Судебные решения, арбитраж
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью; Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 5 октября 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Письменного С.И.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прошуниной М.П.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройТамбов": Конобеев С.О., генеральный директор на основании решения внеочередного общего собрания участников ООО "ИнвестСтройТамбов" от 03.05.2016, приказа N 5 от 03.05.2016;
- от Управления государственного строительного надзора Тамбовской области: Милосердова Т.Ю., представитель по доверенности N 01-1254 от 26.09.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройТамбов" (ОГРН 1116829003653 ИНН 6829074044) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.07.2016 по делу N А64-2371/2016 (судья Краснослободцев А.А.) по исковому заявлению Управления государственного строительного надзора Тамбовской области к обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройТамбов" о приостановлении деятельности по привлечению денежных средств участников долевого строительства,
установил:
Управление государственного строительного надзора Тамбовской области (далее также - Управление, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройТамбов" (далее также - ООО "ИнвестСтройТамбов", ответчик) о приостановлении осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости сроком на 6 месяцев (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.07.2016 исковые требования удовлетворены.
ООО "ИнвестСтройТамбов" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой общество просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на нарушение процессуальных правовых норм в связи с его ненадлежащим извещением о слушании дела, в связи с чем представитель ответчика не имел возможности заявить ходатайство об отложении судебного заседания для представления положительных заключений негосударственной экспертизы и разрешения на строительство, находящихся на момент вынесения судебного решения в стадии согласования.
Управлением представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда представитель ответчика доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель истца возражал против удовлетворения доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ИнвестСтройТамбов" (застройщик) осуществляет строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 1 очередь в г. Тамбове, 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 2 очередь в г. Тамбове, 16-этажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения на 1-ом этаже по ул. Вадима Подбельского, 97 в г. Тамбове, 5-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Некрасова, д. 55 в г. Рассказово Тамбовской области с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В соответствии с проектной документацией в 9-этажном многоквартирном жилом доме по ул. Киквидзе, 73В, 1 очередь в г. Тамбове - 106 квартир.
В соответствии с отчетностью застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 3 квартал 2015 года и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.03.2016 г. N 68-01-1-22/5555/2016-2312, общее количество заключенных договоров участия в долевом строительстве в данном доме - 106.
В соответствии с проектной документацией в 9-этажном многоквартирном жилом доме по ул. Киквидзе, 73В, 2 очередь в г. Тамбове - 81 квартир, в соответствии с отчетностью застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 3 квартал 2015 года и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.03.2016 N N 68-01-1-22/5555/2016-2313 общее количество заключенных договоров участия в долевом строительстве в данном доме 81.
Согласно проектной декларации 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 1 очередь в г. Тамбове и договоров участия в долевом строительстве по данному дому, срок реализации проекта - IV квартал 2014 г.
Согласно проектной декларации 9-этажного многоквартирного жилого по ул. Киквидзе, 73В, 2 очередь в г. Тамбове и договоров участия в долевом строительстве по данному дому срок реализации проекта - II квартал 2015 года.
В соответствии с изменениями в проектные декларации, срок сдачи 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 1 очередь г. Тамбове II квартал 2015 года, 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 2 очередь в г. Тамбове - II квартал 2015 года.
Указанные сроки на дату рассмотрения дела истекли, однако, строительство многоквартирных жилых домов по ул. Киквидзе, 73В не окончено, вышеуказанные жилые дома в эксплуатацию не введены.
Застройщик не уведомил участников долевого строительства о переносе сроков строительства, в связи с чем на основании п. 9 ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" руководителю "ИнвестСтройТамбов", г. Тамбов было выдано предписание от 29.06.2015 N 124 об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с которым руководителю ответчика необходимо было направить участникам долевого строительства многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73 "В" в г. Тамбове информацию о переносе срока ввода объекта в эксплуатацию и, соответственно, срока передачи объекта долевого строительства, а также предложение об изменении договора участия в долевом строительстве в этой части.
В связи с неисполнением предписания от 29.06.2015 N 124 в отношении руководителя "ИнвестСтройТамбов" вынесено постановление Управления государственного строительного надзора Тамбовской области от 12.08.2015 о наложении административного штрафа по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Кроме того, Управлением было выдано предписание от 06.11.2015 N 156 об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирного домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с которым руководитель Общества обязан был направить участникам долевого строительства многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73 "В" 2 очередь в г. Тамбове информацию о переносе срока ввода объекта в эксплуатацию и, соответственно, срока передачи объекта долевого строительства, а также предложение об изменении договора, участия в долевом строительстве в этой части; принять меры по уточнению данных об общем количестве заключенных договоров участия в долевом строительстве объектов, а также о количестве исполненных договоров участия в долевом строительстве объекта во II квартале 2015 года, денежные средства в размере 543 001 руб., уплаченные участниками долевого строительства и отвлеченные на оплату процентов по кредиту, восстановить в бухгалтерском учете по каждому объекту строительства; денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договорам, использовать только по целевому назначению, установленному Закона N 214-ФЗ.
