Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей С.А. Жаткиной, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета финансов Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 января 2016 года по делу N А12-44392/2015 (судья Н.В. Дашкова),
по исковому заявлению Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, ИНН
3435110011, ОГРН 1023402008706, адрес: 404130, г. Волжский, проспект им. Ленина д. 21
к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области, ИНН
3444130624, ОГРН 1063444006922, адрес: 400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида,7,
с привлечением по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных
требований относительно предмета спора,
Российской Федерации, в лице Министерства финансов РФ (ИНН 7710168360,
ОГРН 1037739085636, адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка дом 9), интересы которого представляет Управление Федерального Казначейства по Волгоградской области, ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555 (адрес: 400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая дом 28 А),
Комитета строительства Волгоградской области, ИНН 3445118595, ОГРН 1113460005251, адрес: 400074, г. Волгоград, ул. Козловская дом 39А, Министерства регионального развития Российской Федерации, ИНН 7707530333, ОГРН 1047796791459, адрес: 123242, г. Москва, ул. Красная Пресня дом 3,
Управления финансов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, ИНН 3435111199, ОГРН 1093435006411, адрес: 404130 г. Волжский, пр-кт. Ленина дом 21,
о возмещении убытков,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области с иском о взыскании с Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу муниципального образования городского округа - город Волжский Волгоградской области убытки в сумме 4.800.000 руб., в том числе убытки в размере:
1.030.000 руб., связанные с предоставлением квартиры 73 дома 11 по ул. Н. Нариманова, г. Волжского Седиковой Л.А.,
1.180.000 руб., связанные с предоставлением квартиры 29 дома 82 по ул. Дружбы, г. Волжского Паливоде В.С.,
1.500.000 руб., связанные с предоставлением квартиры 60 дома 7 по пл. Труда, г. Волжского Понкратовой Е.А.,
1.090.000 руб., связанные с предоставлением квартиры 42 дома 60 по пр. Ленина, г. Волжского Павлову В.А.
Решением от 28 января 2016 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-44392/2015 с Волгоградской области, в лице Комитета финансов Волгоградской области, за счет средств казны Волгоградской области, в пользу муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области, в лице Администрации городского округа - город Волжский, взыскано 3.710.000 руб. в возмещение убытков, связанных с предоставлением жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, поставленным на учет после 01.01.2005.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет финансов Волгоградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что городской округ в период предоставления спорных квартир (2012-2015) получал из бюджета Волгоградской области межбюджетные трансферты в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности; безвозмездные поступления из областного бюджета в бюджет городского округа составляют в среднем 50% прогнозируемого общего объема доходов бюджета, а поэтому отсутствует совокупность условий для наступления гражданско-правовой ответственности Волгоградской области в виде взыскания убытков.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 2-2787/2011 от 20.07.2011, удовлетворены исковые требования Павлова Владимира Александровича к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области об обязании администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить Павлову В.А. однокомнатную квартиру, составом семьи 1 человек.
Во исполнение судебного акта, постановлением Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 13.07.2012 N 4729 Павлову В.А. на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Волжский, пр. Ленина, д. 60, кв. 43 жилой площадью 16,8 кв. м, общей площадью 29,4 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 25732/2013 от 05.12.2013 удовлетворены исковые требования Понкратовой Екатерины Анатольевны к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области об обязании администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить Понкратововй Екатерине Анатольевне на состав семьи 3 человека жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма - двухкомнатную квартиру жилой.
Во исполнение судебного акта, постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 16.05.2014 N 3116 Понкратовой Екатерине Анатольевне на состав семьи 3 человека (она, мать - Понкратова Оксана Анатольевна, брат - Королев Богдан Андреевич предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Волжский, пл. Труда, д. 7, кв. 60, жилой площадью 27,5 кв. м, общей площадью 44,0 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 23005/2013 от 05.07.2013 удовлетворены исковые требования Паливоды Виктора Степановича к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области об обязании администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить Паливоде В.С. благоустроенное жилое помещение вне очереди в г. Волжском Волгоградской области не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Во исполнение судебного акта, постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 12.01.2015 N 27 Паливоде Виктору Степановичу на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Волжский, ул. Дружбы, д. 82, кв. 29 жилой площадью 15,0 кв. м, общей площадью 28,9 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 22590/2013 от 06.06.2013 удовлетворены исковые требования Седиковой Любови Анатольевны к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области об обязании администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить Седиковой Л.А. вне очередное жилое помещение по договору социального найма, жилое помещение на одного человека по норме предоставления с учетом права на дополнительную площадь в виде благоустроенного изолированного жилого помещения в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Во исполнение судебного акта, постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 02.04.2015 N 2934 Седиковой Л.А. на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Волжский, ул. Н. Нариманова, д. 11, кв. 73, жилой площадью 15,4 кв. м, общей площадью 28, кв. м.
