Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Уполномоченный орган отказал обществу в реализации преимущественного права на приобретение муниципальных нежилых помещений по той причине, что помещения не поставлены на государственный кадастровый учет как обособленный объект недвижимости и не являются изолированными.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
08 сентября 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от истца: Филичкина А.А. и Кузьмина Б.И. (доверенность от 04.09.2017 N 25),
от ответчика: Ермаковой Н.Е. (09.01.2017 N 26-08/1)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Управления муниципальным имуществом города Владимира
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.03.2017,
принятое судьей Беловым А.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2017,
принятое судьями Бухтояровой Л.В., Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В.,
по делу N А11-8200/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 8"
к Управления муниципальным имуществом города Владимира
о признании незаконным отказа в приобретении нежилых помещений
и
общество с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 8" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления муниципальным имуществом города Владимира (далее - Управление) в приобретении в собственность нежилых помещений от 22.06.2016 N 26-08/1303с, как не соответствующего положениям статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 23.03.2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2017, удовлетворил заявленное требование.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, вывод судов о том, что на момент обращения с заявлением о выкупе муниципального имущества Общество обладало преимущественным правом на его приобретение, ошибочен, поскольку по состоянию на 01.06.2016 не все арендуемые Обществом помещения были включены в Перечень в течение пяти и более лет. Вывод судов о том, что объектом договора купли-продажи могут быть несколько обособленных объектов, противоречит статье 3 Закона N 159-ФЗ. Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержан представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представители в судебном заседании возразили против доводов Управления, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление (арендодатель), муниципальное унитарное производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 8 города Владимира (ссудополучатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 28.11.2008 N 4467 аренды нежилых помещений (зданий, сооружений), являющихся муниципальной собственностью, согласно которому арендодатель при участии ссудополучателя сдает, а арендатор принимает в аренду нежилые помещения, расположенные по адресу: город Владимир, улица Балакирева, дом 51а.
Общая площадь сдаваемых в аренду помещений составила 426, 9 квадратных метров (по плану первого этажа помещение N 7 - 20,4 квадратного метра, помещение N 8 - 7,9 квадратного метра, помещения N 9, 10, 11 - 27 квадратных метров, помещение N 14 - 63,9 квадратного метра, помещение N 15 - 109,9 квадратного метра, помещения N 17, 18, 19 - 34, 4 квадратного метра, помещение N 23 - 10, 1 квадратного метра, помещение N 24 - 11,9 квадратного метра; по плану второго этажа помещения N 5, 6, 6а, 6б - 41,1 квадратного метра, помещения N 13, 13а, 14, 15, 15а, 16, 17, 19, 20 - 100, 3 квадратного метра). Общая площадь всего здания составляет 897,8 квадратного метра (пункт 1.1 договора).
В пункте 1.3 договора установлен срок его действия - с 01.12.2008 по 29.11.2009.
В связи с истечением срока договора N 4467 стороны 16.12.2009 заключили договор N 4655 аренды нежилых помещений общей площадью 494,8 квадратного метра, расположенных по адресу: город Владимир, улица Балакирева, дом 51а, сроком действия с 21.12.2009 до 19.12.2010.
Соглашением от 28.02.2011 договор аренды от 16.12.2009 N 4655 был расторгнут с 01.03.2011.
Управление (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 16.02.2011 N 4936 аренды нежилых помещений (зданий, сооружений), являющихся муниципальной собственностью, согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял по акту от 01.03.2011 в аренду нежилые помещения, расположенные по адресу: город Владимир, улица Балакирева, дом 51а, инвентарный номер 17:401:002:000121370:0001:20000, общей площадью 462,7 квадратного метра, а именно помещения N 5 - 7, 9 - 11, 11а, 11б, 14, 14а, 15, 17 - 19, 23, 24 по плану первого этажа здания и помещения N 5, 6, 6а, 6б, 13, 13а, 14, 15, 15а, 16, 17, 19, 20 по плану второго этажа здания (помещения литера АА1, согласно кадастровому паспорту от 25.11.2010), сроком действия с 01.03.2011 по 01.03.2016.
Общая площадь всего здания составляет 897,8 квадратного метра (пункт 1.1 договора).
Договор аренды N 4936 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Владимирской области.