За неисполнение предписания от 06.11.2015 N 156 в отношении руководителя общества вынесено постановление от 22.12.2012 о наложении административного штрафа от 22.12.2015 о наложении административного штрафа на основании ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
В ходе анализа отчетности застройщиков за IV квартал 2015 года управлением выявлен факт не предоставления обществом указанной отчетности.
В отношении генерального директора общества С.О. Конобеева управлением возбуждено административное дело по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ (непредставление отчетности), выдано предписание от 31.03.2016 N 170 об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, согласно которому общество обязано представить в управление в срок до 29.04.2016 года отчетность за IV квартал 2015 года.
11.03.2016 в адрес управления поступило требование прокуратуры Тамбовской области от 11.03.2016 N 07-44-2016 о проведении внеплановой проверки ООО "ИнвестСтройТамбов".
В соответствии с п. 5 ч. 11 ст. 23 Закона N 214-ФЗ и на основании приказа от 10.03.2016 N 164 управлением проведена внеплановая проверка общества. В ходе проверки застройщик не представил в управление сведения и документы, необходимые для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства, что подтверждается актом внеплановой проверки от 25.03.2016 N 81.
В отношении ответчика выдано предписание от 24.03.2016 N 169 об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, которым руководителю Общества предписано представить в управление по объектам строительства в срок до 01.05.2016 следующие документы:
- - аудиторское заключение за 2015 год;
- - разрешение на строительство объектов;
- - правоустанавливающие документы на земельные участки, предоставленные для строительства (создания) объектов недвижимости (договор аренды (субаренды) земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права собственности);
- - положительные заключения государственной экспертизы проектной документации на строительство (создание) объектов недвижимости;
- - проектные декларации по объектам, включающие в себя внесенные изменения (дополнения);
- - сведения о количестве договоров участия в долевом строительстве и (или) иных гражданско-правовых договоров, заключенных с целью строительства I (создания) объектов недвижимости;
- -договоры участия в долевом строительстве и (или) иные гражданско-правовые договоры с гражданами и (или) юридическими лицами, заключенные с целью строительства (создания) объектов недвижимости, дополнительные соглашения к ним;
- - платежные документы, подтверждающие внесение участниками долевого строительства оплаты по заключенным договорам;
- - сведения об участниках долевого строительства, уплативших денежные средства для строительства (создания) объектов недвижимости;
- - сведения о фактических затратах на строительство (создание) объектов недвижимости и объемах привлеченных денежных средств участников долевого строительства (с начала строительства объектов недвижимости);
- - оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерским счетам аналитического учета незавершенного строительства (создания) объектов недвижимости (08, 086 либо 076);
- - иные первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие целевое использование уплачиваемых участниками долевого строительства денежных средств по договорам;
- - уведомления участников долевого строительства об изменении сроков завершения строительства (создания) объектов недвижимости;
- - сведения о ходе исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве;
- - поручительство банка или страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору.
В связи с непредставлением отчетности контролирующему органу оценить финансовую устойчивость деятельности застройщика не представлялось возможным.
В соответствии с приказом от 31.08.2015 N 688 управлением проведена плановая выездная проверка застройщика.
В результате проведенной проверки установлено:
- 1. Технический этаж оборудован под жилой этаж (установлены межкомнатные перегородки, с/узлы, входные двери, радиаторы отопления, вместо продухов размером 200 x 400 мм выложены фальш-стены для скрытия оконных проемов (раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения отм. 0.000", лист Кладочный план технического этажа);
- 2. Утеплитель "Техноруф" толщиной 240 мм уложен по кровле (проектное решение - устройство холодного вентилируемого чердака с укладкой утеплителя (нарушение проектной документации, раздел 4 "Конструктивные и объемно- планировочные решения выше отм. 0.000");
- 3. Монолитные участки в перекрытии заменены на сборные ж/бетонные плиты (раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения выше отм. 0.000", листы "Маркировочная схема плит перекрытия 1 - 8 этажей, 9 этажа");
- 4. Изменены каналы притока воздуха для работы газовых котлов.
Данные нарушения отражены в акте проверки при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 04.09.2015.
Кроме того, Общество заключило договор инвестирования строительства части многоквартирного жилого дома от 15.07.2015 N К-106а с А.А. Копыловым.
В соответствии с п. 1.4 договора результат инвестиционной деятельности - трехкомнатная квартира общей предварительной площадью 77,30 кв. м на 10 этаже в 3 подъезде, расположенная в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу г. Тамбов, ул. Киквидзе, 73В.