В решениях Волжского городского суда установлено, что Павлов В.А., Паливода Л.С. (страдающие заболеванием, подпадающим под действие Постановления Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире"), Понкратова Е.А., Седикова Л.А. (страдающие заболеванием, подпадающим под действие Постановления Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире", и N 817 от 21.12.2004 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, на дополнительную жилую площадь"), были признаны нуждающимися в предоставлении жилья и поставлены на соответствующий учет после 01.01.2005 г.
Полагая, что расходы органа местного самоуправления по обеспечению жильем инвалидов и приравненных к ним категорий граждан, подпадающих под действие Постановления Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире", и N 817 от 21.12.2004 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, на дополнительную жилую площадь", является расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, в данном случае - Волгоградской области, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим..
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005.
Данные положения закона предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет особенность реализации жилищных прав, но не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно положениям статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования.
При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статьи 31 БК РФ).
Из системного толкования статей 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 84 - 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положений Законов N 181-ФЗ и N 184-ФЗ следует, что обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Поскольку предметом рассмотрения является требование о возмещении убытков, суд 1 инстанции руководствовался нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении вреда.
В соответствии с нормами статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В статье 16 ГК РФ закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Противоправное поведение Волгоградской области суд 1 инстанции усмотрел в следующем.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Пунктами 5, 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Исходя из анализа приведенных положений федерального закона, можно сделать вывод о наличии у законодателя Волгоградской области полномочий для принятия закона о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма (позиция в Определении Верховного Суда РФ от 01.04.2015 N 4-АПГ15-7).
Между тем, Волгоградской областью на законодательном уровне до настоящего времени не определен порядок предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
В материалы дела представлена переписка между Администрацией г. Волжского и органами государственной власти Волгоградской области по вопросу определения источника финансирования обеспечения жильем граждан, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
В ответ на вопросы Администрации г. Волжского давались ответы о том, что порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающимся в жилых помещениях установлен в Жилищном кодекса Российской Федерации и не требует дополнительной правовой регламентации в законодательстве Волгоградской области.
При рассмотрении дела судом первой инстанции исследовался вопрос о предоставлении в 2013 и 2014 годах межбюджетных трансфертов из бюджета Волгоградской области бюджету городского округа - город Волжский для выравнивания бюджетной обеспеченности.
Такие межбюджетные трансферты в форме дотаций предоставлялись с целевым назначением на основании нормативных правовых актов - постановлений Администрации Волгоградской области от 15.06.2010 N 249-п, от 24.10.2011 N 626-п, от 27.08.2013 N 429-п, от 09.09.2013 N 472-п, от 17.01.2014 N 21-п, от 28.07.2014 N 372-п, от 28.07.2014 N 373-п, от 23.12.2014 N 110-п, от 13.10.2014 N 552-п.
В 2013 году городским округом получено целевых дотаций в сумме 112 368 000 руб., а в 2014 году - в сумме 163 967 000 руб.
Исходя из целевой направленности дотаций, они не могли быть израсходованы для обеспечения жилыми помещениями инвалидов, поставленных на учет после 01.01.2005 г.
Межбюджетные трансферты городскому округу город Волжский также предоставлялись в форме дотаций путем замены дополнительными нормативами отчислений от доходов от налога на доходы физических лиц.
Дополнительный норматив отчислений от НДФЛ в 2013 году поступил в доход бюджета городского округа в размере 94,84% от расчетного объема, в 2014 году - в размере 101,9%.
