Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33-42077/2017

Требование: Об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, признании права общей долевой собственности.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы указали, что жилое помещение было предоставлено им в связи с трудовыми отношениями. Жилое помещение утратило статус служебного. По мнению истцов, на них распространяются положения и нормы, регулирующие отношения по проживанию в жилых помещениях по договору социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2017 г. по делу N 33-42077/17


Судья: Кочнева А.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Демидовой Э.Э.
судей Морозовой Д.Х., Мареевой Е.Ю.
при секретаре Д.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Демидовой Э.Э. дело по апелляционной жалобе представителя истцов Н., К.О., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних К.Д., Г., по доверенности Т. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 23 июня 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Н. *, К. *, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К. * и Г. * *, к Федеральному агентству управления государственным имуществом г. Москвы (ФАУГИ г. Москвы), Федеральному агентству научных организаций (ФАНО России), ЖКУ РАН об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, признании права общей долевой собственности - отказать,

установила:

Истцы Н., К.О., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.Д., Г., обратились в суд с иском к ответчикам Федеральному агентству управления государственным имуществом г. Москвы, Федеральному агентству научных организаций (ФАНО России), ФГУП ЖКУ РАН, в котором просили обязать ответчиков заключить с истцами договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ****, признать за истцами право общей долевой собственности в порядке приватизации на указанное жилое помещения. Заявленные исковые требования истцы мотивируют тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: ****, было предоставлено истцу Н., а также членам ее семьи на основании решения Октябрьского районного совета народных депутатов г. Москвы от 03 июля 1991 г. N * по ордеру N сл. * от 11 июля 1991 г. в связи с трудовыми отношениями, как работнику ЖКУ Академии наук СССР. Поскольку данное жилое помещение утратило статус служебного, в ЕГРП жилое помещение не зарегистрировано как служебное, в системе ЖКУ Академии наук СССР Н. беспрерывно проработала более 10 лет, истцы постоянно зарегистрированы и фактически проживают в указанном жилом помещении, исправно оплачивают жилищно-коммунальные услуги, то, по мнению истцов, на них распространяются положения и нормы, регулирующие отношения по проживанию в жилых помещениях по договору социального найма, в связи с чем они имеют право на заключение с ними договора социального найма, и на бесплатную передачу жилого помещения в собственность, так как в приватизации не участвовали.
Истцы в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещались надлежащим образом.
Представитель ответчика ФАНО России по доверенности М. в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования не признал.
Представители ответчиков ФАУГИ г. Москвы, ФГУП "ЖКУ РАН", представитель третьего лица Управления Росреестра по г. Москве в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещались надлежащим способом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истцов Н., К.О. по доверенности Т., ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного судебного решения.
Истцы Н., К.О. действующая также в интересах несовершеннолетних К.Д., Г., представители ответчиков ФАУГИ г. Москвы, ФГУП "ЖКУ РАН", представитель третьего лица Управления Росреестра по г. Москве, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов по доверенности Т. в суде апелляционной инстанции требования и доводы поданной апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика ФАНО России по доверенности С. в суде апелляционной инстанции против удовлетворения поданной апелляционной жалобы возражала.
Проверив материалы дела в пределах заявленных доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда по заявленным доводам не имеется в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения Октябрьского районного совета народных депутатов г. Москвы от 03 июля 1991 г. N * по служебному ордеру N сл. * от 11 июля 1991 г. в связи с трудовыми отношениями, как работнику ЖКУ Академии наук СССР, истцу Н. и членам ее семьи была предоставлено право занятия служебного жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ****.
В Жилищно-коммунальном управлении Академии наук СССР истец Н. проработала в должности дворника более 10 лет, в период времени с 17.05.1988 год по 06.08.1998 год.
Согласно жилищным документам, в квартире по адресу: **** постоянно зарегистрированы по месту жительства Н., * г.р. с 16.08.1991 г.; ее дочь К.О., * г.р., с 02.12.1999 г.; ее внучка Г., * г.р., с 20.02.2002 г.; ее внук К.Д., * г.р., с 13.07.2007 г. В указанной квартире истцы и несовершеннолетние дети проживают по настоящее время.
18 октября 2016 года истцы обратились в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с заявлением о заключении договора социального найма, а также заключении договора передачи (приватизации) на указанное выше жилое помещение, однако ответа до настоящего времени не получили.
Истцы в приватизации не участвовали, в собственности жилых помещений не имеют.
Согласно выписки из ЕГРП, жилое помещение, расположенное по адресу:
****, является собственностью Российской Федерации и находится в хозяйственном ведении ФГУП "ЖКУ РАН".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 19, 57, 62, 92 ЖК РФ, разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, исходя из установленных по делу обстоятельств, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, при этом суд верно исходил из того, что решение о предоставлении истцам спорной квартиры на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось, указанная квартира предоставлена истцам для временного проживания на период трудовых отношений истца Н. с ответчиком ФГУП "ЖКУ РАН" и является служебной жилой площадью, доказательств того, что в настоящее время спорное жилое помещение утратило статус служебного жилья, истцами не представлено и судом первой инстанции добыто не было, также судом было учтено, что Российской Федерации, как собственником спорного жилого помещения, решения об исключении жилого помещения из числа служебных не принималось.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, находя его правильным и основанным на фактических обстоятельствах дела, верно установленных судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы представителя истцов о том, что спорное жилое помещение не является служебным, поскольку отсутствуют какие-либо данные о том, что спорное жилое помещение было отнесено в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду, а указание в ордере на статус предоставленного жилого помещения как служебного, при отсутствии доказательств соблюдения установленного правовыми актами порядка отнесения жилого помещения к служебному не влечет само по себе возникновения статуса служебного, в ЕГРП сведения о квартире как служебной отсутствуют, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные в силу следующего.
В соответствии со ст. ст. 3, 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством и другими федеральными законами.
Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения), в частности, относятся служебные жилые помещения. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42, согласно п. 12 указанных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такового помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований установленных настоящими Правилами.
Исходя из анализа названных выше норм права признаком служебного жилого помещения (как до 1 марта 2005 года, так и после) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Вместе с тем каких-либо положений, позволяющих, в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться, в силу положений ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Поскольку жилое помещение было предоставлено истцам в качестве служебного, в настоящее время относится к служебному фонду и является федеральной собственностью, решения о передаче его в муниципальную собственность, либо об отнесении к фонду социального использования ни собственником, ни владельцем жилого помещения не принималось, истцы нуждающимися в улучшении жилищных условий не признаны и спорное жилое помещение по этим основаниям им предоставлено не было, то оснований для удовлетворения требований истцов об обязании заключить с ними договор социального найма у суда первой инстанции не имелось. Доказательств наличия согласия Российской Федерации на передачу спорной квартиры истцу и членам его семьи на условиях социального найма материалы дела не содержат.
Приведенные в апелляционной жалобе ссылки на судебную практику по аналогичным спорам не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами. Судебные постановления, вынесенные по иным делам, не относящимся к рассматриваемому, преюдициального значения для суда не имеют.
При этом не имеет правового значения факт регистрации истцов и несовершеннолетних детей в спорном жилом помещении, поскольку регистрация является лишь предусмотренным Федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Сам по себе факт регистрации не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить самодостаточным условием реализации права на жилище.
То обстоятельство, что истцы несут расходы по содержанию спорной квартиры, не является основанием для признания за ними права пользования этой квартирой в порядке социального найма.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент разрешения спора судом) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу положений ст. 6 Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как разъяснено в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ввиду того, что истцы не занимают спорное жилое помещение на условиях социального найма, то оснований для признания за ними права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, у суда первой инстанции не имелось.
Каких-либо иных доводов со ссылкой на находящиеся в деле, но не исследованные судом доказательства, в апелляционной жалобе не содержится, при таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда вынесено законно и обоснованно, нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного решения судом допущено не было, доводы апелляционной жалобы представителя истцов по своему содержанию направлены на переоценку собранных по делу доказательств, произведенную судом по правилам ст. ст. 59, 67 ГПК РФ, и на переоценку выводов суда первой инстанции, с которыми судебная коллегия согласилась, в связи с чем заявленные доводы основаниями для отмены правильного судебного решения явиться не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 23 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов Н., К.О., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних К.Д., Г., по доверенности Т. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)