Судебные решения, арбитраж
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцевой Т.В.,
судей Деевой Г.А., Фотиной О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭСКО "Нефтегазсервис" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2016 по делу N А47-2546/2016 (судья Ахмедов А.Г.).
Общество с ограниченной ответственностью "ЭСКО "Нефтегазсервис" (далее - ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис", истец, податель жалобы, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Управлению жилищной политики Администрации города Оренбурга (далее - Управление жилищной политики, ответчик) о взыскании неустойки в сумме 9 384 400 руб. 07 коп. за нарушение условий муниципальных контрактов на заключение договоров участия в долевом строительстве жилых помещений для отдельных категорий граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилого фонда (с учетом уточненного искового заявления о взыскании неустойки, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 3, л.д. 113-115).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2016 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскана неустойка в размере 0 руб. 25 коп. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2016 отменить в части отказа во взыскании суммы неустойки (пени) в размере 4 238 324 руб. 34 коп. и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования в сумме 4 238 324 руб. 34 коп.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о неприменении условия договоров о сроке окончательного расчета - не позднее 30.07.2014.
Также от ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" поступили пояснения к апелляционной жалобе, в которых истец отмечает, что судом первой инстанции не дана оценка положениям договоров участия в долевом строительстве в части возникновения у Управления жилищной политики обязанности произвести окончательный расчет по указанным договорам в срок не позднее 30.07.2014; поскольку ответчиком произведена оплата позднее согласованного срока, следовательно им допущена просрочка в исполнении обязательства по оплате.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016 рассмотрение дела отложено на 12.10.2016; в судебное заседание представители сторон не явились; от истца поступили письменные пояснения к апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, между ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" (поставщик) и Управлением жилищной политики (муниципальный заказчик) заключены муниципальные контракты на заключение муниципального контракта на право заключения договора участия в долевом строительстве для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда от 17.12.2013 N 13 (далее - муниципальный контракт от 17.12.2013 N 13; т. 3, л.д. 15-19), от 17.12.2013 N 14 (далее - муниципальный контракт от 17.12.2013 N 14; т. 3, л.д. 43-48), от 17.12.2013 N 15 (далее - муниципальный контракт от 17.12.2013 N 15; т. 3, л.д. 73-76), предметом которых согласно п. 1.1 является право заключения договора участия в долевом строительстве на жилые помещения, предназначенные для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда.
Пунктом 9.1 муниципальных контрактов от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 установлен срок их действия - с момента подписания сторонами и до момента исполнения сторонами своих обязательств в полном объеме.
Цена контракта от 17.12.2013 N 14 составляет 43 330 200 руб., при этом в п. 2.1 контракта стороны согласовали, что из указанной цены контракта: 26 863 187 руб. приходятся на субсидии бюджета области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 11 461 560 руб. - на субсидии бюджета области (для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда); 5 005 453 руб. являются бюджетными инвестициями местного бюджета (мероприятия в области жилищного хозяйства - переселение граждан из аварийного жилищного фонда).
Цена контракта от 17.12.2013 N 13 составляет 33 888 600 руб., при этом в п. 2.1 контракта стороны согласовали, что из указанной цены контракта: 19 426 457 руб. приходятся на субсидии бюджета области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 8 288 573 руб. - на субсидии бюджета области (для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда); 6 173 570 руб. являются бюджетными инвестициями местного бюджета (мероприятия в области жилищного хозяйства - переселение граждан из аварийного жилищного фонда).
В свою очередь, цена контракта от 17.12.2013 N 15 составляет 6 912 600 руб., при этом в п. 2.1 контракта стороны согласовали, что из указанной цены контракта: 2 710 210 руб. приходятся на субсидии бюджета области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 1 156 350 руб. - на субсидии бюджета области (для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда); 3 046 040 руб. являются бюджетными инвестициями местного бюджета (мероприятия в области жилищного хозяйства - переселение граждан из аварийного жилищного фонда).
В соответствии с п. 2.3.1 муниципальных контрактов от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 авансовый платеж должен быть произведен в течение 10 дней после регистрации договора участия в долевом строительстве на приобретение в муниципальную собственность города Оренбурга жилых помещений (квартир) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в размере: 30% от средств государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 30% от субсидий бюджета области; 50% от средств местного бюджета. Окончательный расчет по контракту должен быть произведен в течение 10 дней после регистрации права муниципальной собственности в управлении Федеральной службы государственной регистрации.
Платежными поручениями от 31.12.2013 на суммы 3 086 785 руб., 2 486 571 руб., 5 827 937 руб. (т. 3, л.д. 29-31), от 03.12.2014 на суммы 4 254 167 руб. 05 коп., 1 934 320 руб. 77 коп., 9 968 428 руб. 70 коп. (т. 3, л.д. 32-34), от 23.12.2014 на суммы 731 160 руб. 10 коп., 1 122 897 руб. 91 коп., 2 764 958 руб. 17 коп. (т. 3, л.д. 35-37), от 31.12.2014 на суммы 421 304 руб. 13 коп., 207 872 руб. 15 коп., 207 872 руб. 14 коп. (т. 3, л.д. 38-40), а также от 03.08.2015 на суммы 217 064 руб. 89 коп., 657 260 руб. 99 коп. (т. 3, л.д. 41-42) ответчиком произведена оплата по муниципальному контракту от 17.12.2013 N 13.
Также платежными поручениями от 31.12.2013 на суммы 3 438 468 руб., 8 058 956 руб., 2 502 726 руб. (т. 3, л.д. 59-61), от 03.12.2014 на суммы 1 845 303 руб. 58 коп., 6 518 707 руб. 97 коп., 15 281 116 руб. 21 коп. (т. 3, л.д. 62-64), от 23.12.2014 на суммы 816 674 руб. 61 коп., 2 079 793 руб. 27 коп., 656 608 руб. 52 коп. (т. 3, л.д. 65-67), от 31.12.2014 на суммы 506 555 руб. 89 коп., 506 555 руб. 89 коп., 814 руб. 90 коп. (т. 3, л.д. 68-70), от 24.07.2015 на суммы 936 765 руб. 63 коп., 181 153 руб. 53 коп. (т. 3, л.д. 71-72) ответчиком произведена оплата по муниципальному контракту от 17.12.2013 N 14.
