Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 14.04.2016 N 74-АПГ16-1

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 апреля 2016 г. N 74-АПГ16-1


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис" о признании недействующим пункта 7.7 приложения N 1 к решению Окружного совета депутатов Городского округа "Жатай" от 24 ноября 2014 г. N 2-4 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности ГО "Жатай", и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис" и апелляционному представлению прокуратуры Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2015 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью "Топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис" (правопреемник закрытого акционерного общества "Топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис") обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 7.7 приложения N 1 к решению Окружного совета депутатов Городского округа "Жатай" от 24 ноября 2014 г. N 2-4 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности ГО "Жатай", и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2015 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано. Суд первой инстанции сделал вывод о том, что земельные участки, арендуемые обществом, являются ограниченными в обороте, поскольку на них расположен линейный объект - топливопровод, в связи с чем размер арендной платы для таких участков устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса) (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г.), и общество не является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис" и прокуратура Республики Саха (Якутия) обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой и апелляционным представлением, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Между Администрацией муниципального образования поселка Жатай (арендодателем) и ЗАО "Топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис" (арендатором) заключены договоры аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, от 31 июля 2003 г. N 156 и N 157: с кадастровым номером 14:35:107001:0256, площадью 53 317 кв. м, разрешенное использование - под топливопровод, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), п. Жатай, Западная окраина, и с кадастровым номером 14:35:110001:0270, площадью 5 208 кв. м, разрешенное использование - под топливопровод, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), п. Жатай, юго-западная его окраина, от южной оконечности СОТ "Лена" до р. Мархинка.
Согласно договорам аренды ставка арендной платы установлена в размере 1,01 руб./кв. м.
Решениями Окружного совета депутатов Городского округа "Жатай" от 28 декабря 2011 г. N 22-6 и от 25 декабря 2012 г. N 34-9 базовая ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автодорог, искусственно созданных водных путей, трубопроводов кабельных, радиорелейных, воздушных линий связи, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, ремонта надземных и подземных зданий, строений и сооружений, устройств транспорта, энергетики, связи, - в кадастровом квартале 107001 установлена в размере 13,77 руб./кв. м, в кадастровом квартале 110001 - 9,76 руб./кв. м. Как следует из пояснений административного ответчика, базовая ставка арендной платы, установленная указанными решениями административного ответчика, к ООО "Топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис" не применялась.
Пунктом 7.7 приложения N 1 к решению Окружного совета депутатов Городского округа "Жатай" от 24 ноября 2014 г. N 2-4 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности ГО "Жатай", и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" базовая ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автодорог, искусственно созданных водных путей, трубопроводов кабельных, радиорелейных, воздушных линий связи, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, ремонта надземных и подземных зданий, строений и сооружений, устройств транспорта, энергетики, связи, - составила 14,80 руб./кв. м.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" к числу основных принципов определения арендной платы относятся следующие принципы: экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, запрета необоснованных предпочтений.
В рассматриваемом случае базовая ставка арендной платы в размере 14,80 руб./кв. м рассчитана исходя из прежней ставки арендной платы в размере 13,77 руб./кв. м, утвержденной и продленной решениями Окружного совета депутатов Городского округа "Жатай" от 28 декабря 2011 г. N 22-6 и от 25 декабря 2012 г. N 34-9, увеличенной на 7,5% с учетом уровня инфляции на конец 2014 года.
В связи с невозможностью установить по материалам дела, каким образом произведен расчет базовой ставки арендной платы исходя из размера 13,77 руб./кв. м, судом апелляционной инстанции 31 марта 2016 г. вынесено определение об отложении рассмотрения дела, административному ответчику предложено представить подробный и мотивированный расчет оспариваемой базовой ставки арендной платы.
Вместе с тем в поступившем расчете составляющая базовой ставки арендной платы - 13,77 руб./кв. м, увеличенная на 7,5% с учетом уровня инфляции, не раскрыта, не указаны и принципы, которыми руководствовался административный ответчик.
Таким образом, пункт 7.7 приложения N 1 к решению Окружного совета депутатов Городского округа "Жатай" от 24 ноября 2014 г. N 2-4 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности ГО "Жатай", и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Довод суда первой инстанции о том, что в данном случае базовая ставка арендной платы должна быть установлена в соответствии со статьей 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса, не может быть принят, поскольку эта норма подлежит применению в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобретения его в собственность.
Согласно пункту 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 г., Законом о введении в действие Земельного кодекса установлен уровень размера арендной платы за пользование земельными участками, право аренды которых возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
В рассматриваемом случае земельный участок обществу в постоянное (бессрочное) пользование не предоставлялся и, соответственно, не подлежал переоформлению на право аренды или передаче в собственность.
Кроме того, при принятии решения по делу суд апелляционной инстанции учитывает и то, что базовая ставка арендной платы установлена на 2015 год, то есть на период, когда Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс, которые вступили в законную силу с 1 марта 2015 г.
В силу положений части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт полностью или в части, не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, Судебная коллегия принимает во внимание, что базовая ставка арендной платы установлена Окружным советом депутатов Городского округа "Жатай" на 2015 год, признание отдельных положений решения административного ответчика с момента вступления в силу определения суда апелляционной инстанции не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2015 г. отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топливно-заправочная компания "АэропортГСМсервис" и апелляционное представление прокуратуры Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.
Признать недействующим пункт 7.7 приложения N 1 к решению Окружного совета депутатов Городского округа "Жатай" от 24 ноября 2014 г. N 2-4 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности ГО "Жатай", и за земельные участки, государственная собственность которые не разграничена" со дня его принятия.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)