Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако истец помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма обеспечен не был.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Степанова О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Фроловой Ж.А., Коуровой В.Е.,
с участием прокурора Половниковой А.А.
при секретаре судебного заседания П.С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 сентября 2016 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кургана в интересах Д.Б.А. к Администрации г. Кургана, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности передать жилое помещение в муниципальную собственность, возложении обязанности предоставить жилое помещение, приобретенное за счет бюджета и переданное в муниципальную собственность,
по апелляционной жалобе Администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 28 июня 2016 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора г. Кургана в интересах Д.Б.А. к Администрации города Кургана, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности передать жилое помещение в муниципальную собственность, возложении обязанности предоставить жилое помещение, приобретенное за счет бюджета и переданное в муниципальную собственность, удовлетворить в части.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить Д.Б.А., <...> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующее социальным нормам и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В остальной части исковых требований прокурору г. Кургана в интересах Д.Б.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности передать жилое помещение в муниципальную собственность - отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, возражения истца Д.Б.А. по доводам апелляционной жалобы, мнение прокурора прокуратуры Курганской области П.А.А., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Кургана в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд в интересах Д.Б.А. с иском к Администрации г. Кургана, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области, в котором просил возложить на Администрацию г. Кургана обязанность по предоставлению истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной в границах г. Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, а на Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области просил возложить обязанность передать в муниципальную собственность муниципального образования города Кургана приобретенное за счет средств бюджета Курганской области указанное благоустроенное жилое помещение для предоставления Д.Б.А.
В обоснование иска указано, что Д.Б.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать решением Курганского городского суда признана умершей, а сведения об отце записаны в свидетельстве о рождении со слов матери. В 2011 году Д.Б.А. закончил МОУ города Кургана "Средняя образовательная школа N". <...> он окончил срочную службу в вооруженных силах. Проживает временно у бывшего опекуна Ш.Н.А. Постановлением Администрации г. Кургана от <...> N Д.Б.А. включен в список на получение жилья как лицо из числа детей-сирот на условиях спецнайма. Однако, до настоящего времени истец жильем не обеспечен. Прокурор указывал, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления. Однако обязанность по обеспечению органов местного самоуправления материальными ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы государственной власти Курганской области. Уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, которым является Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, материальные ресурсы в виде жилых помещений приобретаются за счет средств бюджета Курганской области и передаются в муниципальную собственность.
В судебном заседании действующий в интересах истца Д.Б.А. прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал.
Истец Д.Б.А. участия в суде первой инстанции не принимал, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Ф.Н.В. в судебном заседании с иском не согласилась.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие. Указывал, что исковые требования о возложении обязанности приобрести жилое помещение и передать в муниципальную собственность для предоставления истцу противоречат закону и не подлежат удовлетворению. В соответствии с законом ответчик уполномочен приобретать квартиры в собственность Курганской области, а не конкретному сироте. В случае удовлетворения требований решение суда в части приобретения и передачи квартиры для предоставления конкретному сироте будет являться неисполнимым, поскольку приобретаемые ответчиком квартиры будут передаваться в муниципальную собственность обезличенно (не конкретному сироте). По мнению ответчика, требования в таком виде не могут быть удовлетворены.
Представители третьих лиц Департамента образования и науки Курганской области, Финансового управления Курганской области, Правительства Курганской области, Отдела опеки и попечительства Департамента социальной политики Администрации г. Кургана в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Курганским городским судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрация г. Кургана просит решение суда отменить, в иске отказать, указывая на недоказанность истцом нарушений его прав со стороны ответчика. Судом не учтено, что ответчик как орган местного самоуправления, наделен полномочиями по предоставлению указанной категории граждан только тех жилых помещений, которые переданы ему в муниципальную собственность. Доказательств наличия у ответчика специализированного жилья для предоставления Д.Б.А. не представлено. Исполнить данное решение суда не представляется возможным, поскольку жилое помещение для предоставления его истцу в муниципальную собственность передано не было.
В представленных возражениях Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Прокуратурой г. Кургана также принесены возражения на апелляционную жалобу, полагая ее доводы необоснованными.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Д.Б.А., прокурор Курганской областной прокуратуры П.А.А. относительно доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора, истца, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, учитывая заключение прокурора, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от <...> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела усматривается, что истец Д.Б.А. родился <...> (представлено свидетельство о рождении). Его мать Д.Н.Я. решением Курганского городского суда Курганской области <...> объявлена умершей. Сведения об отце записаны со слов матери.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенных норм закона суд первой инстанции верно установил принадлежность истца Д.Б.А. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <...> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от <...>) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с распоряжением главы городского самоуправления мэра г. Кургана от <...> N -р над несовершеннолетним Д.Б.А. была установлена опека, опекуном назначена Ш.Н.А.
