Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда ему не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Леснова В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.,
судей: Нижегородцевой И.Л. и Пятовой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Г.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе главы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Нижегородской области Д.
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 июня 2016 года
гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах Т.Ю., к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о понуждении приобрести жилое помещения и заключить договор найма специализированного жилищного фонда,
и, заслушав доклад судьи Пятовой Н.Л., выслушав объяснения Т.Ю. и заключение прокурора Дмитриева А.С.,
установила:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, указывая, что по обращению Т.Ю. по вопросу нарушения ее жилищных прав проведена проверка в ходе которой установлено, что Т.Ю. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации <адрес> от 18.12.2015 года N включена в список детей-сирот, лиц из их числа, подлежащих обеспечением жилым помещением на территории Арзамасского муниципального района Нижегородской области. Однако данная обязанность в отношении Т.Ю. до сих пор не исполнена - она жильем не обеспечена.
Решением суда от 23 июня 2016 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе главы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Нижегородской области Д. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Т.Ю. и заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ч. 2).
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции (ч. 3).
Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью доводов апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 2.7 Положения о порядке обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315, предоставляемые органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Т.Ю., <данные изъяты> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее родители лишены родительских прав в соответствии с решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 18.02.2003 года.
Постановлением главы местного самоуправления Арзамасского района N 1838 от 18.12.2015 года Т.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Арзамасского муниципального района, в котором она числится под номером 73.
Т.Ю. зарегистрирована по адресу: <адрес>, который принадлежит на праве собственности ее отцу Г.В., что подтверждается выпиской из похозяйственной книги. В данном жилом помещении состоят на регистрационном учете Г.О. и Т.Ю.
Установлено, что Т.Ю. в собственности или по договору социального найма жилого помещения не имеет.
12.04.2013 года Т.Ю. исполнилось 18 лет, в связи с чем, с учетом изложенных обстоятельств, в соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, п. 1, 3 ст. 15.6.1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N 123-З, п. 2.7 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот у нее возникло право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Арзамасского района Нижегородской области, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).
До настоящего времени жилое помещение Т.Ю. не предоставлено.
Указанные выше обстоятельства участвующими лицами не оспариваются.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, принял верное решение об удовлетворении иска и пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для возложения на администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области обеспечить Т.Ю. жилым помещением.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Следовательно, у истца Т.Ю., как нуждающейся в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющей право на внеочередное получение жилого помещения, она включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону жилое помещение ей так и не было предоставлено.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о необходимости защиты права Т.Ю. и об удовлетворении иска о предоставлении жилья являются законными и обоснованными.
В качестве оснований к отмене состоявшегося решения суда заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что постановлением администрации Арзамасского района Нижегородской области от 30.04.2003 г. N за истцом сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> в настоящее время собственник данного жилья - отец истца - умер, т.о. Т.Ю. может вступить на это жилое помещение в права в порядке наследования.
Судебная коллегия отклоняет изложенное, поскольку суд первой инстанции установил, что указанный выше жилой дом Т.Ю. на праве собственности не принадлежит и не пригоден для проживания.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что согласно ч. 2 ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 г. N 147-З органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющие государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
При этом ранее согласно ч. 2 ст. 5 закона Нижегородской области от 10.12.2004 г. N 147-З в редакции Закона Нижегородской области, которая действовала после закрепления за истцом в 2003 г. жилого помещения по вышеуказанному адресу, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющие государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают меры к обеспечению сохранности жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и лица из их числа, а также жилых помещений, право пользования которыми сохраняется за детьми-сиротами и лицами из их числа.
Предусмотренный ч. 2. ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 19 - 23 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" контроль за сохранностью имущества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей относится к компетенции органа опеки и попечительства.
Кроме того, орган опеки и попечительства осуществляет взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта РФ в рамках установленной компетенции для выявления, предотвращения и устранения порчи и разрушения жилых помещений, соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований.
Осуществление контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, должно способствовать возврату детей в указанные жилые помещения и обеспечению возможности проживания в них.
В рамках соответствующей обязанности органа опеки и попечительства субъекта РФ должны предприниматься (контролироваться) следующие действия: обеспечиваться проведение ремонта жилых помещений, внутриквартирного оборудования; приниматься меры по освобождению детей от платы за жилое помещение и коммунальные услуги или использованию (установлению) соответствующих льгот для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги на период нахождения лица под опекой (попечительством); обеспечиваться эффективное использование жилых помещений на время опеки (попечительства) детей с выгодой для них и поддержанием санитарно-технического состояния жилых помещений силами и средствами пользователей; приниматься меры по признанию жилого помещения непригодным для проживания в установленном порядке в случае его несоответствия установленным требованиям.
