Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указала, что была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях. С ней обманным путем заключен договор социального найма, в результате оформления договора в предмет договора включены размеры площади комнат, которых у нее в реальности нет, и она снята с учета нуждающихся.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Лебедев Ю.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего: Пильгуна А.С.
судей: Канивец Т.В., Дорохиной Е.М.
при секретаре: Л.
Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Канивец Т.В. дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней К.С. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 марта 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Кравчук С.Н. к ДГИ г. Москвы о признании договора социального найма недействительным, признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета - отказать".
К.С. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании недействительным договора социального найма от 18.12.2012 N **, признании незаконным распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы от 13.02.2013 N ** о снятии с жилищного учета.
В обоснование указала, что распоряжением Главы Управы района Печатники г. Москвы от 15.05.2006 N 201 одна была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях. 18.12.2012 на основании распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы N ** обманным путем, введя ее в заблуждение заключило с К.С. договор социального найма жилого помещения N **, с нарушением порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ, федеральными законами, Указами Президента РФ, законами субъекта РФ. Договор социального найма с ней был оформлен не в соответствии с типовым договором социального найма, утвержденным Правительством РФ, а в соответствии с примерным договором социального найма жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 07.08.2007 N 662-ПП, который признан недействительным вступившим в законную силу решением Мосгорсуда от 22.01.2013.
Решение о предоставлении К.С. по договору социального найма жилого помещения было принято не уполномоченным лицом, поскольку в г. Москве отсутствует закон, наделяющий ДЖП и ЖФ Москвы правом принимать подобные решения. В результате оформления договора социального найма в предмет договора включены непредусмотренные ЖК РФ размеры площади комнаты. Так, в договоре указано, что по договору предоставлено жилое помещение по адресу: **, состоящее из одной комнаты N 8 площадью жилого помещения 27,4 кв. м, общей площадью (без летних) 26,6 кв. м, жилой площадью 16,9 кв. м. Жилищный кодекс РФ не содержит понятия площадь жилого помещения включающая в себя лоджии, балконы, террасы, которых нет у К.С. Кроме того, комнаты по договорам социального найма согласно ст. 57 ЖК РФ могут предоставляться только в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 59 ЖК РФ. Оформление договора социального найма было необходимо ДЖП и ЖФ г. Москвы для приписки к общей площади жилого помещения, состоящего непосредственно из площади комнаты и площади шкафов, составляющего 16,9 кв. м, площади коридоров и других помещений, учитываемых в качестве нежилых помещений и снятия с жилищного учета, которое последовало незамедлительно.
Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы от 13.02.2013 N ** К.С. снята с учета, как обеспеченная по норме предоставления. Распоряжение принято неуполномоченным лицом, поскольку К.С. была принята на учет распоряжением Главы Управы района Печатники г. Москвы, и не содержит обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. В 2006 году поставлена на учет в этом же жилом помещении, изменившим свое назначение в силу федерального закона, и независимо от оформления договора социального найма, проживала на условиях договора социального найма с 2005 года. Общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 16,9 кв. м, поскольку общая площадь жилого помещения указывается по внутреннему обмеру. Считает, что предоставленное жилое помещение не соответствует перечню стандартов, которым должно соответствовать благоустроенное жилое помещение в г. Москве, в связи с отсутствием в жилом помещении ванны или душа, туалета с канализацией.
К.С. и ее представитель К.А. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Департамент городского имущества города Москвы Р. просила суд в удовлетворении иска отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.
Представитель Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней К.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, дополнений к жалобе, выслушав К.С. и ее представителя К.А., поддержавших доводы жалобы, представителя Департамента городского имущества города Москвы С., согласившуюся с решением, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции по основаниям статьи 330 ГПК РФ полностью или в части и принять по делу новое решение.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 330 ГПК РФ).
Из материалов дела видно, что К.С. зарегистрирована и проживает в комнате общей площадью 26,60 кв. м, жилой площадью 16,9 кв. м в жилом помещении на 3 этаже в общежитии в восьмикомнатной коммунальной квартире по адресу: **.
