Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что его семье по договору социального найма была предоставлена квартира. Позднее дом был передан городу. Истец обратился с заявлением о приватизации квартиры, однако в приватизации было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Литвиненко Ю.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Грибова Д.В.
Судей Катковой Г.В., Фроловой Л.А.
При секретаре Д.
Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Катковой Г.В.
Дело по апелляционной жалобе ДГИ г. Москвы
На решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 27 января 2016 года,
Которым постановлено: Иск Г.Л. к Хозяйственному управлению Генерального штаба ВС РФ, Министерству обороны РФ, Департаменту Жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департаменту городского имущества города Москвы, ФГКУ Центрального ТУИО Минобороны России, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Росимущества о признании права собственности в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за Г.Л. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул.....
Решение является основанием для внесения записи о праве собственности Г.Л. на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, ул.... в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Г.Л. обратилась в суд с иском к Хозяйственному управлению Генерального штаба ВС РФ, Министерству обороны РФ, Департаменту Жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департаменту городского имущества города Москвы, ФГКУ Центрально ТУИО Минобороны России, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Росимущества о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул.....
В обоснование заявленных требований истец указала, 04.11.1999 г. семье в составе 4-х человек Хозяйственным управлением Генерального штаба ВС РФ по договору социального найма была предоставлена двухкомнатная квартира жилой площадью... кв. м по адресу: г. Москва, ул..... В договоре указаны наниматель Г.Ю. и члены семьи Г.Л., Г.Т. и Г.С. В 2007 году в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 19.07.2005 г. N 536-ПП "О приеме ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения Министерства обороны РФ (Минобороны России) в собственность города Москвы в 2005 - 2007 годах" дом был передан от Министерства обороны РФ городу Москве. Истец обратилась с заявлением о приватизации квартиры по адресу: г. Москва, ул.... в УДЖПиЖФ ЮВАО, в приватизации было отказано, поскольку квартира в собственности г. Москвы не значится.
Истец и представитель истца в суд явились, поддержали исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика - Хозяйственного управлению Генерального штаба ВС РФ, Министерство обороны РФ, Департамент Жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департамент городского имущества города Москвы, ФГКУ Центрального ТУИО Минобороны России, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Росимущества в судебное заседание не явились, извещены о дне слушания дела надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщили.
Представитель 3-го лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин отсутствия не представил, с заявлением об отложении разбирательства дела не обращался.
Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Третьи лица Г.Ю., Г.Т., Г.С. в судебном заседании исковые требования истца поддержали.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе Департамент городского имущества г. Москвы.
На заседание суда апелляционной инстанции не явились: представители Хозяйственного управления Генерального штаба ВС РФ, Министерства обороны РФ, Департамента городского имущества города Москвы, ФГКУ Центрального ТУИО Минобороны России, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Росимущества в <...> лица - Г.Т., Г.С., Управление Росреестра г. Москвы, извещены судом.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав Г.Л., ее представителя по доверенности Г.Ю., представителя Департамента Жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по доверенности В., проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Вместе с тем, данным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ч. 2 ст. 228 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В силу ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Передача жилых помещений в собственность граждан, как это предусмотрено положениями ст. 6 настоящего Закона, осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Из материалов дела следует, что в 04.11.1999 г. Хозяйственным управлением Генерального штаба ВС РФ по договору социального найма была предоставлена двухкомнатная квартира жилой площадью... кв. м по адресу: г. Москва, ул...., относящаяся к государственной собственности и находящаяся в ведении Министерства обороны РФ. В договоре указаны наниматель Г.Ю. и члены семьи Г.Л., Г.Т. и Г.С.
В 2007 году в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 19.07.2005 г. N 536-ПП "О приеме ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения Министерства обороны РФ (Минобороны России) в собственность города Москвы в 2005 - 2007 годах" указанный дом был передан от Министерства обороны РФ городу Москве - Приложение 1 к постановлению Правительства I Москвы от 19.07.2005 г. N 536-ПП "Перечень ведомственных жилых домов, передаваемых I в собственность города Москвы в 2005 - 2007 годах": Юго-Восточный административный округ, ....
