Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Юдкина А.А., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В., с участием:
от заявителя - Тибилов К.О., доверенность от 20.03.2009 г. N 3,
от ответчика - Зарифов И.Р., доверенность от 11.01.2009 г. N 12-03,
от третьих лиц:
- Департамента лесного хозяйства Самарской области - Малышев И.А., доверенность от 14.01.2009 г. N 06-09/108,
- Министерства имущественных отношений Самарской области - Филюк Е.В., доверенность от 22.12.2008 г. N 506,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2009 г., в зале N 7, дело N А55-16736/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тополек"
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области
третьи лица:
Департамент лесного хозяйства Самарской области,
Министерство имущественных отношений Самарской области
о признании недействительными отказов и об обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тополек" (далее - заявитель, ООО "Тополек", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - ответчик, УФРС по Самарской области) о признании недействительными:
- отказа, изложенного в сообщении от 08.09.2008 г. N 01/165/2008-285, в государственной регистрации договора аренды от 30.04.2008 г. N 156/12 на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 0,20 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
- отказа, изложенного в сообщении от 08.09.2008 г. N 01/165/2008-293, в государственной регистрации договора аренды от 30.04.2008 г. N 248/12 на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 0,25 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
- отказа, изложенного в сообщении от 08.09.2008 г. N 01/165/2008-298, в государственной регистрации договора аренды от 30.04.2008 г. N 249/12 на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 1,04 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
- об обязании ответчика осуществить государственную регистрацию:
- договора аренды от 30.04.2008 г. N 156/12, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ООО "Тополек", на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 0,20 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
- договора аренды от 30.04.2008 г. N 248/12, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ООО "Тополек", на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 0,25 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
- договора аренды от 30.04.2008 г. N 249/12, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ООО "Тополек", на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 1,04 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26.
Департамент лесного хозяйства Самарской области привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда первой инстанции от 28 января 2009 г. заявление ООО "Тополек" удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2009 года решение суда первой инстанции от 28 января 2009 года отменено по п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ как принятое судом о правах и обязанностях Министерства имущественных отношений Самарской области, не привлеченного к участию в деле.
Судом апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство УФРС по Самарской области о привлечении Министерства имущественных отношений по Самарской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в соответствии с ч. 5 ст. 270 АПК РФ.
В ходе судебного заседания представитель ООО "Тополек" поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, и просил их удовлетворить.
Представитель УФРС по Самарской области просил в удовлетворении заявления отказать. Считает, что у ответчика имелись законные основания для отказа в регистрации вышеуказанных договоров аренды лесных участков. Кроме того, указывает, что Департамент лесного хозяйства по Самарской области является неуполномоченным лицом по сдаче в аренду указанных лесных участков.
Представитель Департамента лесного хозяйства по Самарской области просил заявление ООО "Тополек" удовлетворить. Считает, что Департамент лесного хозяйства являлся уполномоченным органом по заключению представленных на государственную регистрацию договоров аренды лесных участков.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области поддержал позицию УФРС по Самарской области, просил в удовлетворении заявления ООО "Тополек" отказать.
Из материалов дела следует, что 23.07.2008 г. ООО "Тополек" обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации заключенных 30.04.2008 г. Обществом с Департаментом лесного хозяйства Самарской области договоров N 156/12, N 248/12, N 249/12 аренды лесных участков, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарское лесничество, квартал N 26 (т. 1 л.д. 96, 110, 122).
08.09.2008 г. УФРС по Самарской области сообщениями N N 01/165/2008-285, 01/165/2008-293, 01/165/2008-298 отказало в государственной регистрации указанных договоров аренды на основании абзацев 4 и 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме не соответствуют требованиям действующего законодательства, и не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (кадастровые паспорта объектов недвижимости) (т. 1 л.д. 104-109, 117-121, 130-135).
Мотивами отказов в государственной регистрации договоров аренды лесных участков послужили следующие основания:
- - государственная регистрация заявлена на иной вид недвижимого имущества (земельный участок), чем тот, который являлся предметом договора (лесной участок) (т. 1 л.д. 104-109);
- - наличие противоречивых сведений о категории земельных участков и видах разрешенного использования в предоставленных кадастровых планах земельных участков ("земли поселений", "для культурно-оздоровительных целей") и договорах аренды лесных участков, выписках из протоколов ("земли лесного фонда", "для осуществления рекреационной деятельности");
- - отсутствие регистрации права федеральной собственности на лесные участки категории "лесной фонд".
