Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: По решению суда муниципальное образование предоставило инвалидам жилые помещения, указанные затраты из бюджета субъекта РФ компенсированы не были.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: И.М. Луговой, Н.В. Меркуловой
при участии:
- от администрации города Владивостока: представитель не явился;
- от администрации Приморского края: представитель не явился;
- от Департамента финансов Приморского края: представитель не явился;
- от Департамента труда и социального развития Приморского края: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Приморского края
на решение от 08.12.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017
по делу N А51-6859/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Андросова Е.И.; в апелляционной инстанции судьи Бессчасная Л.А., Рубанова В.В., Сидорович Е.Л.
по иску администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-кт, 20)
к администрации Приморского края (ОГРН 1022502275168, ИНН 2540037030, место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22), Департаменту финансов Приморского края (ОГРН 1022502269360, ИНН 2540036171, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22), Департаменту труда и социального развития Приморского края (ОГРН 1122540012418, ИНН 2536258904, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 13)
о взыскании убытков в размере 28 654 547,32 рублей
Администрация города Владивостока (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края (далее - департамент финансов) убытков в размере 28 654 547,32 рублей.
Решением суда от 08.12.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017, исковое требование удовлетворено частично, с Приморского края в лице департамента финансов за счет казны Приморского края в пользу администрации взысканы убытки в размере 24 378 625,20 рублей; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе департамента финансов, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций в отказанной части иска приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить.
Заявителем приведены в обоснование жалобы доводы о том, что жилищное законодательство напрямую не устанавливает к полномочиям каких органов (федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) относится обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, и не содержит порядка финансирования указанных полномочий. Департамент считает, что в случае постановки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005 и признанных малоимущими, обеспечение их жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должно осуществляться органами местного самоуправления; полагает, что в спорной ситуации администрация в целях реализации статей 12, 130 Конституции Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статей 14, 49 ЖК РФ, муниципальной программы исполнила свои расходные обязательства по предоставлению малоимущим гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма; ссылаясь на установленный жилищным законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также на предусмотренные источники финансирования указанных полномочий, департамент настаивает на том, что у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска.
Администрация возражает в отзыве на кассационную жалобу относительно ее удовлетворения, просит судебные акты в обжалуемой части оставить без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Департаментом финансов заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение процессуального законодательства, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, администрацией осуществлено строительство жилого 5-этажного 55 квартирного дома по адресу: г. Владивосток, ул. Глинки, 23 в рамках муниципальной долгосрочной целевой программы "Строительство малобюджетного жилья для обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан города Владивостока, нуждающихся в улучшении жилищных условий" на 2010-2015 годы", утвержденной постановлением Администрации города Владивостока от 29.09.2010 N 1146.
Строительство жилого дома осуществлено частично за счет средств бюджета Приморского края в размере 55 034 957,61 рублей.
Распоряжением Управления муниципальной собственности города Владивостока от 23.01.2014 N 28/28 (с учетом изменений от 22.07.2014) приняты на баланс капитальные вложения на строительство указанного дома общей площадью 3153,9 кв. м, жилой площадью (квартир) 2383,5 кв. м, в сумме 119 045 980,22 рублей с последующим переводом в основные средства.
20 квартир в указанном доме администрация предоставила в декабре 2013 года гражданам Цыбулькиной Г.А., Медведевой О.А., Кемалову А.Р., Белявцевой Н.А., Гетманской А.Ю., Савощенко А.А., Носковой Т.В., Макаренко М.Ю., Ягосфаровой С.И., Орловской О.В., Нагибко А.Е., Касаткиной Г.В., Сысун Н.И., Пинигину С.И., Косовой Т.М., Бондаренко А.А., Гоняевой Л.Г., Журкину А.Г., Гавриловой Л.М., Пушкаревой Н.К. как малоимущим и одновременно инвалидам, вставшим на учет после 01.01.2005 во внеочередном порядке по договору социального найма.