В 2011 г. Д.Б.А. окончил МОУ г. Кургана "Средняя образовательная школа N", представлены документы об окончании школы. Истец зарегистрирован и проживает в квартире, принадлежащей бывшему опекуну, по адресу: <адрес>, иного жилого помещения в собственности не имеет, что подтверждено материалами дела.
Постановлением Администрации г. Кургана от <...> N Д.Б.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории г. Кургана. До настоящего времени истец жильем по норме предоставления не обеспечен, своего жилья в собственности или по договору социального найма не имеет.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Д.Б.А. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Курганской области от <...> N "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от <...> N "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение N).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и п. 3 ст. 3.1 Закона Курганской области от <...> N "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от <...> N "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области", действующей на дату вынесения обжалуемого решения суда) Администрацией г. Кургана сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включен истец Д.Б.А.
Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Д.Б.А. требований о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от <...> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
По смыслу пунктов 1 и 7 ст. 8 Федерального закона от <...> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Курганской городской Думы от <...> N установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде г. Кургана, в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от <...> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, п. 1 ст. 3.1 Закона Курганской области от <...> N "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от <...> N), предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным законом, а также Законом Курганской области от <...> N "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2016 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию г. Кургана обязанность по предоставлению Д.Б.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства истца - на территории г. Кургана в пределах нормы предоставления - не менее 15 кв. м общей площади, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае все условия имеют место быть, поэтому у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа прокурору в удовлетворении исковых требований о предоставлении Д.Б.А. жилого помещения по договору специализированного найма.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и возлагая на Администрацию г. Кургана обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.
Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от <...> N "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от <...> N "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от <...> N "О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (далее - Закон Курганской области N) в указанной выше редакции, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования прокурора к Администрации г. Кургана обоснованно удовлетворены в полном объеме, с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию Администрации г. Кургана, выраженную ее представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в жалобе, не подлежит. Предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 28 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана Курганской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-3390/2016
Требование: Об обязании передать жилое помещение в муниципальную собственность и предоставить жилое помещение, приобретенное за счет бюджета и переданное в муниципальную собственность.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако истец помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма обеспечен не был.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2016 г. по делу N 33-3390/2016
Судья Степанова О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Фроловой Ж.А., Коуровой В.Е.,
с участием прокурора Половниковой А.А.
при секретаре судебного заседания П.С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 сентября 2016 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кургана в интересах Д.Б.А. к Администрации г. Кургана, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности передать жилое помещение в муниципальную собственность, возложении обязанности предоставить жилое помещение, приобретенное за счет бюджета и переданное в муниципальную собственность,
по апелляционной жалобе Администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 28 июня 2016 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора г. Кургана в интересах Д.Б.А. к Администрации города Кургана, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности передать жилое помещение в муниципальную собственность, возложении обязанности предоставить жилое помещение, приобретенное за счет бюджета и переданное в муниципальную собственность, удовлетворить в части.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить Д.Б.А., <...> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующее социальным нормам и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В остальной части исковых требований прокурору г. Кургана в интересах Д.Б.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности передать жилое помещение в муниципальную собственность - отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, возражения истца Д.Б.А. по доводам апелляционной жалобы, мнение прокурора прокуратуры Курганской области П.А.А., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Кургана в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд в интересах Д.Б.А. с иском к Администрации г. Кургана, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области, в котором просил возложить на Администрацию г. Кургана обязанность по предоставлению истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной в границах г. Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, а на Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области просил возложить обязанность передать в муниципальную собственность муниципального образования города Кургана приобретенное за счет средств бюджета Курганской области указанное благоустроенное жилое помещение для предоставления Д.Б.А.
В обоснование иска указано, что Д.Б.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать решением Курганского городского суда признана умершей, а сведения об отце записаны в свидетельстве о рождении со слов матери. В 2011 году Д.Б.А. закончил МОУ города Кургана "Средняя образовательная школа N". <...> он окончил срочную службу в вооруженных силах. Проживает временно у бывшего опекуна Ш.Н.А. Постановлением Администрации г. Кургана от <...> N Д.Б.А. включен в список на получение жилья как лицо из числа детей-сирот на условиях спецнайма. Однако, до настоящего времени истец жильем не обеспечен. Прокурор указывал, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления. Однако обязанность по обеспечению органов местного самоуправления материальными ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы государственной власти Курганской области. Уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, которым является Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, материальные ресурсы в виде жилых помещений приобретаются за счет средств бюджета Курганской области и передаются в муниципальную собственность.