Считая отказы УФРС по Самарской области в государственной регистрации незаконными и нарушающими права и законные интересы, ООО "Тополек" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, п. 5 ст. 2, п. 3 ст. 20 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа от государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Основания для отказа в государственной регистрации прав установлены ст. 20 Закона о государственной регистрации, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно настоящей статье в государственной регистрации может быть отказано, в том числе, в случае если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Довод регистрирующее органа, со ссылкой на п. 21 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ним, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 19.11.2007 г. N 255, о том, что государственная регистрация заявлена на иной вид недвижимого имущества, что послужило основанием отказа в государственной регистрации, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным.
Судом установлено, что в заявлениях о государственной регистрации договоров аренды в качестве объекта регистрации действительно указан "земельный участок", а не "лесной участок".
Между тем из представленных на регистрацию документов (договоров аренды лесных участков, протоколов о результатах лесных конкурсов) однозначно следует, что заявитель обратился в государственный орган за регистрацией договоров аренды лесных участков.
Более того, положения ст. 7 Лесного кодекса РФ дают понятие лесного участка, как земельного участка, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что наличие указанного несоответствия не может служить правомерным основанием для отказа в совершении регистрационного действия.
Из материалов дела также следует, что во исполнение распоряжения Губернатора Самарской области от 04.01.2003 г. N 2-р "О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда" и распоряжения Правительства Самарской области от 25.10.2004 г. N 158-р "О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда" 14.03.2003 г. и 23.12.2004 г. проведены лесные конкурсы на приобретение права аренды участков лесного фонда, расположенных в 26 квартале Самарского лесничества Самарского лесхоза, площадью 0,20 га, 0,25 га и 1,04 га.
Согласно протоколам о результатах лесных конкурсов от 14.03.2003 г. и 23.12.2004 г. ООО "Тополек" признано победителем указанных лесных конкурсов и выиграло право аренды вышеуказанных участков лесного фонда для использования их в культурно-оздоровительных целях на срок 10 лет (т. 1 л.д. л.д. 57-59).
По результатам лесных конкурсов 14.03.2003 г. и 23.12.2004 г. между Самарским лесхозом и ООО "Тополек" заключены договоры аренды участков лесного фонда в квартале 26 Самарского лесничества Самарского лесхоза и произведена их передача по акту приема - передачи от 20.03.2003 г. и 23.12.2004 г. (т. 1 л.д. 32, 41, 50).
Поскольку договоры были заключены 20.03.2003 г. и 23.12.2004 г., то к ним применяются положения Лесного кодекса РФ 1997 г.
Статья 80 Лесного кодекса РФ 1997 г. определяет виды лесопользования, которые могут осуществляться в лесном фонде, в том числе, пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
В соответствии со ст. 123 Лесного кодекса РФ 1997 г. на участках лесного фонда, предоставленных для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах. Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства.
В заключенных 20.03.2003 г. и 23.12.2004 г. договорах аренды участков лесного фонда содержится указание на предоставление их для культурно-оздоровительных целей, то есть в соответствии с видами лесопользования, предусмотренными Лесным кодексом 1997 г.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявителем на государственную регистрацию представлены кадастровые планы земельных участков N N 01-4-8/05-27490 (площадью 10400 кв. м), 01-4-8/05-27491 (площадью 2500 кв. м), N 01-4-8/05-27492 (2000 кв. м), расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, 26 квартал Самарского лесничества, с указанием разрешенного использования: для культурно-оздоровительных целей (т. 1 л.д. 60, 61, 62).
Данные кадастровые планы земельных участков изготовлены 12.12.2005 г., в связи с чем указанный в них вид разрешенного использования: для культурно-оздоровительных целей также соответствовал лесному законодательству, действовавшему на момент заключения договоров аренды участков лесного фонда.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что предоставленные ООО "Тополек" лесные участки, входящие в состав Самарского лесничества, расположены в черте города Самары, что позволяло отнести их к землям поселений.
Согласно п. 10 ст. 33 Закона о государственной регистрации кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что во всех представленных на государственную регистрацию документах совпадают указание адреса арендуемых участков, их кадастровые номера, площади, что позволяет однозначно определить, что и в договорах аренды лесных участков и в других документах речь идет об одних и тех же участках.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что наличие противоречивых сведений о категории земельных участков и видах разрешенного использования в предоставленных кадастровых планах земельных участков и договорах аренды лесных участков, выписках из протоколов, также не может являться основанием для отказа в регистрации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Лесной кодекс применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (далее - Вводный закон).