Платежными поручениями от 31.12.2013 на суммы 1 523 020 руб., 813 063 руб., 346 905 руб. (т. 3, л.д. 82-84), от 03.12.2014 на суммы 953 736 руб. 38 коп., 593 542 руб. 89 коп., 1 391 059 руб. 05 коп. (т. 3, л.д. 85-87), от 23.12.2014 на суммы 568 935 руб. 18 коп., 80 724 руб. 24 коп., 292 527 руб. 96 коп. (т. 3, л.д. 88-90), от 31.12.2014 на суммы 85 196 руб. 39 коп., 85 196 руб. 39 коп., 348 руб. 44 коп. (т. 3, л.д. 91-93), от 03.08.2015 на суммы 49 981 руб. 48 коп., 128 363 руб. 60 коп. (т. 3, л.д. 94-95) ответчиком произведена оплата по муниципальному контракту от 17.12.2013 N 15.
В текст муниципальных контрактов от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 положения об ответственности заказчика (ответчика) перед поставщиком (истцом) в форме неустойки сторонами не включены. Также не предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок разрешения споров.
Впоследствии между Управлением жилищной политики (заказчик) и ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" (поставщик) заключены муниципальные контракты на приобретение жилого помещения (квартиры) в городе Оренбурге для переселения граждан из аварийного жилищного фонда от 23.12.2013 N 26 (далее - муниципальный контракт от 23.12.2013 N 26; т. 2, л.д. 142-144) и от 27.12.2013 N 29 (далее - муниципальный контракт от 27.12.2013 N 29; т. 3, л.д. 3-5), предметом которых согласно п. 1.1 является приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Также в предмете каждого из муниципальных контрактов сторонами согласована информация о жилом помещении - адрес, номер квартиры, кадастровый номер земельного участка.
Соглашениями от 01.12.2014 N 1 к муниципальным контрактам от 23.12.2013 N 26 и от 27.12.2013 N 29 (т. 2, л.д. 146, т. 3, л.д. 7) стороны заменили предметы контрактов, соответственно, на жилое помещение (квартиру) N 10 и жилое помещение (квартиру) N 14.
Срок действия муниципальных контрактов от 23.12.2013 N 26 и от 27.12.2013 N 29 установлен с момента подписания сторонами и до момента исполнения сторонами своих обязательств в полном объеме (п. 9.1 муниципальных контрактов).
Цена контракта от 23.12.2013 N 26 составляет 1 039 700 руб., при этом в п. 2.1 контракта стороны согласовали, что из указанной цены контракта: 724 823 руб. приходятся на субсидии бюджета области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 309 257 руб. - на субсидии бюджета области (для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда); 5 620 руб. являются бюджетными инвестициями местного бюджета (мероприятия в области жилищного хозяйства - переселение граждан из аварийного жилищного фонда).
Цена контракта от 27.12.2013 N 29 составляет 1 348 800 руб., при этом в п. 2.1 контракта стороны согласовали, что из указанной цены контракта: 920 999 руб. приходятся на субсидии бюджета области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 392 957 руб. - на субсидии бюджета области (для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда); 34 844 руб. являются бюджетными инвестициями местного бюджета (мероприятия в области жилищного хозяйства - переселение граждан из аварийного жилищного фонда).
Пунктами 2.3 муниципальных контрактов от 23.12.2013 N 26 и от 27.12.2013 N 29 предусмотрено, что авансовый платеж должен быть произведен в течение 10 рабочих дней с момента подписания контракта в размере: 30% от средств государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 30% от субсидий бюджета области; 50% от средств местного бюджета. Окончательный расчет по контракту должен быть произведен в течение 10 рабочих дней после регистрации права муниципальной собственности в управлении Федеральной службы государственной регистрации.
Платежными поручениями от 26.12.2013 на суммы 217 446 руб., 92 777 руб., 2 810 руб. (т. 2, л.д. 147-149), а также от 25.12.2014 на суммы 2 810 руб., 507 377 руб., 216 480 руб. (т. 2, л.д. 150, т. 3, л.д. 1-2) ответчиком произведена частичная оплата по муниципальному контракту от 23.12.2013 N 26.
Также платежными поручениями от 31.12.2013 на суммы 17 422 руб., 276 299 руб., 117 887 руб. (т. 3, л.д. 9-11) ответчиком произведена частичная оплата по муниципальному контракту от 27.12.2013 N 29.
По результатам приема-передачи квартир составлены акты приема-передачи жилых помещений (квартир) от 05.12.2014 по муниципальному контракту N 26 (том 1 л.д. 145 с оборотом) и N 29 (т. 2, л.д. 6 оборот).
05.12.2014 истец ответчику передал по актам приема-передачи жилые помещения (квартиры) (т. 2, л.д. 145; т. 3, л.д. 6).
Переданные истцом ответчику жилые помещения по муниципальным контрактам от 23.12.2013 N 26, от 27.12.2013 N 29 зарегистрированы на праве собственности за муниципалитетом 17.12.2014, о чем свидетельствуют соответствующие отметки на контрактах (т. 2, л.д. 146 оборот; т. 3, л.д. 8).
В текст муниципальных контрактов от 23.12.2013 N 26, от 27.12.2013 N 29 положения об ответственности заказчика (ответчика) перед поставщиком (истцом) в форме неустойки сторонами не включены. Также не предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок разрешения споров.