Контроль за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, должен осуществляться: в отношении жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, до момента возвращения в них детей по окончании опеки или попечительства либо до предоставления детям иных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, если проживание в закрепленном жилом помещении будет признано невозможным, в отношении жилых помещений, находящихся в собственности детей.
Ранее закрепленное за детьми-сиротами и лицами из их числа жилое помещение по договору социального найма сохраняется за указанными лицами несмотря на проживания их по месту устройства и воспитания. Жилые помещения сохраняются за детьми-сиротами и лицами из их числа, несмотря на признание уполномоченным органом невозможности проживания в них, вплоть до предоставления детям-сиротам и лицам из их числа иных жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно сообщению главы МСУ администрации <адрес> - З. от 30.04.2003 г. о направлении Г.Ю. в Пошатовский детский дом за последней действительно было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. При этом контроль за сохранностью жилого помещения был возложен на главу Т.Б. сельской администрации (л.д. 27).
Согласно материалам дела, в результате неисполнения должностными лицам администрации возложенных законом обязанностей по принятию мер к обеспечению сохранности жилых помещений, право пользования которыми сохраняется за детьми-сиротами и лицами из их числа, жилой дом, закрепленный за Трутневой (ранее - Г.) Ю.В., пришел в непригодное для проживание состояние, что и было учтено при включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи следует отметить, что доказательств обратного, а именно того, что ранее сохраненное за Т.Ю. жилое помещение по адресу: <адрес> является пригодным для постоянного проживания, а также того, что данное помещение отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, суду со стороны администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Нижегородской области в нарушение ст. 56 ГПК РФ представлено не было. При этом Т.Ю. согласно протоколу судебного заседания от 23 июня 2016 г. поясняла суду, что вышеуказанный дом без отопления, печка развалена, потолок дырявый, крыша гнилая, крыльцо сломанное, в данном доме никто длительного время не проживает (л.д. 82).
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную ответчиком позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Поскольку судом нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Нижегородской области Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.10.2016 ПО ДЕЛУ N 33-12367/2016
Требование: О понуждении приобрести жилое помещение, заключить договор найма специализированного жилищного фонда.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда ему не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 октября 2016 г. по делу N 33-12367/2016
Судья: Леснова В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.,
судей: Нижегородцевой И.Л. и Пятовой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Г.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе главы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Нижегородской области Д.
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 июня 2016 года
гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах Т.Ю., к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о понуждении приобрести жилое помещения и заключить договор найма специализированного жилищного фонда,
и, заслушав доклад судьи Пятовой Н.Л., выслушав объяснения Т.Ю. и заключение прокурора Дмитриева А.С.,
установила:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, указывая, что по обращению Т.Ю. по вопросу нарушения ее жилищных прав проведена проверка в ходе которой установлено, что Т.Ю. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации <адрес> от 18.12.2015 года N включена в список детей-сирот, лиц из их числа, подлежащих обеспечением жилым помещением на территории Арзамасского муниципального района Нижегородской области. Однако данная обязанность в отношении Т.Ю. до сих пор не исполнена - она жильем не обеспечена.
Решением суда от 23 июня 2016 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе главы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Нижегородской области Д. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Т.Ю. и заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ч. 2).
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции (ч. 3).
Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью доводов апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 2.7 Положения о порядке обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315, предоставляемые органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Т.Ю., <данные изъяты> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее родители лишены родительских прав в соответствии с решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 18.02.2003 года.
Постановлением главы местного самоуправления Арзамасского района N 1838 от 18.12.2015 года Т.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Арзамасского муниципального района, в котором она числится под номером 73.
Т.Ю. зарегистрирована по адресу: <адрес>, который принадлежит на праве собственности ее отцу Г.В., что подтверждается выпиской из похозяйственной книги. В данном жилом помещении состоят на регистрационном учете Г.О. и Т.Ю.
Установлено, что Т.Ю. в собственности или по договору социального найма жилого помещения не имеет.
12.04.2013 года Т.Ю. исполнилось 18 лет, в связи с чем, с учетом изложенных обстоятельств, в соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, п. 1, 3 ст. 15.6.1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N 123-З, п. 2.7 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот у нее возникло право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Арзамасского района Нижегородской области, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).
До настоящего времени жилое помещение Т.Ю. не предоставлено.
