Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.04.2016 ПО ДЕЛУ N 33-4433/2016

Требование: О возложении обязанности по предоставлению жилья.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец считает, что гражданин имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, и в соответствии с действующим законодательством обладает правом на получение жилой площади по установленным нормам.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. по делу N 33-4433


Судья Бояндина Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Кириенко Е.В. и Панковой Т.В., при секретаре О., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 03 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Обязать Правительство Пермского края предоставить Ш.Е. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв. м на территории г. Перми Пермского края.
В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу отдел по Юсьвинскому району, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., пояснения прокурора Зелениной М.В., истицы Ш.Е., судебная коллегия
установила:

Прокурор Юсьвинского района обратился в суд в интересах Ш.Е. с иском о возложении обязанности по предоставлению жилья, мотивировав требования тем, что Ш.Е., /дата рождения/, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством обладает правом на получение жилой площади по установленным нормам. Ее мать Ш. умерла, отец записан со слов матери, что подтверждается свидетельством о смерти и справкой формы N 25 от 02 августа 2011 года, выданной отделом ЗАГС Юсьвинского района. На основании Постановления отдела образования администрации Юсьвинского района от 19 июня 2006 года N 5 над Ш.Е. установлена опека, жилое помещение за ней не закреплялось. Ш.Е. поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет. Прокурор просил обязать Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Территориальное управление Министерства соцразвития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу Отдел по Юсьвинскому району предоставить Ш.Е. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Перми, общей площадью не менее 33 квадратных метров, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Судом постановлено приведенное выше решение, об изменении которого в части определения места предоставления жилого помещения в черте г. Перми, просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края в лице представителя. Ссылаясь на положения на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указывает, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Ш.Е. на предоставление жилья в черте город Перми не основано на действующем законодательстве.
В письменных возражениях, прокурор, участвующий в деле, указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании прокурор Зеленина М.В., поддержав письменный отзыв на апелляционную жалобу, просит судебное решение оставить без изменения.
Истица Ш.Е. в судебном заседании также просит судебное решение оставить без изменений.
Представители ответчиков, третьего лица в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в деле расписками. Представители Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу отдела по Юсьвинскому району направили заявления с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие. В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений (в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены либо изменения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Ш.Е., /дата рождения/, как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. При этом судом принято во внимание, что Ш.Е. состоит в очереди на получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права пользования каким-либо жилым помещением не имеет, постоянно проживает и работает в г. Перми.
Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений данной категории лиц, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Ш.Е. вправе претендовать на предоставление ей для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что на дату вынесения решения, истец жилым помещением не обеспечена, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения и состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, достигла возраста 18 лет.
Довод апелляционной жалобы Правительство Пермского края о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Ш.Е. на предоставление жилья территорией города Перми не основано на действующем законодательстве, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный, поскольку основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из смысла указанных правовых норм следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление. Местом жительства Ш.Е. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является г. Пермь, где она проживает с 2008 года в съемном жилом помещении, имеет постоянное место работы, что стороной ответчиков не опровергнуто. Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Ш.Е. жилого помещения в границах города Перми требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом вышеприведенного, судебная коллегия полагает, что судом при разрешении заявленных исковых требований правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, на основании которых суд постановил законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:

Решение Кудымкарского городского суда Пермского края (постоянное присутствие в с. Юсьва) от 03 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)