Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал на невозможность государственной регистрации договора аренды, заключенного первоначально на срок менее одного года, а также на то, что заключение дополнительного соглашения о продлении срока аренды законом не предусмотрено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Беляевой Н.Г., Тороповой М.В.
при ведении протокола помощником судьи Маркарян Ж.С. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.11.2016 по делу N А50-19021/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проводимом при содействии Арбитражного суда Пермского края, приняли участие представители:
- Управления Росреестра по Пермскому краю - Тынина О.Н. (доверенность от 21.12.2016);
- общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь" (далее - общество "Лукойл-Пермь") - Власов М.С. (доверенность от 01.01.2017), Ивлев С.В. (доверенность от 01.01.2017).
Общество "Лукойл-Пермь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Пермскому краю об отказе в регистрации договора аренды лесного участка от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448 с дополнительными соглашениями к нему от 02.02.2015 N 1, от 28.09.2015 N 2, изложенное в сообщении об отказе государственной регистрации от 20.05.2016 N 59/020/201/2016-310 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по Пермскому краю (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.11.2016 (судья Трефилова Е.М.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Пермскому краю просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель указывает на законность и обоснованность своего решения, поскольку обществом "Лукойл-Пермь" представлены на регистрацию договор аренды лесного участка от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448 в редакции дополнительного соглашения от 28.09.2015 N 2, которое в свою очередь заключено по истечении срока действия договора аренды. По мнению Управления Росреестра по Пермскому краю, в настоящем случае положения п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению, поскольку лесным и земельным законодательством не предусмотрено возобновление договора аренды на неопределенный срок. Заявитель считает, что в целях приобретения права аренды на спорный лесной участок обществом "Лукойл-Пермь" по истечении срока действия указанного договора мог быть заключен новый договор аренды с соблюдением установленной законом процедуры, а не дополнительное соглашение. Кроме того, по мнению Управления Росреестра по Пермскому краю, ссылка суда первой инстанции на п. 4.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление от 17.11.2011 N 73) несостоятельна, поскольку данная позиция выработана до принятия Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.11.2011 N 73) и касалась порядка заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества в целом, а не только земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Лукойл-Пермь" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора, судами установлено, что между Министерством (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Кама-ойл" (далее - общество "Кама-ойл" (арендатор)) заключен договор аренды лесного участка от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448, согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной (федеральной) собственности, площадью 1,8177 га, категория земель - земли лесного фонда, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края - 3104-2014-09, расположенный по адресу: Пермский край. Соликамский муниципальный район, Соликамское лесничество, Соликамское участковое лесничество (Половодовское (часть)), квартал N 124 (части выделов 5, 11).
В соответствии с п. 4 договора арендатору передается лесной участок для вида использования лесов "выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" по объекту "Строительство и обустройство эксплуатационных скважин Жилинского нефтяного месторождения Куст N 1", согласно приложению N 5.
Срок действия договора установлен с 05.09.2014 по 05.08.2015 (п. 23 договора аренды лесного участка от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448).
В связи с произошедшей реорганизацией общества "Лукойл-Пермь" в форме присоединения к нему общества "Кама-ойл" Министерством и обществом "Лукойл-Пермь" подписано дополнительное соглашение от 02.02.2015 N 1, согласно которому с 31.12.2014 исполнение условий договора производится обществом "Лукойл-Пермь".
Обществу "Лукойл-Пермь" 04.03.2015 выдана лицензия серии ПЕМ N 02529 НЭ с целевым назначением и видами работ - на разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Жилинского участка, расположенного в Соликамском муниципальном районе Пермского края сроком до 01.04.2033.
Министерством и обществом "Лукойл-Пермь" подписано дополнительное соглашение от 28.09.2015 N 2, в соответствии с которым стороны согласовали продлить срок действия договора аренды с 05.08.2015 по 31.03.2033.
Министерство 15.01.2016 обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448 с дополнительными соглашениями к нему от 02.02.2015 N 1, от 28.09.2015 N 2.
По результатам правовой экспертизы документов, приложенных к заявлению о государственной регистрации договора аренды, 28.01.2016 государственным регистратором принято решение о приостановлении регистрации сроком до 26.02.2016, что подтверждается уведомлением от 28.01.2016 N 59/020/201/2016-310, ввиду невозможности государственной регистрации договора аренды от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448, заключенного первоначально на срок менее одного года, а также невозможности регистрации данного договора в редакции дополнительного соглашения от 28.09.2015 N 2 по причине того, что заключение дополнительного соглашения о продлении срока аренды законом не предусмотрено.
