Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2015 N 11АП-14152/2015, 11АП-14154/2015 ПО ДЕЛУ N А55-6901/2015

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2015 г. по делу N А55-6901/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Николаевой С.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лариной Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08-15 декабря 2015 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционные жалобы Администрации городского округа Самара и общества с ограниченной ответственностью "Торговое обслуживание",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2015 года, принятое по делу N А55-6901/2015, судья Рысаева С.Г.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Торговое обслуживание" (ОГРН 1046300901701 ИНН 6319107422), г. Самара,
к Администрации городского округа Самара (ОГРН 1026300967417), г. Самара,
о взыскании неосновательного обогащения 559 027 руб. 83 коп.,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика:
- Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
- Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
с участием в судебном заседании:
от истца - до и после перерыва представитель Татаренков Р.В., доверенность от 15.05.2015 г.,
от ответчика - до перерыва - представитель Монахова Е.В., доверенность от 19.10.2015 г., после перерыва - представитель Ильина А.М., доверенность от 31.07.2015 г.,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - до перерыва представитель Монахова Е.В., доверенность от 13.01.2015 г., после перерыва - представитель Ильина А.М., доверенность от 13.01.2015 г.,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Торговое обслуживание" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области о взыскании неосновательного обогащения в размере 364 490 руб. 97 коп.
Требование истца обосновано тем, что обществом при оплате арендной платы по договору аренды земельного участка N 2044а-2011/2015 от 29.11.2011 г. в период с 25.03.2012 г. по 12.02.2015 г. осуществлена оплата пользования земельным участком в размере, превышающим размер арендной платы на указанную выше сумму.
Требования истца обоснованы положениями статей 1102 и 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявлением от 11.08.2015 г. истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил взыскать сумму неосновательного обогащения 559 027 руб. 83 коп.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 26.05.2015 г. в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2015 г. в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика - Министерство имущественных отношений Самарской области его правопреемником Администрацией городского округа Самара, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство имущественных отношений Самарской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Министерство имущественных отношений Самарской области в отзыве на иск просило в удовлетворении иска отказать, указало на правильность расчета арендной платы, уплаченной истцом по договору, отметило, что при расчете размера арендной платы удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка применялся в размере 9935,98 руб. (в 2012 и 2013 гг.) - на основании постановления Правительства Самарской области от 03.07.2003 г. N 254 и в размере 10792,38 руб. (в 2014 и 2015 гг.) - на основании постановления Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. N 610. Правильность указанного расчета обусловлена положениями пункта 1 Методики определения размера арендной платы, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области N 308 от 06.08.2008 г. Кроме того Министерство указало. что полномочия администратора по принятию решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет осуществляются с обязательным соблюдением досудебного урегулирования спора, предусмотренного статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Администрация городского округа Самара в отзыве на иск указала на правильность расчета размера арендной платы, установленного Министерством имущественных отношений Самарской области, указала на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора (в порядке статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и просит отказать в удовлетворении иска.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2015 года иск удовлетворен частично.
С муниципального образования городской округ Самара за счет казны муниципального образования городской округ Самара в лице Администрации городского округа Самара в пользу ООО "Торговое обслуживание" взыскано неосновательное обогащение 192 941 руб. 65 коп., расходы по оплате госпошлины 4894,23 руб.
В остальной части в иске отказано.
С ООО "Торговое обслуживание" в доход федерального бюджета взыскана госпошлина 3890,55 руб.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Торговое обслуживание" и Администрация городского округа Самара обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
ООО "Торговое обслуживание" просит решение суда отменить и удовлетворить иск в полном объеме, полагая, что решение суда принято с нарушением норм материального права. При этом истец оспаривает применение в деле пункта 1 Методики определения размера арендной платы в части применения при расчете размера арендной платы СКАД по состоянию на 1 января расчетного кода, т. к. указанная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2013 г., между тем правоотношения истца по поводу договора аренды возникли с 29.11.2011 г. Применение измененной методики по действующему договору истец полагает противоречащим принципу предсказуемости арендной платы, установленному постановлением Правительства Самарской области от 16.07.2009 г. N 582.
Администрация городского округа Самара в жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, указав, что Администрация является правопреемником Министерства по рассматриваемым правоотношениям только с 01.03.2015 г., а требования о взыскании неосновательного обогащения истцом заявлено за период с 25.03.2012 г. по 12.02.2015 г., также ответчик полагает, что поскольку орган муниципального управления освобожден от уплаты госпошлины решение суда неправомерно и в части взыскания с него в пользу истца расходов по уплате госпошлины.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 г. в соответствии с положениями статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела было отложено и назначено на 08.12.2015 г. в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных расчетов и обоснования своей позиции.
В судебном заседании 08.12.2015 г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 15.12.2015 г. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Министерства имущественных отношений Самарской области, которое о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции было уведомлено надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечило.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необходимости изменения судебного акта по следующим основаниям.
