Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.09.2017 N Ф02-4440/2017 ПО ДЕЛУ N А69-5383/2016

Требование: О взыскании расходов, связанных с предоставлением жилья инвалидам.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Решением городского суда граждане были признаны инвалидами, семьями, имеющими детей-инвалидов, нуждающимися в предоставлении жилья, в связи с чем суд обязал истца предоставить этим гражданам соответствующие санитарным и гигиеническим нормам и требованиям жилые помещения по договору социального найма. Истец выполнил указания суда и обратился к ответчику с требованием о возмещении расходов, которое было оставлено без ответа.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2017 г. по делу N А69-5383/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 21 февраля 2017 года по делу N А69-5383/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ондар Ч.Ч.; суд апелляционной инстанции: Бутина И.Н., Бабенко А.Н., Споткай Л.Е.),

установил:

мэрия города Кызыла (ОГРН: 1021700517123, ИНН: 1701009765, г. Кызыл; далее - мэрия, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Республике Тыва в лице министерства финансов Республики Тыва (ИНН: 1700000431, ОГРН: 1021700516804, г. Кызыл; далее - министерство финансов, ответчик) о взыскании расходов, связанных с предоставлением жилья инвалидам, в сумме 8 000 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 21 февраля 2017 года иск удовлетворен: с казны министерства финансов в пользу мэрии взысканы расходы, связанные с предоставлением жилья инвалидам в заявленном истцом размере.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2017 года решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции:
"Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Республики Тыва в лице Министерства финансов Республики Тыва (ИНН 1700000431, ОГРН 1021700516804, расположенного по адресу: Кызыл, ул. Чульдум, 18) за счет казны Республики Тыва в пользу Мэрии города Кызыла (ИНН 1701009765, ОГРН 1021700517123, расположенной по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, 32) расходы, связанные с предоставлением жилья инвалидам, в сумме 8 000 000 рублей".
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на неполное выяснение судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела, нарушение судами применения норм материального и процессуального права.
По мнению министерства финансов, судами не дана надлежащая оценка доводу ответчика об отсутствии нормативно-правового регулирования в Республике Тыва, касающегося регулирования вопроса предоставления жилья инвалидам и семьям с детьми - инвалидами, вставшим на учет после 01.01.2005; Кара-оол В.А. не имеет права на предоставление жилого помещения, поскольку поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 20.07.1983, тогда как инвалидность ею получена в 2010 году; судами к участию в деле не привлечены министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее - министерство труда), как уполномоченный орган в сфере предоставления мер социальной поддержки, а также Министерство финансов Российской Федерации; министерством финансов министерству труда в полном объеме перечислены субвенции, предусмотренные на социальную поддержку граждан.
Отзыва на кассационную жалобу не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Согласно решениям Кызылского городского суда Республики Тыва от 04.04.2013, 06.03.2013, 14.11.2012, 07.02.2014, 17.04.2013 Геваргис В.Ю., Кара-оол В.А., Ооржак Ч.Б., Успун Л.И., Лебедева Е.Ю. были признаны инвалидами (семьями, имеющими детей-инвалидов), нуждающимися в предоставлении жилья и поставленными на учет после 01.01.2005. В связи с указанными обстоятельствами, суд обязал мэрию предоставить указанным гражданам соответствующие санитарным и гигиеническим нормам и требованиям жилые помещения по договору социального найма.
Во исполнение указанных решений Кызылского городского суда Республики Тыва между истцом и указанными гражданами заключены договоры социального найма жилых помещений.
Так, в соответствии с решением суда от 04.04.2013 согласно договору социального найма от 26.05.2015 N 52 Геваргису В.Ю. предоставлена квартира общей площадью 20,2 кв. м стоимостью 842 000 рублей.
В соответствии с решением суда от 06.03.2013 по договору социального найма от 11.05.2016 N 16113 Кара-оол В.А. предоставлена квартира общей площадью 24,9 кв. м стоимостью 1 280 000 рублей. Площадь рассчитана исходя из того, что семья Кара-оол состоит из двух человек - Кара-оол В.А. и ее сына.
В соответствии с решением суда от 14.11.2012 по договору социального найма от 27.08.2016 N 16130 Ооржак Ч.Б. предоставлена квартира общей площадью 50,6 кв. м стоимостью 2 680 000 рублей. Площадь рассчитана исходя из того, что семья Ооржак состоит из четырех человек - мать Ооржак Ч.Б., две дочери инвалида - Ооржак Аэлита Мергеновна и Ооржак Иввета Мергеновна, а также дочь Ооржак Альмира Мергеновна.
В соответствии с решением суда от 07.02.2014 по договору социального найма от 03.03.2016 N 16092 Успун Л.И. предоставлена квартира общей площадью 38,4 кв. м стоимостью 1 950 000 рублей. Площадь рассчитана при учете того факта, что Успун Л.И. нуждается в лице, которое будет осуществлять за ним уход.
В соответствии с решением суда от 17.04.2014 по договору социального найма от 25.03.2016 N 16097 Лебедевой Е.Ю. и Лебедевой З.С. и предоставлена квартира общей площадью 27,2 кв. м стоимостью 1 248 000 рублей. Площадь рассчитана исходя из того, что Лебедева Е.Ю. является инвалидом и нуждается в помощи опекуна Лебедевой З.С.
Поскольку ответчик оставил требование истца о возмещении расходов, понесенных им при обеспечении жильем указанных граждан, без ответа, мэрия обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворение требований истца в полном объеме суды связывают с наличием у ответчика обязанности по возмещению расходов, понесенных в связи с исполнением решений суда общей юрисдикции о предоставлении жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
При этом суды исходили из наличия у Республики Тыва обязанности по возмещению таких расходов в силу требований статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет с целью улучшения жилищных условий после 1 января 2005 года.
Судебные акты в части взыскания с Республики Тыва 842 000 рублей являются обоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378) инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, страдающие тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23) следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Факт несения мэрией убытков и их размер подтверждается материалами дела.
В указанной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Выводы судов о наличии обязанности по полному возмещению расходов на предоставление жилых помещений Кара-оол В.А., Ооржак Ч.Б., Успун Л.И., и Лебедевой Е.Ю. являются необоснованными и неправомерными в связи со следующим.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.






















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)