Оплата по договору подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 15.07.2015 N 531.
В связи с тем, что денежные средства привлечены в нарушение действующего законодательства, руководитель Общества приглашен на составление протокола об административном правонарушении на основании ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ.
Поскольку предписания ответчиком не исполнены, допущенные нарушения не устранены Управлением государственного строительного надзора Тамбовской области на основании подп. 1.2, 3,4 п. 15 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" заявлен настоящий иск.
Суд области пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Разделом 4 Положения об управлении государственного строительного надзора Тамбовской области, утвержденного постановлением главы администрации области от 20.01.2014 N 3, определено, что управление является исполнительным органом государственной власти Тамбовской области, осуществляющим функции по государственному контролю в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно пункту 15 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если:
1) более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
2) застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации;
3) застройщик не удовлетворяет требования участников долевого строительства по денежным обязательствам, предусмотренным частью 1 статьи 12.1 настоящего Федерального закона, и (или) не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее чем 100 тысяч рублей;
4) застройщиком не исполнялись требования настоящего Федерального закона, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при условии, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия.
В ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Из содержания указанных норм права следует, что денежные средства граждан-участников долевого строительства могут привлекаться застройщиком только на основании договора участия в долевом строительстве, который подлежит обязательной государственной регистрации.
Согласно статье 12 названного Федерального закона обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства, обязательства участника долевого строительства считаются исполненными с момента уплаты в полном объеме денежных средств в соответствии с договором и подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
На основании части 3 статьи 6 Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ в случае, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора. Изменение предусмотренного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно проектной декларации 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 1 очередь в г. Тамбове и договоров участия в долевом строительстве по данному дому, срок реализации проекта - IV квартал 2014 г.
Согласно проектной декларации 9-этажного многоквартирного жилого по ул. Киквидзе, 73В, 2 очередь в г. Тамбове и договоров участия в долевом строительстве по данному дому срок реализации проекта - II квартал 2015 года.
В соответствии с изменениями в проектные декларации, срок сдачи 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 1 очередь г. Тамбове II квартал 2015 года, 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 2 очередь в г. Тамбове - II квартал 2015 года.
Указанные сроки на дату рассмотрения дела истекли, однако, строительство многоквартирных жилых домов по ул. Киквидзе, 73В, не окончено, вышеуказанные жилые дома в эксплуатацию не введены.
В соответствии с п. 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Ответчик не представил отчетность застройщика за IV квартал 2015 года.
Ответчиком не представлены документы согласно предписанию от 24.03.2016 (аудиторское заключение за 2015 год; - разрешение на строительство объектов; правоустанавливающие документы на земельные участки, предоставленные для строительства (создания) объектов недвижимости (договор аренды (субаренды) земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права собственности); положительные заключения государственной экспертизы проектной документации на строительство (создание) объектов недвижимости; проектные декларации по объектам, включающие в себя внесенные изменения (дополнения); сведения о количестве договоров участия в долевом строительстве и (или) иных гражданско-правовых договоров, заключенных с целью строительства I (создания) объектов недвижимости; - договоры участия в долевом строительстве и (или) иные гражданско-правовые договоры с гражданами и (или) юридическими лицами, заключенные с целью строительства (создания) объектов недвижимости, дополнительные соглашения к ним; - платежные документы, подтверждающие внесение участниками долевого строительства оплаты по заключенным договорам; сведения об участниках долевого строительства, уплативших денежные средства для строительства (создания) объектов недвижимости; - сведения о фактических затратах на строительство (создание) объектов недвижимости и объемах привлеченных денежных средств участников долевого строительства (с начала строительства объектов недвижимости); оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерским счетам аналитического учета незавершенного строительства (создания) объектов недвижимости (08, 086 либо 076); - иные первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие целевое использование уплачиваемых участниками долевого строительства денежных средств по договорам; - уведомления участников долевого строительства об изменении сроков завершения строительства (создания) объектов недвижимости; сведения о ходе исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве; - поручительство банка или страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору.
По результатам плановой выездной проверки застройщика установлено, что застройщик, имея проектную документацию и разрешительные документы на 9 этажный жилой дом возводит 10 этажный жилой дом путем переоборудования 10-го технического этажа.
При этом техническая возможность строительства 10-го этажа отсутствует, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 4.8 свода правил СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 24 декабря 2010 г. N 778) минимальное число пассажирских лифтов, которыми должны быть оборудованы жилые здания различной этажности, при этажности здания 10-12-2; в построенном доме в каждом подъезде по одному лифту.