29.11.2011 г. Министерство имущественных отношений Самарской области (арендодатель) и ООО "Торговое обслуживание" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством N 2044а-2011/2015, по условиям которого на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.08.2011 г. N 2536 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 62,50 кв. м, отнесенный к категории земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 63:01:0816006:539, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Самарская, д. 34, под временным павильоном для реализации продовольственной группы товаров в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. На земельном участке расположен принадлежащий арендатору временный некапитальный объект (движимое имущество) - временный павильон (договор купли-продажи от 04.09.2010 г.).
Установленный пунктами 2.1 и 2.2 договора срок аренды - с 01.01.2011 г. по 30.12.2015 г.
В соответствии с пунктом 3.1 договора размер арендной платы за участок составляет 720 465 руб. 30 коп. в год, при этом в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. размер арендной платы составляет 605 089 руб. 98 коп. в год. Размер арендной платы определяется сторонами согласно приложению N 2 (расчет арендной платы) к договору.
В силу пункта 3.3 договора арендатор согласен с односторонним пересмотром размера арендной платы арендодателем на основании правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления с даты, указанной в правовом акте, при условии направления арендодателем арендатору письменного уведомления об изменении размера арендной платы.
В соответствии с пунктом 3.4 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями до истечении 10 дня начала следующего квартала, а за четвертый квартал - не позднее 25 ноября текущего года.
Обусловленный договором земельный участок передан арендодателем арендатору по акту приема - передачи от 29.11.2011 г.
Государственная регистрация договора осуществлена 29.12.2011 г.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 22.12.2014 г. указанный земельный участок был приобретен истцом в собственность, государственная регистрация перехода права собственности осуществлена 12.02.2015 г.
В доказательство осуществления платы за пользование земельным участком истцом представлены платежные поручения:
- - от 02.04.2012 г. N 94 на сумму 180 116 руб. (арендная плата за 1 квартал 2012 г.);
- - от 09.07.2012 г. N 216 на сумму 180 116 руб. (арендная плата за 2 квартал 2012 г.);
- - от 09.10.2012 г. N 342 на сумму 180 116 руб. (арендная плата за 3 квартал 2012 г.);
- - от 09.01.2013 г. N 1 на сумму 180 116 руб. (арендная плата за 4 квартал 2012 г.);
- - от 04.04.2012 г. N 85 на сумму 180 116 руб. (арендная плата за 1 квартал 2013 г.);
- - от 02.07.2013 г. N 196 на сумму 180 116 руб. (арендная плата за 2 квартал 2013 г.);
- - от 10.10.2013 г. N 327 на сумму 19 676, 85 руб. (арендная плата за 3 квартал 2013 г.);
- - от 15.11.2013 г. N 372 на сумму 137 412, 08 руб. (арендная плата за 4 квартал 2013 г.);
- - от 10.04.2014 г. N 97 на сумму 137 412, 08 руб. (арендная плата за 1 квартал 2014 г.);
- - от 30.06.2014 г. N 186 на сумму 137 412, 08 руб. (арендная плата за 2 квартал 2014 г.);
- - от 08.10.2014 г. N 288 на сумму 137 412, 08 руб. (арендная плата за 3 квартал 2014 г.);
- - от 14.11.2014 г. N 324 на сумму 137 412, 08 руб. (арендная плата за 4 квартал 2014 г.);
- - от 01.12.2014 г. N 339 на сумму 26 000 руб. (арендная плата);
- - от 04.12.2014 г. N 355 на сумму 104 918, 59 руб. (арендная плата).
Таким образом всего за период с 01.01.2012 г. по 12.02.2015 г. истцом оплачены арендные платежи в размере 1 918 351 руб. 84 коп.
В анализируемом периоде размер арендной платы, подлежащей уплате истцом за пользование земельным участком определялся условиями договора, а также положениями Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области".
Указанным постановлением утверждена Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством" (приложение N 1 к Порядку), в соответствии с которым в 2012 г. размер арендной платы в год за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством, рассчитывается по формуле Ап = А x S, где:
- А - размер арендной платы за единицу площади земельного участка в год, руб./год;
- S - площадь земельного участка в соответствующих единицах измерения площади земельного участка (кв. м, га).