В рамках муниципальных контрактов от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 между ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" (застройщик) и Управлением жилищной политики (участник долевого строительства) 23.12.2013 заключены договоры участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома N N 11, 12, 13 (далее - договоры от 23.12.2013 N N 11, 12, 13; т. 3, л.д. 20-28, 49-58, 77-81), согласно п. 1.1 которых застройщик обязуется в предусмотренный договорами срок собственными и привлеченными силами построить трехэтажный многоквартирный дом по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, п. Кушкуль, ул. Цветочная, кадастровый номер земельного участка 56:44:0101008:41, и после завершения строительства и получения разрешения на ввод в эксплуатацию - передать в собственность жилые помещения (квартиры).
Соглашениями от 09.12.2014, 12.12.2014, 13.04.2015 к договорам от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 (т. 3, л.д. 25-28, 54-58, 81) стороны внесли уточнения в наименования жилых помещений, являющихся предметом договоров участия в долевом строительстве.
Пунктом 9.1 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 установлены сроки их действия - с момента подписания сторонами и до момента исполнения сторонами всех принятых на себя обязательств в полном объеме.
Положения о цене договоров участия в долевом строительстве (п. п. 2.1, 2.4) соответствуют положениям муниципальных контрактов от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 (в соответствующей части).
На основании п. 2.4 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 установлено, что расчеты между сторонами производятся путем безналичного перечисления денежных средств в следующем порядке: авансовый платеж в размере 30% - средства государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 30% - субсидии бюджета области, 50% - местный бюджет, в течение 10 дней после регистрации договора участия в долевом строительстве на приобретение в муниципальную собственность города Оренбурга жилых помещений (квартир) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области. Окончательный расчет между сторонами производится в течение 10 дней календарных дней после государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, указанные в п. 1.1 настоящих договоров, но не позднее 30.07.2014.
Пункт 3.5 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 содержит согласованную сторонами договора дату передачи жилых помещений застройщиком (истцом) участнику долевого строительства (ответчику) - в срок до 30.06.2013. Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в договорах допущена опечатка и срок передачи жилых помещений стороны согласовали в виде "до 30.06.2014" - с учетом соотношения дат заключения договоров участия в долевом строительства - 23.12.2013 и согласованных в п. 3.1 сроков окончания строительства (3-й квартал 2014 года, п. 3.1 договоров).
Согласно п. 2.5 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13, в случае нарушения установленного договором срока внесения платежей участник долевого строительства (ответчик) уплачивает застройщику (истцу) неустойку (пени) в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
Пункты 8.4, 8.5 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 содержат согласованное сторонами соглашение об обязательном досудебном претензионном порядке разрешения споров. Срок рассмотрения претензии - 10 дней.
Регистрация договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 произведена 30.12.2013, о чем имеются соответствующие отметки в копиях договоров (т. 3, л.д. 23, 53, 79).
Переданные истцом ответчику в рамках договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 жилые помещения зарегистрированы 13-14.07.2015, 28.07.2015 на праве собственности за муниципалитетом, о чем сделаны отметки в указанных договорах (т. 3, л.д. 23 оборот; 24 оборот; 52, 80).
Претензией от 15.12.2015 исх. N 151203 (т. 1, л.д. 9-11) истец предложил ответчику выплатить неустойку, рассчитанную по состоянию на 25.12.2015, за просрочку оплаты по муниципальным контрактам от 23.12.2013 N 26, от 27.12.2013 N 29 и договорам от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 в общей сумме 15 683 069 руб. 74 коп.
Оставление указанной претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" в Арбитражный суд Оренбургской области с настоящими исковыми требованиями, которые впоследствии уточнялись.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания неустойки за просрочку оплаты, суд первой инстанции с учетом обстоятельств исполнения муниципальных контрактов от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 указал на неприменение в положений третьего абзаца п. 2.4 договоров участия в долевом строительстве: окончательный расчет между сторонами должен быть произведен в течение 10 календарных дней после государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, но не позднее 30.07.2014. Указание на дату 30.07.2014, по мнению суда первой инстанции, нарушает баланс интересов сторон, поскольку государственная регистрация жилых помещений производилась уже в июле 2015 года.
Доводов относительно отказа в удовлетворении требований по муниципальным контрактам от 23.12.2013 N 26 и от 27.12.2013 N 29 апелляционная жалоба не содержит. Оснований для отмены решения в указанной части суд апелляционной инстанции не усматривает.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 (в редакции от 24.03.2011) "О применении арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку возражений относительно проверки обжалуемого судебного акта в части ни в судебном заседании, ни до его начала от сторон не поступило, судом апелляционной инстанции судебный акт проверен в рамках доводов апелляционной жалобы в части во взыскании суммы неустойки (пени) по договорам от 23.12.2013 N N 11, 12, 13.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Договорами от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 предусмотрено начисление участнику долевого строительства неустойки за просрочку исполнения обязательства по оплате (п. 2.5 договоров).
Исходя из содержания прав и обязанностей сторон вышеуказанных договоров следует, что по своей природе договоры являются договорами участия в долевом строительстве.
Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Пунктом 1 ст. 4 Закона N 214-ФЗ предусмотрено, что по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 5 Закона N 214-ФЗ в договоре указывается цена договора, то есть размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства. Цена договора может быть определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика. Уплата цены договора производится путем внесения платежей единовременно или в установленный договором период, исчисляемый годами, месяцами или неделями.
На основании положений ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Пунктом 1 ст. 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно положениям ст. 10 Закона N 214-ФЗ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору сторона, не исполнившая своих обязательств или ненадлежаще исполнившая свои обязательства, обязана уплатить другой стороне предусмотренные настоящим Федеральным законом и указанным договором неустойки (штрафы, пени) и возместить в полном объеме причиненные убытки сверх неустойки.
