Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что является ребенком, оставшимся без попечения родителей, однако жилое помещение ему не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Шабалина И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Варовой Л.Н.,
судей Панковой Т.В., Владыкиной О.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 12 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 февраля 2017 года, которым постановлено:
"Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Л., дата рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м в черте г. Перми".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения прокурора, истца Л., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
Прокурор Свердловского района г. Перми (далее по тексту - прокурор) в интересах Л. обратился с иском к Правительству Пермского края (далее по тексту - Правительство) о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м в черте г. Перми.
Исковые требования мотивированы тем, что Л. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать - Л. умерла 08.11.1997, сведения об отце в акте гражданского состояния внесены со слов матери. Л. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, однако, до настоящего времени жилым помещением в соответствующем размере, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Ответчик - Правительство Пермского края, с решением суда не согласно в части предоставления Л. жилого помещения в пределах территории г. Перми. Со ссылкой на положения ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" заявитель жалобы указывает, что закон предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживают лица данной категории, то есть на территории всего Пермского края, а не в границах г. Перми.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Согласно п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п. 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 08.12.2013) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:
1) по достижении возраста 18 лет;
2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Л., дата. р., на дату обращения с иском в суд достигла 18-летнего возраста. Родителями истца являются: мать - Л1., отец - Л2., сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Л1. умерла 08.11.1997 (свидетельство о смерти).
Постановлением главы администрации Дзержинского района Волгограда от 15.12.1997 N <...> над несовершеннолетней Л. установлена опека, опекуном назначена Ш..
Постановлением главы администрации Дзержинского района Волгограда от 15.06.1999 N <...> Ш. освобождена от исполнения обязанностей опекуна над Л.
Постановлением главы администрации Свердловского района г. Перми от 25.02.2000 N <...> над несовершеннолетней Л. установлена опека, опекуном назначен П1..
По сведениям отдела адресно-справочной работы Л. с 02.12.2010 зарегистрирована по адресу: <...>; по данному адресу по состоянию на 03.06.2014 вместе с истцом были зарегистрированы: опекун П1. и П2..
Квартира по адресу: <...>, передана в совместную собственность П1. и П2. на основании договора безвозмездной передачи квартиры в совместную собственность граждан от 04.03.2002.
Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 18.06.2015, вступившим в законную силу, Л. признана прекратившей права пользования жилым помещением по ул. <...>.
Решением комиссии ТУ МСР ПК по г. Перми от 28.08.2015 (протокол N <...>) Л. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, номер учетного дела <...>.
По данным ГУП "ЦТИ Пермского края", сведениям Управления Росреестра по ПК права на какие-либо жилые помещения у истца отсутствуют. По Центральному и Дзержинскому районам МУП "Центральное межрайонное БТИ" за Л. объектов недвижимого имущества, зарегистрированных на праве собственности на территории Центрального и Дзержинского районов г. Волгограда не числится.
Л. с 2014 обучается в КГАОУ СПО "<...>", с сентября 2015 находится в академическом отпуске в связи с уходом за ребенком М.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Л. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента постановки на учет нуждающихся в жилом помещении таким помещением не обеспечена. Суд также указал, что общая площадь предоставляемого истцу жилого помещения должна составлять не менее 33 кв. м, данное помещение должно отвечать требованиям благоустройства и предоставляться, исходя из места жительства Л., в границах г. Перми. Обязанность по предоставлению жилого помещения суд возложил на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края.
Выводы суда основаны на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения (ст. 109.1 ЖК РФ, п.п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края", ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), и являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы отмену решения не влекут, так как выводов суда не опровергают.
Из п. 1.3, п. 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, следует, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
- жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
- жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
- жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства (п. 1.3).
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства (п. 1.4).