Размер арендной платы за единицу площади земельного участка в год рассчитывается по формуле А = Скад x Ка x Кв x Кпр x Ки, где:
- Скад - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка;
- Ка - коэффициент категории арендатора, определяемый в соответствии с таблицей N 1;
- Кв - коэффициент вида использования земельного участка, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального образования. Коэффициент вида использования земельных участков, расположенных на территории городского округа Самара, определяется в соответствии с таблицей N 2;
- Кпр - коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального образования. Коэффициент приближенности к культурно-административному центру муниципального образования для земельных участков, расположенных на территории городского округа Самара, определяется в соответствии с таблицей N 3;
- Ки - коэффициент инфляции расчетного года, определяемый исходя из максимального уровня инфляции (потребительских цен), устанавливаемого в рамках прогноза социально-экономического развития Самарской области. Коэффициент инфляции на расчетный год определяется как произведение соответствующих максимальных планируемых ежегодных показателей инфляции (индекс потребительских цен, декабрь к декабрю). Коэффициент инфляции расчетного года определяется как произведение соответствующих максимальных планируемых ежегодных показателей инфляции начиная с года утверждения государственной кадастровой оценки для соответствующей категории земель до расчетного года.
Ки рассчитывается по формуле Ки = при1 x Пиi x Пир, где:
- при1 = 1 - показатель инфляции года утверждения кадастровой стоимости земель в Самарской области;
- Пиi - максимальный планируемый показатель инфляции первого года, следующего за годом утверждения кадастровой стоимости земель Самарской области;
- Пир - максимальный планируемый показатель инфляции расчетного года.
В период с 25.03.2012 г. по 31.12.2012 г. Скад определялся на основании постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 в размере 10689,82 руб./кв. м, площадь земельного участка 62,50 кв. м, коэффициент категории арендатора (Ка) - 1, коэффициент вида использования (Кв) - 0,6, коэффициент приближенности земельного участка к административно-деловому центру (Кпр) - 1, коэффициент инфляции (Ки) - 1,085 х 1,065 х 1,065 х 1,06.
Соответственно размер арендной платы в год определяется как произведение указанных показателей и коэффициентов 10689,82 х 62,50 х 1 х 0,6 х 1 х 1,085 х 1,065 х 1,065 х 1,06 = 522 921 руб. 48 коп.
Принимая во внимание, что договором предусмотрена поквартальная оплата арендных платежей, за 1-й квартал 2012 г. арендная плата подлежала оплате в срок до 10.04.2012 г. вся годовая арендная плата подлежала внесению в спорном периоде (с 25.03.2012 г.). Соответственно за период с 25.03.2012 г. по 31.12.2012 г. арендатору надлежало оплатить арендные платежи в размере 522 921 руб. 48 коп.
Постановлением Правительства Самарской области от 31.07.2013 г. N 358 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области" в постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области" были внесены изменения, при этом установлено, что при определении размера арендной платы за земельные участки, относящиеся к категории населенных пунктов, значение Скад определяется по состоянию на 1 января расчетного года, при этом в силу пункта 5 указанного постановления свое действие оно распространяет на правоотношения, возникшие с 01.01.2013 г.
Истец полагает, что поскольку договор им заключен ранее указанной даты (01.01.2013 г.), то изменения, внесенные в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 31.07.2013 г. N 358 не могут быть применены к правоотношениям, возникшим между истцом и ответчиком на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством N 2044а-2011/2015.
Между тем указанная позиция истца ошибочная и противоречит действующему законодательству.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 г. N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам. Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
В соответствии с согласованными сторонами условиями договора аренды размер арендной платы определен сторонами на основании Методики, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308.
Постановлением N 358 от 31.07.2013 г. в указанную Методику были внесены изменения, срок их действия установлен с 01.01.2013 г., действие ранней редакции указанной Методики прекращено с данной даты.
В силу этого утверждения истца о нарушении судом принципа предсказуемости определения размера арендной платы несостоятельны, а применение при расчете размера арендной платы на 2013-2015 гг. арендной платы с учетом внесенных постановлением N 358 изменений соответствует действующему законодательству.
В период с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. Скад определялся на основании постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 в размере 10689,82 руб./кв. м, площадь земельного участка 62,50 кв. м, коэффициент категории арендатора (Ка) - 1, коэффициент вида использования (Кв) - 0,6, коэффициент приближенности земельного участка к административно-деловому центру (Кпр) - 1, коэффициент инфляции (Ки) - 1,085 х 1,065 х 1,065 х 1,06 х 1,055.
Соответственно размер арендной платы в год определяется как произведение указанных показателей и коэффициентов 10689,82 х 62,50 х 1 х 0,6 х 1 х 1,085 х 1,065 х 1,065 х 1,06 х 1,055 = 551 682 руб. 16 коп.
Соответственно за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. арендатору надлежало оплатить арендные платежи в размере 551 682 руб. 16 коп.
В период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. Скад определялся на основании постановления Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. N 610 в размере 10792,38 руб./кв. м, площадь земельного участка 62,50 кв. м, коэффициент категории арендатора (Ка) - 1, коэффициент вида использования (Кв) - 0,6, коэффициент приближенности земельного участка к административно-деловому центру (Кпр) - 1, коэффициент инфляции (Ки) - 1,05.