В соответствии с п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств" на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Пунктами 2.4 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 установлено, что расчеты между сторонами производятся путем безналичного перечисления денежных средств в следующем порядке: авансовый платеж в размере 30% - средства государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 30% - субсидии бюджета области, 50% - местный бюджет, в течение 10 дней после регистрации договора участия в долевом строительстве на приобретение в муниципальную собственность города Оренбурга жилых помещений (квартир) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области. Окончательный расчет между сторонами производится в течение 10 дней календарных дней после государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, указанные в п. 1.1 настоящих договоров, но не позднее 30.07.2014.
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Исходя из буквального толкования порядка расчетов, определенного сторонами в п. 2.4 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13, окончательный расчет Управлением жилищной политики производится в течение 10 дней календарных дней после государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, но не позднее 30.07.2014. Следовательно, окончательной датой расчетов является именно 30.07.2014.
При этом указание судом первой инстанции на возможность расчета ответчиком с истцом после государственной регистрации без учета установленного сторонами окончательного срока - 30.07.2014, не является правомерным.
Согласно предметам договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 обязательством истца как застройщика по договорам является возведение объекта и передача его участнику долевого строительства в согласованный срок.
Условиями вышеуказанных договоров не предусмотрена обязанность застройщика (истца) по регистрации права муниципальной собственности на возведенные объекты, так как коммерческий интерес застройщика заключается в получение оплаты за выполненный и переданный заказчику результат.
Таким образом, условие договоров об оплате - в течение 10 календарных дней после государственной регистрации права муниципальной собственности нарушает право застройщика на получение оплаты за переданный результат, поскольку осуществление государственной регистрации права муниципальной собственности не зависит от воли застройщика.
В силу изложенного, вышеуказанное условие договоров само по себе, без конкретизации даты окончательного срока расчета - 30.07.2014, не может быть применено, поскольку нарушает баланс интересов сторон.
Также судом первой инстанции при рассмотрении вопроса о возможности взыскания заявленной истцом суммы неустойки за просрочку оплаты по договорам от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 ошибочно делается отсылка на муниципальные контракты от 17.12.2013 N N 13, 14, 15, поскольку предметами указанных контрактов является право заключения договора участия в долевом строительстве на жилые помещения, предназначенные для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда. То есть с момента заключения соответствующих договоров участия в долевом строительстве поименованные муниципальные контракты считаются исполненными. Кроме того, в п. 3.1 муниципальных контрактов от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 указано, что поставщик в сроки, указанные в информационной карте, передает, а заказчик принимает жилые помещения (квартиры) по акту приема-передачи. Заказчик регистрирует право муниципальной собственности на жилые помещения (квартиры) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области. Изложенное также свидетельствует об ограничении права ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" на получение денежных средств за переданный результат, поставленное в зависимость от регистрации права муниципальной собственности на объекты, что, по условиям контрактов и договоров является обязательством ответчика.
Таким образом, ссылка суда первой инстанции на муниципальные контракты от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 при наличии согласованного конкретного срока расчетов, установленного в договорах от 23.12.2013 N N 11, 12, 13, судом апелляционной не принимается.
Поскольку со стороны Управления жилищной политики имеет место просрочка исполнения обязательства по оплате строительных работ по договорам от 23.12.2013 N N 11, 12, 13, в связи с чем, к нему следует применить ответственность в виде неустойки, предусмотренной п. 2.5 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13.
В случае нарушения установленного договором срока внесения платежей участник долевого строительства (ответчик) уплачивает застройщику (истцу) неустойку (пени) в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки (п. 2.5 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13).
Истцом в материалы дела представлен расчет суммы пени, подлежащей взысканию к апелляционной жалобе (т. 3, л.д. 152-154), итоговая сумма которых по договору от 23.12.2013 N 11 равна 1 714 668 руб. 60 коп., по договору от 23.12.2013 N 12-2 198 369 руб. 06 коп., по договору от 23.12.2013 N 13-325 386 руб. 93 коп.
Судом первой инстанции представленный расчет неустойки проверен, признан арифметически верным. Оснований для дублирования указанного расчета истца в настоящем судебном акте у суда апелляционной инстанции не имеется.
Статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Следовательно, факт исполнения обязательств ответчика перед истцом - факт оплаты неустойки за просрочку исполнения обязательства по оплате по договорам от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 должен подтверждаться соответствующими платежными документами бухгалтерского учета, содержащими идентифицирующие признаки хозяйственной операции.
Однако, в нарушение названных положений Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также положений ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком в материалы дела не представлены доказательства оплаты истцу суммы неустойки.
В силу изложенных фактических обстоятельств, учитывая положения ст. ст. 309, 310, 330 ГК РФ, п. п. 2.4 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 требование ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" о взыскании с Управления жилищной политики неустойки в сумме 4 238 324 руб. 59 коп. является законным и обоснованным, а вывод суд первой инстанции в этой части - неверным.
В соответствии с ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, в частности, являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании суммы неустойки (пени) в размере 4 238 324 руб. 34 коп. подлежит отмене, а указанные исковые требования - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по делу подлежат распределению между сторонами по правилам, установленным ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2016 по делу N А47-2546/2016 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭСКО "Нефтегазсервис" удовлетворить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "ЭСКО "Нефтегазсервис" удовлетворить частично: взыскать с Управления жилищной политики Администрации города Оренбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭСКО "Нефтегазсервис" пени в сумме 4 238 324 руб. 59 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЭСКО "Нефтегазсервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 38 343 руб.
Взыскать с Управления жилищной политики Администрации города Оренбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭСКО "Нефтегазсервис" в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2016 N 18АП-10810/2016 ПО ДЕЛУ N А47-2546/2016
Разделы:Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2016 г. N 18АП-10810/2016
Дело N А47-2546/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцевой Т.В.,
судей Деевой Г.А., Фотиной О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭСКО "Нефтегазсервис" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2016 по делу N А47-2546/2016 (судья Ахмедов А.Г.).