Между теми же сторонами 11.04.2016 заключен договор N 6037 аренды тех же нежилых помещений, что и по договору N 4936, общей площадью 462,4 квадратного метра, сроком действия с 11.04.2016 по 10.04.2021.
Согласно пункту 1.1 договора общая площадь всего здания составляет 906,6 квадратного метра.
Указанные в договоре помещения переданы арендодателем арендатору по акту приема-передачи муниципального нежилого фонда от 11.04.2016.
Договор аренды от 11.04.2016 N 6037 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Владимирской области и действует в настоящее время.
Общество обратилось к Управлению с заявлением (вх. от 31.05.2016) о реализации преимущественного права на приобретение по рыночной стоимости арендуемых им муниципальных нежилых помещений, в оплатой в рассрочку в течение пяти лет. К указанному обращению приложено заявление о соответствии с условиями, установленными статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Письмом от 22.06.2016 N 26-08/1303 Управление отказало заявителю в реализации преимущественного права на приобретение по рыночной стоимости указанных муниципальных нежилых помещений, сославшись на то, что помещения не поставлены на государственный кадастровый учет как обособленный объект недвижимости, не являются изолированными, не имеют отдельного входа и, соответственно, не могут быть объектом реализации преимущественного права выкупа.
Арендуемые Обществом нежилые помещения общей площадью 542,7 квадратного метра в составе, указанном в договоре аренды от 16.02.2011 N 4936, включены в Перечень муниципального имущества города Владимира, подлежащего предоставлению во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением главы города Владимира от 16.09.2009 N 2819 (далее - Перечень), на основании постановления администрации города Владимира от 30.10.2012 N 4556.
До 30.10.2012 в Перечень были включены арендуемые Обществом помещения по указанному адресу общей площадью 494,8 квадратного метра.
Общество, посчитав отказ в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом N 159-ФЗ, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил иск.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно статьям 2 (части 3) и 10 (части 1) Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества установлены положениями Закона N 159-ФЗ.
На основании статьи 3 данного закона при возмездном отчуждении арендуемого недвижимого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности субъекты малого или среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 08.09.2017 N Ф01-3867/2017 ПО ДЕЛУ N А11-8200/2016
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении нежилых помещений в собственность общества.Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Уполномоченный орган отказал обществу в реализации преимущественного права на приобретение муниципальных нежилых помещений по той причине, что помещения не поставлены на государственный кадастровый учет как обособленный объект недвижимости и не являются изолированными.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2017 г. по делу N А11-8200/2016
08 сентября 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от истца: Филичкина А.А. и Кузьмина Б.И. (доверенность от 04.09.2017 N 25),
от ответчика: Ермаковой Н.Е. (09.01.2017 N 26-08/1)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Управления муниципальным имуществом города Владимира
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.03.2017,
принятое судьей Беловым А.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2017,
принятое судьями Бухтояровой Л.В., Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В.,
по делу N А11-8200/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 8"
к Управления муниципальным имуществом города Владимира
о признании незаконным отказа в приобретении нежилых помещений
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 8" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления муниципальным имуществом города Владимира (далее - Управление) в приобретении в собственность нежилых помещений от 22.06.2016 N 26-08/1303с, как не соответствующего положениям статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 23.03.2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2017, удовлетворил заявленное требование.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, вывод судов о том, что на момент обращения с заявлением о выкупе муниципального имущества Общество обладало преимущественным правом на его приобретение, ошибочен, поскольку по состоянию на 01.06.2016 не все арендуемые Обществом помещения были включены в Перечень в течение пяти и более лет. Вывод судов о том, что объектом договора купли-продажи могут быть несколько обособленных объектов, противоречит статье 3 Закона N 159-ФЗ. Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержан представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представители в судебном заседании возразили против доводов Управления, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление (арендодатель), муниципальное унитарное производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 8 города Владимира (ссудополучатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 28.11.2008 N 4467 аренды нежилых помещений (зданий, сооружений), являющихся муниципальной собственностью, согласно которому арендодатель при участии ссудополучателя сдает, а арендатор принимает в аренду нежилые помещения, расположенные по адресу: город Владимир, улица Балакирева, дом 51а.
