Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 29.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-2984/2016

Требование: Об обязании признать семью истца нуждающейся в жилом помещении; обязать включить семью в список претендентов на получение социальной выплаты и утвердить в списке на получение выплаты.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в связи с не подтверждением сведений о признании семьи истца нуждающейся в жилом помещении.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июля 2016 г. по делу N 33-2984/2016


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Савельевой Н.В., Душнюк Н.В.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 мая 2016 г. по иску Б.Е. к администрации Петрозаводского городского округа, Правительству Республики Карелия, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Савельевой Н.В., судебная коллегия
установила:

Б.Е. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что 22.05.2009 ею было направлено заявление в администрацию Петрозаводского городского округа о включении ее семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Семья истицы состоит из пяти человек: истица, ее супруг и трое детей. Со ссылками на Постановление Правительства РФ от 25.08.2015 N 889 об утверждении федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года, истица просила обязать администрацию Петрозаводского городского округа признать ее семью нуждающейся в жилом помещении; обязать включить ее семью, состоящую из 5 человек, в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия включить свою семью в сводный список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по Петрозаводскому городскому округу, изъявивших желание получить социальную выплату, и утвердить в списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в текущем 2016 году за счет средств федерального бюджета из расчета, определенного п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат, на приобретение (строительство) жилья.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласна истица, просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований молодым семьям, в том числе имеющим детей, в рамках подпрограммы по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище, таким образом, семьи, имеющие 3 и более детей, в самостоятельном порядке участвуют в данной программе и имеют первоочередное право на получение такой субсидии. Полагает, что ее семья самостоятельно имеет льготу на субсидию и вправе претендовать на меры, предусмотренные Правилами в рамках подпрограммы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица, третье лицо Б.А. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчиков Правительства РФ и Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагал решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте слушания дела.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что письмом Управления жилищного хозяйства комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации Петрозаводского городского округа <...> от 29.05.2009 было удовлетворено заявление истицы о включении ее семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Письмом администрации Петрозаводского городского округа <...> от 06.11.2015 орган местного самоуправления отказал истице в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в связи с не подтверждением сведений о признании семьи истицы нуждающейся в жилом помещении.
Семья истицы состоит из 5 человек, включая супруга Б.А. и троих детей - <...>, <...>. рождения, <...>, <...>. рождения, и <...>, <...>. рождения.
Согласно сведениям ПАО "Единый расчетный центр Республики Карелия" истица Б.Е. зарегистрирована по адресу: <...>, площадь указанного жилого помещения составляет 48,4 кв. м. Также в указанной квартире зарегистрированы: мать истицы - Т.А.; отец истицы - Т.М.; брат истицы -Т.Ю.; дети истицы - <...>, <...>. Собственниками данного жилого помещения по 1/4 доли в праве у каждого являются: <...>, <...>, Т.А., Т.М.
В собственности матери истицы - Т.А. находится 1/2 доля в праве на недвижимое имущество: <...>.
Как подтверждается сведениями МКП "Петрозаводская паспортная служба" по адресу: <...>, общей площадью 53,7 кв. м, зарегистрированы: третье лицо (супруг истицы) - Б.А., его мать - Б.В.Ю., отец - Б.В.В., брат - Б.Ю., сын - <...>. Указанная квартира, принадлежит Б.В.Ю. на основании договора купли-продажи от 04.03.1996.
Б.В.Ю. также является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 66 кв. м.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции исходил из того, что истица и ее мать Т.А., а также третье лицо Б.А. и его мать Б.В.Ю. являются членами одной семьи, с учетом суммарной площади жилых помещений, занимаемых истицей и членами ее семьи, а также супругом истицы и членами его семьи, семья истицы обеспечена жилой площадью более учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске, в связи с чем оснований для признания семьи истицы нуждающейся в жилом помещении и включении в сводный список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по Петрозаводскому городскому округу не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы".
Согласно п. 6 приведенных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Из пункта 7 Правил следует, что в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Положения п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, в Определении от 23.10.2014 N 2329-О, указал, что в соответствии со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляются бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
Положение ст. 51 Жилищного кодекса РФ направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Разъясняя вопросы применения ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации в п. 11 Постановления Пленума от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал на то, что фактически членами одной семьи могут быть признаны родственники без ограничения дальности степени родства. При этом в отношении родственников близкого родства - супруг, а также дети и родители собственника, указывал на то, что достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
Таким образом, для решения вопроса о том, имеет ли семья истицы право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", следует определить жилищную обеспеченность ее с учетом прав всех проживающих с нею членов семьи на все имеющиеся у них жилые помещения.
При установлении факта нуждаемости семьи истицы в жилом помещении, суд правомерно исходил из определения суммарной площади жилых помещений, занимаемых истицей и членами ее семьи: 48,4 кв. м (квартира, расположенная по адресу: <...>) + 53,7 кв. м (квартира, расположенная по адресу: <...>) + 66 кв. м (квартира, расположенная по адресу: <...>) + 30,65 кв. м (1/2 доля в праве на дом, расположенный по адресу: <...>) = 198,75 кв. м, поскольку истица и ее мать Т.А., а также третье лицо Б.А. и его мать Б.В.Ю. являются членами одной семьи в соответствии с положениями ст. 31 Жилищного кодекса РФ.
Согласно Решению Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 N XXV/XXV-256 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске" учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске составляет 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что жилищная обеспеченность семьи истицы 18,07 кв. м превышает учетную норму, в связи с чем правовые основания для признания семьи истицы нуждающейся в жилом помещении и включении в сводный список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по Петрозаводскому городскому округу отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о непригодности для проживания дома, расположенного по адресу: <...>, не могут быть учтены судебной коллегией, поскольку не подтверждены надлежащими средствами доказывания, заключение межведомственной жилищной комиссии о непригодности дома для проживания не представлено.
Доводы апелляционной жалобы признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании указанных выше законоположений.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 мая 2016 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)