Застройщиком также привлекаются денежные средства (принимается оплата по договору инвестирования от 15.07.2015 N К-106А) в нарушение действующего законодательства, а именно ч. 2 ст. 3, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В связи с неисполнением предписаний в отношении руководителя "ИнвестСтройТамбов" были вынесены постановления Управления государственного строительного надзора Тамбовской области от 12.08.2015 о наложении административного штрафа по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем оснований для утверждения, что привлечение общества к административной ответственности являлось бы достаточной мерой государственного принуждения за допущенные им нарушения требований Закона об участии в долевом строительстве и Правил предоставления отчетности, не установлено.
По своей правовой природе такая мера государственного принуждения, как приостановление осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) объектов недвижимости, схожа с приостановлением лицензии.
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что приостановление лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
В соответствии с правовыми позициями, сформулированными Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, Определениях от 14 декабря 2000 года N 244-О, от 17 февраля 2000 года N 16-О, от 5 июля 2001 года N 130-О, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, а также право частной собственности.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Европейский суд по правам человека допускает, что государство может в исключительных случаях ограничивать частные имущественные права во имя поддержания публичного общественного порядка, такие ограничения не должны носить фискального характера (информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1999 года N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и прав на правосудие").
Такая мера государственного принуждения по своей правовой природе является публично-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Поскольку приостановление осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) объектов недвижимости, ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Строительство ответчиком домов по ул. Киквидзе, 73В 1 и 2 очередь в г. Тамбове за счет привлечения денежных средств участников долевого строительства двух других домов приведет к ситуации когда отвлеченные денежные средства будет невозможно восполнить, что приведет к невыполнению обществом своих обязательств перед участниками долевого строительства.
Арбитражный суд области посчитал приостановление на шесть месяцев осуществление обществом с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройТамбов" деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обоснованной, целесообразной и своевременной мерой принуждения, направленной защиту экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Судом учитываются фактические обстоятельства настоящего дела (наличие у Общества уже заключенных договором с участниками долевого строительства на все количество квартир, предусмотренных проектно-сметной документацией, что позволит продолжить строительство без привлечения дополнительных денежных средств участников долевого строительства, а также характер допущенных нарушений - несвоевременно представлена отчетность, не передан объект долевого строительства участникам, неоднократно применены в отношении застройщика меры ответственности, последующее поведение ответчика, который до настоящего времени не передал объект строительства участникам, а представил в суд апелляционной инстанции положительное заключение негосударственной экспертизы и разрешение на строительство спорных домов с увеличением численности этажности, что приведет к увеличению сроков строительства.
Ссылка заявителя на то, что увеличение этажности позволило бы привлечь дополнительные средства участников долевого строительства, не является основанием для отмены судебного акта, поскольку Общество до получения указанного разрешения заключило договор инвестирования строительства части многоквартирного жилого дома от 15.07.2015 N К-106а с А.А. Копыловым. на трехкомнатную квартиру общей предварительной площадью 77,30 кв. м на 10 этаже в 3 подъезде, расположенная в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу г. Тамбов, ул. Киквидзе, 73В и приняло от последнего оплату.
В жалобе заявитель ссылается на ненадлежащее извещение судом о слушании дела.
Согласно ч. 1 ст. 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
Информация о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Документы, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.
В силу ч. 4 ст. 121 АПК РФ судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Если иск вытекает из деятельности филиала или представительства юридического лица, такое извещение направляется также по месту нахождения этого филиала или представительства. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном названным Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Пунктом 2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ определено, что лица, участвующие в деле, также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Факт извещения ответчика о слушании дела по адресу, указанному в Выписке из ЕГРЮЛ, подтверждается материалами дела (т. 2, л.д. 24, 29, 35), однако своим правом на выражение правовой позиции по спору ответчик не воспользовался, ходатайств не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений его процессуальных прав при рассмотрении спора судом первой инстанции.
Арбитражный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
При подаче апелляционной жалобы заявитель представил платежный документ об оплате государственной пошлины в электронном виде. Суд, принимая к производству апелляционную жалобу, в определении от 02.09.2016 предложил заявителю апелляционной жалобы представить подлинник чека-ордера об оплате государственной пошлины. Заявитель апелляционной жалобы определение суда не исполнил.
На право суда потребовать от заявителя апелляционной жалобы представления подлинника платежного документа об уплате государственной пошлины указано в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Поскольку оригинал чека-ордера в суд апелляционной инстанции не представлен, его электронная копия не может быть принята в качестве доказательств уплаты государственной пошлины и перечисления денежных средств в доход федерального бюджета.
