Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Запорожец А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-11220/2016) Главного государственно-правового управления Омской области, (регистрационный номер 08АП-11221/2016) Министерства финансов Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 21 июля 2016 года по делу N А46-6082/2016 (судья Погосткина Е.А.), по иску Администрации города Омска (ОГРН 1025500757259) к Омской области в лице Министерства финансов Омской области (ОГРН 1045504005414), при участии в деле в качестве третьего лица Главного государственно-правового управления Омской области, о взыскании 1 801 449 руб.,
при участии в судебном заседании:
представителя Главного государственно-правового управления Омской области Горьковой С.Ю. по доверенности N 3118/1 от 04.08.2016 сроком действия 3 года,
представителя Министерства финансов Омской области Захаровой О.В. по доверенности N 10-1-09/7399 от 19.08.2016 сроком действия 1 год,
представителей Администрации города Омска Лыба С.В. по доверенности N 03-1588 от 08.04.2016 сроком действия 1 год, Гончаровой Е.Ю. по доверенности N 03-1589 от 08.04.2016 сроком действия 1 год,
установил:
Администрация города Омска (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском к Омской области в лице Министерства финансов Омской области (далее - Минфин Омской области, ответчик) о взыскании 1 801 449 руб. убытков.
Определением от 17.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное государственно-правовое управление Омской области (далее - ГГПУ Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.07.2016 по делу N А46-6082/2016 исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Минфин Омской области и ГГПУ Омской области в апелляционных жалобах просят его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Минфин Омской области и ГГПУ Омской области полагают, что субъекты Российской Федерации не обладают полномочиями по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, в связи с чем не вправе расходовать предоставленные субвенции на указанные цели. По мнению Минфина Омской области, получив дотацию из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности, у города Омска не возникает обязанности направить дотацию на обеспечение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, жилищными помещениями. Минфин Омской области считает, что истцом не доказан факт незаконности (бездействия) ответчика, элементы, образующие состав убытков, отсутствуют, вина ответчика в лице Минфина Омской области не доказана и материалами дела не подтверждена.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Минфина Омской области и ГГПУ Омской области поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах. Представители Администрации просили оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, заслушав представителей сторон и ГГПУ Омской области, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от 27.12.2011 удовлетворены исковые требования прокурора Советского административного округа города Омска в интересах несовершеннолетнего Лебедева Е.С., Лебедевой Е.Ю. На Администрацию возложена обязанность предоставить Лебедевой Е.Ю., Лебедеву Е.С. отдельное изолированное жилое помещение во внеочередном порядке, площадью не менее 18 кв. м на одного человека на условиях договора социального найма (л.д. 13-16).
Лебедев Е.С. 21.12.2000 года рождения, сын Лебедевой Е.Ю. является ребенком-инвалидом и страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2016 N 378. Инвалидность Лебедева Е.С. установлена 30.09.2008. На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семья Лебедевой Е.Ю. состояла с 22.05.2009.
Во исполнение указанного решения Центрального районного суда города Омска от 27.12.2011 Администрацией Лебедевой Е.Ю., Лебедеву Е.С. предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда города Омска, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Тюленина, д. 13, кв. 42 (постановление N 535-п от 24.05.2013).
03.06.2013 муниципальным образованием город Омск и Лебедевой Е.Ю. заключен договор социального найма жилого помещения N 2661/13. Общая площадь жилого помещения составляет 44,5 кв. м, жилая площадь - 30,8 кв. м (л.д. 18).
Согласно информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области в 4 квартале 2015 года стоимость 1 кв. м общей площади в квартирах среднего качества (типовых) в городе Омске составляла 40 482 руб. (л.д. 11-12).
Ссылаясь на то, что в результате предоставления жилого помещения семье Лебедевой Е.Ю., Администрация понесла убытки в размере 1 801 449 руб. (44,5 кв. м * 40 482 руб.), которые должны быть возмещены за счет Омской области, Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиком и ГГПУ Омской области апелляционных жалоб, при оценке доводов которых суд апелляционной инстанции учел следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной нормами названной статьи, необходимо наличие совокупности следующих условий: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также наличие собственно убытков.
Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
Согласно статьей 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с частью 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 ГК РФ).
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Нормами статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), а также нормами статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - БК РФ, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 3 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере", принятым Постановлением Законодательного собрания Омской области от 22.12.2005 N 429 (далее - Закон Омской области N 722-ОЗ) к полномочиям Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относятся реализация государственной политики Омской области в сфере жилищных отношений, определение порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 6 Закона Омской области N 722-ОЗ определено, что жилищный фонд Омской области включает в себя, в том числе, жилищный фонд социального использования, то есть совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений жилого фонда Омской области.