В соответствии с информацией Управления Росреестра по Москве от 23.12.2014 г. N 04/232/2014-1523 зарегистрированные права на указанную квартиру отсутствуют.
В июле 2015 г. Г.Л. обратилась в многофункциональный центр за оказанием государственной услуги г. Москвы "Приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда г. Москвы", предоставив пакет документов.
Письмом Департамента городского имущества г. Москвы от 28.08.2015 г. N ДГИ-И-39609/15 ей отказано в передаче в собственность указанной квартиры в связи с тем, что право собственности г. Москвы в ЕГРП не зарегистрировано.
Суд первой инстанции не согласился с доводами ответчика, при этом указал, что исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемое Г.Л. жилое помещение, ранее находившееся в федеральной собственности и предоставленное ей как члену семьи военнослужащего, в качестве служебного, впоследствии было передано в собственность г. Москвы.
Следовательно, спорное жилое помещение после передачи в собственность г. Москвы утратило статус служебного, поэтому к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Суд пришел к выводу, что Г.Л., а также члены ее семьи Г.С., Г.Т., проживавшие в спорном жилом помещении на момент передачи его из федеральной собственности в собственность г. Москвы, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" имеют право приобрести его в собственность, в связи с чем их иск следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку судом неправильно установлены юридически значимые по делу обстоятельства, неправильно применены нормы материального права, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения.
Судом первой инстанции при вынесении решения не учтено, что согласно договора социального найма от 04.11.1999 г., заключенного между Г.Ю. и Хозяйственным управлением Генштаба ВС РФ спорное жилое помещение по адресу: г. Москва, ул...., состоящее из двух комнат, было предоставлено во временное пользование на срок до 2000 года.
Согласно письма ГЛАВКЭУ г. Москвы МО от 10.11.1999 г. разрешено временное проживание по указанному адресу семье подполковника Г.Ю. из четырех человек сроком на один год - до ноября 2000 года, с освобождением квартиры по первому требованию и сдачей ключей в ЖЭК по месту временного размещения (л.д. 82).
Как следует из финансово-лицевого счета N..., на спорную площадь был зарегистрирован договор аренды 10.11.1999 г., договор субаренды 24.03.2005 г., договор срочного поднайма служебного жилого помещения 24.03.2007 г. на пять лет. В квартире ни кто не зарегистрирован. Семья истицы в составе 4-х человек, значится в спорной квартире, как проживающие без регистрации.
Таким образом, как следует из материалов дела, спорная квартира не была в надлежащем порядке предоставлена семье истца по договору социального найма, как то предусмотрено ст. ст. 49, 60 ЖК РФ.
Правовое положение истицы и членов ее семьи по отношению к спорной двухкомнатной квартире определяется как временное поселение (временные жильцы).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, право на приватизацию имеют лица, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, заключенного в соответствии со ст. ст. 49, 60 ЖК без установления срока его действия, то есть постоянно проживающие.
Приватизация жилой площади лицами, временно проживающими на ней, нормами материального права не предусмотрена.
Суд первой инстанции при вынесении решения вышеизложенные обстоятельства не учел, что привело к неправильному применению нормы материального права и вынесению незаконного решения, которое в силу ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене.
При вынесении нового решения судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Г.Л. о признании права собственности в порядке приватизации, поскольку правовых оснований для удовлетворения данных требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Кузьминского районного суда гор. Москвы от 27 января 2016 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Г.Л. к Хозяйственному управлению Генерального штаба ВС РФ, Министерству обороны РФ, Департаменту Жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департаменту городского имущества города Москвы, ФГКУ Центрально ТУПО Минобороны России, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Росимущества о признании права собственности в порядке приватизации - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.07.2016 N 33-22469/2016
Требование: О признании права собственности в порядке приватизации.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что его семье по договору социального найма была предоставлена квартира. Позднее дом был передан городу. Истец обратился с заявлением о приватизации квартиры, однако в приватизации было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2016 г. N 33-22469
Судья: Литвиненко Ю.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Грибова Д.В.