Общество с ограниченной ответственностью "ЭСКО "Нефтегазсервис" (далее - ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис", истец, податель жалобы, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Управлению жилищной политики Администрации города Оренбурга (далее - Управление жилищной политики, ответчик) о взыскании неустойки в сумме 9 384 400 руб. 07 коп. за нарушение условий муниципальных контрактов на заключение договоров участия в долевом строительстве жилых помещений для отдельных категорий граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилого фонда (с учетом уточненного искового заявления о взыскании неустойки, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 3, л.д. 113-115).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2016 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскана неустойка в размере 0 руб. 25 коп. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2016 отменить в части отказа во взыскании суммы неустойки (пени) в размере 4 238 324 руб. 34 коп. и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования в сумме 4 238 324 руб. 34 коп.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о неприменении условия договоров о сроке окончательного расчета - не позднее 30.07.2014.
Также от ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" поступили пояснения к апелляционной жалобе, в которых истец отмечает, что судом первой инстанции не дана оценка положениям договоров участия в долевом строительстве в части возникновения у Управления жилищной политики обязанности произвести окончательный расчет по указанным договорам в срок не позднее 30.07.2014; поскольку ответчиком произведена оплата позднее согласованного срока, следовательно им допущена просрочка в исполнении обязательства по оплате.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016 рассмотрение дела отложено на 12.10.2016; в судебное заседание представители сторон не явились; от истца поступили письменные пояснения к апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, между ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" (поставщик) и Управлением жилищной политики (муниципальный заказчик) заключены муниципальные контракты на заключение муниципального контракта на право заключения договора участия в долевом строительстве для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда от 17.12.2013 N 13 (далее - муниципальный контракт от 17.12.2013 N 13; т. 3, л.д. 15-19), от 17.12.2013 N 14 (далее - муниципальный контракт от 17.12.2013 N 14; т. 3, л.д. 43-48), от 17.12.2013 N 15 (далее - муниципальный контракт от 17.12.2013 N 15; т. 3, л.д. 73-76), предметом которых согласно п. 1.1 является право заключения договора участия в долевом строительстве на жилые помещения, предназначенные для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда.
Пунктом 9.1 муниципальных контрактов от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 установлен срок их действия - с момента подписания сторонами и до момента исполнения сторонами своих обязательств в полном объеме.
Цена контракта от 17.12.2013 N 14 составляет 43 330 200 руб., при этом в п. 2.1 контракта стороны согласовали, что из указанной цены контракта: 26 863 187 руб. приходятся на субсидии бюджета области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 11 461 560 руб. - на субсидии бюджета области (для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда); 5 005 453 руб. являются бюджетными инвестициями местного бюджета (мероприятия в области жилищного хозяйства - переселение граждан из аварийного жилищного фонда).
Цена контракта от 17.12.2013 N 13 составляет 33 888 600 руб., при этом в п. 2.1 контракта стороны согласовали, что из указанной цены контракта: 19 426 457 руб. приходятся на субсидии бюджета области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 8 288 573 руб. - на субсидии бюджета области (для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда); 6 173 570 руб. являются бюджетными инвестициями местного бюджета (мероприятия в области жилищного хозяйства - переселение граждан из аварийного жилищного фонда).
В свою очередь, цена контракта от 17.12.2013 N 15 составляет 6 912 600 руб., при этом в п. 2.1 контракта стороны согласовали, что из указанной цены контракта: 2 710 210 руб. приходятся на субсидии бюджета области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 1 156 350 руб. - на субсидии бюджета области (для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда); 3 046 040 руб. являются бюджетными инвестициями местного бюджета (мероприятия в области жилищного хозяйства - переселение граждан из аварийного жилищного фонда).
В соответствии с п. 2.3.1 муниципальных контрактов от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 авансовый платеж должен быть произведен в течение 10 дней после регистрации договора участия в долевом строительстве на приобретение в муниципальную собственность города Оренбурга жилых помещений (квартир) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в размере: 30% от средств государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 30% от субсидий бюджета области; 50% от средств местного бюджета. Окончательный расчет по контракту должен быть произведен в течение 10 дней после регистрации права муниципальной собственности в управлении Федеральной службы государственной регистрации.
Платежными поручениями от 31.12.2013 на суммы 3 086 785 руб., 2 486 571 руб., 5 827 937 руб. (т. 3, л.д. 29-31), от 03.12.2014 на суммы 4 254 167 руб. 05 коп., 1 934 320 руб. 77 коп., 9 968 428 руб. 70 коп. (т. 3, л.д. 32-34), от 23.12.2014 на суммы 731 160 руб. 10 коп., 1 122 897 руб. 91 коп., 2 764 958 руб. 17 коп. (т. 3, л.д. 35-37), от 31.12.2014 на суммы 421 304 руб. 13 коп., 207 872 руб. 15 коп., 207 872 руб. 14 коп. (т. 3, л.д. 38-40), а также от 03.08.2015 на суммы 217 064 руб. 89 коп., 657 260 руб. 99 коп. (т. 3, л.д. 41-42) ответчиком произведена оплата по муниципальному контракту от 17.12.2013 N 13.
Также платежными поручениями от 31.12.2013 на суммы 3 438 468 руб., 8 058 956 руб., 2 502 726 руб. (т. 3, л.д. 59-61), от 03.12.2014 на суммы 1 845 303 руб. 58 коп., 6 518 707 руб. 97 коп., 15 281 116 руб. 21 коп. (т. 3, л.д. 62-64), от 23.12.2014 на суммы 816 674 руб. 61 коп., 2 079 793 руб. 27 коп., 656 608 руб. 52 коп. (т. 3, л.д. 65-67), от 31.12.2014 на суммы 506 555 руб. 89 коп., 506 555 руб. 89 коп., 814 руб. 90 коп. (т. 3, л.д. 68-70), от 24.07.2015 на суммы 936 765 руб. 63 коп., 181 153 руб. 53 коп. (т. 3, л.д. 71-72) ответчиком произведена оплата по муниципальному контракту от 17.12.2013 N 14.