Государственная регистрация указанного договора приостановлена 09.02.2016 по заявлению представителя Министерства сроком до 06.05.2016, что подтверждается уведомлением от 09.02.2016 N 59/020/201/2016-310.
Регистрирующим органом 20.05.2016 принято решение об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448 с дополнительными соглашениями к нему от 02.02.2015 N 1, от 28.09.2015 N 2 на основании абз. 2, 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) ввиду непредставления на государственную регистрацию нового договора аренды лесного участка, что подтверждается сообщением об отказе в государственной регистрации от 20.05.2016 N 59/020/201/2016-310.
Общество "Лукойл-Пермь", полагая, что решение Управления Росреестра по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В силу ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу п. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на момент заключения дополнительного соглашения от 28.09.2015 N 2) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных п. 3 настоящей статьи.
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона заключаются договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе в случаях, предусмотренных ст. 36, 43 - 45 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи.
Согласно п. 5 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
В силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении срока действия договор аренды лесного участка считается возобновленным на тех же условиям на неопределенный срок.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4.2 Постановления от 17.11.2011 N 73, для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора о сроке и арендной плате с соблюдением положений ч. 9 ст. 17.1 Закона о конкуренции. По смыслу ч. 10 ст. 17.1 Закона о конкуренции, если до истечения срока аренды арендодатель не уведомил арендатора о принятии им в установленном порядке решения, предусматривающего, что арендуемое имущество не будет передаваться в аренду по истечении срока договора, при отсутствии иных возражений с его стороны арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, вправе продолжать пользоваться арендованным имуществом. В этом случае договор аренды в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации считается возобновленным на прежних условиях вплоть до заключения договора аренды на новый срок. Однако при этом условие договора аренды, заключенного на новый срок в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Закона о конкуренции без проведения торгов, об арендной плате (п. 1 ч. 9 данной статьи) подлежит применению к отношениям сторон, существовавшим с момента истечения срока первоначального договора аренды и до момента заключения договора аренды на новый срок.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе договор аренды лесного участка от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448, дополнительное соглашение от 02.02.2015 N 1, дополнительное соглашение от 28.09.2015 N 2, установив, что указанный договор заключен без проведения торгов, поскольку предоставлен обществу "Лукойл-Пермь" для разведки и добычи углеводородного сырья, то есть для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых, учитывая, что срок его действия истек 05.08.2015, но по истечении срока действия договора истец продолжил пользоваться лесным участком, являющимся предметом данного договора, суды пришли к правильному выводу, что в данном случае в соответствии с п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, по истечении срока действия договора от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448, договор аренды лесного участка считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, в связи с чем, стороны правомерно заключили дополнительное соглашение от 28.09.2015 N 2 о продлении срока действия указанного договора.
При этом суды отметили, что, по сути, пролонгация договора аренды фактически является заключением нового договора аренды (п. 10 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59).
Довод Управления Росреестра по Пермскому краю о том, что к спорным правоотношениям не подлежат применению положения п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку противоречит содержанию ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации о том, что право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, а также п. 3 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что положения главы Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о нарушении обществом "Лукойл-Пермь" порядка заключения нового договора аренды лесного участка, установленного п. 5 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, отклоняется, поскольку данный пункт подлежит применению с 01.10.2015, а дополнительное соглашение N 2 к договору аренды от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448 заключено 28.09.2015.
Необходимо отметить, что нормами Лесного кодекса Российской Федерации, действующими с 01.10.2015, также предусмотрена возможность заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождения полезных ископаемых без проведения торгов (п. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Само по себе нарушение обществом "Лукойл-Пермь" сроков подачи заявления на продление договора аренды лесного участка при наличии действующей лицензии от 04.03.2015 серии ПЕМ N 02529 НЭ на пользование недрами не является основанием для отказа в продлении его срока и отказа в его регистрации.
Довод Управления Росреестра по Пермскому краю о том, что указанный договор с учетом дополнительного соглашения не подлежал регистрации, подлежит также отклонению судом кассационной инстанции, поскольку фактически стороны продлили сроки действия договора аренды с 05.08.2015 по 31.03.2033, то есть договор заключен на срок более одного года, следовательно, он подлежит государственной регистрации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.11.2016 по делу N А50-19021/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 15.05.2017 N Ф09-1805/17 ПО ДЕЛУ N А50-19021/2016
Требование: О признании незаконным решения об отказе в регистрации договора аренды лесного участка с дополнительными соглашениями.Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал на невозможность государственной регистрации договора аренды, заключенного первоначально на срок менее одного года, а также на то, что заключение дополнительного соглашения о продлении срока аренды законом не предусмотрено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2017 г. N Ф09-1805/17
Дело N А50-19021/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Беляевой Н.Г., Тороповой М.В.