В таком случае с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.07.2016 по делу N А64-2371/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройТамбов" (ОГРН 1116829003653 ИНН 6829074044) - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройТамбов" (ОГРН 1116829003653 ИНН 6829074044) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы - 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2016 N 19АП-5270/2016 ПО ДЕЛУ N А64-2371/2016
Разделы:Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью; Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2016 г. по делу N А64-2371/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 5 октября 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Письменного С.И.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прошуниной М.П.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройТамбов": Конобеев С.О., генеральный директор на основании решения внеочередного общего собрания участников ООО "ИнвестСтройТамбов" от 03.05.2016, приказа N 5 от 03.05.2016;
- от Управления государственного строительного надзора Тамбовской области: Милосердова Т.Ю., представитель по доверенности N 01-1254 от 26.09.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройТамбов" (ОГРН 1116829003653 ИНН 6829074044) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.07.2016 по делу N А64-2371/2016 (судья Краснослободцев А.А.) по исковому заявлению Управления государственного строительного надзора Тамбовской области к обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройТамбов" о приостановлении деятельности по привлечению денежных средств участников долевого строительства,
установил:
Управление государственного строительного надзора Тамбовской области (далее также - Управление, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройТамбов" (далее также - ООО "ИнвестСтройТамбов", ответчик) о приостановлении осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости сроком на 6 месяцев (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.07.2016 исковые требования удовлетворены.
ООО "ИнвестСтройТамбов" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой общество просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на нарушение процессуальных правовых норм в связи с его ненадлежащим извещением о слушании дела, в связи с чем представитель ответчика не имел возможности заявить ходатайство об отложении судебного заседания для представления положительных заключений негосударственной экспертизы и разрешения на строительство, находящихся на момент вынесения судебного решения в стадии согласования.
Управлением представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда представитель ответчика доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель истца возражал против удовлетворения доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ИнвестСтройТамбов" (застройщик) осуществляет строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 1 очередь в г. Тамбове, 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 2 очередь в г. Тамбове, 16-этажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения на 1-ом этаже по ул. Вадима Подбельского, 97 в г. Тамбове, 5-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Некрасова, д. 55 в г. Рассказово Тамбовской области с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В соответствии с проектной документацией в 9-этажном многоквартирном жилом доме по ул. Киквидзе, 73В, 1 очередь в г. Тамбове - 106 квартир.
В соответствии с отчетностью застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 3 квартал 2015 года и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.03.2016 г. N 68-01-1-22/5555/2016-2312, общее количество заключенных договоров участия в долевом строительстве в данном доме - 106.
В соответствии с проектной документацией в 9-этажном многоквартирном жилом доме по ул. Киквидзе, 73В, 2 очередь в г. Тамбове - 81 квартир, в соответствии с отчетностью застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 3 квартал 2015 года и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.03.2016 N N 68-01-1-22/5555/2016-2313 общее количество заключенных договоров участия в долевом строительстве в данном доме 81.
Согласно проектной декларации 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 1 очередь в г. Тамбове и договоров участия в долевом строительстве по данному дому, срок реализации проекта - IV квартал 2014 г.
Согласно проектной декларации 9-этажного многоквартирного жилого по ул. Киквидзе, 73В, 2 очередь в г. Тамбове и договоров участия в долевом строительстве по данному дому срок реализации проекта - II квартал 2015 года.
В соответствии с изменениями в проектные декларации, срок сдачи 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 1 очередь г. Тамбове II квартал 2015 года, 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 2 очередь в г. Тамбове - II квартал 2015 года.
Указанные сроки на дату рассмотрения дела истекли, однако, строительство многоквартирных жилых домов по ул. Киквидзе, 73В не окончено, вышеуказанные жилые дома в эксплуатацию не введены.
Застройщик не уведомил участников долевого строительства о переносе сроков строительства, в связи с чем на основании п. 9 ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" руководителю "ИнвестСтройТамбов", г. Тамбов было выдано предписание от 29.06.2015 N 124 об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с которым руководителю ответчика необходимо было направить участникам долевого строительства многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73 "В" в г. Тамбове информацию о переносе срока ввода объекта в эксплуатацию и, соответственно, срока передачи объекта долевого строительства, а также предложение об изменении договора участия в долевом строительстве в этой части.
В связи с неисполнением предписания от 29.06.2015 N 124 в отношении руководителя "ИнвестСтройТамбов" вынесено постановление Управления государственного строительного надзора Тамбовской области от 12.08.2015 о наложении административного штрафа по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Кроме того, Управлением было выдано предписание от 06.11.2015 N 156 об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирного домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с которым руководитель Общества обязан был направить участникам долевого строительства многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73 "В" 2 очередь в г. Тамбове информацию о переносе срока ввода объекта в эксплуатацию и, соответственно, срока передачи объекта долевого строительства, а также предложение об изменении договора, участия в долевом строительстве в этой части; принять меры по уточнению данных об общем количестве заключенных договоров участия в долевом строительстве объектов, а также о количестве исполненных договоров участия в долевом строительстве объекта во II квартале 2015 года, денежные средства в размере 543 001 руб., уплаченные участниками долевого строительства и отвлеченные на оплату процентов по кредиту, восстановить в бухгалтерском учете по каждому объекту строительства; денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договорам, использовать только по целевому назначению, установленному Закона N 214-ФЗ.
