Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Прокурор указал, что инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а также включен в списки инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилое помещение ему не предоставлено, объектов недвижимости он в собственности не имеет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Бакланова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Лимоновой Л.Ф.,
судей Коренева А.С.,
Деменевой Л.С.
при секретаре Н., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело
по иску прокурора Талицкого района Свердловской области, действующего в интересах Б., к Управлению топливно-энергетическим комплексом ЖКХ и строительства Талицкого городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
по апелляционной жалобе представителя ответчика - Д. на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 15.03.2016.
Заслушав доклад судьи Лимоновой Л.Ф., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Киприяновой Н.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Талицкого района Свердловской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском в интересах Б. к Управлению топливно-энергетическим комплексом ЖКХ и строительства Талицкого городского округа (далее по тексту УТЭК, ЖКХ и Ст. ТГО), просил обязать предоставить жилое помещение площадью не менее 33 кв. м на условиях договора социального найма.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 15.03.2016 иск прокурора Талицкого района Свердловской области был удовлетворен.
С таким решением не согласился ответчик, его представителем - начальником УТЭК, ЖКХ и Ст. ТГО Д. принесена апелляционная жалоба с просьбой решение от 15.03.2016 отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы представитель ответчика ссылается на то, что УТЭК, ЖКХ и Ст. ТГО, в соответствии с действующим законодательством, не уполномочено предоставлять жилые помещения муниципального жилищного фонда иным гражданам, кроме малообеспеченных, осуществление данных полномочий производится органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Старшим помощником прокурора Талицкого района Свердловской области Г.А.В. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным. Кроме того, указывает, что в апелляционной жалобе не содержатся основания, по которым ответчик считает решение суда неправильным.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Киприянова Н.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, согласившись с решением суда первой инстанции.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно 10.05.2016 и надлежащим образом путем направления судебных извещений по адресам, имеющимся в материалах дела. Также информация о времени и месте рассмотрения дела была публично размещена на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав объяснения прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что у Б. имеется хроническое заболевание тяжелой формы с шифром <...>, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006, и предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Б. имеет первую группу инвалидности.
Постановлением УТЭК, ЖКХ и Ст. ТГО от 21.10.2009 N 2 Б. с составом семьи один человек был признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а на основании Распоряжения указанного органа N 322 от 28.09.2015 истец был включен также в списки инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вставший на учет по данному основанию после 01.01.2005 - с даты поступления его заявления от 15.09.2015.
Материалами дела также подтверждается и не оспаривалось ответчиком, что у Б. не имеется в собственности каких-либо объектов недвижимого имущества. На момент вынесения судом решения Б. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.
Поскольку Б. в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенным в предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации соответствующий Перечень заболеваний, соответственно суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у истца в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, и удовлетворил его исковые требования, определив общую площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению Б., в размере 33 кв. м как одиноко проживающему, в соответствии с действующей на территории Талицкого городского округа нормы предоставления жилья.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что обеспечение жильем инвалидов производится органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, судебной коллегией во внимание не принимается, как основанный на неверном толковании норм жилищного законодательства.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относятся, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексе порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
По смыслу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать как иные, помимо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из жилищного фонда субъектов Российской Федерации, так и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, а также иной порядок предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, нежели установленный Жилищным кодексом Российской Федерации.
Между тем порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
Ссылка в жалобе на то, что УТЭК, ЖКХ и Ст. ТГО в соответствии с действующим законодательством не уполномочено предоставлять жилые помещения муниципального жилищного фонда иным гражданам, кроме малообеспеченных, а Б. предпочел встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "инвалиды", выводы суда первой инстанции не опровергает, как было указано выше Постановлением УТЭК, ЖКХ и Ст. ТГО от 21.10.2009 N 2 Б. составом семьи один человек признан малоимущим гражданином и принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 320, 326, 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Талицкого районного суда Свердловской области от 15.03.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления топливно-энергетическим комплексом ЖКХ и строительства Талицкого городского округа - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.06.2016 ПО ДЕЛУ N 33-9616/2016
Требование: О предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Прокурор указал, что инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а также включен в списки инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилое помещение ему не предоставлено, объектов недвижимости он в собственности не имеет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июня 2016 г. по делу N 33-9616/2016
Судья Бакланова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Лимоновой Л.Ф.,
судей Коренева А.С.,
Деменевой Л.С.