Рассчитав стоимость одного квадратного метра жилого помещения в доме (49 945,87 рублей) путем деления стоимости затрат на строительство дома (119 045 980,22 рублей) на площадь всех жилых помещений (квартир) в доме (2383,5 кв. м), с учетом доли бюджета Владивостокского городского округа на строительство дома, администрация определила расходы по предоставлению жилья инвалидам в размере 21 535 741,72 рублей. При этом заявлены расходы в связи с исполнением судебных решений по приобретению жилья инвалиду Климентьевой Н.К. и перечисления денежных средств на приобретение жилого помещения Сажиной У.И.
Решением Ленинского районного суда города Владивостока от 04.06.2014 удовлетворены исковые требования Климентьевой Н.К., действующей в интересах несовершеннолетних Климентьевой А.А., Климентьева А.В., к администрации о предоставлении благоустроенного жилого помещения не менее нормы предоставления на состав семьи из трех человек.
Постановлением от 20.12.2012 N 4417 администрация поставила на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении Климентьеву Н.К., Климентьева А.В. и Климентьеву А.А.
Во исполнение решения суда постановлением от 07.07.2015 N 8506 администрация предоставила жилое помещение общей площадью 56,1 кв. м, стоимостью с учетом цен на вторичном рынке жилья 4 771 136,70 рублей, расположенное по адресу: город Владивосток, ул. Фадеева д. 16, кв. 38, по договору социального найма Климентьевой Н.К. на состав семьи три человека и заключила договор социального найма жилого помещения от 31.07.2015 N 1109.
Решением Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 22.05.2014 по делу N 2-27510/2014 на администрацию возложена обязанность о предоставлении Сажиной У.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в связи с наличием у нее заболевания. В связи с изменением способа исполнения судебного акта истцом перечислены денежные средства на приобретение жилого помещения Сажиной У.И. в размере 2 347 668, 90 рублей.
Администрация обратилась с соответствующим иском о возмещении убытков в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя иск, поддержанный апелляционным судом, исходил из того, что затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и семей, имеющих ребенка-инвалида, являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 1069 ГК РФ определено, что убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статьей 12, 130 (части 1) и 132 (части 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статьей 14, 50 Закона N 131-ФЗ, статей 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Проанализировав вышеуказанные нормоположения, суды пришли к правильному выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательством которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, исходя из того, что действующими нормативными правовыми актами Приморского края расходные обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не установлены, признав факт ненадлежащего исполнения субъектом Российской Федерации - Приморским краем обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, установив размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, учитывая отсутствие доказательств выделения финансовых средств органу местного самоуправления на обеспечение жилищными помещениями вышеуказанных категорий граждан, судами сделан верный вывод об обоснованности искового требования в обжалуемой части и правомерно взыскано с Приморского края в лице департамента финансов за счет средств казны Приморского края в пользу администрации убытки в удовлетворенной сумме.
Вывод судов соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12721.
Проверив расчет убытков, произведенный истцом, суды признали его правильным. Кассационная жалоба доводов о несогласии с указанным расчетом не содержит.
Судебной коллегией признается несостоятельной ссылка заявителя жалобы на то, что граждане приняты на учет в качестве малоимущих и, соответственно, обеспечение их жилыми помещениями, по его мнению, должно осуществляться за счет муниципального образования.
Департаментом финансов не учтено, что в спорной ситуации юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, относящихся к иной категории граждан, а также то, что жилые помещения являются муниципальной собственностью и предназначены для реализации целей муниципального образования.
