Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2016 N 20АП-3308/2016 ПО ДЕЛУ N А62-419/2016

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 г. по делу N А62-419/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 25.07.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А. судей Тучковой О.Г. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондратеня Е.В., при участии от истца - департамента
Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (г. Смоленск, ОГРН 1126732010624, ИНН 6732042088) - представителя Ветчинова К.С. (доверенность от 04.07.2016 N 131), в отсутствие представителя ответчика - индивидуального предпринимателя Пиминова Андрея Алексеевича (Ярцевский район, Смоленская область,
ОГРН 304672734500107, ИНН 672700248210), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.04.2016 по делу N А62-419/2016 (судья Еремеева В.И.),
установил:

следующее.
Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Пиминову Андрею Алексеевичу (далее - ответчик, предприниматель) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 06.10.2009 N 23: в раздел 2, пункт 3.4, приложение N 2, 3, 4, 4.1, 5, 6 к договору (с учетом уточнения исковых требований от 17.03.2016, т. 2, л.д. 1-9).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.04.2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование своих доводов истец ссылался на то, что согласно общим правилам принятия, вступления в силу и распространения действия правовых актов (в частности не имеющих нормативный характер), приказ от 02.09.2015 N 01-04-0323 прекратил действие положительного заключения к проекту освоения лесов на будущее, т.е. исключил возможность арендатору использовать лесной участок, начиная с 03.09.2015 года и до подготовки соответствующего проекта освоения лесов и получения положительного заключения на него. Указанный приказ не распространяет и не может распространять свое действие на прошлое, т.е. на свершившиеся права и обязанности сторон по договору (2011-2015 годы).
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего. Как следует из материалов дела, 06.10.2009 между истцом (арендодателем) и ответчиком (арендатором) заключен договор аренды лесного участка N 23 на основании аукциона.
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола результатов лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 24.09.2009 N 23 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять по акту приема-передачи во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора (далее - лесной участок).
В соответствии с пунктом 1.2 договора лесной участок общей площадью 2406 га, предоставляемый в аренду по договору, имеет местоположение - Смоленская область, Ярцевский район, Ярцевское лесничество, Репинское участковое лесничество, КХ "Репино", кв. 32-37, 40,41 (площадь 882 га) и Смоленская область, Ярцевский район, Ярцевское лесничество, Репинское участковое лесничество, КХ "Мирополье", кв. 13-25 (площадь 1524 га.).
Характеристики лесного участка подготовлены на основании материалов лесоустройства Ярцевского лесничества, проведенного в 1996 году, указаны в приложениях N 2, 3, 5, 6 к договору и применялись при расчете ежегодного размера арендной платы согласно приложению N 4 к договору.
Согласно разделу 2 договора ежегодный размер арендной платы, определенный по результатам аукциона, уплачивается арендатором в соответствии с приложением N 4 к настоящему договору.
Арендатор вносит арендную плату ежеквартально в равных долях по сроку, предусмотренному приложением N 4 к настоящему договору.
Сумма арендной платы, подлежащая уплате арендатором в федеральный бюджет (графа 5 приложения N 4 к настоящему договору), уплачивается арендатором в соответствии с расчетом поступлений в федеральный бюджет по утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов на календарный год, подписанного арендатором и согласованного с арендодателем.
Арендатор ежегодно предоставляет арендодателю расчет поступлений в федеральный бюджет по утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов в срок не позднее 1 февраля текущего года по фактически сложившимся ставкам в соответствии с поданной арендатором лесной декларацией на соответствующий период.
До момента предоставления расчета поступлений в федеральный бюджет по утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, поступления в федеральный бюджет определяются на основании сложившихся ставок предыдущего года с учетом пропорциональных изменений ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
После предоставления арендатором расчета поступлений в федеральный бюджет по утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов арендодателем делается перерасчет перечислений в федеральный бюджет в соответствующем периоде.
Арендная плата определяется исходя из ежегодного объема изъятия лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке в соответствии с проектом освоения лесов, независимо от фактического объема изъятия на данном лесном участке в соответствующий период. При этом объем изъятия лесных ресурсов в год определяется набором лесосек, отведенных в рубку, категориями рубок, преобладающих пород согласно проекту освоения лесов и ставок платы по разрядам такс.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
По акту приема передачи от 06.10.2009 лесной участок был передан арендатору.
Приложениями N 2, 3, 4, 6 к договору определены характеристика лесного участка, средние таксационные показатели насаждений лесного участка, объемы использования лесов на участке, размер и сроки внесения арендной платы, объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом участке.
20.12.2010 приказом департамента N 01-04-182 утверждено положительное заключение экспертизы проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок.
29.10.2013 сторонами заключено дополнительное соглашение к договору на основании проведенного лесоустройства на арендованном лесном участке.
Дополнительным соглашением от 29.10.2013 в договор внесены изменения, в том числе, в части арендной платы, характеристик лесного участка, средних таксационных показателей насаждений лесного участка, объемов использования лесов на участке, размеров и сроков внесения арендной платы.
02.09.2015 департаментом вынесен приказ N 01-04-0323 "О внесении изменений в приказ Департамента от 20.12.2010", в соответствии с которым положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок, предоставленный Пиминову А.А., утвержденное приказом департамента от 20.12.2010, признано недействительным.
В обоснование требования о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 06.10.2009 N 2: в раздел 2, пункт 3.4, приложения N 2, 3, 4, 4.1, 5, 6 к договору департамент указал на следующие обстоятельства.
Дополнительным соглашением к договору от 29.10.2013, заключенным на основании проведенного лесоустройства на арендованном лесном участке, стороны увеличили объем ежегодно заготавливаемой древесины (привели в соответствие с проектом освоения лесов), в связи с чем увеличили ежегодный размер арендной платы.
В связи с тем, что арендатор продолжал оплачивать ежегодную арендную плату, установленную договором аренды, т.е. за объем 2,6 тыс. м3, а заготовку продолжал осуществлять в пределах объема, предусмотренного проектом освоения лесов, с целью предотвращения дальнейшего причинения Российской Федерации убытков и недопущения нарушения основного принципа лесного законодательства, предусмотренного пунктом 11 статьи 1 ЛК РФ (платность использования лесов), департаментом издан приказ от 02.09.2015 N 01-04-0323, согласно которому положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов на проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный ИП Пиминову А.А. по договору аренды, признан недействительным.
Департамент считает, что согласно общим правилам принятия, вступления в силу и распространения действия правовых актов (в частности не имеющих нормативный характер), приказ от 02.09.2015 N 01-04-0323 прекратил действие положительного заключения к проекту освоения лесов на будущее, т.е. исключил возможность арендатору использовать лесной участок, начиная с 03.09.2015 и до подготовки соответствующего проекта освоения лесов и получения положительного заключения на него.
Указанный приказ не распространяет и не может распространять свое действие на прошлое, т.е. на свершившиеся права и обязанности сторон по договору (2011-2015 годы).
В настоящее время предпринимателем подготовлен новый проект освоения лесов на предоставленный в аренду лесной участок и ведется работа по получению положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов, т.е. использование лесного участка в 2016 году продолжится в объемах, предусмотренных указанным проектом, после получения положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов.
В соответствии с частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса РФ изменения установленные подготовленным арендатором проектом освоения лесов (характеристик лесных насаждений, таксационных показателей, объемов ежегодно заготавливаемой древесины, размера ежегодной арендной платы, объемов и сроков исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке), в дальнейшем будут внесены сторонами в договор аренды на 2016 год и последующие годы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходя из установленного законом запрета внесения сторонами изменения в условие о размере арендной платы договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области на основании нижеследующего.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом.
Частью 1, 2 статья 74 ЛК РФ (в действующей редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Частью 2 (в редакции от 17.07.2009, действующей на дату заключения договора аренды лесного участка от 06.10.2009) статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.