Согласно ч. 1, 2, 6 ст. 4 Вводного закона договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 01.01.2009 г. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Таким образом, ни новый Лесной кодекс РФ, ни Федеральный закон N 201-ФЗ не отменяют результаты ранее проведенных лесных конкурсов, а, напротив, устанавливают, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 01.01.2009 г.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 г. N 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса РФ, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных ч. 3 ст. 72 Лесного кодекса РФ.
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Согласно п. п. 1.1, п. 2.2.2. Положения о Департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2007 г., Департамент является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
Судом апелляционной инстанции установлено, и материалами дела подтверждается, что 30.04.2008 г. Департаментом лесного хозяйства Самарской области приняты решения о переоформлении договоров аренды участков лесного фонда, подписанных 20.03.2003 г. и 23.12.2004 г. между ООО "Тополек" и Самарским лесхозом на основании протоколов о результатах лесных конкурсов от 14.03.2003 г. и 23.12.2004 г., с указанием местоположения лесных участков: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26, и вида использования лесных участков в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ: для осуществления рекреационной деятельности (т. 1 л.д. 98, 112, 124).
На основании вышеуказанных решений 30.04.2008 г. между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ООО "Тополек" были заключены по установленной форме договоры аренды лесных участков N N 156/12, 248/12, 249/12, которые затем представлены заявителем на государственную регистрацию в УФРС по Самарской области 23.07.2008 г.
Довод УФРС по Самарской области о том, что представленные на государственные регистрацию договоры заключены неуполномоченным лицом - Департаментом лесного хозяйства Самарской области, подлежит отклонению.
В рассматриваемом случае заключение представленных на государственную регистрацию договоров аренды лесных участков явилось результатом переоформления ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда на основании протоколов о результатах лесных конкурсов в соответствии со ст. 4 Вводного закона.
В соответствии с п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В материалах дела отсутствуют данные об оспаривании или признании конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда, а также актов государственных органов, недействительными в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции находит несостоятельным довод УФРС по Самарской области о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные лесные участки является основанием для отказа в государственной регистрации договоров аренды.
Из материалов дела следует, что Департаментом лесного хозяйства Самарской области проведен государственный учет лесного участка в составе земель лесного фонда площадью 775 га по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 8, 17, 26, 35, 55, 72, 73, что подтверждается ланом лесного участка от 21.07.2008 г. N 06-09/1783 (т. 1 л.д. 145).
В нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ регистрирующий орган не представил доказательств отсутствия регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки площадью 2,0 га, 2,5 га и 1,04 га, расположенные в том же 26 квартале Самарского лесничества Самарской области, на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, на момент вынесения оспариваемых отказов в государственной регистрации договоров аренды лесных участков (08.09.2008 г.).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отказы УФРС по Самарской области в государственной регистрации договоров аренды лесных участков от 30.04.2008 г., изложенные в сообщениях от 08.09.2008 г. N N 01/165/2008-285, 01/165/2008-293, 01/165/2008-298, не соответствуют требованиям ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушают права и законные интересы Общества по дальнейшему использованию лесных участков.
С учетом изложенного заявление ООО "Тополек" подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ судебные расходы ООО "Тополек" по уплате госпошлины в размере 6 000 руб. подлежат возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176 - 177, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Тополек" удовлетворить.
Отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.09.2008 г. N 01/165/2008-285 договора аренды от 30.04.2008 г. N 156/12 лесного участка площадью 0,20 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26, признать недействительным.
Отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.09.2008 г. N 01/165/2008-293 договора аренды от 30.04.2008 г. N 248/12 лесного участка площадью 0,25 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26, признать недействительным.
Отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.09.2008 г. N 01/165/2008-298 договора аренды от 30.04.2008 г. N 249/12 лесного участка площадью 1,04 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26, признать недействительным.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и осуществить государственную регистрацию договора аренды от 30.04.2008 г. N 156/12 лесного участка площадью 0,20 га (кадастровый номер 63:01:03 03 001:0106), расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и осуществить государственную регистрацию договора аренды от 30.04.2008 г. N 248/12 лесного участка площадью 0,25 га (кадастровый номер 63:01:03 03 001:0105), расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и осуществить государственную регистрацию договора аренды от 30.04.2008 г. N 249/12 лесного участка площадью 1,04 га (кадастровый номер 63:01:03 03 001:0107), расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тополек" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
А.А.ЮДКИН
Т.С.ЗАСЫПКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2009 N 11АП-1583/2009 ПО ДЕЛУ N А55-16736/2008
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2009 г. по делу N А55-16736/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Юдкина А.А., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В., с участием:
от заявителя - Тибилов К.О., доверенность от 20.03.2009 г. N 3,
от ответчика - Зарифов И.Р., доверенность от 11.01.2009 г. N 12-03,
от третьих лиц:
- Департамента лесного хозяйства Самарской области - Малышев И.А., доверенность от 14.01.2009 г. N 06-09/108,
- Министерства имущественных отношений Самарской области - Филюк Е.В., доверенность от 22.12.2008 г. N 506,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2009 г., в зале N 7, дело N А55-16736/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тополек"
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области
третьи лица:
Департамент лесного хозяйства Самарской области,
Министерство имущественных отношений Самарской области
о признании недействительными отказов и об обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тополек" (далее - заявитель, ООО "Тополек", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - ответчик, УФРС по Самарской области) о признании недействительными:
- отказа, изложенного в сообщении от 08.09.2008 г. N 01/165/2008-285, в государственной регистрации договора аренды от 30.04.2008 г. N 156/12 на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 0,20 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
- отказа, изложенного в сообщении от 08.09.2008 г. N 01/165/2008-293, в государственной регистрации договора аренды от 30.04.2008 г. N 248/12 на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 0,25 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
- отказа, изложенного в сообщении от 08.09.2008 г. N 01/165/2008-298, в государственной регистрации договора аренды от 30.04.2008 г. N 249/12 на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 1,04 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
- об обязании ответчика осуществить государственную регистрацию:
- договора аренды от 30.04.2008 г. N 156/12, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ООО "Тополек", на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 0,20 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
- договора аренды от 30.04.2008 г. N 248/12, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ООО "Тополек", на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 0,25 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
- договора аренды от 30.04.2008 г. N 249/12, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ООО "Тополек", на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 1,04 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26.
Департамент лесного хозяйства Самарской области привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда первой инстанции от 28 января 2009 г. заявление ООО "Тополек" удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2009 года решение суда первой инстанции от 28 января 2009 года отменено по п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ как принятое судом о правах и обязанностях Министерства имущественных отношений Самарской области, не привлеченного к участию в деле.
Судом апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство УФРС по Самарской области о привлечении Министерства имущественных отношений по Самарской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в соответствии с ч. 5 ст. 270 АПК РФ.
В ходе судебного заседания представитель ООО "Тополек" поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, и просил их удовлетворить.
Представитель УФРС по Самарской области просил в удовлетворении заявления отказать. Считает, что у ответчика имелись законные основания для отказа в регистрации вышеуказанных договоров аренды лесных участков. Кроме того, указывает, что Департамент лесного хозяйства по Самарской области является неуполномоченным лицом по сдаче в аренду указанных лесных участков.
Представитель Департамента лесного хозяйства по Самарской области просил заявление ООО "Тополек" удовлетворить. Считает, что Департамент лесного хозяйства являлся уполномоченным органом по заключению представленных на государственную регистрацию договоров аренды лесных участков.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области поддержал позицию УФРС по Самарской области, просил в удовлетворении заявления ООО "Тополек" отказать.
Из материалов дела следует, что 23.07.2008 г. ООО "Тополек" обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации заключенных 30.04.2008 г. Обществом с Департаментом лесного хозяйства Самарской области договоров N 156/12, N 248/12, N 249/12 аренды лесных участков, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарское лесничество, квартал N 26 (т. 1 л.д. 96, 110, 122).
08.09.2008 г. УФРС по Самарской области сообщениями N N 01/165/2008-285, 01/165/2008-293, 01/165/2008-298 отказало в государственной регистрации указанных договоров аренды на основании абзацев 4 и 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме не соответствуют требованиям действующего законодательства, и не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (кадастровые паспорта объектов недвижимости) (т. 1 л.д. 104-109, 117-121, 130-135).
Мотивами отказов в государственной регистрации договоров аренды лесных участков послужили следующие основания:
- - государственная регистрация заявлена на иной вид недвижимого имущества (земельный участок), чем тот, который являлся предметом договора (лесной участок) (т. 1 л.д. 104-109);
- - наличие противоречивых сведений о категории земельных участков и видах разрешенного использования в предоставленных кадастровых планах земельных участков ("земли поселений", "для культурно-оздоровительных целей") и договорах аренды лесных участков, выписках из протоколов ("земли лесного фонда", "для осуществления рекреационной деятельности");
- - отсутствие регистрации права федеральной собственности на лесные участки категории "лесной фонд".