Из сводных отчетов структуры расходов бюджета городского округа по состоянию на 31.12.2013 и на 31.12.1014 видно, что расходование произведено на социально значимые цели.
При этом дефицит бюджета городского округа в 2013 году составил 4,47%, а 2014 году 9,34%.
Доказательств того, что дополнительный норматив отчислений от НДФЛ полученный городским округом в 2013-1014 годах достаточен для финансового обеспечения мер социальной поддержки инвалидов, материалы дела не содержат.
В рассматриваемом случае город Волжский исполнил обязанности, связанные с реализацией государственных полномочий по социальной поддержке инвалидов.
Такое исполнение выразилось в уменьшении муниципального жилищного фонда; предоставлении жилых помещений, которые могли быть использованы на реализацию вопросов местного значения.
Поэтому городской округ в лице Администрации г. Волжского вправе потребовать требовать компенсации расходов
Расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, признаются убытками (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Поскольку Администрация города Волжского для исполнения собственных обязательств будет вынуждена приобрести аналогичные жилые помещения по рыночной стоимости, размер убытков определяется по рыночной стоимости квартир.
Рыночная стоимость четырех спорных квартир определена в отчетах оценщика ООО "Атон" N ОН-183-01/15, N ОН-183-06/15, N ОН-183-08/15, N ОН-183-09/15 и составляет 4.800.000 руб.
Размер убытков в общей сумме 4.800.000 руб. является обоснованным.
Размер указанной денежной суммы никем не оспорен.
Каких-либо документов, опровергающих доказательства, представленные истцом о наличии убытков в заявленном размере, от ответчика не получено.
Бездействие Волгоградской области в вопросе определения порядка предоставлении жилых помещений по договорам социального найма привело к образованию у городского округа - город Волжский убытков.
При этом суд первой инстанции правомерно отказал во взыскании 1.090.000 руб. убытков, связанных с предоставлением жилья Павлову В.А., поскольку срок исковой давности истек 14.07.2015.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 января 2016 года по делу N А12-44392/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.04.2016 ПО ДЕЛУ N А12-44392/2015
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2016 г. по делу N А12-44392/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей С.А. Жаткиной, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета финансов Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 января 2016 года по делу N А12-44392/2015 (судья Н.В. Дашкова),
по исковому заявлению Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, ИНН
3435110011, ОГРН 1023402008706, адрес: 404130, г. Волжский, проспект им. Ленина д. 21
к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области, ИНН
3444130624, ОГРН 1063444006922, адрес: 400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида,7,
с привлечением по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных
требований относительно предмета спора,
Российской Федерации, в лице Министерства финансов РФ (ИНН 7710168360,
ОГРН 1037739085636, адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка дом 9), интересы которого представляет Управление Федерального Казначейства по Волгоградской области, ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555 (адрес: 400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая дом 28 А),
Комитета строительства Волгоградской области, ИНН 3445118595, ОГРН 1113460005251, адрес: 400074, г. Волгоград, ул. Козловская дом 39А, Министерства регионального развития Российской Федерации, ИНН 7707530333, ОГРН 1047796791459, адрес: 123242, г. Москва, ул. Красная Пресня дом 3,
Управления финансов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, ИНН 3435111199, ОГРН 1093435006411, адрес: 404130 г. Волжский, пр-кт. Ленина дом 21,
о возмещении убытков,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области с иском о взыскании с Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу муниципального образования городского округа - город Волжский Волгоградской области убытки в сумме 4.800.000 руб., в том числе убытки в размере:
1.030.000 руб., связанные с предоставлением квартиры 73 дома 11 по ул. Н. Нариманова, г. Волжского Седиковой Л.А.,
1.180.000 руб., связанные с предоставлением квартиры 29 дома 82 по ул. Дружбы, г. Волжского Паливоде В.С.,
1.500.000 руб., связанные с предоставлением квартиры 60 дома 7 по пл. Труда, г. Волжского Понкратовой Е.А.,
1.090.000 руб., связанные с предоставлением квартиры 42 дома 60 по пр. Ленина, г. Волжского Павлову В.А.