Указанный дом относится к жилищному фонду г. Москвы.
Распоряжением Главы Управы района Печатники г. Москвы от 15.05.2006 N 201 К.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку проживала по месту жительства в общежитии, относящемуся к Федеральному жилищному фонду, где занимала койко-место.
18.12.2012 между ДЖП и ЖФ г. Москвы и К.С. заключен договор социального найма N **, согласно которому К.С. передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности города Москвы, а именно: комната N 8 в коммунальной квартире, площадью жилого помещения 27,4 кв. м, общей площадью 26,6 кв. м, жилой площадью 16,9 кв. м по адресу: **.
Согласно распоряжению ДЖП и ЖФ г. Москвы от 13.02.2013 N ** К.С. снята с жилищного учета, как обеспеченная площадью жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения, установленной законодательством г. Москвы, со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ, п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения".
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фона г. Москвы от 20.05.2013 N Д-РП-66/3 жилое помещение по адресу: **, исключено из специализированного фонда г. Москвы и включено в жилищный фонд социального использования.
Общежитие по адресу: ** учтено в Реестре объектов собственности города Москвы в жилищной сфере, в специализированный жилищный фонда г. Москвы не включено.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным договора социального найма от 18.12.2012 N 541051508, суд руководствовался нормами материального права Жилищного Кодекса РФ, Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Закона города Москвы N 2 от 27.01.2010 "Основы жилищной политики города Москвы", Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения", и указал, что общая площадь жилого помещения в виде комнаты в коммунальной квартире как объекта жилищных прав определяется в виде суммы жилой площади комнаты, площади помещений вспомогательного использования, расположенных внутри комнаты, и приходящейся на данную комнату доли площади вспомогательных помещений коммунальной квартиры, используемых для обслуживания более одной комнаты. Поскольку коридор, уборные, умывальные, кухня в коммунальной квартире являются помещениями вспомогательного использования, находятся в квартире, они подлежат включению в общую площадь квартиры.
Суд сослался на то, что наниматель комнат по договору социального найма в силу закона приобретает право пользования как изолированным жилым помещением в виде комнат, так и помещениями вспомогательного использования, расположенными внутри комнаты и за ее пределами, вследствие чего сведения о размере площади данных вспомогательных помещений в квадратных метрах подлежат включению в общую площадь жилого помещения (комнаты). Соответствующая доля площадей общего пользования учитывается при определении площади занимаемых гражданами жилых помещений.
Суд установил, что заключенный с истцом договор социального найма соответствуй фактически предоставленной в пользование истца площади жилого помещения, общей площади жилого помещения, жилой площади помещения и его состоянию (изолированное жилое помещение), а также требованиям жилищного законодательства.
Договор социального найма, заключенный 18.12.2012 между К.С. и ДЖП и ЖФ г. Москвы, оформлен в надлежащей письменной форме, заключен на основании распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы от 04.12.2012, которое в установленном законом порядке недействительным не признавалось и не отменялось. При оформлении договора социального найма стороны определили взаимные права и обязанности и заключили указанный договор социального найма, с условиями которого К.С. была согласна и подписала его. К.С. не лишена была права отказаться от его заключения.
Оснований для признания недействительным договора социального найма от 18.12.2012 N ** судом первой инстанции не установлено.
Довод жалобы о том, что договор был оформлен не в соответствии с типовым договором социального найма, а в соответствии с примерным договором социального найма жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 07.08.2007 N 662-ПП, который признан недействительным вступившим в законную силу решением Мосгорсуда от 22.01.2013, судебной коллегией отклоняется, поскольку договор социального найма был заключен с К.С. 18.12.2012. Решение Московского городского суда было постановлено 22.01.2013. Таким образом, оспариваемый договор социального найма был заключен до вынесения решения Московским городским судом, которым приложение 1 (Примерный договор социального найма жилого помещения) к Регламенту подготовки договора и/или дополнительного соглашения на право пользования жилым помещением и/или акта передачи жилого помещения Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 07.08.2007 г. N 662-ПП, на основании которого в 2012 году с истцом был заключен оспариваемый договор социального найма, было признано недействующим.