Считая отказы УФРС по Самарской области в государственной регистрации незаконными и нарушающими права и законные интересы, ООО "Тополек" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, п. 5 ст. 2, п. 3 ст. 20 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа от государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Основания для отказа в государственной регистрации прав установлены ст. 20 Закона о государственной регистрации, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно настоящей статье в государственной регистрации может быть отказано, в том числе, в случае если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Довод регистрирующее органа, со ссылкой на п. 21 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ним, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 19.11.2007 г. N 255, о том, что государственная регистрация заявлена на иной вид недвижимого имущества, что послужило основанием отказа в государственной регистрации, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным.
Судом установлено, что в заявлениях о государственной регистрации договоров аренды в качестве объекта регистрации действительно указан "земельный участок", а не "лесной участок".
Между тем из представленных на регистрацию документов (договоров аренды лесных участков, протоколов о результатах лесных конкурсов) однозначно следует, что заявитель обратился в государственный орган за регистрацией договоров аренды лесных участков.
Более того, положения ст. 7 Лесного кодекса РФ дают понятие лесного участка, как земельного участка, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что наличие указанного несоответствия не может служить правомерным основанием для отказа в совершении регистрационного действия.
Из материалов дела также следует, что во исполнение распоряжения Губернатора Самарской области от 04.01.2003 г. N 2-р "О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда" и распоряжения Правительства Самарской области от 25.10.2004 г. N 158-р "О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда" 14.03.2003 г. и 23.12.2004 г. проведены лесные конкурсы на приобретение права аренды участков лесного фонда, расположенных в 26 квартале Самарского лесничества Самарского лесхоза, площадью 0,20 га, 0,25 га и 1,04 га.
Согласно протоколам о результатах лесных конкурсов от 14.03.2003 г. и 23.12.2004 г. ООО "Тополек" признано победителем указанных лесных конкурсов и выиграло право аренды вышеуказанных участков лесного фонда для использования их в культурно-оздоровительных целях на срок 10 лет (т. 1 л.д. л.д. 57-59).
По результатам лесных конкурсов 14.03.2003 г. и 23.12.2004 г. между Самарским лесхозом и ООО "Тополек" заключены договоры аренды участков лесного фонда в квартале 26 Самарского лесничества Самарского лесхоза и произведена их передача по акту приема - передачи от 20.03.2003 г. и 23.12.2004 г. (т. 1 л.д. 32, 41, 50).
Поскольку договоры были заключены 20.03.2003 г. и 23.12.2004 г., то к ним применяются положения Лесного кодекса РФ 1997 г.
Статья 80 Лесного кодекса РФ 1997 г. определяет виды лесопользования, которые могут осуществляться в лесном фонде, в том числе, пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
В соответствии со ст. 123 Лесного кодекса РФ 1997 г. на участках лесного фонда, предоставленных для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах. Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства.
В заключенных 20.03.2003 г. и 23.12.2004 г. договорах аренды участков лесного фонда содержится указание на предоставление их для культурно-оздоровительных целей, то есть в соответствии с видами лесопользования, предусмотренными Лесным кодексом 1997 г.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявителем на государственную регистрацию представлены кадастровые планы земельных участков N N 01-4-8/05-27490 (площадью 10400 кв. м), 01-4-8/05-27491 (площадью 2500 кв. м), N 01-4-8/05-27492 (2000 кв. м), расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, 26 квартал Самарского лесничества, с указанием разрешенного использования: для культурно-оздоровительных целей (т. 1 л.д. 60, 61, 62).
Данные кадастровые планы земельных участков изготовлены 12.12.2005 г., в связи с чем указанный в них вид разрешенного использования: для культурно-оздоровительных целей также соответствовал лесному законодательству, действовавшему на момент заключения договоров аренды участков лесного фонда.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что предоставленные ООО "Тополек" лесные участки, входящие в состав Самарского лесничества, расположены в черте города Самары, что позволяло отнести их к землям поселений.
Согласно п. 10 ст. 33 Закона о государственной регистрации кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что во всех представленных на государственную регистрацию документах совпадают указание адреса арендуемых участков, их кадастровые номера, площади, что позволяет однозначно определить, что и в договорах аренды лесных участков и в других документах речь идет об одних и тех же участках.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что наличие противоречивых сведений о категории земельных участков и видах разрешенного использования в предоставленных кадастровых планах земельных участков и договорах аренды лесных участков, выписках из протоколов, также не может являться основанием для отказа в регистрации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Лесной кодекс применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (далее - Вводный закон).