Указанные выше обстоятельства участвующими лицами не оспариваются.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, принял верное решение об удовлетворении иска и пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для возложения на администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области обеспечить Т.Ю. жилым помещением.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Следовательно, у истца Т.Ю., как нуждающейся в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющей право на внеочередное получение жилого помещения, она включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону жилое помещение ей так и не было предоставлено.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о необходимости защиты права Т.Ю. и об удовлетворении иска о предоставлении жилья являются законными и обоснованными.
В качестве оснований к отмене состоявшегося решения суда заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что постановлением администрации Арзамасского района Нижегородской области от 30.04.2003 г. N за истцом сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> в настоящее время собственник данного жилья - отец истца - умер, т.о. Т.Ю. может вступить на это жилое помещение в права в порядке наследования.
Судебная коллегия отклоняет изложенное, поскольку суд первой инстанции установил, что указанный выше жилой дом Т.Ю. на праве собственности не принадлежит и не пригоден для проживания.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что согласно ч. 2 ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 г. N 147-З органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющие государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
При этом ранее согласно ч. 2 ст. 5 закона Нижегородской области от 10.12.2004 г. N 147-З в редакции Закона Нижегородской области, которая действовала после закрепления за истцом в 2003 г. жилого помещения по вышеуказанному адресу, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющие государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают меры к обеспечению сохранности жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и лица из их числа, а также жилых помещений, право пользования которыми сохраняется за детьми-сиротами и лицами из их числа.
Предусмотренный ч. 2. ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 19 - 23 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" контроль за сохранностью имущества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей относится к компетенции органа опеки и попечительства.
Кроме того, орган опеки и попечительства осуществляет взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта РФ в рамках установленной компетенции для выявления, предотвращения и устранения порчи и разрушения жилых помещений, соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований.
Осуществление контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, должно способствовать возврату детей в указанные жилые помещения и обеспечению возможности проживания в них.
В рамках соответствующей обязанности органа опеки и попечительства субъекта РФ должны предприниматься (контролироваться) следующие действия: обеспечиваться проведение ремонта жилых помещений, внутриквартирного оборудования; приниматься меры по освобождению детей от платы за жилое помещение и коммунальные услуги или использованию (установлению) соответствующих льгот для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги на период нахождения лица под опекой (попечительством); обеспечиваться эффективное использование жилых помещений на время опеки (попечительства) детей с выгодой для них и поддержанием санитарно-технического состояния жилых помещений силами и средствами пользователей; приниматься меры по признанию жилого помещения непригодным для проживания в установленном порядке в случае его несоответствия установленным требованиям.
Контроль за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, должен осуществляться: в отношении жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, до момента возвращения в них детей по окончании опеки или попечительства либо до предоставления детям иных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, если проживание в закрепленном жилом помещении будет признано невозможным, в отношении жилых помещений, находящихся в собственности детей.
Ранее закрепленное за детьми-сиротами и лицами из их числа жилое помещение по договору социального найма сохраняется за указанными лицами несмотря на проживания их по месту устройства и воспитания. Жилые помещения сохраняются за детьми-сиротами и лицами из их числа, несмотря на признание уполномоченным органом невозможности проживания в них, вплоть до предоставления детям-сиротам и лицам из их числа иных жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно сообщению главы МСУ администрации <адрес> - З. от 30.04.2003 г. о направлении Г.Ю. в Пошатовский детский дом за последней действительно было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. При этом контроль за сохранностью жилого помещения был возложен на главу Т.Б. сельской администрации (л.д. 27).
Согласно материалам дела, в результате неисполнения должностными лицам администрации возложенных законом обязанностей по принятию мер к обеспечению сохранности жилых помещений, право пользования которыми сохраняется за детьми-сиротами и лицами из их числа, жилой дом, закрепленный за Трутневой (ранее - Г.) Ю.В., пришел в непригодное для проживание состояние, что и было учтено при включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи следует отметить, что доказательств обратного, а именно того, что ранее сохраненное за Т.Ю. жилое помещение по адресу: <адрес> является пригодным для постоянного проживания, а также того, что данное помещение отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, суду со стороны администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Нижегородской области в нарушение ст. 56 ГПК РФ представлено не было. При этом Т.Ю. согласно протоколу судебного заседания от 23 июня 2016 г. поясняла суду, что вышеуказанный дом без отопления, печка развалена, потолок дырявый, крыша гнилая, крыльцо сломанное, в данном доме никто длительного время не проживает (л.д. 82).
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную ответчиком позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Поскольку судом нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Нижегородской области Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)