Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 30.03.2016 ПО ДЕЛУ N 33-11005/2016

Требование: Об отмене распоряжения об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых гражданам в рамках городских жилищных программ.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы указали, что распоряжением им было отказано в признании нуждающимися в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, данный отказ считают необоснованным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 марта 2016 г. по делу N 33-11005/2016


Ф/судья Романцова Т.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пашкевич А.М.
и судей Михалиной С.Е., фио
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашкевич А.М.
гражданское дело по апелляционной жалобе фио, фио, фио, фио в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего фио, фио в своих интересах и в интересах несовершеннолетней фио на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 07 сентября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления фио, фио, фио, фио в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего фио, фио в своих интересах и в интересах несовершеннолетней фио об отмене Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об отказе в признании указанных граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых гражданам в рамках городских жилищных программ отказать,

установила:

фио, фио, фио, фио в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего фио, паспортные данные, фио в своих интересах и в интересах несовершеннолетней фио, паспортные данные, обратились в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, ссылаясь на то, что их семья, состоящая из семи человек, занимает двухкомнатную квартиру площадью 53,1 кв. м, расположенную по адресу: адрес, на основании договора социального найма от 18.03.2010 года. Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N У52-9047 от 04 июля 2014 года заявителям было отказано в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ на основании п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в связи с тем, что размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет более учетной нормы (10 кв. м).
По мнению заявителей, Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы необоснованно учтена жилая площадь жены фио - фио, дата р. по адресу: адрес, где на основании договора дарения от 26 августа 2009 года три человека (фио, дочь фио, дата р., мать фио) занимают двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 59,9 кв. адрес квартиры является фио. Кроме того, без законных на то оснований учтена площадь жены фио - фио, дата р. по адресу: адрес в виде двухкомнатной квартиры площадью жилого помещения 47,7 кв. м, где она имеет право собственности на 1/3 доли на основании договора передачи от 07.09.2005 года на трех человек (фио, мать фио, брат фио); также учтено, что жена фио - фио, дата р. зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, где 8 человек (она, мать, 2 сестры, муж сестры, племянник, 2 племянницы) занимают трехкомнатную квартиру площадью жилого помещения 81,1 кв. адрес этом заявители указали, что в отношении указанных жилых помещений они не имеют самостоятельного права пользования.
Определением Бабушкинского районного суда города Москвы от 13 июля 2015 года произведена замена Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы на Департамент городского имущества г. Москвы в порядке ст. 44 ГПК РФ (л.д. 46).
Заявители в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного просят по доводам апелляционной жалобы заявители фио, фио, фио, фио в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего фио, фио в своих интересах и в интересах несовершеннолетней фио.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного разбирательства апелляционной инстанцией извещались надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным и обоснованным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным требованиям постановленное решение суда не отвечает.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, фио, дата р. (наниматель), фио, дата р. (муж нанимателя), фио, дата р. (сын), фио, дата р. (сын), фио, дата р. (сын), фио, дата р. (внучка) фио, дата р. (внук) зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, занимают двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 53,1 кв. м на основании договора социального найма от 18.03.2010 года N 5235-01-2009-1телефон.
Заявители обратились в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с просьбой о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N У52-9047 от 04 июля 2014 года фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио было отказано в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ на основании п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения" в связи с тем, что размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет более учетной нормы (10 кв. м).
При вынесении данного распоряжения было учтено наличие у супруги заявителя фио - фио в собственности двухкомнатной квартиры по адресу: адрес, у супруги заявителя фио - фио в собственности 1/3 доли квартиры по адресу: адрес, супруги фио - фио право пользования на основании договора социального найма в трехкомнатной квартире по адресу: адрес.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения обстоятельства, на которых основаны требования заявителей. При этом суд пришел к выводу об обоснованности доводов Департамента городского имущества г. Москвы о том, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека, проживающего в квартире по адресу: адрес, более учетной нормы площади жилого помещения - 10 кв. м.
Между тем, с выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно п. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 4.1 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы имеют право быть признанными нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Порядок признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ устанавливается Правительством Москвы.
Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, подлежат учету в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ в порядке, установленном Правительством Москвы.
Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на улучшение жилищных условий путем:
1) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма;
2) участия в накопительных системах в рамках городских жилищных программ для накопления денежных средств для приобретения жилья на рынке недвижимости;
3) предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений;
4) приобретения в собственность с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;
5) предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.
Статьей 11 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 года предусмотрено, что для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Статьей 7 указанного Закона установлено, что жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
- подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке установленном настоящим Законом;
- имеют гражданство Российской Федерации;
- проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
- не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления действий повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
- признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Закона жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;
2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону;
4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
2) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 11 настоящего Закона, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
4) не истек предусмотренный частью 1 статьи 10 настоящего Закона срок.
Как следует из материалов дела, в двухкомнатной квартире по адресу: адрес, зарегистрированы по месту жительства и проживают фио, фио, фио, фио, фио, несовершеннолетние фио, паспортные данные, фио, <...> г.р. (л.д. 12 - 13).
Согласно выписке из домовой книги фио, являющаяся супругой фио, зарегистрирована в качестве члена семьи нанимателя по месту жительства в муниципальной квартире по адресу: адрес (л.д. 15 - 17), общей площадью 81,1 кв. м, жилой площадью - 48,4 кв. м. Данная жилая площадь предоставлена на основании договора социального найма от 30 декабря 2008 года фио (наниматель), фио, фио, фио (фио) С.В., фио, фио (л.д. 20). Дополнительным соглашением к договору социального найма N 5235-01-2008-0743673 от 30 декабря 2008 года N 5235/01-2008-0743673-2 указанная квартира предоставлена в пользование фио, паспортные данные, а также фио (л.д. 21).
фио, являющаяся супругой фио, зарегистрирована по месту жительства в двухкомнатной квартире по адресу: адрес (л.д. 18), которая принадлежит на праве собственности (по 1/3 доли) ей, брату и матери на основании договора передачи от 07.09.2005 года.
На дату издания оспариваемого распоряжения супруга заявителя фио - фио имела в собственности двухкомнатную квартиру по адресу: адрес на основании договора дарения от дата.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Законом г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" определен порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии размера площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, менее учетной нормы.
Частью 2 статьи 1 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предусмотрено, что к членам семьи нанимателя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Судебной коллегией установлено, что фио, фио, фио не вселялись в жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, на учете по улучшению жилищных условий в качестве членов семьи заявителя не состоят, право самостоятельного пользования спорной квартирой не приобрели. Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Проверяя законность Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N У52-9047 от 04 июля 2014 года об отказе в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, исходя из положений указанных выше норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи заявителя жилые помещения: у супруги заявителя фио - фио в собственности двухкомнатной квартиры по адресу: адрес, у супруги заявителя фио - фио в собственности 1/3 доли квартиры по адресу: адрес, супруги фио - фио права пользования на основании договора социального найма в трехкомнатной квартире по адресу: адрес, - учету не подлежат.
При этом судебная коллегия исходит из того, что по смыслу норм жилищного законодательства фио, фио, фио не являются членами семьи заявителя фио, не приобрели право пользования жилым помещением по адресу: адрес, никогда не вселялись в жилое помещение, занимаемое фио с семьей; на улучшение жилищных условий не претендуют, зарегистрированы и проживают в иных жилых помещениях, являясь членами семей проживающих в данных квартирах.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью заявителя и членов ее семьи, ДЖП и ЖФ г. Москвы неправомерно учитывало площадь жилых помещений, в отношении которых имеют соответствующие права фио, фио, фио.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).
Согласно п. 3 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, когда размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (ч. 1 п. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29).
Размер площади жилого помещения по адресу: адрес, приходящейся на каждого члена семьи фио, составляет 7,6 кв. м (53,1 кв. м : 7), что менее учетной нормы.
Указанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции. Более того, судом первой инстанции не были приняты во внимание положения п. 1 ст. 36 Семейного кодекса РФ, согласно которым имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Доказательств того, что фио имеет какие-либо вещные права в отношении принадлежащей на праве собственности фио - 1/3 доли в квартире по адресу: адрес, фио - в отношении принадлежащей на праве собственности фио квартире по адресу: адрес, а фио - в отношении жилого помещения по адресу: адрес, право пользования которым имеет фио, в нарушение ст. 56 ГПК РФ ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции представлено не было.
Учитывая изложенное, вывод суда об отказе фио, фио, фио, фио в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего фио, фио в своих интересах и в интересах несовершеннолетней фио в удовлетворении требований основан на неверном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, что является основанием для отмены решения суда.
В ходе судебного разбирательства судебной коллегией было установлено, что отказ ДЖП и ЖФ г. Москвы в признании фио и членов ее семьи нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ N У52-9047 от 04 июля 2014 года нарушает права и свободы заявителей, не соответствует действующему законодательству, а потому решение суда от 07 сентября 2015 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным постановить новое решение, которым надлежит признать незаконным распоряжение начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в СВАО N У52-9047 от 04 июля 2014 года об отказе в признании фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. При этом оснований для признания заявителей нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ судебная коллегия не находит, поскольку данный вопрос отнесен к компетенции Департамента городского имущества города Москвы, поэтому надлежит возложить на Департамент городского имущества г. Москвы обязанность повторно рассмотреть заявление фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 07 сентября 2015 года отменить.
Постановить новое решение.
Признать незаконным распоряжение начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в СВАО N У52-9047 от 04 июля 2014 года об отказе в признании фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы повторно рассмотреть заявление фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)