Согласно ч. 1, 2, 6 ст. 4 Вводного закона договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 01.01.2009 г. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Таким образом, ни новый Лесной кодекс РФ, ни Федеральный закон N 201-ФЗ не отменяют результаты ранее проведенных лесных конкурсов, а, напротив, устанавливают, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 01.01.2009 г.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 г. N 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса РФ, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных ч. 3 ст. 72 Лесного кодекса РФ.
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Согласно п. п. 1.1, п. 2.2.2. Положения о Департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2007 г., Департамент является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
Судом апелляционной инстанции установлено, и материалами дела подтверждается, что 30.04.2008 г. Департаментом лесного хозяйства Самарской области приняты решения о переоформлении договоров аренды участков лесного фонда, подписанных 20.03.2003 г. и 23.12.2004 г. между ООО "Тополек" и Самарским лесхозом на основании протоколов о результатах лесных конкурсов от 14.03.2003 г. и 23.12.2004 г., с указанием местоположения лесных участков: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26, и вида использования лесных участков в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ: для осуществления рекреационной деятельности (т. 1 л.д. 98, 112, 124).
На основании вышеуказанных решений 30.04.2008 г. между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ООО "Тополек" были заключены по установленной форме договоры аренды лесных участков N N 156/12, 248/12, 249/12, которые затем представлены заявителем на государственную регистрацию в УФРС по Самарской области 23.07.2008 г.
Довод УФРС по Самарской области о том, что представленные на государственные регистрацию договоры заключены неуполномоченным лицом - Департаментом лесного хозяйства Самарской области, подлежит отклонению.
В рассматриваемом случае заключение представленных на государственную регистрацию договоров аренды лесных участков явилось результатом переоформления ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда на основании протоколов о результатах лесных конкурсов в соответствии со ст. 4 Вводного закона.
В соответствии с п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В материалах дела отсутствуют данные об оспаривании или признании конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда, а также актов государственных органов, недействительными в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции находит несостоятельным довод УФРС по Самарской области о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные лесные участки является основанием для отказа в государственной регистрации договоров аренды.
Из материалов дела следует, что Департаментом лесного хозяйства Самарской области проведен государственный учет лесного участка в составе земель лесного фонда площадью 775 га по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 8, 17, 26, 35, 55, 72, 73, что подтверждается ланом лесного участка от 21.07.2008 г. N 06-09/1783 (т. 1 л.д. 145).
В нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ регистрирующий орган не представил доказательств отсутствия регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки площадью 2,0 га, 2,5 га и 1,04 га, расположенные в том же 26 квартале Самарского лесничества Самарской области, на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, на момент вынесения оспариваемых отказов в государственной регистрации договоров аренды лесных участков (08.09.2008 г.).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отказы УФРС по Самарской области в государственной регистрации договоров аренды лесных участков от 30.04.2008 г., изложенные в сообщениях от 08.09.2008 г. N N 01/165/2008-285, 01/165/2008-293, 01/165/2008-298, не соответствуют требованиям ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушают права и законные интересы Общества по дальнейшему использованию лесных участков.
С учетом изложенного заявление ООО "Тополек" подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ судебные расходы ООО "Тополек" по уплате госпошлины в размере 6 000 руб. подлежат возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176 - 177, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Тополек" удовлетворить.
Отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.09.2008 г. N 01/165/2008-285 договора аренды от 30.04.2008 г. N 156/12 лесного участка площадью 0,20 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26, признать недействительным.
Отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.09.2008 г. N 01/165/2008-293 договора аренды от 30.04.2008 г. N 248/12 лесного участка площадью 0,25 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26, признать недействительным.
Отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.09.2008 г. N 01/165/2008-298 договора аренды от 30.04.2008 г. N 249/12 лесного участка площадью 1,04 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26, признать недействительным.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и осуществить государственную регистрацию договора аренды от 30.04.2008 г. N 156/12 лесного участка площадью 0,20 га (кадастровый номер 63:01:03 03 001:0106), расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и осуществить государственную регистрацию договора аренды от 30.04.2008 г. N 248/12 лесного участка площадью 0,25 га (кадастровый номер 63:01:03 03 001:0105), расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и осуществить государственную регистрацию договора аренды от 30.04.2008 г. N 249/12 лесного участка площадью 1,04 га (кадастровый номер 63:01:03 03 001:0107), расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тополек" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
А.А.ЮДКИН
Т.С.ЗАСЫПКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)