Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2016 N 10АП-11800/2016 ПО ДЕЛУ N А41-24398/16

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2016 г. по делу N А41-24398/16


Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Мальцева С.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиной Е.А.,
при участии в заседании:
- от истца общества с ограниченной ответственностью "Климовск-Стройинвест" - Адаева С.Ю., представитель по доверенности от 01.04.2016 г.; Потапова М.А. представитель по доверенности от 20.09.2016 г.;
- от ответчика Администрации городского округа Подольск - Федченко Т.Н. представитель по доверенности от 05.09.2016 г.,
- от ответчика Ликвидационной комиссии Администрации городского округа Климовск - Точилкина Н.А., представитель по доверенности от 07.10.2016 г.; Иващенко О.В., представитель по доверенности от 01.02.2016 г.;
- рассмотрев в судебном апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Климовск-Стройинвест" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2016 года по делу N А41-24398/16 по иску общества с ограниченной ответственностью "Климовск-Стройинвест" к Ликвидационной комиссии Администрации городского округа Климовск и Администрации городского округа Подольск о взыскании денежных средств,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Климовск-Стройинвест" (далее - ООО "Климовск-Стройинвест", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации городского округа Подольск (далее - ответчик) и Ликвидационной комиссии Администрации городского округа Климовск о взыскании задолженности по арендной плате за февраль, март 2016 в размере 4 103 477 руб. 92 коп. (л.д. 3 - 4).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2016 года по делу N А41-24398/16 в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 61).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Климовск-Стройинвест" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права (л.д. 63 - 64).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители истца поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители Администрации городского округа Подольск и Ликвидационной комиссии Администрации городского округа Климовск в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде первой инстанции истцом в судебном заседании 21 июня 2016 года заявлено ходатайство об изменении статуса ответчика Ликвидационной комиссии Администрации городского округа Подольск и привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Судом данное ходатайство разрешено, однако производство по делу в отношении второго ответчика не прекращено, исковые требования не уточнялись, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассматривает требования, изложенные в исковом заявлении и принятом к производству определением суда первой инстанции от 11.05.2016.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Климовск-Стройинвест" и Администрацией городского округа Климовск заключен договор аренды нежилых помещений N А-07/01 от 01.07.2011 (л.д. 11 - 19), по условиям которого Администрация городского округа Климовска приняла во временное владение и пользование помещение общей площадью 1963,8 кв. м на третьем и четвертом этажах в здании, расположенном по адресу: Московская обл., г. Климовск, ул. Западная, д. 11.
По условиям договора арендная плата за пользование помещениями уплачивается арендатором на основании выставленного счета не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно п. 4.3 договора арендатор обязуется совершать все платежи, предусмотренные условиями договора.
Дополнительным соглашением N 4 от 28.11.2014 (л.д. 28) стороны установили, что арендная плата в месяц за пользование помещениями с 01 января 2015 года составляет 2 051 738 руб. 96 коп., в том числе НДС (18%) 312 977 руб. 13 коп., включая расходы арендодателя на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.
Как указал истец, арендатор свои обязательства по внесению арендных платежей надлежащим образом не исполнил, в результате чего образовалась задолженность за период с февраля по март 2016 в размере 4 103 477 руб. 92 коп.
В связи с неисполнением арендатором своих обязательств по внесению арендной платы истцом были составлены и направлены в адрес ответчиков претензии с приложением счетов, счетов-фактур и актов от 11 апреля 2016 года и от 20 апреля 2016 года с требованием погасить задолженность (л.д. 30 - 48).
Поскольку указанное требование оставлено ответчиками без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что Администрация городского округа Подольск будет являться правопреемником Администрации городского округа Климовск именно по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, при этом деятельность Администрации городского округа Климовск на день принятия решения не прекращена.
Арбитражный апелляционный суд не согласен с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу положений статей 606 и 614 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Обязанностью арендатора является своевременное внесение арендной платы за предоставленное в пользование имущество.
