62, 84, 107, 108, 110).
В представленных письменных отзывах представители третьих лиц Финансового управления Курганской области, Правительства Курганской области полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Каргапольским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Каргапольского района Курганской области просит решение суда отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает, что ответчик как орган местного самоуправления наделен полномочиями по предоставлению указанной категории граждан только тех жилых помещений, которые переданы в муниципальную собственность. Однако, в собственности муниципального образования "Каргапольский район" жилых помещений для предоставления истцу не имеется, а также отсутствуют собственные средства для исполнения государственных полномочий, поскольку они в бюджете района не запланированы. Полагает, что исполнение решения суда будет невозможным, если полномочия со стороны субъекта по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц не будут исполняться.
В представленных возражениях Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, прокурор Каргапольского района полагали доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по доверенности Б. относительно доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Прокурор Поляковская И.В. полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела усматривается, что родители истца А. (ранее до регистрации брака - Г.) М.Ю., <...> рождения, - мать Г. умерла 27 января 1993 г. (л.д. 10), отец Г.Ю.В. находится в местах лишения свободы.
22 марта 2012 г. Г. вступила в брак с А., в связи с чем ей присвоена фамилия "Андреева" (л.д. 25).
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность истца А.А. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации Частоозерского района Курганской области от 19 сентября 2000 г. N над А.М. была установлена опека (л.д. 20), после прекращения 2 июля 2008 г. которой А.М. была определена в детское государственное учреждение ГУ "Петуховский социальный приют для детей и подростков", затем в 2009 году в Курганскую школу-интернат для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 22).
С 29 сентября 2015 г. А.М. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>2, р. <адрес>, на срок до <...> (л.д. 24).
В соответствии с постановлением администрации Каргапольского района от 25 декабря 2015 г. N А.М. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями (л.д. 26).
До настоящего времени А.М. жильем не обеспечена, своего жилья в собственности или по договору социального найма не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения не является (л.д. 9, 17 - 19, 13, 14).
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость А.М. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение N 2).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и пункту 3 статьи 3.1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области", действующей на дату вынесения обжалуемого решения суда) Администрацией Каргапольского района сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включена истец А.М.
Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения ее жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах А.М. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Каргапольской поселковой Думы от 30 июня 2011 г. N 160 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде р.п. Каргаполье, в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (л.д. 7).
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 3.1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134), предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным законом, а также Законом Курганской области от 28 ноября 2014 г. N 87 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2015 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Каргапольского района обязанность по предоставлению А.М. жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства истца - на территории Каргапольского района в пределах нормы предоставления - не менее 15 кв. м общей площади, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае все условия имеют место быть, поэтому у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа прокурору в удовлетворении исковых требований о предоставлении истцу жилого помещения по договору специализированного найма.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и возлагая на администрацию Каргапольского района обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обосновано указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.
Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (далее - Закон Курганской области N 288) в редакции вышеобозначенного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования обоснованно удовлетворены в полном объеме, с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда по причине неисполнения уполномоченным органом - Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области обязанностей по приобретению и передаче в муниципальную собственность Каргапольского района жилых помещений для предоставления указанной категории граждан являются несостоятельными, поскольку как следует из представленного ответчиком к возражениям на апелляционную жалобу постановления от 25 мая 2016 г. N 150 Правительством Курганской области переданы из государственной собственности Курганской области в собственность Каргапольского района 10 жилых помещений.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в жалобе, не подлежит. Предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каргапольского районного суда Курганской области от 23 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Каргапольского района Курганской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-2634/2016
Требование: О возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности профинансировать предоставление жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истицей указано, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она была включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. Однако до настоящего времени она жильем не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. по делу N 33-2634/2016
Судья: Гончарук С.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Аврамовой Н.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 21 июля 2016 г. гражданское дело по иску прокурора Каргапольского района Курганской области в интересах А.М. к администрации Каргапольского района Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Каргапольского района Курганской области на решение Каргапольского районного суда Курганской области от 23 мая 2016 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Каргапольского района удовлетворить.
Обязать Администрацию Каргапольского района Курганской области предоставить А.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенное на территории муниципального образования Каргапольский район Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Б., мнение прокурора Поляковской И.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Каргапольского района Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах А.М. с иском к администрации Каргапольского района Курганской области, Правительству Курганской области, просил возложить на администрацию Каргапольского района обязанность по предоставлению А.М. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории Каргапольского района, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 45 кв. м, возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать предоставление А.М. указанного жилого помещения.
