Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6625/2017

Требование: О предоставлении жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включены в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако жильем не обеспечены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. по делу N 33-6625/2017


Судья Малахов С.Л.
Докладчик Коваленко В.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Быковой И.В.
судей Коваленко В.В., Грибанова Ю.Ю.
при секретаре Ф.И.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 13 июля 2017 года гражданское дело по иску Ф.И.О. и Ф.И.О. к мэрии <адрес>, министерству социального развития Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционным жалобам представителя мэрии <адрес> Ф.И.О., представителя министерства социального развития <адрес> Ф.И.О. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 24 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коваленко В.В., объяснения Ф.И.О., Ф.И.О., представителя министерства социального развития <адрес> Ф.И.О. и представителя <адрес> Ф.И.О., судебная коллегия,
установила:

Ф.И.О. и Ф.И.О. обратились в суд с иском к мэрии <адрес>, министерству социального развития Новосибирской области, Правительству Новосибирской области и министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, в котором просили обязать мэрию г. Новосибирска предоставить им благоустроенные жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещение из специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 30 кв. м.
В обоснование иска указали, что они относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включены в список детей сирот, в связи с чем в силу закона вправе претендовать на предоставление специализированных жилых помещений в г. Новосибирске, которые до настоящего времени им не предоставлены.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 24 апреля 2017 г. исковые требования удовлетворены. На мэрию г. Новосибирска возложена обязанность предоставить Ф.И.О. и Ф.И.О. благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв. м каждое, за счет средств бюджета <адрес>. Возложена на правительство <адрес> и Министерство социального развития <адрес> обязанность по финансовому обеспечению предоставления Ф.И.О. и Ф.И.О. жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв. м каждое, путем выделения субвенций из областного бюджета <адрес>.
В апелляционной жалобе представитель мэрии <адрес> Ф.И.О. просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ф.И.О. и Ф.И.О.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда не может быть исполнено, в отсутствие надлежащего финансирования, которое осуществляется за счет средств бюджета <адрес>. В отсутствие надлежащего финансирования из субъекта РФ по приобретению жилых помещений для детей-сирот мэрия не может исполнить решение суда без соответствующего финансирования. Потребность в средствах для указанных целей в разы превышает выделенные лимиты бюджетных ассигнований.
Представитель министерства социального развития <адрес> Ф.И.О. в своей апелляционной жалобе просит изменить решение в части возложения обязанности на министерство социального развития <адрес> по финансовому обеспечению предоставления Ф.И.О. и Ф.И.О. жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв. м, путем выделения субвенций из областного бюджета <адрес> и принять в этой части новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что размер средств из областного бюджета определяется Законом Новосибирской области от 28.12.2016 N 128-ОЗ "Об областном бюджете <адрес> на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов". Дополнительные денежные средства на исполнение судебных решений действующим законодательством не предусмотрены. Министерство осуществляет технические функции по перечислению денежных средств, доведенных до него согласно Закону Новосибирской области 28.12.2016 N 128-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов". Каких-либо резервных источников, за счет которых возможно было бы исполнить требование о дополнительном финансировании мэрии г. Новосибирска до министерства в соответствии с Законом Новосибирской области от 28.12.2016 N 128-03 "Об областном бюджете Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" не доводилось.
По соглашению между мэрией <адрес> и министерством социального развития <адрес> об осуществлении отдельных государственных полномочий от ДД.ММ.ГГГГ N до мэрии <адрес> доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 14159000 рублей. Таким образом, обязательства перед мэрией <адрес> субъектом выполнены, поскольку лимиты бюджетных обязательств на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями на 2017 год доведены в полном объеме. Министерство не наделено полномочиями по составлению бюджета, следовательно, невозможно обязать министерство выделить денежные средства для приобретения Ф.И.О. М.Д. и Ф.И.О.
Указывает, что действующее бюджетное законодательство не наделяет главного распорядителя бюджетных средств полномочием выступать от имени казны при исполнении судебного акта о возмещении вреда, а лишь обязывает представлять интересы соответствующего публично-правового образования на стадии судебного разбирательства. От имени казны при исполнении судебного акта о возмещении вреда выступают соответствующие финансовые органы, в частности министерство финансов и налоговой политики <адрес>.
Также полагает, что суд вышел за рамки заявленных исковых требований, поскольку истцами не заявлялось требование об обязании министерства по финансовому обеспечению предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв. м, путем выделения субвенций из областного бюджета Новосибирской области.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии со ст. 1 Закона Новосибирской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями", органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как дела следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что Ф.И.О. и Ф.И.О. относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказами администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N-од и от ДД.ММ.ГГГГ N-од Ф.И.О. и Ф.И.О. включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Однако, до настоящего времени истцы не обеспечены жилыми помещениями.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, возложил на мэрию <адрес> обязанность по предоставлению истцам благоустроенных жилых помещений по договору найма специализированного жилищного фонда в <адрес>.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьей 67 ГПК РФ, и оснований для иной их оценки судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы мэрии <адрес> о недостаточном выделении субвенций из областного бюджета на указанные цели, не могут являться основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не должно препятствовать на реализацию истцами своего права на обеспечение жилым помещением.
Также являются необоснованными и доводы апелляционной жалобы министерства социального развития <адрес> о несогласии с решением суда в той части, которой на <адрес> и министерство социального развития <адрес> возложена обязанность по финансовому обеспечению предоставления Ф.И.О. и Ф.И.О. жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 1 Закона Новосибирской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 2 ст. 5 Закона Новосибирской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" уполномоченные органы в пределах своей компетенции обязаны: обеспечивать в полном объеме передачу органам местного самоуправления финансовых средств из областного бюджета Новосибирской области, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
На основании ч. 1 ст. 6 Закона Новосибирской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.
В силу указанных положений закона предоставление Ф.И.О. и Ф.И.О. жилых помещений должно производиться за счет средств бюджета <адрес> путем предоставления мэрии г. Новосибирска соответствующих субвенций. Указание в решении на данную обязанность не является выходом за пределы заявленных исковых требований и не возлагает на Правительство Новосибирской области и министерство социального развития Новосибирской области дополнительные обязанности, а лишь указывает на порядок исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 24 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя мэрии <адрес> Ф.И.О. и представителя министерства социального развития <адрес> Ф.И.О. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)