Общая площадь сдаваемых в аренду помещений составила 426, 9 квадратных метров (по плану первого этажа помещение N 7 - 20,4 квадратного метра, помещение N 8 - 7,9 квадратного метра, помещения N 9, 10, 11 - 27 квадратных метров, помещение N 14 - 63,9 квадратного метра, помещение N 15 - 109,9 квадратного метра, помещения N 17, 18, 19 - 34, 4 квадратного метра, помещение N 23 - 10, 1 квадратного метра, помещение N 24 - 11,9 квадратного метра; по плану второго этажа помещения N 5, 6, 6а, 6б - 41,1 квадратного метра, помещения N 13, 13а, 14, 15, 15а, 16, 17, 19, 20 - 100, 3 квадратного метра). Общая площадь всего здания составляет 897,8 квадратного метра (пункт 1.1 договора).
В пункте 1.3 договора установлен срок его действия - с 01.12.2008 по 29.11.2009.
В связи с истечением срока договора N 4467 стороны 16.12.2009 заключили договор N 4655 аренды нежилых помещений общей площадью 494,8 квадратного метра, расположенных по адресу: город Владимир, улица Балакирева, дом 51а, сроком действия с 21.12.2009 до 19.12.2010.
Соглашением от 28.02.2011 договор аренды от 16.12.2009 N 4655 был расторгнут с 01.03.2011.
Управление (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 16.02.2011 N 4936 аренды нежилых помещений (зданий, сооружений), являющихся муниципальной собственностью, согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял по акту от 01.03.2011 в аренду нежилые помещения, расположенные по адресу: город Владимир, улица Балакирева, дом 51а, инвентарный номер 17:401:002:000121370:0001:20000, общей площадью 462,7 квадратного метра, а именно помещения N 5 - 7, 9 - 11, 11а, 11б, 14, 14а, 15, 17 - 19, 23, 24 по плану первого этажа здания и помещения N 5, 6, 6а, 6б, 13, 13а, 14, 15, 15а, 16, 17, 19, 20 по плану второго этажа здания (помещения литера АА1, согласно кадастровому паспорту от 25.11.2010), сроком действия с 01.03.2011 по 01.03.2016.
Общая площадь всего здания составляет 897,8 квадратного метра (пункт 1.1 договора).
Договор аренды N 4936 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Владимирской области.
Между теми же сторонами 11.04.2016 заключен договор N 6037 аренды тех же нежилых помещений, что и по договору N 4936, общей площадью 462,4 квадратного метра, сроком действия с 11.04.2016 по 10.04.2021.
Согласно пункту 1.1 договора общая площадь всего здания составляет 906,6 квадратного метра.
Указанные в договоре помещения переданы арендодателем арендатору по акту приема-передачи муниципального нежилого фонда от 11.04.2016.
Договор аренды от 11.04.2016 N 6037 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Владимирской области и действует в настоящее время.
Общество обратилось к Управлению с заявлением (вх. от 31.05.2016) о реализации преимущественного права на приобретение по рыночной стоимости арендуемых им муниципальных нежилых помещений, в оплатой в рассрочку в течение пяти лет. К указанному обращению приложено заявление о соответствии с условиями, установленными статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Письмом от 22.06.2016 N 26-08/1303 Управление отказало заявителю в реализации преимущественного права на приобретение по рыночной стоимости указанных муниципальных нежилых помещений, сославшись на то, что помещения не поставлены на государственный кадастровый учет как обособленный объект недвижимости, не являются изолированными, не имеют отдельного входа и, соответственно, не могут быть объектом реализации преимущественного права выкупа.
Арендуемые Обществом нежилые помещения общей площадью 542,7 квадратного метра в составе, указанном в договоре аренды от 16.02.2011 N 4936, включены в Перечень муниципального имущества города Владимира, подлежащего предоставлению во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением главы города Владимира от 16.09.2009 N 2819 (далее - Перечень), на основании постановления администрации города Владимира от 30.10.2012 N 4556.
До 30.10.2012 в Перечень были включены арендуемые Обществом помещения по указанному адресу общей площадью 494,8 квадратного метра.
Общество, посчитав отказ в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом N 159-ФЗ, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил иск.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно статьям 2 (части 3) и 10 (части 1) Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества установлены положениями Закона N 159-ФЗ.
На основании статьи 3 данного закона при возмездном отчуждении арендуемого недвижимого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности субъекты малого или среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)