За неисполнение предписания от 06.11.2015 N 156 в отношении руководителя общества вынесено постановление от 22.12.2012 о наложении административного штрафа от 22.12.2015 о наложении административного штрафа на основании ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
В ходе анализа отчетности застройщиков за IV квартал 2015 года управлением выявлен факт не предоставления обществом указанной отчетности.
В отношении генерального директора общества С.О. Конобеева управлением возбуждено административное дело по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ (непредставление отчетности), выдано предписание от 31.03.2016 N 170 об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, согласно которому общество обязано представить в управление в срок до 29.04.2016 года отчетность за IV квартал 2015 года.
11.03.2016 в адрес управления поступило требование прокуратуры Тамбовской области от 11.03.2016 N 07-44-2016 о проведении внеплановой проверки ООО "ИнвестСтройТамбов".
В соответствии с п. 5 ч. 11 ст. 23 Закона N 214-ФЗ и на основании приказа от 10.03.2016 N 164 управлением проведена внеплановая проверка общества. В ходе проверки застройщик не представил в управление сведения и документы, необходимые для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства, что подтверждается актом внеплановой проверки от 25.03.2016 N 81.
В отношении ответчика выдано предписание от 24.03.2016 N 169 об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, которым руководителю Общества предписано представить в управление по объектам строительства в срок до 01.05.2016 следующие документы:
- - аудиторское заключение за 2015 год;
- - разрешение на строительство объектов;
- - правоустанавливающие документы на земельные участки, предоставленные для строительства (создания) объектов недвижимости (договор аренды (субаренды) земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права собственности);
- - положительные заключения государственной экспертизы проектной документации на строительство (создание) объектов недвижимости;
- - проектные декларации по объектам, включающие в себя внесенные изменения (дополнения);
- - сведения о количестве договоров участия в долевом строительстве и (или) иных гражданско-правовых договоров, заключенных с целью строительства I (создания) объектов недвижимости;
- -договоры участия в долевом строительстве и (или) иные гражданско-правовые договоры с гражданами и (или) юридическими лицами, заключенные с целью строительства (создания) объектов недвижимости, дополнительные соглашения к ним;
- - платежные документы, подтверждающие внесение участниками долевого строительства оплаты по заключенным договорам;
- - сведения об участниках долевого строительства, уплативших денежные средства для строительства (создания) объектов недвижимости;
- - сведения о фактических затратах на строительство (создание) объектов недвижимости и объемах привлеченных денежных средств участников долевого строительства (с начала строительства объектов недвижимости);
- - оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерским счетам аналитического учета незавершенного строительства (создания) объектов недвижимости (08, 086 либо 076);
- - иные первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие целевое использование уплачиваемых участниками долевого строительства денежных средств по договорам;
- - уведомления участников долевого строительства об изменении сроков завершения строительства (создания) объектов недвижимости;
- - сведения о ходе исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве;
- - поручительство банка или страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору.
В связи с непредставлением отчетности контролирующему органу оценить финансовую устойчивость деятельности застройщика не представлялось возможным.
В соответствии с приказом от 31.08.2015 N 688 управлением проведена плановая выездная проверка застройщика.
В результате проведенной проверки установлено:
- 1. Технический этаж оборудован под жилой этаж (установлены межкомнатные перегородки, с/узлы, входные двери, радиаторы отопления, вместо продухов размером 200 x 400 мм выложены фальш-стены для скрытия оконных проемов (раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения отм. 0.000", лист Кладочный план технического этажа);
- 2. Утеплитель "Техноруф" толщиной 240 мм уложен по кровле (проектное решение - устройство холодного вентилируемого чердака с укладкой утеплителя (нарушение проектной документации, раздел 4 "Конструктивные и объемно- планировочные решения выше отм. 0.000");
- 3. Монолитные участки в перекрытии заменены на сборные ж/бетонные плиты (раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения выше отм. 0.000", листы "Маркировочная схема плит перекрытия 1 - 8 этажей, 9 этажа");
- 4. Изменены каналы притока воздуха для работы газовых котлов.
Данные нарушения отражены в акте проверки при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 04.09.2015.
Кроме того, Общество заключило договор инвестирования строительства части многоквартирного жилого дома от 15.07.2015 N К-106а с А.А. Копыловым.
В соответствии с п. 1.4 договора результат инвестиционной деятельности - трехкомнатная квартира общей предварительной площадью 77,30 кв. м на 10 этаже в 3 подъезде, расположенная в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу г. Тамбов, ул. Киквидзе, 73В.
Оплата по договору подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 15.07.2015 N 531.