Кроме того право инвалида на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания его малоимущим.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней, суд округа приходит к выводу о том, что судебные акты в обжалуемой части приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением процессуального законодательства, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 08.12.2016 в обжалуемой части, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А51-6859/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 13.07.2017 N Ф03-1995/2017 ПО ДЕЛУ N А51-6859/2016
Требование: О взыскании с субъекта РФ убытков в размере затрат на предоставление жилых помещений инвалидам.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: По решению суда муниципальное образование предоставило инвалидам жилые помещения, указанные затраты из бюджета субъекта РФ компенсированы не были.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. N Ф03-1995/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: И.М. Луговой, Н.В. Меркуловой
при участии:
- от администрации города Владивостока: представитель не явился;
- от администрации Приморского края: представитель не явился;
- от Департамента финансов Приморского края: представитель не явился;
- от Департамента труда и социального развития Приморского края: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Приморского края
на решение от 08.12.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017
по делу N А51-6859/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Андросова Е.И.; в апелляционной инстанции судьи Бессчасная Л.А., Рубанова В.В., Сидорович Е.Л.
по иску администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-кт, 20)
к администрации Приморского края (ОГРН 1022502275168, ИНН 2540037030, место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22), Департаменту финансов Приморского края (ОГРН 1022502269360, ИНН 2540036171, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22), Департаменту труда и социального развития Приморского края (ОГРН 1122540012418, ИНН 2536258904, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 13)
о взыскании убытков в размере 28 654 547,32 рублей
Администрация города Владивостока (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края (далее - департамент финансов) убытков в размере 28 654 547,32 рублей.
Решением суда от 08.12.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017, исковое требование удовлетворено частично, с Приморского края в лице департамента финансов за счет казны Приморского края в пользу администрации взысканы убытки в размере 24 378 625,20 рублей; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе департамента финансов, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций в отказанной части иска приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить.
Заявителем приведены в обоснование жалобы доводы о том, что жилищное законодательство напрямую не устанавливает к полномочиям каких органов (федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) относится обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, и не содержит порядка финансирования указанных полномочий. Департамент считает, что в случае постановки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005 и признанных малоимущими, обеспечение их жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должно осуществляться органами местного самоуправления; полагает, что в спорной ситуации администрация в целях реализации статей 12, 130 Конституции Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статей 14, 49 ЖК РФ, муниципальной программы исполнила свои расходные обязательства по предоставлению малоимущим гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма; ссылаясь на установленный жилищным законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также на предусмотренные источники финансирования указанных полномочий, департамент настаивает на том, что у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска.
Администрация возражает в отзыве на кассационную жалобу относительно ее удовлетворения, просит судебные акты в обжалуемой части оставить без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Департаментом финансов заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение процессуального законодательства, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, администрацией осуществлено строительство жилого 5-этажного 55 квартирного дома по адресу: г. Владивосток, ул. Глинки, 23 в рамках муниципальной долгосрочной целевой программы "Строительство малобюджетного жилья для обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан города Владивостока, нуждающихся в улучшении жилищных условий" на 2010-2015 годы", утвержденной постановлением Администрации города Владивостока от 29.09.2010 N 1146.
Строительство жилого дома осуществлено частично за счет средств бюджета Приморского края в размере 55 034 957,61 рублей.
Распоряжением Управления муниципальной собственности города Владивостока от 23.01.2014 N 28/28 (с учетом изменений от 22.07.2014) приняты на баланс капитальные вложения на строительство указанного дома общей площадью 3153,9 кв. м, жилой площадью (квартир) 2383,5 кв. м, в сумме 119 045 980,22 рублей с последующим переводом в основные средства.
20 квартир в указанном доме администрация предоставила в декабре 2013 года гражданам Цыбулькиной Г.А., Медведевой О.А., Кемалову А.Р., Белявцевой Н.А., Гетманской А.Ю., Савощенко А.А., Носковой Т.В., Макаренко М.Ю., Ягосфаровой С.И., Орловской О.В., Нагибко А.Е., Касаткиной Г.В., Сысун Н.И., Пинигину С.И., Косовой Т.М., Бондаренко А.А., Гоняевой Л.Г., Журкину А.Г., Гавриловой Л.М., Пушкаревой Н.К. как малоимущим и одновременно инвалидам, вставшим на учет после 01.01.2005 во внеочередном порядке по договору социального найма.
