Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Распоряжением семья истца снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с наличием на праве собственности жилого дома, однако указанное строение непригодно для круглогодичного проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Баранова Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Дорохиной Е.М., Канивец Т.В.,
при секретаре Л.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности К. на решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Ш.В. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании распоряжения незаконным, восстановлении на жилищном учете удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 10 февраля 2015 года N *** "О снятии с жилищного учета".
Обязать Департамент городского имущества города Москвы восстановить Ш.В. с семьей из пяти человек (он, *** Ш.Л., *** Ш.А., *** Ш.С., *** Ш.) на жилищном учете с даты постановки на учет с 31 января 2002 года,
Истец Ш.В. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы N *** от 10 февраля 2015 года, восстановлении Ш.В. с семьей из пяти человек на жилищном учете с момента принятия на жилищный учет.
Требования мотивированы тем, что распоряжением ДГИ г. Москвы от 10 февраля 2015 года N *** Ш.В. с семьей из пяти человек сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с наличием у Ш.Л. на праве собственности жилого дома, площадью жилого помещения *** кв. м, жилой площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***. Поскольку указанное строение не пригодно для круглогодичного проживания, истец просила суд признать недействительным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N *** от 10 февраля 2015 года, обязать ответчика восстановить Ш.В. с семьей из пяти человек на жилищном учете с момента принятия на жилищный учет.
Истец Ш.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя по доверенности Р., которая заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо Ш.Л. в судебное заседание явилась, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Третьи лица Ш.А., Ш.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности К., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности С., истца Ш.В., третьего лица Ш.Л., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что семья истца Ш.В. (он, *** Ш.А., *** Ш.Л., *** Ш.С., *** Ш.) занимают жилое помещение - двухкомнатную квартиру, площадью *** кв. м, жилой площадью *** кв. м, по адресу: ***, на основании договора передачи в общую долевую собственность от 26 марта 2015 года (по *** в праве собственности за каждым).
Распоряжением Префекта САО г. Москвы N *** от 31 января 2002 года истец Ш.В. с семьей из пяти человек (он, *** Ш.А., *** Ш.Л., *** Ш.С., *** Ш.) принят на учет по улучшению жилищных условий по категории "***" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года N 2014.
Согласно выписки от 23 января 2015 года из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Ш.Л. является собственником жилого дома, общей площадью *** кв. м, жилой площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы N *** от 10 февраля 2015 года истец Ш.В. с семьей из пяти человек (он, *** Ш.А., *** Ш.Л., *** Ш.С., *** Ш.) сняты с жилищного учета на основании ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в связи с обеспеченностью жилой площадью более нормы предоставления с учетом площади жилого дома, находящегося в собственности Ш.Л., и площади занимаемой квартиры.
Из технического паспорта, выданного ГУП МО "***" по состоянию на 04 апреля 2012 года, усматривается, что назначение помещения, расположенного по адресу: ***, отнесено к жилому. Жилой дом имеет печное отопление, газ используется в баллонах, уборная - каркасно-обшивная без выгреба, пристройка - каркасно-обшивная. Сведений о горячем водоснабжении, водопроводе, канализации технический паспорт не содержит.
Согласно акту обследования помещения N 11 от 17 декабря 2015 года, составленного межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации *** муниципального района от 09 июня 2015 года N 1385-па в составе первого заместителя руководителя администрации *** муниципального района, главного аналитика отдела архитектуры администрации *** муниципального района, начальника отдела жилищного хозяйства администрации *** муниципального района, главного аналитика юридического отдела правового управления администрации *** муниципального района, эксперта отдела капитального строительства администрации *** района, заместителя главного инженера МУП "***", жилой дом, расположенный по адресу: *** - одноэтажный, бревенчатый, не оборудован центральными и индивидуальными инженерными коммуникациями, при этом, населенный пункт, в котором расположен дом, обеспечен централизованными инженерными системами хозяйственно-бытового водоснабжения. В доме отсутствует холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, газоснабжение. Отопление - печное. Согласно выводам межведомственной комиссии, Комитета по управлению жилым фондом администрации городского округа ***, жилой дом, расположенный по адресу: *** не пригоден для круглогодичного проживания.