По правилам ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Факт передачи спорных помещений в аренду подтверждается представленным в материалы дела актом приема-передачи от 01.07.2011 (л.д. 20).
Согласно расчету истца задолженность арендатора по арендной плате за период с февраля по март 2016 года составила 4 103 477 руб. 92 коп.
Как следует из материалов дела, Администрация городского округа Подольск образована на основании решения Совета депутатов городского округа Подольск от 30.11.2015 N 7/11 "Об учреждении Администрации Городского округа Подольск" (Решение опубликовано на официальном сайте gorsovet.podolsk.ru), в соответствии с п. 3 которого Администрация Городского округа Подольск является правопреемником Администрации города Подольска, Администрации Подольского муниципального района, Администрации городского округа Климовск, Администрации городского поселения Львовский, Администрации сельского поселения Дубовицкое, Администрации сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения Стрелковское.
В силу ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Решением Совета депутатов Городского округа Подольск от 25.12.2015 N 10/12 "Об утверждении Порядка передачи имущества, финансовых активов и обязательств органов местного самоуправления, действующих на соответствующих территориях, ранее входивших в состав городского округа Подольск, городского округа Климовск, городского поселения Львовский Подольского муниципального района, сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района, сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района, сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района и Подольского муниципального района, вновь образованному муниципальному образованию "Городской округ Подольск Московской области" установлено, что ликвидационная комиссия городского округа Климовск осуществляет передачу своего имущества, финансовых обязательств Администрации городского округа Подольск (Решение опубликовано на официальном сайте gorsovet.podolsk.ru).
Пунктом 1 Порядка установлено, что ликвидационные комиссии муниципальных учреждений, действующих на соответствующих территориях, ранее входивших в состав городского округа Подольск, городского округа Климовск, городского поселения Львовский Подольского муниципального района, сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района, сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района, сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района и Подольского муниципального района, по которым принято решение о ликвидации, осуществляют передачу имущества до 31.12.2015 по актам приема-передачи имущества (приложение N 1 к Порядку) учредителям учреждений.
Согласно п. 16 Порядка, утвержденного данным решением, ликвидационная комиссия отдела по обеспечению деятельности Совета депутатов городского округа Климовск осуществляет передачу финансовых активов и обязательств по Актам приема-передачи нефинансовых, финансовых активов и обязательств по состоянию на 01.01.2016 (приложение N 5 к Порядку) Совету депутатов Городского округа Подольск на основании постановления Главы Городского округа Подольск.
Сведений об оспаривании указанного правового акта ответчиками не представлено.
Постановлением Главы Городского округа Подольск от 27.05.2016 N 822 "О приеме в муниципальную собственность муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области" имущества и передаче нефинансовых, финансовых активов и обязательств от Администрации городского округа Климовск" принято в муниципальную собственность муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области" имущество от Администрации городского округа Климовск согласно акту приема-передачи; Администрацией Городского округа Подольск принято от Администрации городского округа Климовск нефинансовые, финансовые активы и обязательства согласно акту приема-передачи; Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск внесено имущество в реестр муниципального имущества муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области" и закреплено имущество на праве оперативного управления за Администрацией Городского округа Подольск согласно акту приема-передачи.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Московской области от 22.05.2015 N 81/2015-ОЗ "О преобразовании городского округа Подольск, городского округа Климовск, городского поселения Львовский Подольского муниципального района, сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района, сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района и сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования", решением Совета депутатов Городского округа Подольск от 21.09.2015 N 1/7 "О ликвидации органов местного самоуправления городского округа Подольск, городского округа Климовск, городского поселения Львовский Подольского муниципального района, сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района", сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района, сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района и Подольского муниципального района, наделенных правами юридических лиц", постановлением Главы города Климовска от 28.09.2015 N 956 "О Администрации городского округа Климовск", решением Совета депутатов Городского округа Подольск от 30.11.2015 г. N 7/11 "Об учреждении Администрации Городского округа Подольск" ликвидационная комиссия Администрации городского округа Климовск, в составе: председателя комиссии - Шведкова С.В., членов комиссии - Лишенко С.А., Акки Э.Е., Якушиной С.Г., Поздняковой Т.М., Арефьевой Т.И., Точилкиной Н.А., Кузнецовой И.И., передала, а Администрация городского округа Подольск в лице начальника Управления делами Администрации Городского округа Подольск, начальника отдела по бухгалтерскому учету и контролю - главного бухгалтера Администрации городского округа Подольск, приняла по согласованию с Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск имущество по состоянию на 01.01.2016 г. согласно приложению к Акту приема-передачи.
