Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением им действий, ухудшающих жилищные условия, а также с отсутствием обязательных документов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания в составе:
председательствующего Джиоева П.Г.,
судей Алборова У.Я. и Темираева Э.В.,
при секретаре Д.А.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.С. к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) и Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по РСО-Алания (далее - УФСИН России по РСО-Алания) о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе ФСИН России и УФСИН России по РСО-Алания на решение Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 22 февраля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Д.С. к Управлению ФСИН России по РСО-Алания и Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, признании права на получение единовременной социальной выплаты и обязании принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, - удовлетворить в части.
Признать незаконным решение Федеральной службы исполнения наказаний России от ... об отказе Д.С. в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Признать за Д.С. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи пять человек.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации принять Д.С. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 29 апреля 2014 года.
В удовлетворении исковых требований Д.С. к Управлению ФСИН РФ по РСО-Алания о признании незаконным решения УФСИН РФ по РСО-Алания об отказе ему в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и возложении обязанности отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Джиоева П.Г., выслушав возражения Д.С. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания
установила:
Д.С. обратился в суд с иском к ФСИН России и УФСИН России по РСО-Алания о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 29.04.2014 г.
В обоснование иска указал, что проходит службу в УФСИН России по РСО-Алания. Общая продолжительность службы в календарном исчислении на 1.04.2014 г. составляла 18 лет 04 месяца 22 дня. 29.04.2014 г. он обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 07.09.2016 г. истцу направлена выписка из протокола заседания Комиссии ФСИН России от ... согласно которой ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением им действий, ухудшающих жилищные условия (ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 а именно, не представлено свидетельство о регистрации права собственности на квартиру N ..., принадлежащую отцу заявителя Д.А.Н., не представлено свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение ... в котором ранее с 26.01.1994 г. по 14.03.2014 г. была постоянно зарегистрирована супруга заявителя, не представлен ФЛС.
В судебном заседании истец Д.С. и его представить А. иск поддержали, просили его удовлетворить.
Представитель ответчиков УФСИН России по РСО-Алания и ФСИН России - П. в судебном заседании иск не признал.
22.02.2017 г. Промышленным районным судом г. Владикавказа РСО-Алания принято вышеуказанное решение, с которым не согласились ФСИН России и УФСИН России по РСО-Алания.
В апелляционной жалобе заявители просят отменить состоявшееся решение, считая его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч. 5 ст. 4 Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых в подпункте "з" указаны: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Как следует из материалов дела, майор внутренней службы, оперуполномоченный штурмового отделения отдела специального назначения УФСИН России по РСО-Алания Д.С. проходит службу в уголовно-исполнительной системе.
Общая продолжительность службы в календарном исчислении на 1.04.2014 г. составляла 18 лет 4 месяца 22 дня.
29.04.2014 г. Д.С. обратился в комиссию ФСИН России с заявлением (рапортом) для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации".
Решением комиссии ФСИН России от ... Д.С. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением им действий, ухудшающих жилищные условия (ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 а именно, не представлено свидетельство о регистрации права собственности на квартиру ..., принадлежащую отцу заявителя Д.А.Н., не представлено свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение ... в котором ранее с 26.01.1994 г. по 14.03.2014 г. была постоянно зарегистрирована супруга заявителя, не представлен ФЛС.
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Судом установлено, что супруга Д.С. - С. с 26.01.1994 г. по 14.03.2014 г. была зарегистрирована по адресу: ...
Собственником 0,10 доли домовладения по указанному адресу, состоящей из 4 жилых строений, общей площадью 269,7 кв. м, является К.
18.03.2014 г. С. зарегистрировалась в квартире ... г. Владикавказа, в которой на регистрационном учете состоят ее супруг Д.С., трое их детей, родители истца: Д.А.Н., Д.В.
Вселение С. в указанное жилое помещение нельзя признать действиями, совершенными с намерением приобретения для Д.С. права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Как установлено, регистрация С. по адресу ... с 2001 года носила формальный характер.
С момента вступления в брак с Д.С., с 26 января 2001 года, С. фактически проживает в квартире ... г. Владикавказа ... принадлежащей отцу истца Д.А.Н.
Более того, даже без учета С. площадь помещения, приходящегося на долю каждого члена семьи, составляла на 2014 год менее 15 кв. м (71,4 / 6 = 11,9 кв. м).
Таким образом, намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, перечисленных в п. 8 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, С., по мнению судебной коллегии, не совершала.
При этом в материалах учетного дела ... в отношении Д.С. по получению единовременной социальной выплаты в подтверждение указанного обстоятельства имеются: выписка из домовой книги дома N ... копия домовой книги дома ...; договор дарения 0,10 доли домовладения по адресу: ....