Из заключения специалиста N 150119-1, составленного ИП Ш., следует, что совокупный износ основных конструктивных элементов строения в доме и прилегающих (обеспечивающих доступ в квартиру) конструктивных элементов составляет более 80%, что характеризует строение как аварийное, не пригодное к проживанию, состояние перегородок, стен, создает угрозу жизни и здоровью опасностью внезапного обрушения. Помещение дома *** не соответствует требованиям нормативных документов как пригодное для проживание. Таким образом, специалист пришел к выводу, что дом, расположенный по адресу: ***, инв. номер ***, не пригоден для проживания.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно пунктов 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Статьей 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлено, что жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; имеют гражданство Российской Федерации; проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 указанного Закона в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Руководствуясь вышеперечисленными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца о признании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы N *** от 10 февраля 2015 года незаконным и восстановлении на жилищном учете Ш.В. с семьей из пяти человек с момента принятия на жилищный учет.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что строение, принадлежавшее на праве собственности Ш.Л., не пригодно для постоянного проживания граждан, в связи с чем не подлежит учету с целью исчисления площади жилых помещений, приходящихся на всех членов семьи.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Судом первой инстанции объективно установлено, что строение, принадлежащее Ш.Л. на праве собственности, согласно техническому паспорту является жилым, однако в доме отсутствует холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и газоснабжение. Для круглогодичного проживания согласно выводам межведомственной комиссии Комитета по управлению жилым фондом администрации городского округа *** указанный дом не пригоден.
Как следует из акта межведомственной комиссии Комитета по управлению жилым фондом администрации городского округа ***, населенный пункт, в котором расположен дом, обеспечен централизованными инженерными системами хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом, с учетом положений ст. 15 ЖК РФ и п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, строение, расположенное по адресу: ***, не отвечает требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, и не может быть принято к учету при исчислении площади жилых помещений, приходящихся на членов семьи истца.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о то, что данный дом в установленном законом порядке не переведен из статуса жилого помещения в нежилое, на правильность выводов суда не влияют, поскольку фактически для постоянного проживания дом, расположенный по адресу: ***, не пригоден.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
Решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-27025/2016
Требование: О признании распоряжения незаконным, восстановлении на жилищном учете.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Распоряжением семья истца снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с наличием на праве собственности жилого дома, однако указанное строение непригодно для круглогодичного проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2016 г. по делу N 33-27025
Судья: Баранова Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Дорохиной Е.М., Канивец Т.В.,
при секретаре Л.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности К. на решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Ш.В. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании распоряжения незаконным, восстановлении на жилищном учете удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 10 февраля 2015 года N *** "О снятии с жилищного учета".
Обязать Департамент городского имущества города Москвы восстановить Ш.В. с семьей из пяти человек (он, *** Ш.Л., *** Ш.А., *** Ш.С., *** Ш.) на жилищном учете с даты постановки на учет с 31 января 2002 года,
установила:
Истец Ш.В. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы N *** от 10 февраля 2015 года, восстановлении Ш.В. с семьей из пяти человек на жилищном учете с момента принятия на жилищный учет.
Требования мотивированы тем, что распоряжением ДГИ г. Москвы от 10 февраля 2015 года N *** Ш.В. с семьей из пяти человек сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с наличием у Ш.Л. на праве собственности жилого дома, площадью жилого помещения *** кв. м, жилой площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***. Поскольку указанное строение не пригодно для круглогодичного проживания, истец просила суд признать недействительным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N *** от 10 февраля 2015 года, обязать ответчика восстановить Ш.В. с семьей из пяти человек на жилищном учете с момента принятия на жилищный учет.
Истец Ш.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя по доверенности Р., которая заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо Ш.Л. в судебное заседание явилась, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Третьи лица Ш.А., Ш.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности К., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности С., истца Ш.В., третьего лица Ш.Л., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что семья истца Ш.В. (он, *** Ш.А., *** Ш.Л., *** Ш.С., *** Ш.) занимают жилое помещение - двухкомнатную квартиру, площадью *** кв. м, жилой площадью *** кв. м, по адресу: ***, на основании договора передачи в общую долевую собственность от 26 марта 2015 года (по *** в праве собственности за каждым).
