Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.04.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4179/2017

Требование: О возложении обязанности предоставить по договору найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что является ребенком, оставшимся без попечения родителей, однако жилое помещение ему не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 апреля 2017 г. по делу N 33-4179/2017


Судья - Шабалина И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Варовой Л.Н.,
судей Панковой Т.В., Владыкиной О.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 12 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 февраля 2017 года, которым постановлено:
"Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Л., дата рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м в черте г. Перми".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения прокурора, истца Л., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:

Прокурор Свердловского района г. Перми (далее по тексту - прокурор) в интересах Л. обратился с иском к Правительству Пермского края (далее по тексту - Правительство) о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м в черте г. Перми.
Исковые требования мотивированы тем, что Л. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать - Л. умерла 08.11.1997, сведения об отце в акте гражданского состояния внесены со слов матери. Л. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, однако, до настоящего времени жилым помещением в соответствующем размере, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Ответчик - Правительство Пермского края, с решением суда не согласно в части предоставления Л. жилого помещения в пределах территории г. Перми. Со ссылкой на положения ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" заявитель жалобы указывает, что закон предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживают лица данной категории, то есть на территории всего Пермского края, а не в границах г. Перми.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Согласно п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п. 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 08.12.2013) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:
1) по достижении возраста 18 лет;
2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Л., дата. р., на дату обращения с иском в суд достигла 18-летнего возраста. Родителями истца являются: мать - Л1., отец - Л2., сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Л1. умерла 08.11.1997 (свидетельство о смерти).
Постановлением главы администрации Дзержинского района Волгограда от 15.12.1997 N <...> над несовершеннолетней Л. установлена опека, опекуном назначена Ш..
Постановлением главы администрации Дзержинского района Волгограда от 15.06.1999 N <...> Ш. освобождена от исполнения обязанностей опекуна над Л.
Постановлением главы администрации Свердловского района г. Перми от 25.02.2000 N <...> над несовершеннолетней Л. установлена опека, опекуном назначен П1..
По сведениям отдела адресно-справочной работы Л. с 02.12.2010 зарегистрирована по адресу: <...>; по данному адресу по состоянию на 03.06.2014 вместе с истцом были зарегистрированы: опекун П1. и П2..
Квартира по адресу: <...>, передана в совместную собственность П1. и П2. на основании договора безвозмездной передачи квартиры в совместную собственность граждан от 04.03.2002.
Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 18.06.2015, вступившим в законную силу, Л. признана прекратившей права пользования жилым помещением по ул. <...>.
Решением комиссии ТУ МСР ПК по г. Перми от 28.08.2015 (протокол N <...>) Л. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, номер учетного дела <...>.
По данным ГУП "ЦТИ Пермского края", сведениям Управления Росреестра по ПК права на какие-либо жилые помещения у истца отсутствуют. По Центральному и Дзержинскому районам МУП "Центральное межрайонное БТИ" за Л. объектов недвижимого имущества, зарегистрированных на праве собственности на территории Центрального и Дзержинского районов г. Волгограда не числится.
Л. с 2014 обучается в КГАОУ СПО "<...>", с сентября 2015 находится в академическом отпуске в связи с уходом за ребенком М.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Л. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента постановки на учет нуждающихся в жилом помещении таким помещением не обеспечена. Суд также указал, что общая площадь предоставляемого истцу жилого помещения должна составлять не менее 33 кв. м, данное помещение должно отвечать требованиям благоустройства и предоставляться, исходя из места жительства Л., в границах г. Перми. Обязанность по предоставлению жилого помещения суд возложил на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края.
Выводы суда основаны на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения (ст. 109.1 ЖК РФ, п.п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края", ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), и являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы отмену решения не влекут, так как выводов суда не опровергают.
Из п. 1.3, п. 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, следует, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
- жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
- жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
- жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства (п. 1.3).
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства (п. 1.4).
Таким образом, жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства. Местом жительства истца, в силу ст. 20 ГК РФ, является г. Пермь. Следовательно, суд обоснованно возложил на Правительство Пермского края обязанность предоставить Л. жилое помещение в границах города Перми.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 199, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)