Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-32612/2017

Требование: О признании решения по жилищному вопросу незаконным.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу, относящемуся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставлении жилого помещения отказано в связи с постоянным проживанием в Московской области.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2017 г. по делу N 33-32612/2017


Судья: Пархоменко Ж.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего: Пильгуна А.С., судей: Дорохиной Е.М., Канивец Т.В., при секретаре: Л., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Канивец Т.В. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ДГИ г. Москвы фио, представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по доверенности фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 29 марта 2017 года, которым постановлено:
"Исковое заявление фио удовлетворить.
Признать решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 29 декабря 2016 года (протокол N 165) по жилищному вопросу фио, паспортные данные, - незаконным.
Признать за фио, паспортные данные, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений".
установила:

фио обратился в суд с иском к Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о признании решения в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 29.12.2017 (протокол N 165) по жилищному вопросу фио, паспортные данные, - незаконными; признании за фио права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда г. Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование своих требований указал, что родился <...> в <...> Московской области, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его одинокая мать умерла 05.08.2001. Распоряжением Главы районной управы района "Беговой" г. Москвы от 27.09.2001 N 572 над фио назначена опека со стороны бабушки, зарегистрированной по адресу: адрес и сохранена жилая площадь по адресу регистрации: адрес, в комнате 18,82 кв. м, 3-комнатной коммунальной квартиры. В жилом помещении по адресу: адрес, где ранее была зарегистрирована мать фио, также зарегистрирован муж матери истца и его мать. Распоряжением Правительства Москвы от 18.03.2003 N 401-РП дом по адресу: адрес, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. фио жилых помещений на праве собственности не имеет. Распоряжением УСЗН района Беговой г. Москвы от 26.03.2015 N 29 признано невозможным возвращение фио в сохраненное жилое помещение, за ним признано право на внеочередное однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по достижению совершеннолетия. фио является студентом 1 курса очной формы обучения наименование организации. Из-за непригодности для проживания закрепленного за истцом жилого помещения, проживания в нем лиц, не являющихся членами его семьи, фио до настоящего времени вынужден проживать в квартире бывшего попечителя - бабушки. УСЗН района Беговой САО г. Москвы, в качестве уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, в установленном порядке вынесло на рассмотрение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопрос о предоставлении фио благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда г. Москвы. Решением указанной Комиссии, принятым в форме заключения, от 29.12.2016 (протокол N 165) в предоставлении жилого помещения фио отказано в связи с постоянным проживанием в Московской области.
фио в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя - фио, который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фио в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в объяснениях на исковое заявление.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы фио в судебном заседании просила в удовлетворения исковых требований отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ДГИ г. Москвы фио просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе представитель Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фио просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
фио участия в заседании судебной коллегии не принимал, извещен заблаговременно по правилам главы 10 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав представителя ДГИ г. Москвы Е., представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фио, поддержавших доводы жалобы, представителя фио - фио, согласившегося с решением, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе решение суда первой инстанции оставить без изменения.
При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права статей 27, 40, 72 Конституции РФ, статьи 27 "Конвенции о правах ребенка", одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившей в силу для СССР 15.09.1990, статьи 25 "Всеобщей декларации прав человека", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, статьи 11 Международного пакта о гражданских и политических правах", принятого 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), статей 69, 109.1 Жилищного кодекса РФ, статей 3, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", статей 9, 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", учтены положения постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП "Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений", Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
В г. Москве правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве". Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП.
В пункте 1.2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений установлено, что вопросы предоставления жилых помещений в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданной распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пунктов 3.6 и 3.7 Порядка, Комиссия рассматривает документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения выносит заключение об обеспечении или об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы. Заключение Комиссии об отказе в обеспечении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированного жилого помещения должно содержать основание такого отказа.
Положениями статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социально найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является г. Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социально: найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) г. Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и детей оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", содержащим отсылочную норму к положению регионального законодательства, в части 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что проживание детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социально найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, следующего обстоятельства: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе если, такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 2).
В статье 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлено, что в г. Москве норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, фио родился <...> в <...> Московской области. Относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его одинокая мать умерла 05.08.2001.
Распоряжением Главы районной управы района "Беговой" г. Москвы от 27.09.2001 N 572 над фио назначена опека со стороны бабушки, зарегистрированной по адресу: адрес. Распоряжением Главы районной управы района "Беговой от 27.09.2001 N 572 за фио сохранено право пользования комнатой жилой площадью 18,8 кв. м 3-комнатной коммунальной квартиры общей площадью 77,5 кв. м, жилой площадью 59,5 кв. м, расположенной по адресу: адрес. В комнате кроме фио зарегистрированы еще два человека: фио, паспортные данные (мать мужа матери истца), фио, паспортные данные (муж матери истца).
Распоряжением Правительства Москвы от 18.03.2003 N 401-РП дом по адресу: адрес, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Судом учтено, что с момента установления опеки 27.09.2001 и до достижения возраста 18 лет, местом жительства фио являлось место жительства его опекуна (затем - попечителя) фио. Однако, достигнув совершеннолетия, фио выбрал своим местом жительства г. Москву, где он проживал до устройства под опеку. фио обучается в организации высшего профессионального образования в г. Москве.
Исследуя представленные сторонами доказательства по делу, в том числе распоряжение УСЗН района Беговой САО г. Москвы от 26.03.2015 N 29, которым признано право на внеочередное однократное предоставление благоустроенного жилого помещения за фио по достижению им совершеннолетия, суд сослался на невозможность в настоящее время фактического проживания фио в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес.
Распоряжение уполномоченного органа исполнительной власти в сфере опеки, попечительства и патронажа в установленном законом порядке не отменено и никем не оспорено, на момент рассмотрения дела в суде исполнено не было, жилым помещением фио не обеспечен.
Иные жилые помещения у фио на праве собственности или условиях социального найма отсутствуют.
Судом установлено, что фио жилым помещением из специализированного жилищного фонда на территории Московской области не обеспечивался и с соответствующим заявлением в уполномоченные органы исполнительной власти и местного самоуправления Московской области не обращался.
Суд установил, что УСЗН района Беговой САО г. Москвы, в качестве уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, вынесло на рассмотрение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопрос о предоставлении фио благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда г. Москвы. Решением Комиссии, принятым в форме заключения, от 29.12.2016 (протокол N 165) в предоставлении жилого помещения фио отказано в связи с постоянным проживанием в Московской области.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно пришел к выводу о том, что решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 29 декабря 2016 г. (протокол N 165) по жилищному вопросу фио, паспортные данные, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку в случае вселения фио в ранее занимаемое жилое помещение по адресу: адрес, на каждого проживающего будет приходиться менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве (18 кв. м) и менее учетной нормы площади жилого помещения для отдельных квартир в г. Москве (10 кв. м).
Проживание фио в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес, невозможно в силу наличия обстоятельств, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с пунктами 1-"г", 2, 3 части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" и, как следствие, является основанием для однократного предоставления ему благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договору найма специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционных жалоб, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, в связи с чем, не могут послужить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 29 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ДГИ г. Москвы фио, представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по доверенности фио без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)