Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Инвалид второй группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, обратился в орган местного самоуправления с требованием о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, в чем ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ерунова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Подгорной Е.П.
судей Петровой Ю.Ю., Сухаревой С.И.
при секретаре С.
рассмотрела в судебном заседании 02 августа 2016 года гражданское дело N <...> по апелляционной жалобе Ш. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по иску Ш. к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
Истец Ш. обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Невского района Санкт-Петербурга, ссылаясь на то, что он является инвалидом второй группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Решением экспертного совета от 12 марта 2014 года N <...> Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова было установлено, что инвалидность связана с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска. Были поставлены диагнозы <...>.
Истец обращался с заявлением в Жилищный комитет Санкт-Петербурга с вопросом о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.
Данное заявление было перенаправлено письмом в администрацию Невского района Санкт-Петербурга. В письме содержалась просьба Жилищного комитета Санкт-Петербурга дать поручение соответствующему структурному подразделению рассмотреть вопрос о включении истца в списки граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением в текущем году в соответствии с имеющейся льготой на основании плана, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 02 февраля 2015 года N 57-р, согласно которому предусмотрено предоставление жилых помещений, в том числе гражданам, относящимся к категории "военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы", принятым на жилищный учет до 01 января 2015 года.
Администрация Невского района отказала истцу в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку истец не может быть отнесен к данной категории - "военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы".
Истец с данным решением не согласен и указывает, что он уже состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с учетом льготы - инвалид вследствие травмы при исполнении обязанностей военной службы, подразделения особого риска, а, следовательно, имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма в связи со льготой во внеочередном порядке.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении иска Ш. было отказано
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Стороны, третье лицо Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), что подтверждается телефонограммой от <дата> об извещении истца о слушании дела (л.д. N <...>), отчетами от <дата> об извещении ответчика и третьего лица посредством факсимильной связи (л.д. N <...>), лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, документов, подтверждающих уважительность причин неявки не представили, просьб и ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах дело рассмотрено судебной коллегией в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия находит выводы суда правомерными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 11 июля 2012 года Ш. выдано удостоверение серии ОРС N <...> согласно которому, ему гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в пп. "д" п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1. Удостоверение бессрочно и действительно на всей территории Российской Федерации.
Согласно справке серии N <...> N <...> от <дата>, истцу установлена <...> группа инвалидности (бессрочно) в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанным с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> Ш. по иску О. (бывшая супруга) признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д. N <...>).
Согласно справке жилищного отдела администрации Невского района Санкт-Петербурга истец состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с учетом льготы - "инвалид вследствие заболевания при исполнении обязанностей военной службы гр. 2 подразделение особого риска" с 05 февраля 2014 года (номер учетного дела N <...>) на основании распоряжения N <...>.
01 апреля 2015 года истцом было подано в Жилищный комитет Санкт-Петербурга заявление, согласно которому он просил рассмотреть вопрос о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку в жилищном отделе администрации Невского района Санкт-Петербурга ему была предложена субсидия на приобретение жилья, от чего он отказался.
Из ответа администрации Невского района Санкт-Петербурга от 17 июля 2015 года за N <...>.5 следует, что согласно информации Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 13 июля 2015 года Ш. не может быть отнесен к категории "военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставшими инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы", в связи с чем Ш. не может быть включен в списки граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в текущем году по льготе "военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)".
Разрешая заявленные требования, суд, на основании объяснений сторон, оценки представленных в материалах дела доказательств, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пришел к выводу, что истец не относится к категории лиц "военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", подлежащих внеочередному обеспечению жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Предоставление мер социальной поддержки гражданам из подразделений особого риска регулируется Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Основанием для получения мер социальной поддержки по указанному выше постановлению является удостоверение, выданное на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 09 февраля 2008 года N 321 "О Порядке и условиях оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан".
Истец относится к категории граждан, указанной в пп. "д" п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Согласно абз. 2 п. 2 указанного выше Постановления лицам, указанным в пп. "д" п. 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14, пунктами 1 - 3 части первой статьи 15, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (пункт 3 части первой статьи 14); для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью (пункт 3 части первой статьи 15).
01 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были изложены в новой редакции (пункты 8 и 9 статьи 3).
Подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (с последующими редакциями) предусмотрено право граждан, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Согласно п. 11 вышеуказанных Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется один раз.