При этом признавая недействующим данный нормативный акт, Московский городской суд специально оговорил, что он признается недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения настоящего решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан.
Таким образом, поскольку оспариваемый договор социального найма был заключен ДЖП и ЖФ г. Москвы с К.С. до вступления в законную силу указанного решения Московского городского суда, он не может быть признан недействительным в связи с вынесением данного решения и на ДГИ г. Москвы не может быть возложена обязанность по заключению с К.С. нового договора социального найма.
Что касается утверждений о том, что в заключенный договор социального найма была незаконно включена общая площадь жилого помещения, то данное обстоятельство никак права нанимателя жилого помещения не нарушает.
Общая площадь жилого помещения, в соответствии с ч. 5 ст. 15 ЖК РФ, состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Общая площадь жилого помещения, включает в себя не только площадь комнат или комнаты, но и помещения вспомогательного использования в квартире, в том числе коммунальной, которым пользуются все проживающие в комнатах граждане, как то кухня, коридор, санузел.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения от 13.02.2013 N ** о снятии с жилищного учета, суд пришел к выводу, что указанное распоряжение вынесено в полном соответствии с нормами действующего законодательства.
Суд исходил из того, что при исключении занимаемой комнаты из специализированного жилищного фонда и предоставлении на основании договора социального найма истцу комнаты N **, площадью жилого помещения 27,4 кв. м, К.С. стала обеспеченной жилым помещением более нормы предоставления. Суд указал, что при принятии К.С. на жилищный учет она занимала койко-места в общежитии, после заключения договора социального найма у К.С. возникли правоотношения по пользованию жилым помещением на основании заключенного договора, т.е. на праве самостоятельного пользования.
При этом, судом первой инстанции не было учтено следующее.
В силу статьи 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
На основании статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Аналогичные положения содержатся в статьях 14, 15 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения".
В соответствии со статьей 20 указанного Закона, жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Норма предоставления жилой площади жилого помещения составляет 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона г. Москвы N 29 от 14 июня 2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жилое помещение предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. Площадь предоставляемого жилого помещения определяется как произведение количества заявителей и нормы предоставления на одного человека.
По смыслу пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона г. Москвы N 29 во взаимосвязи с положениями ст. 20 того же Закона, основания для предоставления жителям города Москвы жилых помещений в пользование либо в собственность с помощью города Москвы считаются отпавшими, если в результате изменения жилищных условий уровень обеспеченности жилой площадью лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условиях, станет превышать норму предоставления площади жилого помещения на человека, т.е. превышать 18 кв. м площади жилого помещения.
К.С. зарегистрирована и фактически проживает в комнате общей площадью 26,60 кв. м, жилой площадью 16,9 кв. м в жилом помещении на 3 этаже в общежитии в восьмикомнатной коммунальной квартире по адресу: **.
Общежитие из специализированного жилищного фонда г. Москвы передано в фонд социального использования, в результате принятия административного акта, поэтому и изменился правовой статус комнат, которые утратили статус общежития, в связи с этим комната предоставлена К.С. на условиях договора социального найма.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 19.12.2012 N 743-ПП "О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы", оформление договоров на основании настоящего порядка не является улучшением жилищных условий граждан.
Судебная коллегия полагает, что снятие К.С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не может быть признано законным, поскольку ее жилищные условия не изменились с момента постановки на учет.
На основании изложенного, требование К.С. о признании незаконным распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы 13.02.2013 N У54-1531 о снятия с жилищного учета подлежит удовлетворению.
Решение суда в этой части подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 марта 2016 года отменить в части отказа в признании незаконным распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы от 13.02.2013 N У54-1531 о снятии с жилищного учета.
В этой части принять по делу новое решение.
Признать незаконным распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы от 13.02.2013 N У54-1531 о снятии К.С. с жилищного учета.