Распоряжением Префекта САО г. Москвы N *** от 31 января 2002 года истец Ш.В. с семьей из пяти человек (он, *** Ш.А., *** Ш.Л., *** Ш.С., *** Ш.) принят на учет по улучшению жилищных условий по категории "***" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года N 2014.
Согласно выписки от 23 января 2015 года из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Ш.Л. является собственником жилого дома, общей площадью *** кв. м, жилой площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы N *** от 10 февраля 2015 года истец Ш.В. с семьей из пяти человек (он, *** Ш.А., *** Ш.Л., *** Ш.С., *** Ш.) сняты с жилищного учета на основании ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в связи с обеспеченностью жилой площадью более нормы предоставления с учетом площади жилого дома, находящегося в собственности Ш.Л., и площади занимаемой квартиры.
Из технического паспорта, выданного ГУП МО "***" по состоянию на 04 апреля 2012 года, усматривается, что назначение помещения, расположенного по адресу: ***, отнесено к жилому. Жилой дом имеет печное отопление, газ используется в баллонах, уборная - каркасно-обшивная без выгреба, пристройка - каркасно-обшивная. Сведений о горячем водоснабжении, водопроводе, канализации технический паспорт не содержит.
Согласно акту обследования помещения N 11 от 17 декабря 2015 года, составленного межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации *** муниципального района от 09 июня 2015 года N 1385-па в составе первого заместителя руководителя администрации *** муниципального района, главного аналитика отдела архитектуры администрации *** муниципального района, начальника отдела жилищного хозяйства администрации *** муниципального района, главного аналитика юридического отдела правового управления администрации *** муниципального района, эксперта отдела капитального строительства администрации *** района, заместителя главного инженера МУП "***", жилой дом, расположенный по адресу: *** - одноэтажный, бревенчатый, не оборудован центральными и индивидуальными инженерными коммуникациями, при этом, населенный пункт, в котором расположен дом, обеспечен централизованными инженерными системами хозяйственно-бытового водоснабжения. В доме отсутствует холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, газоснабжение. Отопление - печное. Согласно выводам межведомственной комиссии, Комитета по управлению жилым фондом администрации городского округа ***, жилой дом, расположенный по адресу: *** не пригоден для круглогодичного проживания.
Из заключения специалиста N 150119-1, составленного ИП Ш., следует, что совокупный износ основных конструктивных элементов строения в доме и прилегающих (обеспечивающих доступ в квартиру) конструктивных элементов составляет более 80%, что характеризует строение как аварийное, не пригодное к проживанию, состояние перегородок, стен, создает угрозу жизни и здоровью опасностью внезапного обрушения. Помещение дома *** не соответствует требованиям нормативных документов как пригодное для проживание. Таким образом, специалист пришел к выводу, что дом, расположенный по адресу: ***, инв. номер ***, не пригоден для проживания.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно пунктов 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Статьей 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлено, что жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; имеют гражданство Российской Федерации; проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 указанного Закона в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Руководствуясь вышеперечисленными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца о признании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы N *** от 10 февраля 2015 года незаконным и восстановлении на жилищном учете Ш.В. с семьей из пяти человек с момента принятия на жилищный учет.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что строение, принадлежавшее на праве собственности Ш.Л., не пригодно для постоянного проживания граждан, в связи с чем не подлежит учету с целью исчисления площади жилых помещений, приходящихся на всех членов семьи.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Судом первой инстанции объективно установлено, что строение, принадлежащее Ш.Л. на праве собственности, согласно техническому паспорту является жилым, однако в доме отсутствует холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и газоснабжение. Для круглогодичного проживания согласно выводам межведомственной комиссии Комитета по управлению жилым фондом администрации городского округа *** указанный дом не пригоден.
Как следует из акта межведомственной комиссии Комитета по управлению жилым фондом администрации городского округа ***, населенный пункт, в котором расположен дом, обеспечен централизованными инженерными системами хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом, с учетом положений ст. 15 ЖК РФ и п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, строение, расположенное по адресу: ***, не отвечает требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, и не может быть принято к учету при исчислении площади жилых помещений, приходящихся на членов семьи истца.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о то, что данный дом в установленном законом порядке не переведен из статуса жилого помещения в нежилое, на правильность выводов суда не влияют, поскольку фактически для постоянного проживания дом, расположенный по адресу: ***, не пригоден.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)