Согласно статье 7 Закона Омской области N 722-ОЗ в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным законодательством или областным законом основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Омской области N 722-ОЗ жилые помещения жилищного фонда социального использования Омской области по договорам социального найма предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
В силу части 1 статьи 16 Закона Омской области N 722-ОЗ решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается органом местного самоуправления Омской области по месту жительства граждан или органом местного самоуправления Омской области не по месту жительства граждан в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Правилами статьи 17 Закона Омской области N 722-ОЗ закреплено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), осуществляется органами местного самоуправления Омской области.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 N 310-КГ15-8772, от 21.12.2015 N 309-ЭС15-11320.
Судами установлено, что семья Лебедевой Е.Ю. признана нуждающейся в предоставлении жилья, и поставлена на соответствующий учет после 01.01.2005.
29.02.2016 письмом исх. N АГ/07-830 (л.д. 24-26) Мэр города Омска обратился к Губернатору, Председателю Правительства Омской области с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении межбюджетных трансфертов из областного бюджета в целях реализации Администрацией полномочий субъекта Российской Федерации - Омской области по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, и семьям, имеющим детей-инвалидов, в том числе семье Лебедевой Е.Ю. (л.д. 32), либо об исполнении функций по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, Правительством Омской области.
Ответ на письмо от 29.02.2016 N АГ/07-830 Администрацией не получен.
В связи с бездействием субъекта Российской Федерации - Омской области, жилое помещение по договору социального найма Лебедевой Е.Ю., имеющей ребенка-инвалида Лебедева Е.С., предоставлено Администрацией из муниципального жилищного фонда города Омска.
Исходя из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск. ул. Ленина, д. 13, кв. 42, передано в собственность Лебедевой Е.Ю. и Лебедеву Е.С. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации (л.д. 20).
При таких обстоятельствах, учитывая, что на территории Омской области Законодательным собранием Омской области принят закон, который регулирует жилищные правоотношения в части обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 (Закон Омской области N 722-ОЗ) обоснованным является вывод суда первой инстанции, о том, что расходы по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, в данном случае - Омской области.
Кроме того суд апелляционной инстанции отмечает, что доказательств того, что Российской Федерацией обязанность по перечислению субвенций в отношении Омской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом N 181-ФЗ, не исполнена, материалы дела не содержат.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что исковые требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Доводы апелляционных жалоб отклоняются на основании вышеизложенного.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционных жалоб в соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, подлежащая уплате подателями жалоб, но от уплаты которой они в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены, не подлежит распределению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 21 июля 2016 года по делу N А46-6082/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2016 N 08АП-11220/2016, 08АП-11221/2016 ПО ДЕЛУ N А46-6082/2016
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2016 г. N 08АП-11220/2016, 08АП-11221/2016
Дело N А46-6082/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Запорожец А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-11220/2016) Главного государственно-правового управления Омской области, (регистрационный номер 08АП-11221/2016) Министерства финансов Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 21 июля 2016 года по делу N А46-6082/2016 (судья Погосткина Е.А.), по иску Администрации города Омска (ОГРН 1025500757259) к Омской области в лице Министерства финансов Омской области (ОГРН 1045504005414), при участии в деле в качестве третьего лица Главного государственно-правового управления Омской области, о взыскании 1 801 449 руб.,
при участии в судебном заседании:
представителя Главного государственно-правового управления Омской области Горьковой С.Ю. по доверенности N 3118/1 от 04.08.2016 сроком действия 3 года,
представителя Министерства финансов Омской области Захаровой О.В. по доверенности N 10-1-09/7399 от 19.08.2016 сроком действия 1 год,
представителей Администрации города Омска Лыба С.В. по доверенности N 03-1588 от 08.04.2016 сроком действия 1 год, Гончаровой Е.Ю. по доверенности N 03-1589 от 08.04.2016 сроком действия 1 год,
установил:
Администрация города Омска (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском к Омской области в лице Министерства финансов Омской области (далее - Минфин Омской области, ответчик) о взыскании 1 801 449 руб. убытков.
Определением от 17.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное государственно-правовое управление Омской области (далее - ГГПУ Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.07.2016 по делу N А46-6082/2016 исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Минфин Омской области и ГГПУ Омской области в апелляционных жалобах просят его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Минфин Омской области и ГГПУ Омской области полагают, что субъекты Российской Федерации не обладают полномочиями по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, в связи с чем не вправе расходовать предоставленные субвенции на указанные цели. По мнению Минфина Омской области, получив дотацию из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности, у города Омска не возникает обязанности направить дотацию на обеспечение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, жилищными помещениями. Минфин Омской области считает, что истцом не доказан факт незаконности (бездействия) ответчика, элементы, образующие состав убытков, отсутствуют, вина ответчика в лице Минфина Омской области не доказана и материалами дела не подтверждена.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Минфина Омской области и ГГПУ Омской области поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах. Представители Администрации просили оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, заслушав представителей сторон и ГГПУ Омской области, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от 27.12.2011 удовлетворены исковые требования прокурора Советского административного округа города Омска в интересах несовершеннолетнего Лебедева Е.С., Лебедевой Е.Ю. На Администрацию возложена обязанность предоставить Лебедевой Е.Ю., Лебедеву Е.С. отдельное изолированное жилое помещение во внеочередном порядке, площадью не менее 18 кв. м на одного человека на условиях договора социального найма (л.д. 13-16).