Платежными поручениями от 31.12.2013 на суммы 1 523 020 руб., 813 063 руб., 346 905 руб. (т. 3, л.д. 82-84), от 03.12.2014 на суммы 953 736 руб. 38 коп., 593 542 руб. 89 коп., 1 391 059 руб. 05 коп. (т. 3, л.д. 85-87), от 23.12.2014 на суммы 568 935 руб. 18 коп., 80 724 руб. 24 коп., 292 527 руб. 96 коп. (т. 3, л.д. 88-90), от 31.12.2014 на суммы 85 196 руб. 39 коп., 85 196 руб. 39 коп., 348 руб. 44 коп. (т. 3, л.д. 91-93), от 03.08.2015 на суммы 49 981 руб. 48 коп., 128 363 руб. 60 коп. (т. 3, л.д. 94-95) ответчиком произведена оплата по муниципальному контракту от 17.12.2013 N 15.
В текст муниципальных контрактов от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 положения об ответственности заказчика (ответчика) перед поставщиком (истцом) в форме неустойки сторонами не включены. Также не предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок разрешения споров.
Впоследствии между Управлением жилищной политики (заказчик) и ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" (поставщик) заключены муниципальные контракты на приобретение жилого помещения (квартиры) в городе Оренбурге для переселения граждан из аварийного жилищного фонда от 23.12.2013 N 26 (далее - муниципальный контракт от 23.12.2013 N 26; т. 2, л.д. 142-144) и от 27.12.2013 N 29 (далее - муниципальный контракт от 27.12.2013 N 29; т. 3, л.д. 3-5), предметом которых согласно п. 1.1 является приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Также в предмете каждого из муниципальных контрактов сторонами согласована информация о жилом помещении - адрес, номер квартиры, кадастровый номер земельного участка.
Соглашениями от 01.12.2014 N 1 к муниципальным контрактам от 23.12.2013 N 26 и от 27.12.2013 N 29 (т. 2, л.д. 146, т. 3, л.д. 7) стороны заменили предметы контрактов, соответственно, на жилое помещение (квартиру) N 10 и жилое помещение (квартиру) N 14.
Срок действия муниципальных контрактов от 23.12.2013 N 26 и от 27.12.2013 N 29 установлен с момента подписания сторонами и до момента исполнения сторонами своих обязательств в полном объеме (п. 9.1 муниципальных контрактов).
Цена контракта от 23.12.2013 N 26 составляет 1 039 700 руб., при этом в п. 2.1 контракта стороны согласовали, что из указанной цены контракта: 724 823 руб. приходятся на субсидии бюджета области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 309 257 руб. - на субсидии бюджета области (для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда); 5 620 руб. являются бюджетными инвестициями местного бюджета (мероприятия в области жилищного хозяйства - переселение граждан из аварийного жилищного фонда).
Цена контракта от 27.12.2013 N 29 составляет 1 348 800 руб., при этом в п. 2.1 контракта стороны согласовали, что из указанной цены контракта: 920 999 руб. приходятся на субсидии бюджета области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 392 957 руб. - на субсидии бюджета области (для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда); 34 844 руб. являются бюджетными инвестициями местного бюджета (мероприятия в области жилищного хозяйства - переселение граждан из аварийного жилищного фонда).
Пунктами 2.3 муниципальных контрактов от 23.12.2013 N 26 и от 27.12.2013 N 29 предусмотрено, что авансовый платеж должен быть произведен в течение 10 рабочих дней с момента подписания контракта в размере: 30% от средств государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 30% от субсидий бюджета области; 50% от средств местного бюджета. Окончательный расчет по контракту должен быть произведен в течение 10 рабочих дней после регистрации права муниципальной собственности в управлении Федеральной службы государственной регистрации.
Платежными поручениями от 26.12.2013 на суммы 217 446 руб., 92 777 руб., 2 810 руб. (т. 2, л.д. 147-149), а также от 25.12.2014 на суммы 2 810 руб., 507 377 руб., 216 480 руб. (т. 2, л.д. 150, т. 3, л.д. 1-2) ответчиком произведена частичная оплата по муниципальному контракту от 23.12.2013 N 26.
Также платежными поручениями от 31.12.2013 на суммы 17 422 руб., 276 299 руб., 117 887 руб. (т. 3, л.д. 9-11) ответчиком произведена частичная оплата по муниципальному контракту от 27.12.2013 N 29.
По результатам приема-передачи квартир составлены акты приема-передачи жилых помещений (квартир) от 05.12.2014 по муниципальному контракту N 26 (том 1 л.д. 145 с оборотом) и N 29 (т. 2, л.д. 6 оборот).
05.12.2014 истец ответчику передал по актам приема-передачи жилые помещения (квартиры) (т. 2, л.д. 145; т. 3, л.д. 6).
Переданные истцом ответчику жилые помещения по муниципальным контрактам от 23.12.2013 N 26, от 27.12.2013 N 29 зарегистрированы на праве собственности за муниципалитетом 17.12.2014, о чем свидетельствуют соответствующие отметки на контрактах (т. 2, л.д. 146 оборот; т. 3, л.д. 8).
В текст муниципальных контрактов от 23.12.2013 N 26, от 27.12.2013 N 29 положения об ответственности заказчика (ответчика) перед поставщиком (истцом) в форме неустойки сторонами не включены. Также не предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок разрешения споров.