Судей Катковой Г.В., Фроловой Л.А.
При секретаре Д.
Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Катковой Г.В.
Дело по апелляционной жалобе ДГИ г. Москвы
На решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 27 января 2016 года,
Которым постановлено: Иск Г.Л. к Хозяйственному управлению Генерального штаба ВС РФ, Министерству обороны РФ, Департаменту Жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департаменту городского имущества города Москвы, ФГКУ Центрального ТУИО Минобороны России, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Росимущества о признании права собственности в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за Г.Л. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул.....
Решение является основанием для внесения записи о праве собственности Г.Л. на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, ул.... в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
установила:
Г.Л. обратилась в суд с иском к Хозяйственному управлению Генерального штаба ВС РФ, Министерству обороны РФ, Департаменту Жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департаменту городского имущества города Москвы, ФГКУ Центрально ТУИО Минобороны России, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Росимущества о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул.....
В обоснование заявленных требований истец указала, 04.11.1999 г. семье в составе 4-х человек Хозяйственным управлением Генерального штаба ВС РФ по договору социального найма была предоставлена двухкомнатная квартира жилой площадью... кв. м по адресу: г. Москва, ул..... В договоре указаны наниматель Г.Ю. и члены семьи Г.Л., Г.Т. и Г.С. В 2007 году в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 19.07.2005 г. N 536-ПП "О приеме ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения Министерства обороны РФ (Минобороны России) в собственность города Москвы в 2005 - 2007 годах" дом был передан от Министерства обороны РФ городу Москве. Истец обратилась с заявлением о приватизации квартиры по адресу: г. Москва, ул.... в УДЖПиЖФ ЮВАО, в приватизации было отказано, поскольку квартира в собственности г. Москвы не значится.
Истец и представитель истца в суд явились, поддержали исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика - Хозяйственного управлению Генерального штаба ВС РФ, Министерство обороны РФ, Департамент Жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департамент городского имущества города Москвы, ФГКУ Центрального ТУИО Минобороны России, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Росимущества в судебное заседание не явились, извещены о дне слушания дела надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщили.
Представитель 3-го лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин отсутствия не представил, с заявлением об отложении разбирательства дела не обращался.
Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Третьи лица Г.Ю., Г.Т., Г.С. в судебном заседании исковые требования истца поддержали.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе Департамент городского имущества г. Москвы.
На заседание суда апелляционной инстанции не явились: представители Хозяйственного управления Генерального штаба ВС РФ, Министерства обороны РФ, Департамента городского имущества города Москвы, ФГКУ Центрального ТУИО Минобороны России, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Росимущества в <...> лица - Г.Т., Г.С., Управление Росреестра г. Москвы, извещены судом.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав Г.Л., ее представителя по доверенности Г.Ю., представителя Департамента Жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по доверенности В., проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Вместе с тем, данным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ч. 2 ст. 228 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В силу ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Передача жилых помещений в собственность граждан, как это предусмотрено положениями ст. 6 настоящего Закона, осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Из материалов дела следует, что в 04.11.1999 г. Хозяйственным управлением Генерального штаба ВС РФ по договору социального найма была предоставлена двухкомнатная квартира жилой площадью... кв. м по адресу: г. Москва, ул...., относящаяся к государственной собственности и находящаяся в ведении Министерства обороны РФ. В договоре указаны наниматель Г.Ю. и члены семьи Г.Л., Г.Т. и Г.С.