Введенная Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 ЛК РФ часть 2.1 содержала положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", вступившим в силу 01.10.2015, глава 6 ЛК РФ дополнена статьей 74.1, в соответствии с частью 1 которой изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса (ч. 2 статьи 74.1 ЛК РФ).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Из приведенных норм права следует, что ЛК РФ был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка: по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 года N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, системное толкование указанных положений ЛК РФ позволяет сделать вывод о том, что закон не допускал на момент заключения сторонами договора аренды лесного участка от 06.10.2009 N 23, дополнительного соглашения от 29.10.2013 к договору возможность изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора.
Изменение сторонами договора аренды его условия о размере арендной платы со ссылкой на наличие такой возможности, содержащейся в статье 421 ГК РФ, противоречило установленному специальной нормой - частью 2 статьи 74 ЛК РФ, устанавливающей прямой запрет на изменение условий договора аренды.
В силу наличия этой специальной нормы, о неприменении гражданского законодательства в части условий и оснований изменения договора аренды лесного участка по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора указано в определении ВАС РФ от 12.01.2015 по делу N 301-ЭС14-448.
Положения части 3 статьи 74.1 ЛК РФ предоставили сторонам право на изменение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Количественные и качественные характеристики лесного участка определяются проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертизы, которым определятся ежегодный объем изъятия лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке: набор лесосек, отведенных в рубку, категории рубок, преобладающие породы.
В обоснование заявленного требования о внесении изменений в договор аренды лесного участка в связи с существенными изменениями количественных и качественных характеристик арендуемого предпринимателем лесного участка департамент ссылался на проект освоения лесов на арендуемый лесной участок от 20.12.2010, получивший положительное заключение экспертизы, и новый проект освоения лесов на арендуемый лесной участок.
Вместе с тем, материалами дела установлено и не оспаривалось самим истцом, что приказом департамента 02.09.2015 N 01-04-0323 "О внесении изменений в приказ департамента от 20.12.2010" положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок, предоставленный Пиминову А.А., утвержденное приказом департамента от 20.12.2010, признано недействительным, новый проект освоения лесов на арендуемый лесной участок не получил положительное заключение экспертизы.
Ввиду отсутствия документов, подтверждающих существенное изменение количественных и качественных характеристик арендуемого предпринимателем лесного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для изменения договора аренды лесного участка не имеется, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленного департаментом иска.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей взысканию с последнего не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.04.2016 по делу N А62-419/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Ю.А.ВОЛКОВА
Судьи
О.Г.ТУЧКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)