Решением от 28 января 2016 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-44392/2015 с Волгоградской области, в лице Комитета финансов Волгоградской области, за счет средств казны Волгоградской области, в пользу муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области, в лице Администрации городского округа - город Волжский, взыскано 3.710.000 руб. в возмещение убытков, связанных с предоставлением жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, поставленным на учет после 01.01.2005.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет финансов Волгоградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что городской округ в период предоставления спорных квартир (2012-2015) получал из бюджета Волгоградской области межбюджетные трансферты в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности; безвозмездные поступления из областного бюджета в бюджет городского округа составляют в среднем 50% прогнозируемого общего объема доходов бюджета, а поэтому отсутствует совокупность условий для наступления гражданско-правовой ответственности Волгоградской области в виде взыскания убытков.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 2-2787/2011 от 20.07.2011, удовлетворены исковые требования Павлова Владимира Александровича к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области об обязании администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить Павлову В.А. однокомнатную квартиру, составом семьи 1 человек.
Во исполнение судебного акта, постановлением Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 13.07.2012 N 4729 Павлову В.А. на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Волжский, пр. Ленина, д. 60, кв. 43 жилой площадью 16,8 кв. м, общей площадью 29,4 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 25732/2013 от 05.12.2013 удовлетворены исковые требования Понкратовой Екатерины Анатольевны к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области об обязании администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить Понкратововй Екатерине Анатольевне на состав семьи 3 человека жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма - двухкомнатную квартиру жилой.
Во исполнение судебного акта, постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 16.05.2014 N 3116 Понкратовой Екатерине Анатольевне на состав семьи 3 человека (она, мать - Понкратова Оксана Анатольевна, брат - Королев Богдан Андреевич предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Волжский, пл. Труда, д. 7, кв. 60, жилой площадью 27,5 кв. м, общей площадью 44,0 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 23005/2013 от 05.07.2013 удовлетворены исковые требования Паливоды Виктора Степановича к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области об обязании администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить Паливоде В.С. благоустроенное жилое помещение вне очереди в г. Волжском Волгоградской области не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Во исполнение судебного акта, постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 12.01.2015 N 27 Паливоде Виктору Степановичу на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Волжский, ул. Дружбы, д. 82, кв. 29 жилой площадью 15,0 кв. м, общей площадью 28,9 кв. м.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области по делу N 22590/2013 от 06.06.2013 удовлетворены исковые требования Седиковой Любови Анатольевны к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области об обязании администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить Седиковой Л.А. вне очередное жилое помещение по договору социального найма, жилое помещение на одного человека по норме предоставления с учетом права на дополнительную площадь в виде благоустроенного изолированного жилого помещения в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Во исполнение судебного акта, постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 02.04.2015 N 2934 Седиковой Л.А. на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Волжский, ул. Н. Нариманова, д. 11, кв. 73, жилой площадью 15,4 кв. м, общей площадью 28, кв. м.
В решениях Волжского городского суда установлено, что Павлов В.А., Паливода Л.С. (страдающие заболеванием, подпадающим под действие Постановления Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире"), Понкратова Е.А., Седикова Л.А. (страдающие заболеванием, подпадающим под действие Постановления Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире", и N 817 от 21.12.2004 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, на дополнительную жилую площадь"), были признаны нуждающимися в предоставлении жилья и поставлены на соответствующий учет после 01.01.2005 г.
Полагая, что расходы органа местного самоуправления по обеспечению жильем инвалидов и приравненных к ним категорий граждан, подпадающих под действие Постановления Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире", и N 817 от 21.12.2004 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, на дополнительную жилую площадь", является расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, в данном случае - Волгоградской области, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим..
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005.
Данные положения закона предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет особенность реализации жилищных прав, но не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно положениям статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования.
При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статьи 31 БК РФ).
Из системного толкования статей 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 84 - 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положений Законов N 181-ФЗ и N 184-ФЗ следует, что обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Поскольку предметом рассмотрения является требование о возмещении убытков, суд 1 инстанции руководствовался нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении вреда.
В соответствии с нормами статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В статье 16 ГК РФ закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Противоправное поведение Волгоградской области суд 1 инстанции усмотрел в следующем.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Пунктами 5, 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Исходя из анализа приведенных положений федерального закона, можно сделать вывод о наличии у законодателя Волгоградской области полномочий для принятия закона о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма (позиция в Определении Верховного Суда РФ от 01.04.2015 N 4-АПГ15-7).