В 2007 году в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 19.07.2005 г. N 536-ПП "О приеме ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения Министерства обороны РФ (Минобороны России) в собственность города Москвы в 2005 - 2007 годах" указанный дом был передан от Министерства обороны РФ городу Москве - Приложение 1 к постановлению Правительства I Москвы от 19.07.2005 г. N 536-ПП "Перечень ведомственных жилых домов, передаваемых I в собственность города Москвы в 2005 - 2007 годах": Юго-Восточный административный округ, ....
В соответствии с информацией Управления Росреестра по Москве от 23.12.2014 г. N 04/232/2014-1523 зарегистрированные права на указанную квартиру отсутствуют.
В июле 2015 г. Г.Л. обратилась в многофункциональный центр за оказанием государственной услуги г. Москвы "Приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда г. Москвы", предоставив пакет документов.
Письмом Департамента городского имущества г. Москвы от 28.08.2015 г. N ДГИ-И-39609/15 ей отказано в передаче в собственность указанной квартиры в связи с тем, что право собственности г. Москвы в ЕГРП не зарегистрировано.
Суд первой инстанции не согласился с доводами ответчика, при этом указал, что исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемое Г.Л. жилое помещение, ранее находившееся в федеральной собственности и предоставленное ей как члену семьи военнослужащего, в качестве служебного, впоследствии было передано в собственность г. Москвы.
Следовательно, спорное жилое помещение после передачи в собственность г. Москвы утратило статус служебного, поэтому к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Суд пришел к выводу, что Г.Л., а также члены ее семьи Г.С., Г.Т., проживавшие в спорном жилом помещении на момент передачи его из федеральной собственности в собственность г. Москвы, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" имеют право приобрести его в собственность, в связи с чем их иск следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку судом неправильно установлены юридически значимые по делу обстоятельства, неправильно применены нормы материального права, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения.
Судом первой инстанции при вынесении решения не учтено, что согласно договора социального найма от 04.11.1999 г., заключенного между Г.Ю. и Хозяйственным управлением Генштаба ВС РФ спорное жилое помещение по адресу: г. Москва, ул...., состоящее из двух комнат, было предоставлено во временное пользование на срок до 2000 года.
Согласно письма ГЛАВКЭУ г. Москвы МО от 10.11.1999 г. разрешено временное проживание по указанному адресу семье подполковника Г.Ю. из четырех человек сроком на один год - до ноября 2000 года, с освобождением квартиры по первому требованию и сдачей ключей в ЖЭК по месту временного размещения (л.д. 82).
Как следует из финансово-лицевого счета N..., на спорную площадь был зарегистрирован договор аренды 10.11.1999 г., договор субаренды 24.03.2005 г., договор срочного поднайма служебного жилого помещения 24.03.2007 г. на пять лет. В квартире ни кто не зарегистрирован. Семья истицы в составе 4-х человек, значится в спорной квартире, как проживающие без регистрации.
Таким образом, как следует из материалов дела, спорная квартира не была в надлежащем порядке предоставлена семье истца по договору социального найма, как то предусмотрено ст. ст. 49, 60 ЖК РФ.
Правовое положение истицы и членов ее семьи по отношению к спорной двухкомнатной квартире определяется как временное поселение (временные жильцы).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, право на приватизацию имеют лица, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, заключенного в соответствии со ст. ст. 49, 60 ЖК без установления срока его действия, то есть постоянно проживающие.
Приватизация жилой площади лицами, временно проживающими на ней, нормами материального права не предусмотрена.
Суд первой инстанции при вынесении решения вышеизложенные обстоятельства не учел, что привело к неправильному применению нормы материального права и вынесению незаконного решения, которое в силу ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене.
При вынесении нового решения судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Г.Л. о признании права собственности в порядке приватизации, поскольку правовых оснований для удовлетворения данных требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кузьминского районного суда гор. Москвы от 27 января 2016 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Г.Л. к Хозяйственному управлению Генерального штаба ВС РФ, Министерству обороны РФ, Департаменту Жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департаменту городского имущества города Москвы, ФГКУ Центрально ТУПО Минобороны России, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Росимущества о признании права собственности в порядке приватизации - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)