Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 03.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-2473/2017

Требование: О возложении обязанности предоставить по договору найма благоустроенное жилое помещение.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является лицом, признанным в установленном порядке оставшимся без попечения родителей и имеющим право на обеспечение жилым помещением, включен в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2017 г. по делу N 33-2473/2017


Судья Горохов М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутии) в составе:
председательствующего судьи Матвеевой М.К.
судей Никодимова А.В. Сыреновой С.Н.
при секретаре С.Л.
с участием прокурора Петровой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика МО "Ленский район" РС (Я) О. на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2017 года по делу по иску прокурора к муниципальному образованию "Ленский район" о возложении обязанности предоставить С.С. по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам применительно к условиям г. Ленска, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковое заявление удовлетворить полностью.
Возложить на администрацию муниципального образования "Ленский район" обязанность предоставить С.С. по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам применительно к условиям г. Ленска, общей площадью от 24 до 38 квадратных метров.
Заслушав доклад судьи Матвеевой М.К., заключение прокурора Петровой И.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора Ленского района в интересах С.С. обратился в суд с иском к муниципальному образованию "Ленский район" с требованиями обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. С.С. является лицом, признанным в установленном порядке оставшимся без попечения родителей и имеющим право на обеспечение жилым помещением, включен в Реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика МО "Ленский район" РС (Я) О., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить. Указывает, что заключено соглашение между Министерством архитектуры и строительного комплекса РС (Я) и ответчиком о предоставлении в 2016 г. субвенции из государственного бюджета РС (Я) бюджету МО "Ленский район" на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 3 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ; в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет; предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, С.С., _______ года рождения включен в Реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приказом Министерства образования РС (Я) от _______.
С.С. с 2008 г. проживает в г. Ленске у ******** К., являвшейся его попечителем, другого жилого помещения на каком-либо праве не имеет. Жилое помещение принадлежит К. на праве собственности.
Также судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик не оспаривает факт нуждаемости истца в жилом помещении муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени истец жильем не обеспечен.
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в полном объеме - возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения из муниципального специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
При этом отсутствие либо недостаточность соответствующих субвенций для реализации полномочий по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования истца являться не может.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, сроков строительства (приобретения) жилья и т.п.
Также несостоятельными находит судебная коллегия и иные доводы апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права, вместе с тем, сводятся к доводам изложенным в обоснование непризнания иска и судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленского районного суда РС (Я) от 25 апреля 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
М.К.МАТВЕЕВА

Судьи
А.В.НИКОДИМОВ
С.Н.СЫРЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)