Лебедев Е.С. 21.12.2000 года рождения, сын Лебедевой Е.Ю. является ребенком-инвалидом и страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2016 N 378. Инвалидность Лебедева Е.С. установлена 30.09.2008. На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семья Лебедевой Е.Ю. состояла с 22.05.2009.
Во исполнение указанного решения Центрального районного суда города Омска от 27.12.2011 Администрацией Лебедевой Е.Ю., Лебедеву Е.С. предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда города Омска, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Тюленина, д. 13, кв. 42 (постановление N 535-п от 24.05.2013).
03.06.2013 муниципальным образованием город Омск и Лебедевой Е.Ю. заключен договор социального найма жилого помещения N 2661/13. Общая площадь жилого помещения составляет 44,5 кв. м, жилая площадь - 30,8 кв. м (л.д. 18).
Согласно информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области в 4 квартале 2015 года стоимость 1 кв. м общей площади в квартирах среднего качества (типовых) в городе Омске составляла 40 482 руб. (л.д. 11-12).
Ссылаясь на то, что в результате предоставления жилого помещения семье Лебедевой Е.Ю., Администрация понесла убытки в размере 1 801 449 руб. (44,5 кв. м * 40 482 руб.), которые должны быть возмещены за счет Омской области, Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиком и ГГПУ Омской области апелляционных жалоб, при оценке доводов которых суд апелляционной инстанции учел следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной нормами названной статьи, необходимо наличие совокупности следующих условий: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также наличие собственно убытков.
Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
Согласно статьей 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с частью 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 ГК РФ).
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Нормами статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), а также нормами статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - БК РФ, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 3 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере", принятым Постановлением Законодательного собрания Омской области от 22.12.2005 N 429 (далее - Закон Омской области N 722-ОЗ) к полномочиям Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относятся реализация государственной политики Омской области в сфере жилищных отношений, определение порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 6 Закона Омской области N 722-ОЗ определено, что жилищный фонд Омской области включает в себя, в том числе, жилищный фонд социального использования, то есть совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений жилого фонда Омской области.
Согласно статье 7 Закона Омской области N 722-ОЗ в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным законодательством или областным законом основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Омской области N 722-ОЗ жилые помещения жилищного фонда социального использования Омской области по договорам социального найма предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
В силу части 1 статьи 16 Закона Омской области N 722-ОЗ решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается органом местного самоуправления Омской области по месту жительства граждан или органом местного самоуправления Омской области не по месту жительства граждан в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Правилами статьи 17 Закона Омской области N 722-ОЗ закреплено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), осуществляется органами местного самоуправления Омской области.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 N 310-КГ15-8772, от 21.12.2015 N 309-ЭС15-11320.
Судами установлено, что семья Лебедевой Е.Ю. признана нуждающейся в предоставлении жилья, и поставлена на соответствующий учет после 01.01.2005.
29.02.2016 письмом исх. N АГ/07-830 (л.д. 24-26) Мэр города Омска обратился к Губернатору, Председателю Правительства Омской области с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении межбюджетных трансфертов из областного бюджета в целях реализации Администрацией полномочий субъекта Российской Федерации - Омской области по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, и семьям, имеющим детей-инвалидов, в том числе семье Лебедевой Е.Ю. (л.д. 32), либо об исполнении функций по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, Правительством Омской области.
Ответ на письмо от 29.02.2016 N АГ/07-830 Администрацией не получен.
В связи с бездействием субъекта Российской Федерации - Омской области, жилое помещение по договору социального найма Лебедевой Е.Ю., имеющей ребенка-инвалида Лебедева Е.С., предоставлено Администрацией из муниципального жилищного фонда города Омска.
Исходя из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск. ул. Ленина, д. 13, кв. 42, передано в собственность Лебедевой Е.Ю. и Лебедеву Е.С. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации (л.д. 20).
При таких обстоятельствах, учитывая, что на территории Омской области Законодательным собранием Омской области принят закон, который регулирует жилищные правоотношения в части обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 (Закон Омской области N 722-ОЗ) обоснованным является вывод суда первой инстанции, о том, что расходы по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, в данном случае - Омской области.
Кроме того суд апелляционной инстанции отмечает, что доказательств того, что Российской Федерацией обязанность по перечислению субвенций в отношении Омской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом N 181-ФЗ, не исполнена, материалы дела не содержат.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что исковые требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Доводы апелляционных жалоб отклоняются на основании вышеизложенного.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционных жалоб в соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, подлежащая уплате подателями жалоб, но от уплаты которой они в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены, не подлежит распределению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 21 июля 2016 года по делу N А46-6082/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.В.ВЕРЕВКИН
Судьи
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
А.В.ВЕРЕВКИН
Судьи
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)