Между тем, Волгоградской областью на законодательном уровне до настоящего времени не определен порядок предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
В материалы дела представлена переписка между Администрацией г. Волжского и органами государственной власти Волгоградской области по вопросу определения источника финансирования обеспечения жильем граждан, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
В ответ на вопросы Администрации г. Волжского давались ответы о том, что порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающимся в жилых помещениях установлен в Жилищном кодекса Российской Федерации и не требует дополнительной правовой регламентации в законодательстве Волгоградской области.
При рассмотрении дела судом первой инстанции исследовался вопрос о предоставлении в 2013 и 2014 годах межбюджетных трансфертов из бюджета Волгоградской области бюджету городского округа - город Волжский для выравнивания бюджетной обеспеченности.
Такие межбюджетные трансферты в форме дотаций предоставлялись с целевым назначением на основании нормативных правовых актов - постановлений Администрации Волгоградской области от 15.06.2010 N 249-п, от 24.10.2011 N 626-п, от 27.08.2013 N 429-п, от 09.09.2013 N 472-п, от 17.01.2014 N 21-п, от 28.07.2014 N 372-п, от 28.07.2014 N 373-п, от 23.12.2014 N 110-п, от 13.10.2014 N 552-п.
В 2013 году городским округом получено целевых дотаций в сумме 112 368 000 руб., а в 2014 году - в сумме 163 967 000 руб.
Исходя из целевой направленности дотаций, они не могли быть израсходованы для обеспечения жилыми помещениями инвалидов, поставленных на учет после 01.01.2005 г.
Межбюджетные трансферты городскому округу город Волжский также предоставлялись в форме дотаций путем замены дополнительными нормативами отчислений от доходов от налога на доходы физических лиц.
Дополнительный норматив отчислений от НДФЛ в 2013 году поступил в доход бюджета городского округа в размере 94,84% от расчетного объема, в 2014 году - в размере 101,9%.
Из сводных отчетов структуры расходов бюджета городского округа по состоянию на 31.12.2013 и на 31.12.1014 видно, что расходование произведено на социально значимые цели.
При этом дефицит бюджета городского округа в 2013 году составил 4,47%, а 2014 году 9,34%.
Доказательств того, что дополнительный норматив отчислений от НДФЛ полученный городским округом в 2013-1014 годах достаточен для финансового обеспечения мер социальной поддержки инвалидов, материалы дела не содержат.
В рассматриваемом случае город Волжский исполнил обязанности, связанные с реализацией государственных полномочий по социальной поддержке инвалидов.
Такое исполнение выразилось в уменьшении муниципального жилищного фонда; предоставлении жилых помещений, которые могли быть использованы на реализацию вопросов местного значения.
Поэтому городской округ в лице Администрации г. Волжского вправе потребовать требовать компенсации расходов
Расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, признаются убытками (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Поскольку Администрация города Волжского для исполнения собственных обязательств будет вынуждена приобрести аналогичные жилые помещения по рыночной стоимости, размер убытков определяется по рыночной стоимости квартир.
Рыночная стоимость четырех спорных квартир определена в отчетах оценщика ООО "Атон" N ОН-183-01/15, N ОН-183-06/15, N ОН-183-08/15, N ОН-183-09/15 и составляет 4.800.000 руб.
Размер убытков в общей сумме 4.800.000 руб. является обоснованным.
Размер указанной денежной суммы никем не оспорен.
Каких-либо документов, опровергающих доказательства, представленные истцом о наличии убытков в заявленном размере, от ответчика не получено.
Бездействие Волгоградской области в вопросе определения порядка предоставлении жилых помещений по договорам социального найма привело к образованию у городского округа - город Волжский убытков.
При этом суд первой инстанции правомерно отказал во взыскании 1.090.000 руб. убытков, связанных с предоставлением жилья Павлову В.А., поскольку срок исковой давности истек 14.07.2015.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 января 2016 года по делу N А12-44392/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН
А.Ю.НИКИТИН
Судьи
О.И.АНТОНОВА
С.А.ЖАТКИНА
О.И.АНТОНОВА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)