В ходе судебного рассмотрения прокурор заявленные исковые требования неоднократно изменял, в окончательном варианте предъявил требования к администрации Каргапольского района Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области, указывая, что А.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, отец находится в местах лишения свободы. А.М. была включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. Однако, до настоящего времени она жильем не обеспечена. Прокурор указывал, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления. Однако обязанность по обеспечению органов местного самоуправления материальными ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы государственной власти Курганской области. Уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, которым является Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, материальные ресурсы в виде жилых помещений приобретаются за счет средств бюджета Курганской области и передаются в муниципальную собственность.
В окончательном варианте прокурор просил суд обязать администрацию Каргапольского района Курганской области предоставить А.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Каргапольского района Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В судебном заседании прокурор, действующий в интересах истца А.М., на удовлетворении измененных исковых требований настаивали.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Каргапольского района Курганской области по доверенности Т. против удовлетворения иска возражала. Не оспаривая право истца на предоставление жилого помещения, вместе с тем, ссылалась на то, что жилые помещения в муниципальную собственность для предоставления детям-сиротам не переданы.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте был извещен надлежащим образом (л.д. 106), в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие. Указывал, что в соответствии с законом ответчик уполномочен приобретать квартиры в собственность Курганской области, которые будут передаваться в муниципальную собственность обезличенно.
Представители третьих лиц Департамента образования и науки Курганской области, Финансового управления Курганской области, Правительства Курганской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия (л.д. 62, 84, 107, 108, 110).
В представленных письменных отзывах представители третьих лиц Финансового управления Курганской области, Правительства Курганской области полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Каргапольским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Каргапольского района Курганской области просит решение суда отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает, что ответчик как орган местного самоуправления наделен полномочиями по предоставлению указанной категории граждан только тех жилых помещений, которые переданы в муниципальную собственность. Однако, в собственности муниципального образования "Каргапольский район" жилых помещений для предоставления истцу не имеется, а также отсутствуют собственные средства для исполнения государственных полномочий, поскольку они в бюджете района не запланированы. Полагает, что исполнение решения суда будет невозможным, если полномочия со стороны субъекта по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц не будут исполняться.
В представленных возражениях Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, прокурор Каргапольского района полагали доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по доверенности Б. относительно доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Прокурор Поляковская И.В. полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела усматривается, что родители истца А. (ранее до регистрации брака - Г.) М.Ю., <...> рождения, - мать Г. умерла 27 января 1993 г. (л.д. 10), отец Г.Ю.В. находится в местах лишения свободы.
22 марта 2012 г. Г. вступила в брак с А., в связи с чем ей присвоена фамилия "Андреева" (л.д. 25).
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность истца А.А. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации Частоозерского района Курганской области от 19 сентября 2000 г. N над А.М. была установлена опека (л.д. 20), после прекращения 2 июля 2008 г. которой А.М. была определена в детское государственное учреждение ГУ "Петуховский социальный приют для детей и подростков", затем в 2009 году в Курганскую школу-интернат для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 22).
С 29 сентября 2015 г. А.М. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>2, р. <адрес>, на срок до <...> (л.д. 24).
В соответствии с постановлением администрации Каргапольского района от 25 декабря 2015 г. N А.М. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями (л.д. 26).
До настоящего времени А.М. жильем не обеспечена, своего жилья в собственности или по договору социального найма не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения не является (л.д. 9, 17 - 19, 13, 14).
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость А.М. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение N 2).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и пункту 3 статьи 3.1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области", действующей на дату вынесения обжалуемого решения суда) Администрацией Каргапольского района сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включена истец А.М.
Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения ее жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах А.М. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Каргапольской поселковой Думы от 30 июня 2011 г. N 160 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде р.п. Каргаполье, в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (л.д. 7).
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 3.1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134), предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным законом, а также Законом Курганской области от 28 ноября 2014 г. N 87 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2015 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Каргапольского района обязанность по предоставлению А.М. жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства истца - на территории Каргапольского района в пределах нормы предоставления - не менее 15 кв. м общей площади, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае все условия имеют место быть, поэтому у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа прокурору в удовлетворении исковых требований о предоставлении истцу жилого помещения по договору специализированного найма.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и возлагая на администрацию Каргапольского района обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обосновано указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.
Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (далее - Закон Курганской области N 288) в редакции вышеобозначенного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования обоснованно удовлетворены в полном объеме, с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда по причине неисполнения уполномоченным органом - Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области обязанностей по приобретению и передаче в муниципальную собственность Каргапольского района жилых помещений для предоставления указанной категории граждан являются несостоятельными, поскольку как следует из представленного ответчиком к возражениям на апелляционную жалобу постановления от 25 мая 2016 г. N 150 Правительством Курганской области переданы из государственной собственности Курганской области в собственность Каргапольского района 10 жилых помещений.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в жалобе, не подлежит. Предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каргапольского районного суда Курганской области от 23 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Каргапольского района Курганской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)