Таким образом, жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства. Местом жительства истца, в силу ст. 20 ГК РФ, является г. Пермь. Следовательно, суд обоснованно возложил на Правительство Пермского края обязанность предоставить Л. жилое помещение в границах города Перми.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 199, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.04.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4179/2017
Требование: О возложении обязанности предоставить по договору найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что является ребенком, оставшимся без попечения родителей, однако жилое помещение ему не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 апреля 2017 г. по делу N 33-4179/2017
Судья - Шабалина И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Варовой Л.Н.,
судей Панковой Т.В., Владыкиной О.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 12 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 февраля 2017 года, которым постановлено:
"Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Л., дата рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м в черте г. Перми".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения прокурора, истца Л., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Свердловского района г. Перми (далее по тексту - прокурор) в интересах Л. обратился с иском к Правительству Пермского края (далее по тексту - Правительство) о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м в черте г. Перми.
Исковые требования мотивированы тем, что Л. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать - Л. умерла 08.11.1997, сведения об отце в акте гражданского состояния внесены со слов матери. Л. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, однако, до настоящего времени жилым помещением в соответствующем размере, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Ответчик - Правительство Пермского края, с решением суда не согласно в части предоставления Л. жилого помещения в пределах территории г. Перми. Со ссылкой на положения ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" заявитель жалобы указывает, что закон предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживают лица данной категории, то есть на территории всего Пермского края, а не в границах г. Перми.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Согласно п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п. 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 08.12.2013) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:
1) по достижении возраста 18 лет;
2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Л., дата. р., на дату обращения с иском в суд достигла 18-летнего возраста. Родителями истца являются: мать - Л1., отец - Л2., сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Л1. умерла 08.11.1997 (свидетельство о смерти).
Постановлением главы администрации Дзержинского района Волгограда от 15.12.1997 N <...> над несовершеннолетней Л. установлена опека, опекуном назначена Ш..
Постановлением главы администрации Дзержинского района Волгограда от 15.06.1999 N <...> Ш. освобождена от исполнения обязанностей опекуна над Л.
Постановлением главы администрации Свердловского района г. Перми от 25.02.2000 N <...> над несовершеннолетней Л. установлена опека, опекуном назначен П1..
По сведениям отдела адресно-справочной работы Л. с 02.12.2010 зарегистрирована по адресу: <...>; по данному адресу по состоянию на 03.06.2014 вместе с истцом были зарегистрированы: опекун П1. и П2..
Квартира по адресу: <...>, передана в совместную собственность П1. и П2. на основании договора безвозмездной передачи квартиры в совместную собственность граждан от 04.03.2002.
Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 18.06.2015, вступившим в законную силу, Л. признана прекратившей права пользования жилым помещением по ул. <...>.
Решением комиссии ТУ МСР ПК по г. Перми от 28.08.2015 (протокол N <...>) Л. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, номер учетного дела <...>.
По данным ГУП "ЦТИ Пермского края", сведениям Управления Росреестра по ПК права на какие-либо жилые помещения у истца отсутствуют. По Центральному и Дзержинскому районам МУП "Центральное межрайонное БТИ" за Л. объектов недвижимого имущества, зарегистрированных на праве собственности на территории Центрального и Дзержинского районов г. Волгограда не числится.
Л. с 2014 обучается в КГАОУ СПО "<...>", с сентября 2015 находится в академическом отпуске в связи с уходом за ребенком М.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Л. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента постановки на учет нуждающихся в жилом помещении таким помещением не обеспечена. Суд также указал, что общая площадь предоставляемого истцу жилого помещения должна составлять не менее 33 кв. м, данное помещение должно отвечать требованиям благоустройства и предоставляться, исходя из места жительства Л., в границах г. Перми. Обязанность по предоставлению жилого помещения суд возложил на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края.
Выводы суда основаны на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения (ст. 109.1 ЖК РФ, п.п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края", ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), и являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы отмену решения не влекут, так как выводов суда не опровергают.
Из п. 1.3, п. 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, следует, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
- жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
- жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
- жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства (п. 1.3).
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства (п. 1.4).
Таким образом, жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства. Местом жительства истца, в силу ст. 20 ГК РФ, является г. Пермь. Следовательно, суд обоснованно возложил на Правительство Пермского края обязанность предоставить Л. жилое помещение в границах города Перми.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 199, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)