Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.04.2017 ПО ДЕЛУ N 33-5248/2017

Требование: 1) Об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; 2) Об обязании приобрести за счет средств областного бюджета, распределить и предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указал, что нуждается в предоставлении жилья, срок для обращения с заявлением на получение жилья пропущен по вине органов опеки и попечительства и учреждений, в которых он обучался и воспитывался.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 апреля 2017 г. по делу N 33-5248/2017


Судья Исакова К.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Лимоновой Л.Ф.,
судей Деменевой Л.С., Ильиной О.В.
при секретаре судебного заседания Д.
рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску А. к ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Нижний Тагил и Пригородному району (далее по тексту - Управление), Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее по тексту - Министерству строительства), Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее по тексту - Министерству имущества), Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (далее по тексту - Фонд) о постановке на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного фонда, предоставлении жилого помещения с последующим заключением договора найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя истца К. на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 08.11.2016.
Заслушав доклад судьи Деменевой Л.С., объяснение истца А., ее представителя Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:

истец обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указала, что она относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, так как родители были лишены родительских прав на основании решения суда от <...>. Истец были определена в специализированный дом ребенка для психохроников <...>. С <...> года она обучалась во вспомогательной школе-интернате <...> г. Североуральска. С <...> она переведена в Карпинский детский дом-интернат. По заключению МСЭ от <...> истцу бессрочно присвоена вторая группа инвалидности по причине - инвалид с детства. По результатам МСЭ от <...> составлен акт и индивидуальная программа реабилитации. С <...> А. проживала в ГАУ "Тагильский пансионат" в г. Нижний Тагил. До настоящего момента она не обеспечена жилым помещением. О нарушении своих прав она узнала только в <...> году. Ей не были надлежащим образом разъяснены права на получение жилого помещения, в связи с чем истец не имела возможности обратиться с заявлением на для постановки на соответствующий учет. Просит возложить на Управление обязанность поставить ее на учет для предоставления жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включить ее в соответствующий список; на Фонд возложить обязанность приобрести жилое помещение, не менее нормы предоставления для А.; на Министерство строительства возложить обязанность распределить жилое помещение А. на Фонд возложить обязанность подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить его для подписания в Управление; на Управление возложить обязанность обеспечить подписание договора специализированного найма с А.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 08.11.2016 исковые требования были оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца К. просит решение суда отменить. Указывает, что судом дана неправильная оценка обстоятельствам дела и не в полной мере исследованы доказательства. Причинами не постановки истца на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем являются: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав истца органами опеки и попечительства и иными образовательными учреждениями, состояние здоровья истца. Признавая причины пропуска срока неуважительными, судом не принято во внимание состояние здоровья истца в период до обращения в суд с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения. Состояние здоровья истца не дает возможности в полной мере реализовать ей свои права.
Истец А. и ее представитель Ю. в суде апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков не явились, извещены надлежащим образом путем направления извещений.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав истца, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что А <...>. года рождения, относится в числу лиц, оставшихся без попечения родителей, так как родители были лишены родительских прав на основании решения Североуральского городского народного суда Свердловской области от <...>.
С <...> года истец обучалась во вспомогательной школе-интернате <...> г. Североуральска, с <...> была переведена в Карпинский детский дом-интернат.
По заключению МСЭ от <...> истцу бессрочно присвоена вторая группа инвалидности по причине - инвалид с детства.
С <...> А. проживала в ГАУ "Тагильский пансионат" в г. Нижний Тагил.
По результатам МСЭ от <...> составлен акт и индивидуальная программа реабилитации.
<...> истец достигла возраста 18 лет, а <...> - возраста 23 лет.
Из материалов дела следует, что истец на праве собственности каких-либо жилых помещений не имеет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что уважительности причин не постановки истца на учет до 23-летнего возраста не представлено
Однако, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (пункты 1 - 3, 6 - 9), в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
Указанная норма ранее предусматривала предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На момент наступления совершеннолетия истца действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Вместе с тем, статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2).
Таким образом, действующее до 01.03.2005 жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
В соответствии со статьей 1 вышеназванного Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее социального статуса и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С учетом установленных при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции обстоятельств, принимая во внимание приведенные выше разъяснения Президиума Верховного Суда Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что А. не была поставлена на учет по независящим от нее причинам - ввиду ненадлежащего выполнения обязанностей и нарушения прав социальной незащищенного лица органом опеки и попечительства.
Достижение А. возраста 23 лет на момент подачи искового заявления по настоящему делу не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату ей права на получение жилого помещения как лицом, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия отмечает, что истец не имела возможности до достижения 23 лет встать на учет для получения жилья, поскольку ей данное право не разъяснялось, к тому же в силу состояния своего здоровья А. не могла в полной мере распорядиться принадлежащими ей правами.
Таким образом, правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в части постановки А. на учет для предоставления жилого помещения по категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 08.11.2016 отменить в части отказа А. в постановке на учет для предоставления жилого помещения по категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принять новое решение об удовлетворении исковых требований А. в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 08.11.2016 в части отказа А. в постановке на учет для предоставления жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отменить.
Принять в данной части новое решение, которым возложить на ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики <...> и <...> обязанность поставить А. на учет для предоставления жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Л.Ф.ЛИМОНОВА
Судьи
Л.С.ДЕМЕНЕВА
О.В.ИЛЬИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)