В остальной части решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней К.С. без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-30953/2016
Требование: О признании договора социального найма недействительным, признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указала, что была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях. С ней обманным путем заключен договор социального найма, в результате оформления договора в предмет договора включены размеры площади комнат, которых у нее в реальности нет, и она снята с учета нуждающихся.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2016 г. по делу N 33-30953/2016
Судья: Лебедев Ю.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего: Пильгуна А.С.
судей: Канивец Т.В., Дорохиной Е.М.
при секретаре: Л.
Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Канивец Т.В. дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней К.С. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 марта 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Кравчук С.Н. к ДГИ г. Москвы о признании договора социального найма недействительным, признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета - отказать".
установила:
К.С. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании недействительным договора социального найма от 18.12.2012 N **, признании незаконным распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы от 13.02.2013 N ** о снятии с жилищного учета.
В обоснование указала, что распоряжением Главы Управы района Печатники г. Москвы от 15.05.2006 N 201 одна была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях. 18.12.2012 на основании распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы N ** обманным путем, введя ее в заблуждение заключило с К.С. договор социального найма жилого помещения N **, с нарушением порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ, федеральными законами, Указами Президента РФ, законами субъекта РФ. Договор социального найма с ней был оформлен не в соответствии с типовым договором социального найма, утвержденным Правительством РФ, а в соответствии с примерным договором социального найма жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 07.08.2007 N 662-ПП, который признан недействительным вступившим в законную силу решением Мосгорсуда от 22.01.2013.
Решение о предоставлении К.С. по договору социального найма жилого помещения было принято не уполномоченным лицом, поскольку в г. Москве отсутствует закон, наделяющий ДЖП и ЖФ Москвы правом принимать подобные решения. В результате оформления договора социального найма в предмет договора включены непредусмотренные ЖК РФ размеры площади комнаты. Так, в договоре указано, что по договору предоставлено жилое помещение по адресу: **, состоящее из одной комнаты N 8 площадью жилого помещения 27,4 кв. м, общей площадью (без летних) 26,6 кв. м, жилой площадью 16,9 кв. м. Жилищный кодекс РФ не содержит понятия площадь жилого помещения включающая в себя лоджии, балконы, террасы, которых нет у К.С. Кроме того, комнаты по договорам социального найма согласно ст. 57 ЖК РФ могут предоставляться только в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 59 ЖК РФ. Оформление договора социального найма было необходимо ДЖП и ЖФ г. Москвы для приписки к общей площади жилого помещения, состоящего непосредственно из площади комнаты и площади шкафов, составляющего 16,9 кв. м, площади коридоров и других помещений, учитываемых в качестве нежилых помещений и снятия с жилищного учета, которое последовало незамедлительно.
Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы от 13.02.2013 N ** К.С. снята с учета, как обеспеченная по норме предоставления. Распоряжение принято неуполномоченным лицом, поскольку К.С. была принята на учет распоряжением Главы Управы района Печатники г. Москвы, и не содержит обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. В 2006 году поставлена на учет в этом же жилом помещении, изменившим свое назначение в силу федерального закона, и независимо от оформления договора социального найма, проживала на условиях договора социального найма с 2005 года. Общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 16,9 кв. м, поскольку общая площадь жилого помещения указывается по внутреннему обмеру. Считает, что предоставленное жилое помещение не соответствует перечню стандартов, которым должно соответствовать благоустроенное жилое помещение в г. Москве, в связи с отсутствием в жилом помещении ванны или душа, туалета с канализацией.
К.С. и ее представитель К.А. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Департамент городского имущества города Москвы Р. просила суд в удовлетворении иска отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.
Представитель Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней К.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, дополнений к жалобе, выслушав К.С. и ее представителя К.А., поддержавших доводы жалобы, представителя Департамента городского имущества города Москвы С., согласившуюся с решением, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции по основаниям статьи 330 ГПК РФ полностью или в части и принять по делу новое решение.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 330 ГПК РФ).
Из материалов дела видно, что К.С. зарегистрирована и проживает в комнате общей площадью 26,60 кв. м, жилой площадью 16,9 кв. м в жилом помещении на 3 этаже в общежитии в восьмикомнатной коммунальной квартире по адресу: **.