В судебном заседании действующий в интересах истца Д.Б.А. прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал.
Истец Д.Б.А. участия в суде первой инстанции не принимал, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Ф.Н.В. в судебном заседании с иском не согласилась.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие. Указывал, что исковые требования о возложении обязанности приобрести жилое помещение и передать в муниципальную собственность для предоставления истцу противоречат закону и не подлежат удовлетворению. В соответствии с законом ответчик уполномочен приобретать квартиры в собственность Курганской области, а не конкретному сироте. В случае удовлетворения требований решение суда в части приобретения и передачи квартиры для предоставления конкретному сироте будет являться неисполнимым, поскольку приобретаемые ответчиком квартиры будут передаваться в муниципальную собственность обезличенно (не конкретному сироте). По мнению ответчика, требования в таком виде не могут быть удовлетворены.
Представители третьих лиц Департамента образования и науки Курганской области, Финансового управления Курганской области, Правительства Курганской области, Отдела опеки и попечительства Департамента социальной политики Администрации г. Кургана в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Курганским городским судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрация г. Кургана просит решение суда отменить, в иске отказать, указывая на недоказанность истцом нарушений его прав со стороны ответчика. Судом не учтено, что ответчик как орган местного самоуправления, наделен полномочиями по предоставлению указанной категории граждан только тех жилых помещений, которые переданы ему в муниципальную собственность. Доказательств наличия у ответчика специализированного жилья для предоставления Д.Б.А. не представлено. Исполнить данное решение суда не представляется возможным, поскольку жилое помещение для предоставления его истцу в муниципальную собственность передано не было.
В представленных возражениях Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Прокуратурой г. Кургана также принесены возражения на апелляционную жалобу, полагая ее доводы необоснованными.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Д.Б.А., прокурор Курганской областной прокуратуры П.А.А. относительно доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора, истца, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, учитывая заключение прокурора, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от <...> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела усматривается, что истец Д.Б.А. родился <...> (представлено свидетельство о рождении). Его мать Д.Н.Я. решением Курганского городского суда Курганской области <...> объявлена умершей. Сведения об отце записаны со слов матери.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенных норм закона суд первой инстанции верно установил принадлежность истца Д.Б.А. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <...> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от <...>) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с распоряжением главы городского самоуправления мэра г. Кургана от <...> N -р над несовершеннолетним Д.Б.А. была установлена опека, опекуном назначена Ш.Н.А.
В 2011 г. Д.Б.А. окончил МОУ г. Кургана "Средняя образовательная школа N", представлены документы об окончании школы. Истец зарегистрирован и проживает в квартире, принадлежащей бывшему опекуну, по адресу: <адрес>, иного жилого помещения в собственности не имеет, что подтверждено материалами дела.
Постановлением Администрации г. Кургана от <...> N Д.Б.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории г. Кургана. До настоящего времени истец жильем по норме предоставления не обеспечен, своего жилья в собственности или по договору социального найма не имеет.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Д.Б.А. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Курганской области от <...> N "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от <...> N "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение N).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и п. 3 ст. 3.1 Закона Курганской области от <...> N "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от <...> N "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области", действующей на дату вынесения обжалуемого решения суда) Администрацией г. Кургана сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включен истец Д.Б.А.
Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Д.Б.А. требований о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от <...> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
По смыслу пунктов 1 и 7 ст. 8 Федерального закона от <...> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Курганской городской Думы от <...> N установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде г. Кургана, в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от <...> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, п. 1 ст. 3.1 Закона Курганской области от <...> N "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от <...> N), предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным законом, а также Законом Курганской области от <...> N "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2016 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию г. Кургана обязанность по предоставлению Д.Б.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства истца - на территории г. Кургана в пределах нормы предоставления - не менее 15 кв. м общей площади, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае все условия имеют место быть, поэтому у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа прокурору в удовлетворении исковых требований о предоставлении Д.Б.А. жилого помещения по договору специализированного найма.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и возлагая на Администрацию г. Кургана обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.
Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от <...> N "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от <...> N "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от <...> N "О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (далее - Закон Курганской области N) в указанной выше редакции, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования прокурора к Администрации г. Кургана обоснованно удовлетворены в полном объеме, с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию Администрации г. Кургана, выраженную ее представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в жалобе, не подлежит. Предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 28 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Н.В.ШАРЫПОВА
Судьи
Ж.А.ФРОЛОВА
В.Е.КОУРОВА
Н.В.ШАРЫПОВА
Судьи
Ж.А.ФРОЛОВА
В.Е.КОУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)