при ведении протокола помощником судьи Маркарян Ж.С. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.11.2016 по делу N А50-19021/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проводимом при содействии Арбитражного суда Пермского края, приняли участие представители:
- Управления Росреестра по Пермскому краю - Тынина О.Н. (доверенность от 21.12.2016);
- общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь" (далее - общество "Лукойл-Пермь") - Власов М.С. (доверенность от 01.01.2017), Ивлев С.В. (доверенность от 01.01.2017).
Общество "Лукойл-Пермь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Пермскому краю об отказе в регистрации договора аренды лесного участка от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448 с дополнительными соглашениями к нему от 02.02.2015 N 1, от 28.09.2015 N 2, изложенное в сообщении об отказе государственной регистрации от 20.05.2016 N 59/020/201/2016-310 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по Пермскому краю (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.11.2016 (судья Трефилова Е.М.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Пермскому краю просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель указывает на законность и обоснованность своего решения, поскольку обществом "Лукойл-Пермь" представлены на регистрацию договор аренды лесного участка от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448 в редакции дополнительного соглашения от 28.09.2015 N 2, которое в свою очередь заключено по истечении срока действия договора аренды. По мнению Управления Росреестра по Пермскому краю, в настоящем случае положения п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению, поскольку лесным и земельным законодательством не предусмотрено возобновление договора аренды на неопределенный срок. Заявитель считает, что в целях приобретения права аренды на спорный лесной участок обществом "Лукойл-Пермь" по истечении срока действия указанного договора мог быть заключен новый договор аренды с соблюдением установленной законом процедуры, а не дополнительное соглашение. Кроме того, по мнению Управления Росреестра по Пермскому краю, ссылка суда первой инстанции на п. 4.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление от 17.11.2011 N 73) несостоятельна, поскольку данная позиция выработана до принятия Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.11.2011 N 73) и касалась порядка заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества в целом, а не только земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Лукойл-Пермь" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора, судами установлено, что между Министерством (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Кама-ойл" (далее - общество "Кама-ойл" (арендатор)) заключен договор аренды лесного участка от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448, согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной (федеральной) собственности, площадью 1,8177 га, категория земель - земли лесного фонда, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края - 3104-2014-09, расположенный по адресу: Пермский край. Соликамский муниципальный район, Соликамское лесничество, Соликамское участковое лесничество (Половодовское (часть)), квартал N 124 (части выделов 5, 11).
В соответствии с п. 4 договора арендатору передается лесной участок для вида использования лесов "выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" по объекту "Строительство и обустройство эксплуатационных скважин Жилинского нефтяного месторождения Куст N 1", согласно приложению N 5.
Срок действия договора установлен с 05.09.2014 по 05.08.2015 (п. 23 договора аренды лесного участка от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448).
В связи с произошедшей реорганизацией общества "Лукойл-Пермь" в форме присоединения к нему общества "Кама-ойл" Министерством и обществом "Лукойл-Пермь" подписано дополнительное соглашение от 02.02.2015 N 1, согласно которому с 31.12.2014 исполнение условий договора производится обществом "Лукойл-Пермь".
Обществу "Лукойл-Пермь" 04.03.2015 выдана лицензия серии ПЕМ N 02529 НЭ с целевым назначением и видами работ - на разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Жилинского участка, расположенного в Соликамском муниципальном районе Пермского края сроком до 01.04.2033.
Министерством и обществом "Лукойл-Пермь" подписано дополнительное соглашение от 28.09.2015 N 2, в соответствии с которым стороны согласовали продлить срок действия договора аренды с 05.08.2015 по 31.03.2033.
Министерство 15.01.2016 обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448 с дополнительными соглашениями к нему от 02.02.2015 N 1, от 28.09.2015 N 2.
По результатам правовой экспертизы документов, приложенных к заявлению о государственной регистрации договора аренды, 28.01.2016 государственным регистратором принято решение о приостановлении регистрации сроком до 26.02.2016, что подтверждается уведомлением от 28.01.2016 N 59/020/201/2016-310, ввиду невозможности государственной регистрации договора аренды от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448, заключенного первоначально на срок менее одного года, а также невозможности регистрации данного договора в редакции дополнительного соглашения от 28.09.2015 N 2 по причине того, что заключение дополнительного соглашения о продлении срока аренды законом не предусмотрено.