Указанный дом относится к жилищному фонду г. Москвы.
Распоряжением Главы Управы района Печатники г. Москвы от 15.05.2006 N 201 К.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку проживала по месту жительства в общежитии, относящемуся к Федеральному жилищному фонду, где занимала койко-место.
18.12.2012 между ДЖП и ЖФ г. Москвы и К.С. заключен договор социального найма N **, согласно которому К.С. передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности города Москвы, а именно: комната N 8 в коммунальной квартире, площадью жилого помещения 27,4 кв. м, общей площадью 26,6 кв. м, жилой площадью 16,9 кв. м по адресу: **.
Согласно распоряжению ДЖП и ЖФ г. Москвы от 13.02.2013 N ** К.С. снята с жилищного учета, как обеспеченная площадью жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения, установленной законодательством г. Москвы, со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ, п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения".
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фона г. Москвы от 20.05.2013 N Д-РП-66/3 жилое помещение по адресу: **, исключено из специализированного фонда г. Москвы и включено в жилищный фонд социального использования.
Общежитие по адресу: ** учтено в Реестре объектов собственности города Москвы в жилищной сфере, в специализированный жилищный фонда г. Москвы не включено.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным договора социального найма от 18.12.2012 N 541051508, суд руководствовался нормами материального права Жилищного Кодекса РФ, Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Закона города Москвы N 2 от 27.01.2010 "Основы жилищной политики города Москвы", Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения", и указал, что общая площадь жилого помещения в виде комнаты в коммунальной квартире как объекта жилищных прав определяется в виде суммы жилой площади комнаты, площади помещений вспомогательного использования, расположенных внутри комнаты, и приходящейся на данную комнату доли площади вспомогательных помещений коммунальной квартиры, используемых для обслуживания более одной комнаты. Поскольку коридор, уборные, умывальные, кухня в коммунальной квартире являются помещениями вспомогательного использования, находятся в квартире, они подлежат включению в общую площадь квартиры.
Суд сослался на то, что наниматель комнат по договору социального найма в силу закона приобретает право пользования как изолированным жилым помещением в виде комнат, так и помещениями вспомогательного использования, расположенными внутри комнаты и за ее пределами, вследствие чего сведения о размере площади данных вспомогательных помещений в квадратных метрах подлежат включению в общую площадь жилого помещения (комнаты). Соответствующая доля площадей общего пользования учитывается при определении площади занимаемых гражданами жилых помещений.
Суд установил, что заключенный с истцом договор социального найма соответствуй фактически предоставленной в пользование истца площади жилого помещения, общей площади жилого помещения, жилой площади помещения и его состоянию (изолированное жилое помещение), а также требованиям жилищного законодательства.
Договор социального найма, заключенный 18.12.2012 между К.С. и ДЖП и ЖФ г. Москвы, оформлен в надлежащей письменной форме, заключен на основании распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы от 04.12.2012, которое в установленном законом порядке недействительным не признавалось и не отменялось. При оформлении договора социального найма стороны определили взаимные права и обязанности и заключили указанный договор социального найма, с условиями которого К.С. была согласна и подписала его. К.С. не лишена была права отказаться от его заключения.
Оснований для признания недействительным договора социального найма от 18.12.2012 N ** судом первой инстанции не установлено.
Довод жалобы о том, что договор был оформлен не в соответствии с типовым договором социального найма, а в соответствии с примерным договором социального найма жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 07.08.2007 N 662-ПП, который признан недействительным вступившим в законную силу решением Мосгорсуда от 22.01.2013, судебной коллегией отклоняется, поскольку договор социального найма был заключен с К.С. 18.12.2012. Решение Московского городского суда было постановлено 22.01.2013. Таким образом, оспариваемый договор социального найма был заключен до вынесения решения Московским городским судом, которым приложение 1 (Примерный договор социального найма жилого помещения) к Регламенту подготовки договора и/или дополнительного соглашения на право пользования жилым помещением и/или акта передачи жилого помещения Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 07.08.2007 г. N 662-ПП, на основании которого в 2012 году с истцом был заключен оспариваемый договор социального найма, было признано недействующим.