Данная норма не содержит указания на предоставление жилого помещения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы во внеочередном порядке.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения жильем граждан, в том числе подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждан из подразделений особого риска, в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153, на основании личных заявлений, поданных в срок до 01 июля, ежегодно утверждается свободный список вышеуказанных категорий граждан, изъявивших желание получить ГЖС.
Ш. соответствующее заявление на участие в подпрограмме подано 18 февраля 2015 года, в связи с чем ему было разъяснено, что вопрос о предоставлении ГЖС будет рассмотрен в 2016 году.
Также Ш. было разъяснено, что в настоящее время он может улучшить жилищные условия путем реализации безвозмездной субсидии, предоставляемой для приобретения или строительства жилых помещений, и путем участия в целевых жилищных программах Санкт-Петербурга. Однако от реализации данной программы истец отказался.
Доводы Ш. о том, что он имеет право на получение жилья во внеочередном порядке по договору социального найма, поскольку его можно отнести к категории "военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", являются необоснованными по следующим основаниям.
В п. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" содержится перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам войны, - лицам, имеющим заслуги по защите Отечества в период войны. С учетом специфики прохождения военной службы и службы в правоохранительных органах, сопряженной со значительным риском для жизни и здоровья, эти меры социальной поддержки пунктом 3 той же статьи распространены на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Статьей 28 данного Закона установлено, что реализация мер социальной поддержки осуществляется по предъявлении удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01 января 1992 года, либо Правительством Российской Федерации (удостоверение о праве на льготы).
В соответствии с жилищным планом на 2015 год, утвержденным распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 02 февраля 2015 года N 57-р, предусмотрено обеспечение жилыми помещениями государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и учтенных по льготе "военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы".
Вместе с тем, данные положения на истца не распространяются, поскольку инвалидность Ш. связана с воздействием радиационных факторов при участии в действиях подразделений особого риска, а не вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 17 октября 2006 года N 390-О и N 398-О, федеральный законодатель, реализуя предусмотренные статьей 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации полномочия при осуществлении правового регулирования в сфере социальной защиты, вправе устанавливать - в зависимости от особенностей государственной службы, условий ее прохождения, специфики деятельности, осуществляемой различными категориями государственных служащих, - различные условия предоставления конкретных мер социальной защиты; сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, характере осуществляемой профессиональной деятельности, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями) меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Формулировки причин инвалидности, которые применяются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в Разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности, в частности: "военная травма", "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы", "заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с непосредственным участием в действиях подразделений "особого риска".
Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123.
Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в п. 41 разд. VII вышеназванного Положения.
Так, в соответствии с пп. "а" данного пункта, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма". Если же заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то в силу пп. "г" этого же пункта причинная связь устанавливается с формулировкой "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".
Формулировки причин инвалидности, которые применяются Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 17.
Как следует из п. 7 вышеназванного Разъяснения, если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой "военная травма".
Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. п. 9 - 12 Разъяснения от 15 апреля 2003 года N 17 с иными формулировками, например, "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья.
Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями) распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности "военная травма", на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, данные льготы не распространяются.
Данная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 года.
Учитывая, что истец не относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями ввиду установления полномочным органом - ВВК инвалидности, вследствие заболевания, полученного при участии в действиях подразделений особого риска, а не вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на ответчика по обеспечению Ш. во внеочередном порядке жилым помещением в соответствии жилищным планом на 2015 год, утвержденным распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 02 февраля 2015 года N 57-р.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на рассмотрение гражданского дела без его участия, не является основанием для отмены решения суда, поскольку в материалах дела имеется извещение Ш. о дне и месте слушания дела <дата> (л.д. N <...>). Ходатайств об отложении дела в силу уважительности причин неявки в судебное заседание им не заявлялось, в связи с чем, у суда имелись все основания для рассмотрения дела в его отсутствие.
Указание на то, что истец находился в коридоре суда, однако, не был приглашен в зал судебного заседания, является голословным, поскольку из протокола судебного заседания от <дата> следует, что судебное заседание была начато в назначенное время, представитель ответчика присутствовал в зале судебного заседания, что свидетельствует о том, что участники судебного разбирательства были приглашены в суд.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 02.08.2016 N 33-14965/2016
Требование: О предоставлении жилого помещения по договору социального найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Инвалид второй группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, обратился в орган местного самоуправления с требованием о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, в чем ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. N 33-14965/2016
Судья: Ерунова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Подгорной Е.П.