В рамках муниципальных контрактов от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 между ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" (застройщик) и Управлением жилищной политики (участник долевого строительства) 23.12.2013 заключены договоры участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома N N 11, 12, 13 (далее - договоры от 23.12.2013 N N 11, 12, 13; т. 3, л.д. 20-28, 49-58, 77-81), согласно п. 1.1 которых застройщик обязуется в предусмотренный договорами срок собственными и привлеченными силами построить трехэтажный многоквартирный дом по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, п. Кушкуль, ул. Цветочная, кадастровый номер земельного участка 56:44:0101008:41, и после завершения строительства и получения разрешения на ввод в эксплуатацию - передать в собственность жилые помещения (квартиры).
Соглашениями от 09.12.2014, 12.12.2014, 13.04.2015 к договорам от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 (т. 3, л.д. 25-28, 54-58, 81) стороны внесли уточнения в наименования жилых помещений, являющихся предметом договоров участия в долевом строительстве.
Пунктом 9.1 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 установлены сроки их действия - с момента подписания сторонами и до момента исполнения сторонами всех принятых на себя обязательств в полном объеме.
Положения о цене договоров участия в долевом строительстве (п. п. 2.1, 2.4) соответствуют положениям муниципальных контрактов от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 (в соответствующей части).
На основании п. 2.4 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 установлено, что расчеты между сторонами производятся путем безналичного перечисления денежных средств в следующем порядке: авансовый платеж в размере 30% - средства государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 30% - субсидии бюджета области, 50% - местный бюджет, в течение 10 дней после регистрации договора участия в долевом строительстве на приобретение в муниципальную собственность города Оренбурга жилых помещений (квартир) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области. Окончательный расчет между сторонами производится в течение 10 дней календарных дней после государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, указанные в п. 1.1 настоящих договоров, но не позднее 30.07.2014.
Пункт 3.5 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 содержит согласованную сторонами договора дату передачи жилых помещений застройщиком (истцом) участнику долевого строительства (ответчику) - в срок до 30.06.2013. Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в договорах допущена опечатка и срок передачи жилых помещений стороны согласовали в виде "до 30.06.2014" - с учетом соотношения дат заключения договоров участия в долевом строительства - 23.12.2013 и согласованных в п. 3.1 сроков окончания строительства (3-й квартал 2014 года, п. 3.1 договоров).
Согласно п. 2.5 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13, в случае нарушения установленного договором срока внесения платежей участник долевого строительства (ответчик) уплачивает застройщику (истцу) неустойку (пени) в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
Пункты 8.4, 8.5 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 содержат согласованное сторонами соглашение об обязательном досудебном претензионном порядке разрешения споров. Срок рассмотрения претензии - 10 дней.
Регистрация договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 произведена 30.12.2013, о чем имеются соответствующие отметки в копиях договоров (т. 3, л.д. 23, 53, 79).
Переданные истцом ответчику в рамках договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 жилые помещения зарегистрированы 13-14.07.2015, 28.07.2015 на праве собственности за муниципалитетом, о чем сделаны отметки в указанных договорах (т. 3, л.д. 23 оборот; 24 оборот; 52, 80).
Претензией от 15.12.2015 исх. N 151203 (т. 1, л.д. 9-11) истец предложил ответчику выплатить неустойку, рассчитанную по состоянию на 25.12.2015, за просрочку оплаты по муниципальным контрактам от 23.12.2013 N 26, от 27.12.2013 N 29 и договорам от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 в общей сумме 15 683 069 руб. 74 коп.
Оставление указанной претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" в Арбитражный суд Оренбургской области с настоящими исковыми требованиями, которые впоследствии уточнялись.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания неустойки за просрочку оплаты, суд первой инстанции с учетом обстоятельств исполнения муниципальных контрактов от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 указал на неприменение в положений третьего абзаца п. 2.4 договоров участия в долевом строительстве: окончательный расчет между сторонами должен быть произведен в течение 10 календарных дней после государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, но не позднее 30.07.2014. Указание на дату 30.07.2014, по мнению суда первой инстанции, нарушает баланс интересов сторон, поскольку государственная регистрация жилых помещений производилась уже в июле 2015 года.
Доводов относительно отказа в удовлетворении требований по муниципальным контрактам от 23.12.2013 N 26 и от 27.12.2013 N 29 апелляционная жалоба не содержит. Оснований для отмены решения в указанной части суд апелляционной инстанции не усматривает.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 (в редакции от 24.03.2011) "О применении арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку возражений относительно проверки обжалуемого судебного акта в части ни в судебном заседании, ни до его начала от сторон не поступило, судом апелляционной инстанции судебный акт проверен в рамках доводов апелляционной жалобы в части во взыскании суммы неустойки (пени) по договорам от 23.12.2013 N N 11, 12, 13.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Договорами от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 предусмотрено начисление участнику долевого строительства неустойки за просрочку исполнения обязательства по оплате (п. 2.5 договоров).
Исходя из содержания прав и обязанностей сторон вышеуказанных договоров следует, что по своей природе договоры являются договорами участия в долевом строительстве.
Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Пунктом 1 ст. 4 Закона N 214-ФЗ предусмотрено, что по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 5 Закона N 214-ФЗ в договоре указывается цена договора, то есть размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства. Цена договора может быть определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика. Уплата цены договора производится путем внесения платежей единовременно или в установленный договором период, исчисляемый годами, месяцами или неделями.
На основании положений ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Пунктом 1 ст. 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно положениям ст. 10 Закона N 214-ФЗ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору сторона, не исполнившая своих обязательств или ненадлежаще исполнившая свои обязательства, обязана уплатить другой стороне предусмотренные настоящим Федеральным законом и указанным договором неустойки (штрафы, пени) и возместить в полном объеме причиненные убытки сверх неустойки.