При этом признавая недействующим данный нормативный акт, Московский городской суд специально оговорил, что он признается недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения настоящего решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан.
Таким образом, поскольку оспариваемый договор социального найма был заключен ДЖП и ЖФ г. Москвы с К.С. до вступления в законную силу указанного решения Московского городского суда, он не может быть признан недействительным в связи с вынесением данного решения и на ДГИ г. Москвы не может быть возложена обязанность по заключению с К.С. нового договора социального найма.
Что касается утверждений о том, что в заключенный договор социального найма была незаконно включена общая площадь жилого помещения, то данное обстоятельство никак права нанимателя жилого помещения не нарушает.
Общая площадь жилого помещения, в соответствии с ч. 5 ст. 15 ЖК РФ, состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Общая площадь жилого помещения, включает в себя не только площадь комнат или комнаты, но и помещения вспомогательного использования в квартире, в том числе коммунальной, которым пользуются все проживающие в комнатах граждане, как то кухня, коридор, санузел.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения от 13.02.2013 N ** о снятии с жилищного учета, суд пришел к выводу, что указанное распоряжение вынесено в полном соответствии с нормами действующего законодательства.
Суд исходил из того, что при исключении занимаемой комнаты из специализированного жилищного фонда и предоставлении на основании договора социального найма истцу комнаты N **, площадью жилого помещения 27,4 кв. м, К.С. стала обеспеченной жилым помещением более нормы предоставления. Суд указал, что при принятии К.С. на жилищный учет она занимала койко-места в общежитии, после заключения договора социального найма у К.С. возникли правоотношения по пользованию жилым помещением на основании заключенного договора, т.е. на праве самостоятельного пользования.
При этом, судом первой инстанции не было учтено следующее.
В силу статьи 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
На основании статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Аналогичные положения содержатся в статьях 14, 15 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения".
В соответствии со статьей 20 указанного Закона, жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Норма предоставления жилой площади жилого помещения составляет 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона г. Москвы N 29 от 14 июня 2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жилое помещение предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. Площадь предоставляемого жилого помещения определяется как произведение количества заявителей и нормы предоставления на одного человека.
По смыслу пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона г. Москвы N 29 во взаимосвязи с положениями ст. 20 того же Закона, основания для предоставления жителям города Москвы жилых помещений в пользование либо в собственность с помощью города Москвы считаются отпавшими, если в результате изменения жилищных условий уровень обеспеченности жилой площадью лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условиях, станет превышать норму предоставления площади жилого помещения на человека, т.е. превышать 18 кв. м площади жилого помещения.
К.С. зарегистрирована и фактически проживает в комнате общей площадью 26,60 кв. м, жилой площадью 16,9 кв. м в жилом помещении на 3 этаже в общежитии в восьмикомнатной коммунальной квартире по адресу: **.
Общежитие из специализированного жилищного фонда г. Москвы передано в фонд социального использования, в результате принятия административного акта, поэтому и изменился правовой статус комнат, которые утратили статус общежития, в связи с этим комната предоставлена К.С. на условиях договора социального найма.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 19.12.2012 N 743-ПП "О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы", оформление договоров на основании настоящего порядка не является улучшением жилищных условий граждан.
Судебная коллегия полагает, что снятие К.С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не может быть признано законным, поскольку ее жилищные условия не изменились с момента постановки на учет.
На основании изложенного, требование К.С. о признании незаконным распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы 13.02.2013 N У54-1531 о снятия с жилищного учета подлежит удовлетворению.
Решение суда в этой части подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 марта 2016 года отменить в части отказа в признании незаконным распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы от 13.02.2013 N У54-1531 о снятии с жилищного учета.
В этой части принять по делу новое решение.
Признать незаконным распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы от 13.02.2013 N У54-1531 о снятии К.С. с жилищного учета.
В остальной части решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней К.С. без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)