судей Петровой Ю.Ю., Сухаревой С.И.
при секретаре С.
рассмотрела в судебном заседании 02 августа 2016 года гражданское дело N <...> по апелляционной жалобе Ш. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по иску Ш. к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Истец Ш. обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Невского района Санкт-Петербурга, ссылаясь на то, что он является инвалидом второй группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Решением экспертного совета от 12 марта 2014 года N <...> Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова было установлено, что инвалидность связана с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска. Были поставлены диагнозы <...>.
Истец обращался с заявлением в Жилищный комитет Санкт-Петербурга с вопросом о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.
Данное заявление было перенаправлено письмом в администрацию Невского района Санкт-Петербурга. В письме содержалась просьба Жилищного комитета Санкт-Петербурга дать поручение соответствующему структурному подразделению рассмотреть вопрос о включении истца в списки граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением в текущем году в соответствии с имеющейся льготой на основании плана, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 02 февраля 2015 года N 57-р, согласно которому предусмотрено предоставление жилых помещений, в том числе гражданам, относящимся к категории "военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы", принятым на жилищный учет до 01 января 2015 года.
Администрация Невского района отказала истцу в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку истец не может быть отнесен к данной категории - "военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы".
Истец с данным решением не согласен и указывает, что он уже состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с учетом льготы - инвалид вследствие травмы при исполнении обязанностей военной службы, подразделения особого риска, а, следовательно, имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма в связи со льготой во внеочередном порядке.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении иска Ш. было отказано
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Стороны, третье лицо Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), что подтверждается телефонограммой от <дата> об извещении истца о слушании дела (л.д. N <...>), отчетами от <дата> об извещении ответчика и третьего лица посредством факсимильной связи (л.д. N <...>), лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, документов, подтверждающих уважительность причин неявки не представили, просьб и ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах дело рассмотрено судебной коллегией в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия находит выводы суда правомерными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 11 июля 2012 года Ш. выдано удостоверение серии ОРС N <...> согласно которому, ему гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в пп. "д" п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1. Удостоверение бессрочно и действительно на всей территории Российской Федерации.
Согласно справке серии N <...> N <...> от <дата>, истцу установлена <...> группа инвалидности (бессрочно) в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанным с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> Ш. по иску О. (бывшая супруга) признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д. N <...>).
Согласно справке жилищного отдела администрации Невского района Санкт-Петербурга истец состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с учетом льготы - "инвалид вследствие заболевания при исполнении обязанностей военной службы гр. 2 подразделение особого риска" с 05 февраля 2014 года (номер учетного дела N <...>) на основании распоряжения N <...>.
01 апреля 2015 года истцом было подано в Жилищный комитет Санкт-Петербурга заявление, согласно которому он просил рассмотреть вопрос о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку в жилищном отделе администрации Невского района Санкт-Петербурга ему была предложена субсидия на приобретение жилья, от чего он отказался.
Из ответа администрации Невского района Санкт-Петербурга от 17 июля 2015 года за N <...>.5 следует, что согласно информации Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 13 июля 2015 года Ш. не может быть отнесен к категории "военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставшими инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы", в связи с чем Ш. не может быть включен в списки граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в текущем году по льготе "военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)".
Разрешая заявленные требования, суд, на основании объяснений сторон, оценки представленных в материалах дела доказательств, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пришел к выводу, что истец не относится к категории лиц "военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", подлежащих внеочередному обеспечению жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Предоставление мер социальной поддержки гражданам из подразделений особого риска регулируется Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Основанием для получения мер социальной поддержки по указанному выше постановлению является удостоверение, выданное на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 09 февраля 2008 года N 321 "О Порядке и условиях оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан".
Истец относится к категории граждан, указанной в пп. "д" п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Согласно абз. 2 п. 2 указанного выше Постановления лицам, указанным в пп. "д" п. 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14, пунктами 1 - 3 части первой статьи 15, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (пункт 3 части первой статьи 14); для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью (пункт 3 части первой статьи 15).
01 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были изложены в новой редакции (пункты 8 и 9 статьи 3).
Подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (с последующими редакциями) предусмотрено право граждан, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Согласно п. 11 вышеуказанных Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется один раз.
Данная норма не содержит указания на предоставление жилого помещения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы во внеочередном порядке.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения жильем граждан, в том числе подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждан из подразделений особого риска, в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153, на основании личных заявлений, поданных в срок до 01 июля, ежегодно утверждается свободный список вышеуказанных категорий граждан, изъявивших желание получить ГЖС.
Ш. соответствующее заявление на участие в подпрограмме подано 18 февраля 2015 года, в связи с чем ему было разъяснено, что вопрос о предоставлении ГЖС будет рассмотрен в 2016 году.
Также Ш. было разъяснено, что в настоящее время он может улучшить жилищные условия путем реализации безвозмездной субсидии, предоставляемой для приобретения или строительства жилых помещений, и путем участия в целевых жилищных программах Санкт-Петербурга. Однако от реализации данной программы истец отказался.
Доводы Ш. о том, что он имеет право на получение жилья во внеочередном порядке по договору социального найма, поскольку его можно отнести к категории "военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", являются необоснованными по следующим основаниям.
В п. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" содержится перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам войны, - лицам, имеющим заслуги по защите Отечества в период войны. С учетом специфики прохождения военной службы и службы в правоохранительных органах, сопряженной со значительным риском для жизни и здоровья, эти меры социальной поддержки пунктом 3 той же статьи распространены на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Статьей 28 данного Закона установлено, что реализация мер социальной поддержки осуществляется по предъявлении удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01 января 1992 года, либо Правительством Российской Федерации (удостоверение о праве на льготы).
В соответствии с жилищным планом на 2015 год, утвержденным распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 02 февраля 2015 года N 57-р, предусмотрено обеспечение жилыми помещениями государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и учтенных по льготе "военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы".
Вместе с тем, данные положения на истца не распространяются, поскольку инвалидность Ш. связана с воздействием радиационных факторов при участии в действиях подразделений особого риска, а не вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 17 октября 2006 года N 390-О и N 398-О, федеральный законодатель, реализуя предусмотренные статьей 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации полномочия при осуществлении правового регулирования в сфере социальной защиты, вправе устанавливать - в зависимости от особенностей государственной службы, условий ее прохождения, специфики деятельности, осуществляемой различными категориями государственных служащих, - различные условия предоставления конкретных мер социальной защиты; сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, характере осуществляемой профессиональной деятельности, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями) меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Формулировки причин инвалидности, которые применяются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в Разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности, в частности: "военная травма", "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы", "заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с непосредственным участием в действиях подразделений "особого риска".
Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123.
Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в п. 41 разд. VII вышеназванного Положения.
Так, в соответствии с пп. "а" данного пункта, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма". Если же заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то в силу пп. "г" этого же пункта причинная связь устанавливается с формулировкой "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".
Формулировки причин инвалидности, которые применяются Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 17.
Как следует из п. 7 вышеназванного Разъяснения, если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой "военная травма".
Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. п. 9 - 12 Разъяснения от 15 апреля 2003 года N 17 с иными формулировками, например, "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья.
Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями) распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности "военная травма", на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, данные льготы не распространяются.
Данная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 года.
Учитывая, что истец не относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями ввиду установления полномочным органом - ВВК инвалидности, вследствие заболевания, полученного при участии в действиях подразделений особого риска, а не вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на ответчика по обеспечению Ш. во внеочередном порядке жилым помещением в соответствии жилищным планом на 2015 год, утвержденным распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 02 февраля 2015 года N 57-р.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на рассмотрение гражданского дела без его участия, не является основанием для отмены решения суда, поскольку в материалах дела имеется извещение Ш. о дне и месте слушания дела <дата> (л.д. N <...>). Ходатайств об отложении дела в силу уважительности причин неявки в судебное заседание им не заявлялось, в связи с чем, у суда имелись все основания для рассмотрения дела в его отсутствие.
Указание на то, что истец находился в коридоре суда, однако, не был приглашен в зал судебного заседания, является голословным, поскольку из протокола судебного заседания от <дата> следует, что судебное заседание была начато в назначенное время, представитель ответчика присутствовал в зале судебного заседания, что свидетельствует о том, что участники судебного разбирательства были приглашены в суд.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)