Требования заявлены за февраль - март 2016 года.
Доказательств удовлетворения требований истца Ликвидационной комиссией Администрации городского округа Климовск суду не представлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что Администрация городского округа Подольск является правопреемником по обязательствам Администрации городского округа Климовск, в том числе по обязательствам, предусмотренным договором аренды нежилых помещений N А-07/01 от 01.07.2011 г.
Таким образом, требование истца о взыскании 4 103 477 руб. 92 коп. задолженности по арендной плате является обоснованным и подлежащим удовлетворению в части взыскания денежных средств с Администрации городского округа Подольск.
Действительно в соответствии с пунктом 10 статьи 85 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществляющих на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Администрация городского округа Подольск в соответствии с Уставом городского округа Подольск обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета городского округа.
Доводы ответчика относительно того, что передача имущества, финансовых активов и обязательств, в том числе по договору аренды N А-07/01 не осуществлена, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку опровергаются представленными в материалы дела копиями Постановления Главы Городского округа Подольск N 822-п от 27.05.2016 г. "О приеме в муниципальную собственность муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области" имущества и передаче нефинансовых, финансовых активов и обязательств от Администрации городского округа Климовск", а также Актом приема-передачи, утвержденного Главой Городского округа Подольск.
Таким образом, на основании Решения Совета депутатов Городского округа Подольск от 25.12.2015 г. N 10/12 Ликвидационная комиссия Администрации городского округа Климовск осуществила передачу имущества и финансовых обязательств Администрации Городского округа Подольск, в связи с чем последняя является правопреемником по обязательствам Администрации городского округа Климовск, в том числе по обязательствам, предусмотренным Договором аренды нежилых помещений N А-07/01 от 01.07.2011 г.
Довод ответчика относительно расторжения вышеуказанного договора является несостоятельным, поскольку доказательств расторжения Договора аренды нежилых помещений N А-07/01 от 01.07.2011 г. ответчиком не представлено.
Администрация города Климовска Московской области обращалась в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Климовск-Стройинвест" о расторжении договора аренды нежилых помещений N А-07/01 от 01.07.2011 г. с 01.01.2016 г. Однако решением Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2016 года по делу N А41-11736/16 в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2016 года решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2016 года оставлено без изменения.
В связи с вышеизложенным суд апелляционной инстанции считает неправомерным отказ в удовлетворении судом первой инстанции требования истца о взыскании задолженности в размере 4 103 477 руб. 92 коп. с Администрации городского округа Подольск за февраль, март 2016.
В иске к Администрации городского округа Климовск надлежит отказать.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи тем, что исковые требования удовлетворены, суд апелляционной инстанции считает необходимым взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 28.06.2016 года по делу N А41-24398/16 отменить.
Взыскать с Администрации городского округа Подольск в пользу ООО "Климовск - Стройинвест" 4 103 477 руб. 92 коп. задолженности, 46 517 руб. расходов по госпошлине.
В иске к Администрации городского округа Климовск отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу
Председательствующий судья
Н.С.ЮДИНА

Судьи
С.В.МАЛЬЦЕВ
С.К.ХАНАШЕВИЧ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)