В связи с тем, что денежные средства привлечены в нарушение действующего законодательства, руководитель Общества приглашен на составление протокола об административном правонарушении на основании ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ.
Поскольку предписания ответчиком не исполнены, допущенные нарушения не устранены Управлением государственного строительного надзора Тамбовской области на основании подп. 1.2, 3,4 п. 15 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" заявлен настоящий иск.
Суд области пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Разделом 4 Положения об управлении государственного строительного надзора Тамбовской области, утвержденного постановлением главы администрации области от 20.01.2014 N 3, определено, что управление является исполнительным органом государственной власти Тамбовской области, осуществляющим функции по государственному контролю в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно пункту 15 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если:
1) более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
2) застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации;
3) застройщик не удовлетворяет требования участников долевого строительства по денежным обязательствам, предусмотренным частью 1 статьи 12.1 настоящего Федерального закона, и (или) не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее чем 100 тысяч рублей;
4) застройщиком не исполнялись требования настоящего Федерального закона, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при условии, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия.
В ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Из содержания указанных норм права следует, что денежные средства граждан-участников долевого строительства могут привлекаться застройщиком только на основании договора участия в долевом строительстве, который подлежит обязательной государственной регистрации.
Согласно статье 12 названного Федерального закона обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства, обязательства участника долевого строительства считаются исполненными с момента уплаты в полном объеме денежных средств в соответствии с договором и подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
На основании части 3 статьи 6 Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ в случае, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора. Изменение предусмотренного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно проектной декларации 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 1 очередь в г. Тамбове и договоров участия в долевом строительстве по данному дому, срок реализации проекта - IV квартал 2014 г.
Согласно проектной декларации 9-этажного многоквартирного жилого по ул. Киквидзе, 73В, 2 очередь в г. Тамбове и договоров участия в долевом строительстве по данному дому срок реализации проекта - II квартал 2015 года.
В соответствии с изменениями в проектные декларации, срок сдачи 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 1 очередь г. Тамбове II квартал 2015 года, 9-этажного многоквартирного жилого дома по ул. Киквидзе, 73В, 2 очередь в г. Тамбове - II квартал 2015 года.
Указанные сроки на дату рассмотрения дела истекли, однако, строительство многоквартирных жилых домов по ул. Киквидзе, 73В, не окончено, вышеуказанные жилые дома в эксплуатацию не введены.
В соответствии с п. 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Ответчик не представил отчетность застройщика за IV квартал 2015 года.
Ответчиком не представлены документы согласно предписанию от 24.03.2016 (аудиторское заключение за 2015 год; - разрешение на строительство объектов; правоустанавливающие документы на земельные участки, предоставленные для строительства (создания) объектов недвижимости (договор аренды (субаренды) земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права собственности); положительные заключения государственной экспертизы проектной документации на строительство (создание) объектов недвижимости; проектные декларации по объектам, включающие в себя внесенные изменения (дополнения); сведения о количестве договоров участия в долевом строительстве и (или) иных гражданско-правовых договоров, заключенных с целью строительства I (создания) объектов недвижимости; - договоры участия в долевом строительстве и (или) иные гражданско-правовые договоры с гражданами и (или) юридическими лицами, заключенные с целью строительства (создания) объектов недвижимости, дополнительные соглашения к ним; - платежные документы, подтверждающие внесение участниками долевого строительства оплаты по заключенным договорам; сведения об участниках долевого строительства, уплативших денежные средства для строительства (создания) объектов недвижимости; - сведения о фактических затратах на строительство (создание) объектов недвижимости и объемах привлеченных денежных средств участников долевого строительства (с начала строительства объектов недвижимости); оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерским счетам аналитического учета незавершенного строительства (создания) объектов недвижимости (08, 086 либо 076); - иные первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие целевое использование уплачиваемых участниками долевого строительства денежных средств по договорам; - уведомления участников долевого строительства об изменении сроков завершения строительства (создания) объектов недвижимости; сведения о ходе исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве; - поручительство банка или страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору.
По результатам плановой выездной проверки застройщика установлено, что застройщик, имея проектную документацию и разрешительные документы на 9 этажный жилой дом возводит 10 этажный жилой дом путем переоборудования 10-го технического этажа.
При этом техническая возможность строительства 10-го этажа отсутствует, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 4.8 свода правил СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 24 декабря 2010 г. N 778) минимальное число пассажирских лифтов, которыми должны быть оборудованы жилые здания различной этажности, при этажности здания 10-12-2; в построенном доме в каждом подъезде по одному лифту.