Кроме того, в указанном учетном деле имеются: копия договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ..., из которого усматривается, что квартира, расположенная по адресу: ... общей площадью 71,4 кв. м, жилой - 41,6 кв. м, передана в собственность Д.А.Н., и копия регистрационного удостоверения от ....
В силу ч. 1 ст. 6 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, указанные выше договор дарения и регистрационное удостоверение является подтверждением ранее возникших прав и дополнительных доказательств не требует.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Д.С. при обращении в комиссию УФСИН России с заявлением (рапортом) о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья 29.04.2014 г., были представлены все необходимые документы, предусмотренные действующими Правилами.
Кроме того, согласно п. 10.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 29.08.2013 г. N 496 (действовавшего на момент обращения Д.С. в комиссию), территориальные подкомиссии и подкомиссии осуществляли следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций осуществляли следующие основные полномочия: регистрировали рапорта и заявления; проводили проверки представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата (п. 10.2 Порядка).
При подаче Д.С. 29.04.2014 г. заявления в территориальную подкомиссию каких-либо требований о необходимости предоставления дополнительных документов ему предъявлено не было.
Более того, как указывалось выше, вопреки установленному порядку заявление истца рассматривалось комиссией УФСИН России более двух лет; отказ в удовлетворении его заявления по мотиву отсутствия документа с учетом длительности рассмотрения заявления и отсутствия в течение указанного срока каких-либо требований о предоставлении документов, очевидно, свидетельствует о нарушении прав Д.С.
Поскольку представленные в дело документы подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц, а также учитывая конкретные обстоятельства дела и принцип очередности реализации спорного права, суд обосновано удовлетворил требования истца и признал право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из пяти человек, а также обязал ФСИН России принять на учет с 29.04.2014 г.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1 ч. 1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО - Алания
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 22 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России и УФСИН России по РСО-Алания - без удовлетворения.
Справка: решение вынесено по первой инстанции Промышленным районным судом г. Владикавказа РСО-Алания под председательством судьи Хадиковой И.С.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 11.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-1131/2017
Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением им действий, ухудшающих жилищные условия, а также с отсутствием обязательных документов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. по делу N 33-1131/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания в составе:
председательствующего Джиоева П.Г.,
судей Алборова У.Я. и Темираева Э.В.,
при секретаре Д.А.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.С. к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) и Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по РСО-Алания (далее - УФСИН России по РСО-Алания) о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе ФСИН России и УФСИН России по РСО-Алания на решение Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 22 февраля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Д.С. к Управлению ФСИН России по РСО-Алания и Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, признании права на получение единовременной социальной выплаты и обязании принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, - удовлетворить в части.
Признать незаконным решение Федеральной службы исполнения наказаний России от ... об отказе Д.С. в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Признать за Д.С. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи пять человек.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации принять Д.С. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 29 апреля 2014 года.
В удовлетворении исковых требований Д.С. к Управлению ФСИН РФ по РСО-Алания о признании незаконным решения УФСИН РФ по РСО-Алания об отказе ему в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и возложении обязанности отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Джиоева П.Г., выслушав возражения Д.С. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания
установила:
Д.С. обратился в суд с иском к ФСИН России и УФСИН России по РСО-Алания о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 29.04.2014 г.
В обоснование иска указал, что проходит службу в УФСИН России по РСО-Алания. Общая продолжительность службы в календарном исчислении на 1.04.2014 г. составляла 18 лет 04 месяца 22 дня. 29.04.2014 г. он обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 07.09.2016 г. истцу направлена выписка из протокола заседания Комиссии ФСИН России от ... согласно которой ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением им действий, ухудшающих жилищные условия (ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 а именно, не представлено свидетельство о регистрации права собственности на квартиру N ..., принадлежащую отцу заявителя Д.А.Н., не представлено свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение ... в котором ранее с 26.01.1994 г. по 14.03.2014 г. была постоянно зарегистрирована супруга заявителя, не представлен ФЛС.
В судебном заседании истец Д.С. и его представить А. иск поддержали, просили его удовлетворить.
Представитель ответчиков УФСИН России по РСО-Алания и ФСИН России - П. в судебном заседании иск не признал.
22.02.2017 г. Промышленным районным судом г. Владикавказа РСО-Алания принято вышеуказанное решение, с которым не согласились ФСИН России и УФСИН России по РСО-Алания.