В соответствии с п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств" на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Пунктами 2.4 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 установлено, что расчеты между сторонами производятся путем безналичного перечисления денежных средств в следующем порядке: авансовый платеж в размере 30% - средства государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 30% - субсидии бюджета области, 50% - местный бюджет, в течение 10 дней после регистрации договора участия в долевом строительстве на приобретение в муниципальную собственность города Оренбурга жилых помещений (квартир) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области. Окончательный расчет между сторонами производится в течение 10 дней календарных дней после государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, указанные в п. 1.1 настоящих договоров, но не позднее 30.07.2014.
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Исходя из буквального толкования порядка расчетов, определенного сторонами в п. 2.4 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13, окончательный расчет Управлением жилищной политики производится в течение 10 дней календарных дней после государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, но не позднее 30.07.2014. Следовательно, окончательной датой расчетов является именно 30.07.2014.
При этом указание судом первой инстанции на возможность расчета ответчиком с истцом после государственной регистрации без учета установленного сторонами окончательного срока - 30.07.2014, не является правомерным.
Согласно предметам договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 обязательством истца как застройщика по договорам является возведение объекта и передача его участнику долевого строительства в согласованный срок.
Условиями вышеуказанных договоров не предусмотрена обязанность застройщика (истца) по регистрации права муниципальной собственности на возведенные объекты, так как коммерческий интерес застройщика заключается в получение оплаты за выполненный и переданный заказчику результат.
Таким образом, условие договоров об оплате - в течение 10 календарных дней после государственной регистрации права муниципальной собственности нарушает право застройщика на получение оплаты за переданный результат, поскольку осуществление государственной регистрации права муниципальной собственности не зависит от воли застройщика.
В силу изложенного, вышеуказанное условие договоров само по себе, без конкретизации даты окончательного срока расчета - 30.07.2014, не может быть применено, поскольку нарушает баланс интересов сторон.
Также судом первой инстанции при рассмотрении вопроса о возможности взыскания заявленной истцом суммы неустойки за просрочку оплаты по договорам от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 ошибочно делается отсылка на муниципальные контракты от 17.12.2013 N N 13, 14, 15, поскольку предметами указанных контрактов является право заключения договора участия в долевом строительстве на жилые помещения, предназначенные для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда. То есть с момента заключения соответствующих договоров участия в долевом строительстве поименованные муниципальные контракты считаются исполненными. Кроме того, в п. 3.1 муниципальных контрактов от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 указано, что поставщик в сроки, указанные в информационной карте, передает, а заказчик принимает жилые помещения (квартиры) по акту приема-передачи. Заказчик регистрирует право муниципальной собственности на жилые помещения (квартиры) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области. Изложенное также свидетельствует об ограничении права ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" на получение денежных средств за переданный результат, поставленное в зависимость от регистрации права муниципальной собственности на объекты, что, по условиям контрактов и договоров является обязательством ответчика.
Таким образом, ссылка суда первой инстанции на муниципальные контракты от 17.12.2013 N N 13, 14, 15 при наличии согласованного конкретного срока расчетов, установленного в договорах от 23.12.2013 N N 11, 12, 13, судом апелляционной не принимается.
Поскольку со стороны Управления жилищной политики имеет место просрочка исполнения обязательства по оплате строительных работ по договорам от 23.12.2013 N N 11, 12, 13, в связи с чем, к нему следует применить ответственность в виде неустойки, предусмотренной п. 2.5 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13.
В случае нарушения установленного договором срока внесения платежей участник долевого строительства (ответчик) уплачивает застройщику (истцу) неустойку (пени) в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки (п. 2.5 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13).
Истцом в материалы дела представлен расчет суммы пени, подлежащей взысканию к апелляционной жалобе (т. 3, л.д. 152-154), итоговая сумма которых по договору от 23.12.2013 N 11 равна 1 714 668 руб. 60 коп., по договору от 23.12.2013 N 12-2 198 369 руб. 06 коп., по договору от 23.12.2013 N 13-325 386 руб. 93 коп.
Судом первой инстанции представленный расчет неустойки проверен, признан арифметически верным. Оснований для дублирования указанного расчета истца в настоящем судебном акте у суда апелляционной инстанции не имеется.
Статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Следовательно, факт исполнения обязательств ответчика перед истцом - факт оплаты неустойки за просрочку исполнения обязательства по оплате по договорам от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 должен подтверждаться соответствующими платежными документами бухгалтерского учета, содержащими идентифицирующие признаки хозяйственной операции.
Однако, в нарушение названных положений Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также положений ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком в материалы дела не представлены доказательства оплаты истцу суммы неустойки.
В силу изложенных фактических обстоятельств, учитывая положения ст. ст. 309, 310, 330 ГК РФ, п. п. 2.4 договоров от 23.12.2013 N N 11, 12, 13 требование ООО "ЭСКО "Нефтегазсервис" о взыскании с Управления жилищной политики неустойки в сумме 4 238 324 руб. 59 коп. является законным и обоснованным, а вывод суд первой инстанции в этой части - неверным.
В соответствии с ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, в частности, являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании суммы неустойки (пени) в размере 4 238 324 руб. 34 коп. подлежит отмене, а указанные исковые требования - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по делу подлежат распределению между сторонами по правилам, установленным ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2016 по делу N А47-2546/2016 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭСКО "Нефтегазсервис" удовлетворить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "ЭСКО "Нефтегазсервис" удовлетворить частично: взыскать с Управления жилищной политики Администрации города Оренбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭСКО "Нефтегазсервис" пени в сумме 4 238 324 руб. 59 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЭСКО "Нефтегазсервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 38 343 руб.
Взыскать с Управления жилищной политики Администрации города Оренбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭСКО "Нефтегазсервис" в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.В.МАЛЬЦЕВА
Т.В.МАЛЬЦЕВА
Судьи
Г.А.ДЕЕВА
О.Б.ФОТИНА
Г.А.ДЕЕВА
О.Б.ФОТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)