при секретаре Н., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело
по иску прокурора Талицкого района Свердловской области, действующего в интересах Б., к Управлению топливно-энергетическим комплексом ЖКХ и строительства Талицкого городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
по апелляционной жалобе представителя ответчика - Д. на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 15.03.2016.
Заслушав доклад судьи Лимоновой Л.Ф., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Киприяновой Н.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Талицкого района Свердловской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском в интересах Б. к Управлению топливно-энергетическим комплексом ЖКХ и строительства Талицкого городского округа (далее по тексту УТЭК, ЖКХ и Ст. ТГО), просил обязать предоставить жилое помещение площадью не менее 33 кв. м на условиях договора социального найма.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 15.03.2016 иск прокурора Талицкого района Свердловской области был удовлетворен.
С таким решением не согласился ответчик, его представителем - начальником УТЭК, ЖКХ и Ст. ТГО Д. принесена апелляционная жалоба с просьбой решение от 15.03.2016 отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы представитель ответчика ссылается на то, что УТЭК, ЖКХ и Ст. ТГО, в соответствии с действующим законодательством, не уполномочено предоставлять жилые помещения муниципального жилищного фонда иным гражданам, кроме малообеспеченных, осуществление данных полномочий производится органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Старшим помощником прокурора Талицкого района Свердловской области Г.А.В. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным. Кроме того, указывает, что в апелляционной жалобе не содержатся основания, по которым ответчик считает решение суда неправильным.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Киприянова Н.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, согласившись с решением суда первой инстанции.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно 10.05.2016 и надлежащим образом путем направления судебных извещений по адресам, имеющимся в материалах дела. Также информация о времени и месте рассмотрения дела была публично размещена на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав объяснения прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что у Б. имеется хроническое заболевание тяжелой формы с шифром <...>, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006, и предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Б. имеет первую группу инвалидности.
Постановлением УТЭК, ЖКХ и Ст. ТГО от 21.10.2009 N 2 Б. с составом семьи один человек был признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а на основании Распоряжения указанного органа N 322 от 28.09.2015 истец был включен также в списки инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вставший на учет по данному основанию после 01.01.2005 - с даты поступления его заявления от 15.09.2015.
Материалами дела также подтверждается и не оспаривалось ответчиком, что у Б. не имеется в собственности каких-либо объектов недвижимого имущества. На момент вынесения судом решения Б. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.
Поскольку Б. в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенным в предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации соответствующий Перечень заболеваний, соответственно суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у истца в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, и удовлетворил его исковые требования, определив общую площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению Б., в размере 33 кв. м как одиноко проживающему, в соответствии с действующей на территории Талицкого городского округа нормы предоставления жилья.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что обеспечение жильем инвалидов производится органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, судебной коллегией во внимание не принимается, как основанный на неверном толковании норм жилищного законодательства.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относятся, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексе порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
По смыслу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать как иные, помимо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из жилищного фонда субъектов Российской Федерации, так и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, а также иной порядок предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, нежели установленный Жилищным кодексом Российской Федерации.
Между тем порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
Ссылка в жалобе на то, что УТЭК, ЖКХ и Ст. ТГО в соответствии с действующим законодательством не уполномочено предоставлять жилые помещения муниципального жилищного фонда иным гражданам, кроме малообеспеченных, а Б. предпочел встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "инвалиды", выводы суда первой инстанции не опровергает, как было указано выше Постановлением УТЭК, ЖКХ и Ст. ТГО от 21.10.2009 N 2 Б. составом семьи один человек признан малоимущим гражданином и принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 320, 326, 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Талицкого районного суда Свердловской области от 15.03.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления топливно-энергетическим комплексом ЖКХ и строительства Талицкого городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Ф.ЛИМОНОВА
Судьи
А.С.КОРЕНЕВ
Л.С.ДЕМЕНЕВА
Л.Ф.ЛИМОНОВА
Судьи
А.С.КОРЕНЕВ
Л.С.ДЕМЕНЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)