В апелляционной жалобе заявители просят отменить состоявшееся решение, считая его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч. 5 ст. 4 Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых в подпункте "з" указаны: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Как следует из материалов дела, майор внутренней службы, оперуполномоченный штурмового отделения отдела специального назначения УФСИН России по РСО-Алания Д.С. проходит службу в уголовно-исполнительной системе.
Общая продолжительность службы в календарном исчислении на 1.04.2014 г. составляла 18 лет 4 месяца 22 дня.
29.04.2014 г. Д.С. обратился в комиссию ФСИН России с заявлением (рапортом) для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации".
Решением комиссии ФСИН России от ... Д.С. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением им действий, ухудшающих жилищные условия (ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 а именно, не представлено свидетельство о регистрации права собственности на квартиру ..., принадлежащую отцу заявителя Д.А.Н., не представлено свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение ... в котором ранее с 26.01.1994 г. по 14.03.2014 г. была постоянно зарегистрирована супруга заявителя, не представлен ФЛС.
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Судом установлено, что супруга Д.С. - С. с 26.01.1994 г. по 14.03.2014 г. была зарегистрирована по адресу: ...
Собственником 0,10 доли домовладения по указанному адресу, состоящей из 4 жилых строений, общей площадью 269,7 кв. м, является К.
18.03.2014 г. С. зарегистрировалась в квартире ... г. Владикавказа, в которой на регистрационном учете состоят ее супруг Д.С., трое их детей, родители истца: Д.А.Н., Д.В.
Вселение С. в указанное жилое помещение нельзя признать действиями, совершенными с намерением приобретения для Д.С. права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Как установлено, регистрация С. по адресу ... с 2001 года носила формальный характер.
С момента вступления в брак с Д.С., с 26 января 2001 года, С. фактически проживает в квартире ... г. Владикавказа ... принадлежащей отцу истца Д.А.Н.
Более того, даже без учета С. площадь помещения, приходящегося на долю каждого члена семьи, составляла на 2014 год менее 15 кв. м (71,4 / 6 = 11,9 кв. м).
Таким образом, намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, перечисленных в п. 8 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, С., по мнению судебной коллегии, не совершала.
При этом в материалах учетного дела ... в отношении Д.С. по получению единовременной социальной выплаты в подтверждение указанного обстоятельства имеются: выписка из домовой книги дома N ... копия домовой книги дома ...; договор дарения 0,10 доли домовладения по адресу: ....
Кроме того, в указанном учетном деле имеются: копия договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ..., из которого усматривается, что квартира, расположенная по адресу: ... общей площадью 71,4 кв. м, жилой - 41,6 кв. м, передана в собственность Д.А.Н., и копия регистрационного удостоверения от ....
В силу ч. 1 ст. 6 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, указанные выше договор дарения и регистрационное удостоверение является подтверждением ранее возникших прав и дополнительных доказательств не требует.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Д.С. при обращении в комиссию УФСИН России с заявлением (рапортом) о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья 29.04.2014 г., были представлены все необходимые документы, предусмотренные действующими Правилами.
Кроме того, согласно п. 10.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 29.08.2013 г. N 496 (действовавшего на момент обращения Д.С. в комиссию), территориальные подкомиссии и подкомиссии осуществляли следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций осуществляли следующие основные полномочия: регистрировали рапорта и заявления; проводили проверки представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата (п. 10.2 Порядка).
При подаче Д.С. 29.04.2014 г. заявления в территориальную подкомиссию каких-либо требований о необходимости предоставления дополнительных документов ему предъявлено не было.
Более того, как указывалось выше, вопреки установленному порядку заявление истца рассматривалось комиссией УФСИН России более двух лет; отказ в удовлетворении его заявления по мотиву отсутствия документа с учетом длительности рассмотрения заявления и отсутствия в течение указанного срока каких-либо требований о предоставлении документов, очевидно, свидетельствует о нарушении прав Д.С.
Поскольку представленные в дело документы подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц, а также учитывая конкретные обстоятельства дела и принцип очередности реализации спорного права, суд обосновано удовлетворил требования истца и признал право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из пяти человек, а также обязал ФСИН России принять на учет с 29.04.2014 г.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1 ч. 1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО - Алания
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 22 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России и УФСИН России по РСО-Алания - без удовлетворения.
Председательствующий
П.Г.ДЖИОЕВ
Судьи
У.Я.АЛБОРОВ
Э.В.ТЕМИРАЕВ
П.Г.ДЖИОЕВ
Судьи
У.Я.АЛБОРОВ
Э.В.ТЕМИРАЕВ
Справка: решение вынесено по первой инстанции Промышленным районным судом г. Владикавказа РСО-Алания под председательством судьи Хадиковой И.С.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)