Застройщиком также привлекаются денежные средства (принимается оплата по договору инвестирования от 15.07.2015 N К-106А) в нарушение действующего законодательства, а именно ч. 2 ст. 3, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В связи с неисполнением предписаний в отношении руководителя "ИнвестСтройТамбов" были вынесены постановления Управления государственного строительного надзора Тамбовской области от 12.08.2015 о наложении административного штрафа по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем оснований для утверждения, что привлечение общества к административной ответственности являлось бы достаточной мерой государственного принуждения за допущенные им нарушения требований Закона об участии в долевом строительстве и Правил предоставления отчетности, не установлено.
По своей правовой природе такая мера государственного принуждения, как приостановление осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) объектов недвижимости, схожа с приостановлением лицензии.
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что приостановление лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
В соответствии с правовыми позициями, сформулированными Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, Определениях от 14 декабря 2000 года N 244-О, от 17 февраля 2000 года N 16-О, от 5 июля 2001 года N 130-О, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, а также право частной собственности.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Европейский суд по правам человека допускает, что государство может в исключительных случаях ограничивать частные имущественные права во имя поддержания публичного общественного порядка, такие ограничения не должны носить фискального характера (информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1999 года N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и прав на правосудие").
Такая мера государственного принуждения по своей правовой природе является публично-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Поскольку приостановление осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) объектов недвижимости, ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Строительство ответчиком домов по ул. Киквидзе, 73В 1 и 2 очередь в г. Тамбове за счет привлечения денежных средств участников долевого строительства двух других домов приведет к ситуации когда отвлеченные денежные средства будет невозможно восполнить, что приведет к невыполнению обществом своих обязательств перед участниками долевого строительства.
Арбитражный суд области посчитал приостановление на шесть месяцев осуществление обществом с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройТамбов" деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обоснованной, целесообразной и своевременной мерой принуждения, направленной защиту экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Судом учитываются фактические обстоятельства настоящего дела (наличие у Общества уже заключенных договором с участниками долевого строительства на все количество квартир, предусмотренных проектно-сметной документацией, что позволит продолжить строительство без привлечения дополнительных денежных средств участников долевого строительства, а также характер допущенных нарушений - несвоевременно представлена отчетность, не передан объект долевого строительства участникам, неоднократно применены в отношении застройщика меры ответственности, последующее поведение ответчика, который до настоящего времени не передал объект строительства участникам, а представил в суд апелляционной инстанции положительное заключение негосударственной экспертизы и разрешение на строительство спорных домов с увеличением численности этажности, что приведет к увеличению сроков строительства.
Ссылка заявителя на то, что увеличение этажности позволило бы привлечь дополнительные средства участников долевого строительства, не является основанием для отмены судебного акта, поскольку Общество до получения указанного разрешения заключило договор инвестирования строительства части многоквартирного жилого дома от 15.07.2015 N К-106а с А.А. Копыловым. на трехкомнатную квартиру общей предварительной площадью 77,30 кв. м на 10 этаже в 3 подъезде, расположенная в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу г. Тамбов, ул. Киквидзе, 73В и приняло от последнего оплату.
В жалобе заявитель ссылается на ненадлежащее извещение судом о слушании дела.
Согласно ч. 1 ст. 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
Информация о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Документы, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.
В силу ч. 4 ст. 121 АПК РФ судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Если иск вытекает из деятельности филиала или представительства юридического лица, такое извещение направляется также по месту нахождения этого филиала или представительства. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном названным Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Пунктом 2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ определено, что лица, участвующие в деле, также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Факт извещения ответчика о слушании дела по адресу, указанному в Выписке из ЕГРЮЛ, подтверждается материалами дела (т. 2, л.д. 24, 29, 35), однако своим правом на выражение правовой позиции по спору ответчик не воспользовался, ходатайств не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений его процессуальных прав при рассмотрении спора судом первой инстанции.
Арбитражный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
При подаче апелляционной жалобы заявитель представил платежный документ об оплате государственной пошлины в электронном виде. Суд, принимая к производству апелляционную жалобу, в определении от 02.09.2016 предложил заявителю апелляционной жалобы представить подлинник чека-ордера об оплате государственной пошлины. Заявитель апелляционной жалобы определение суда не исполнил.
На право суда потребовать от заявителя апелляционной жалобы представления подлинника платежного документа об уплате государственной пошлины указано в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Поскольку оригинал чека-ордера в суд апелляционной инстанции не представлен, его электронная копия не может быть принята в качестве доказательств уплаты государственной пошлины и перечисления денежных средств в доход федерального бюджета.
В таком случае с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.07.2016 по делу N А64-2371/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройТамбов" (ОГРН 1116829003653 ИНН 6829074044) - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройТамбов" (ОГРН 1116829003653 ИНН 6829074044) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы - 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Н.П.АФОНИНА
Судьи
С.И.ПИСЬМЕННЫЙ
А.С.ЯКОВЛЕВ
Н.П.АФОНИНА
Судьи
С.И.ПИСЬМЕННЫЙ
А.С.ЯКОВЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)