Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 11.07.2017 N 33А-13843/2017 ПО ДЕЛУ N 2А-1647/2017

Требование: О признании незаконным отказа в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, об обязании восстановить нарушенные права.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Административному истцу совместно с членами семьи отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ввиду неподтверждения факта проживания в Санкт-Петербурге в течение десяти лет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. N 33а-13843/2017


Судья: Ерунова Е.В.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Белоногого А.В., Бутковой Н.А.
при секретаре Ч.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-1647/2017 по апелляционной жалобе В. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2017 года, принятое по административному иску В. к администрации Невского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административного истца и его представителя - П., Судебная коллегия
установила:

В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - администрации района), в котором просил признать незаконным отказ администрации района от 27 сентября 2016 года в принятии его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Основанием для отказа в принятии на учет послужило отсутствие у В. постоянного места проживания в Санкт-Петербурге в течение 10 лет. По утверждению административного истца, указанное обстоятельство не является действительностью, поскольку он фактически проживает и работает в Санкт-Петербурге с 2003 года, что подтверждается записями в трудовой книжке. С 27 мая 2005 года он на основании договора аренды проживал в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, а с 10 мая 2011 года зарегистрирован по месту проживания в Санкт-Петербурге в квартире <адрес>
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать администрацию района принять его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе В. просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции административный истец и его представитель, каждый в отдельности, настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика администрации Невского района Санкт-Петербурга о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки (или) ходатайства об отложении судебного разбирательства не представил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, В. совместно с супругой <...>, тремя несовершеннолетними детьми <...>, а также отцом, матерью и братом супруги административного истца занимают комнату жилой площадью 11,81 кв. м, общей площадью 19,22 кв. м в двухкомнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес>.
По указанному адресу В. зарегистрирован по месту жительства с 10 мая 2011 года (л.д. 13).
Согласно штемпелей в паспорте В., в период с 17 октября 1995 года по 21 сентября 2007 года он был зарегистрирован в Невельском районе Псковской области по адресу: <адрес>. С 21 сентября 2007 года по 10 мая 2011 года постоянно зарегистрирован в городе Невель Псковской области по адресу: <адрес> (л.д. 14-17).
23 августа 2016 года В. через СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" обратился в администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. К указанному заявлению заявителем приложены копии паспортов В. и членов его семьи, копия свидетельства о браке, справки форма 7 и форма 9, копии свидетельств о рождении несовершеннолетних детей В., а также копия свидетельства многодетной семьи и справки из жилищного отдела.
Указанные документы поступили в администрацию района 25 августа 2016 года (л.д. 69-70).
Решением жилищной комиссии от 27 сентября 2016 года в удовлетворении заявления отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации - по причине проживания заявителя в Санкт-Петербурге менее 10 лет, о чем письмом от 27 сентября 2016 года N 888-2016 администрация уведомила заявителя (л.д. 64, 65).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал на отсутствие правовых оснований для признания заявителя нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма, поскольку В. проживает в Санкт-Петербурге менее 10 лет.
Данные выводы суда являются правильными.
В силу п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Неподтверждение факта проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет при подаче заявления о принятии на учет является самостоятельным основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" для принятия на жилищный учет граждане представляют в уполномоченный орган заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, а также документы, в соответствии с которыми устанавливается срок проживания заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Согласно п. 12 названных Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Регистрация подтверждает факт проживания в определенной местности.
По смыслу ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" необходимым условием для принятия на жилищный учет является проживание в Санкт-Петербурге при наличии постоянной регистрации.
Данная правовая позиция согласуется с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года N 17-О, в котором разъяснено, что при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Таким образом, то обстоятельство, что В. с 2003 года состоял в трудовых отношениях с работодателями, расположенными на территории Санкт-Петербурга, с 2005 года на основании договора аренды проживал в Санкт-Петербурге по адресу: <адрес> (сохранив регистрацию по месту жительства в городе Невель Псковской области), не являются правовыми основаниями для включения этого периода времени в срок постоянного проживания в Санкт-Петербурге, поскольку по смыслу вышеприведенных норм права необходимым условием является наличие постоянной регистрации в Санкт-Петербурге по месту проживания.
Как указано ранее, к моменту обращения в администрацию Невского района Санкт-Петербурга срок проживания В. по месту регистрации в квартире <адрес> в Санкт-Петербурге составлял менее 10 лет (зарегистрирован постоянно с 10 мая 2011 года).
Учитывая изложенное, Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о законности отказа администрации района в постановке административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:

решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)