Государственная регистрация указанного договора приостановлена 09.02.2016 по заявлению представителя Министерства сроком до 06.05.2016, что подтверждается уведомлением от 09.02.2016 N 59/020/201/2016-310.
Регистрирующим органом 20.05.2016 принято решение об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448 с дополнительными соглашениями к нему от 02.02.2015 N 1, от 28.09.2015 N 2 на основании абз. 2, 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) ввиду непредставления на государственную регистрацию нового договора аренды лесного участка, что подтверждается сообщением об отказе в государственной регистрации от 20.05.2016 N 59/020/201/2016-310.
Общество "Лукойл-Пермь", полагая, что решение Управления Росреестра по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В силу ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу п. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на момент заключения дополнительного соглашения от 28.09.2015 N 2) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных п. 3 настоящей статьи.
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона заключаются договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе в случаях, предусмотренных ст. 36, 43 - 45 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи.
Согласно п. 5 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
В силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении срока действия договор аренды лесного участка считается возобновленным на тех же условиям на неопределенный срок.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4.2 Постановления от 17.11.2011 N 73, для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора о сроке и арендной плате с соблюдением положений ч. 9 ст. 17.1 Закона о конкуренции. По смыслу ч. 10 ст. 17.1 Закона о конкуренции, если до истечения срока аренды арендодатель не уведомил арендатора о принятии им в установленном порядке решения, предусматривающего, что арендуемое имущество не будет передаваться в аренду по истечении срока договора, при отсутствии иных возражений с его стороны арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, вправе продолжать пользоваться арендованным имуществом. В этом случае договор аренды в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации считается возобновленным на прежних условиях вплоть до заключения договора аренды на новый срок. Однако при этом условие договора аренды, заключенного на новый срок в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Закона о конкуренции без проведения торгов, об арендной плате (п. 1 ч. 9 данной статьи) подлежит применению к отношениям сторон, существовавшим с момента истечения срока первоначального договора аренды и до момента заключения договора аренды на новый срок.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе договор аренды лесного участка от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448, дополнительное соглашение от 02.02.2015 N 1, дополнительное соглашение от 28.09.2015 N 2, установив, что указанный договор заключен без проведения торгов, поскольку предоставлен обществу "Лукойл-Пермь" для разведки и добычи углеводородного сырья, то есть для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых, учитывая, что срок его действия истек 05.08.2015, но по истечении срока действия договора истец продолжил пользоваться лесным участком, являющимся предметом данного договора, суды пришли к правильному выводу, что в данном случае в соответствии с п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, по истечении срока действия договора от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448, договор аренды лесного участка считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, в связи с чем, стороны правомерно заключили дополнительное соглашение от 28.09.2015 N 2 о продлении срока действия указанного договора.
При этом суды отметили, что, по сути, пролонгация договора аренды фактически является заключением нового договора аренды (п. 10 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59).
Довод Управления Росреестра по Пермскому краю о том, что к спорным правоотношениям не подлежат применению положения п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку противоречит содержанию ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации о том, что право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, а также п. 3 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что положения главы Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о нарушении обществом "Лукойл-Пермь" порядка заключения нового договора аренды лесного участка, установленного п. 5 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, отклоняется, поскольку данный пункт подлежит применению с 01.10.2015, а дополнительное соглашение N 2 к договору аренды от 03.10.2014 N 254/3-023/1473448 заключено 28.09.2015.
Необходимо отметить, что нормами Лесного кодекса Российской Федерации, действующими с 01.10.2015, также предусмотрена возможность заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождения полезных ископаемых без проведения торгов (п. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Само по себе нарушение обществом "Лукойл-Пермь" сроков подачи заявления на продление договора аренды лесного участка при наличии действующей лицензии от 04.03.2015 серии ПЕМ N 02529 НЭ на пользование недрами не является основанием для отказа в продлении его срока и отказа в его регистрации.
Довод Управления Росреестра по Пермскому краю о том, что указанный договор с учетом дополнительного соглашения не подлежал регистрации, подлежит также отклонению судом кассационной инстанции, поскольку фактически стороны продлили сроки действия договора аренды с 05.08.2015 по 31.03.2033, то есть договор заключен на срок более одного года, следовательно, он подлежит государственной регистрации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.11.2016 по делу N А50-19021/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Э.РЯБОВА
Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
М.В.ТОРОПОВА
С.Э.РЯБОВА
Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
М.В.ТОРОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)