Соответственно размер арендной платы в год определяется как произведение указанных показателей и коэффициентов 10792,38 х 62,50 х 1 х 0,6 х 1 х 1,05 = 424 949 руб. 96 коп.
Соответственно за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. арендатору надлежало оплатить арендные платежи в размере 424 949 руб. 96 коп.
В период с 01.01.2015 г. Скад определялся на основании постановления Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. N 610 в размере 10792,38 руб./кв. м, площадь земельного участка 62,50 кв. м, коэффициент категории арендатора (Ка) - 1, коэффициент вида использования (Кв) - 0,6, коэффициент приближенности земельного участка к административно-деловому центру (Кпр) - 1, коэффициент инфляции (Ки) - 1,05 х 1,055.
Соответственно размер арендной платы в год определяется как произведение указанных показателей и коэффициентов 10792,38 х 62,50 х 1 х 0,6 х 1 х 1,05 х 1,055 = 448 322 руб. 21 коп. (в квартал - 112 080 руб. 55 коп.).
Соответственно за период с 01.01.2015 г. по 12.02.2015 г. арендатору надлежало оплатить арендные платежи в размере 53 549 руб. 60 коп.
Таким образом, общая сумма арендных платежей, подлежавших уплате в спорном периоде составила: 522921,48 + 551628,16 + 424949,96 + 53549,60 = 1 553 049 руб. 20 коп.
Поскольку истцом оплачена сумма 1 918 351 руб. 84 коп. разница (1918351,84-1553049,20=365302,64) является неосновательным обогащением ответчика и подлежит взысканию с него в пользу истца.
Остальные доводы заявителей апелляционных жалоб признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и отклоняются по следующим мотивам.
Истец в своих расчетах настаивает на применение в период с 25.02.2013 г. по 24.11.2013 г. Скад 6104,23 руб., ссылаясь на постановление Правительства Самарской области от 22.01.2013 г. N 9 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов", установившего указанный удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в данном размере.
Однако, как указано выше в соответствии с утвержденным Порядком определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области (постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308) при определении размера арендной платы за земельные участки, относящиеся к категории населенных пунктов, значение Скад определяется по состоянию на 1 января расчетного года, при этом в силу пункта 5 указанного постановления свое действие оно распространяет на правоотношения, возникшие с 01.01.2013 г.
Поскольку указанная норма в установленном порядке не оспорена, оснований не применять ее в настоящем деле не имеется, а утверждения истца в данной части являются несостоятельными.
Администрация городского округа Самара в апелляционной жалобе указала, что при расчете арендной платы за 2012 и 2013 год не подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка, установленная постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473, поскольку в кадастровом паспорте арендованного земельного участка содержатся сведения об установлении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 03.07.2003 г. N 254 (9935,98 руб.). Однако указанное утверждение ответчика не основано на законе. По состоянию на 01.01.2012 г. и на 01.01.2013 г. кадастровая стоимость земельного участка и соответственно удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка были установлены в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 и вступили в действие 21.12.2008 г., а поэтому с указанной даты постановление Правительства Самарской области от 03.07.2003 г. N 254 для целей определения размера арендной платы в настоящем деле применению не подлежало.
Утверждения ответчика о необоснованности производства замены ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области на Администрацию городского округа Самара противоречат позиции ответчика по аналогичным делам, кроме того в силу перераспределения государственных полномочий права по распоряжению с 01.03.2015 г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Администрации городского округа Самара. Являясь уполномоченным органом по распоряжению указанными земельными участками в предшествующий период Министерство поступившие платежи перечисляло в соответствующие бюджеты, в т.ч. в бюджет муниципального образования.
Таким образом доводы ответчика о том, что он не является надлежащим ответчиком в рассматриваемом деле признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Вопреки необоснованным суждениям ответчика суд не взыскал с Администрации городского округа Самара государственную пошлину, как правильно указал ответчик в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации он освобожден от уплаты государственной пошлины. В то же время данное обстоятельство не освобождает Администрация городского округа Самара от обязанности в силу положений части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации компенсировать истцу понесенные им судебные расходы (в том числе в виде уплаченной госпошлины) пропорционально размеру удовлетворенных требований.
В силу указанного решение суда первой инстанции подлежит изменению, апелляционная жалоба истца подлежит частичному удовлетворению, а жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2015 года, принятое по делу N А55-6901/2015, изменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с муниципального образования городской округ Самара за счет казны муниципального образования городской округ Самара в лице Администрации городского округа Самара в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговое обслуживание" 365 302 руб. 64 коп. неосновательного обогащения за период с 25.03.2012 г. по 12.02.2015 г., а также расходы по госпошлине за подачу искового заявления в сумме 9 266 руб. 44 коп., расходы по госпошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 828 руб. 22 коп.
В остальной части в удовлетворении иска - отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Торговое обслуживание" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 3 890 руб. 55 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)