Рассчитав стоимость одного квадратного метра жилого помещения в доме (49 945,87 рублей) путем деления стоимости затрат на строительство дома (119 045 980,22 рублей) на площадь всех жилых помещений (квартир) в доме (2383,5 кв. м), с учетом доли бюджета Владивостокского городского округа на строительство дома, администрация определила расходы по предоставлению жилья инвалидам в размере 21 535 741,72 рублей. При этом заявлены расходы в связи с исполнением судебных решений по приобретению жилья инвалиду Климентьевой Н.К. и перечисления денежных средств на приобретение жилого помещения Сажиной У.И.
Решением Ленинского районного суда города Владивостока от 04.06.2014 удовлетворены исковые требования Климентьевой Н.К., действующей в интересах несовершеннолетних Климентьевой А.А., Климентьева А.В., к администрации о предоставлении благоустроенного жилого помещения не менее нормы предоставления на состав семьи из трех человек.
Постановлением от 20.12.2012 N 4417 администрация поставила на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении Климентьеву Н.К., Климентьева А.В. и Климентьеву А.А.
Во исполнение решения суда постановлением от 07.07.2015 N 8506 администрация предоставила жилое помещение общей площадью 56,1 кв. м, стоимостью с учетом цен на вторичном рынке жилья 4 771 136,70 рублей, расположенное по адресу: город Владивосток, ул. Фадеева д. 16, кв. 38, по договору социального найма Климентьевой Н.К. на состав семьи три человека и заключила договор социального найма жилого помещения от 31.07.2015 N 1109.
Решением Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 22.05.2014 по делу N 2-27510/2014 на администрацию возложена обязанность о предоставлении Сажиной У.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в связи с наличием у нее заболевания. В связи с изменением способа исполнения судебного акта истцом перечислены денежные средства на приобретение жилого помещения Сажиной У.И. в размере 2 347 668, 90 рублей.
Администрация обратилась с соответствующим иском о возмещении убытков в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя иск, поддержанный апелляционным судом, исходил из того, что затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и семей, имеющих ребенка-инвалида, являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 1069 ГК РФ определено, что убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статьей 12, 130 (части 1) и 132 (части 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статьей 14, 50 Закона N 131-ФЗ, статей 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Проанализировав вышеуказанные нормоположения, суды пришли к правильному выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательством которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, исходя из того, что действующими нормативными правовыми актами Приморского края расходные обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не установлены, признав факт ненадлежащего исполнения субъектом Российской Федерации - Приморским краем обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, установив размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, учитывая отсутствие доказательств выделения финансовых средств органу местного самоуправления на обеспечение жилищными помещениями вышеуказанных категорий граждан, судами сделан верный вывод об обоснованности искового требования в обжалуемой части и правомерно взыскано с Приморского края в лице департамента финансов за счет средств казны Приморского края в пользу администрации убытки в удовлетворенной сумме.
Вывод судов соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12721.
Проверив расчет убытков, произведенный истцом, суды признали его правильным. Кассационная жалоба доводов о несогласии с указанным расчетом не содержит.
Судебной коллегией признается несостоятельной ссылка заявителя жалобы на то, что граждане приняты на учет в качестве малоимущих и, соответственно, обеспечение их жилыми помещениями, по его мнению, должно осуществляться за счет муниципального образования.
Департаментом финансов не учтено, что в спорной ситуации юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, относящихся к иной категории граждан, а также то, что жилые помещения являются муниципальной собственностью и предназначены для реализации целей муниципального образования.
Кроме того право инвалида на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания его малоимущим.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней, суд округа приходит к выводу о том, что судебные акты в обжалуемой части приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением процессуального законодательства, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 08.12.2016 в обжалуемой части, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А51-6859/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.А.МИЛЬЧИНА
Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
Н.В.МЕРКУЛОВА
И.А.МИЛЬЧИНА
Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
Н.В.МЕРКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)