Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "27" июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен "30" июня 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Жаткиной С.А.,
судей Антоновой О.И., Волковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евсеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Волгоградской области и комитета строительства Волгоградской области
на решение Арбитражного Волгоградской области от 18 апреля 2016 года по делу N А12-6816/2016 (судья Суханов А.А.)
по исковому заявлению Волгоградской области в лице Администрации Волгоградской области (ИНН 3444051965, ОГРН 1023403444547, 400131, г. Волгоград, пр. Ленина,9)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Москва, ул. Ильинка, дом 9, строение 1; ИНН 7710168360, ОГРН 1037339085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, 28А; ИНН 3444054571; ОГРН 1023403452555)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922, 400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, 7), Комитета строительства Волгоградской области (400074, Волгоград, ул. Козловская, 39 А; ИНН 3445118595, ОГРН 1113460005251)
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
- от администрации г. Волгограда и Комитета строительства Саратовской области представитель Мелихова Екатерина Григорьевна по доверенностям от 03.12.2015, и 01.04.2016 г.,
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрации Волгоградской области (далее - Администрация, истец) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик) о взыскании убытков в сумме 4 055 111 рублей 07 коп., связанных с приобретением жилых помещений Гриценко И.В., Козину В.Г. и Леденцовой Н.Р.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований Администрации отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, администрация Волгоградской области и комитет строительства Волгоградской области (далее - Комитет, третье лицо) обратились с апелляционной жалобой, в которой просят судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить. В апелляционной жалобе, ссылаются на то, что предусмотренная пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2011 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - N 77-ФЗ) обязанность по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза, и обязанность по выделению необходимых для этого средств, не подлежит возложению на органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, что подтверждено определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 2-О-Р.
В судебном заседании представитель администрации Волгоградской области и комитета строительства поддержал свою правовую позицию, дала аналогичные пояснения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) поступил отзыв на апелляционную жалобу от управления федерального казначейства по Волгоградской области, согласно которому просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доводы апелляционной жалобы являются не обоснованными, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, решением Волжского городского суда Волгоградской области от 18.05.2015 по делу N 2-3076/2015, вступившим в законную силу 07.08.2015, удовлетворены исковые требования Гриценко Игоря Владимировича, являющегося инвалидом 2 группы и больным заразной формой туберкулеза, в части возложения обязанности на администрацию ВО предоставить Гриценко И.В., страдающему тяжелой формой хронического заболевания (активная форма туберкулеза), вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 10.10.2014 по делу N 33-10307/2014 на администрацию (Правительство) ВО возложена обязанность предоставить Козину Владимиру Геннадьевичу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания (активная форма туберкулеза), являющемуся инвалидом 2 группы, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Волжского, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью.
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 06.02.2014 по делу N 33-1475/2014 на администрацию (Правительство) ВО возложена обязанность предоставить Леденцовой Надежде Родионовне, являющейся инвалидом 2 группы и имеющей заболевание - туберкулез легких, жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилых помещений с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Постановлением администрации ВО от 01.04.2015 N 132-п (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Волгоградской области от 24.12.2015 N 782-п) "О выделении средств из резервного фонда Правительства Волгоградской области комитету строительства Волгоградской области" (далее - комитет) из областного бюджета для приобретения жилых помещений Гриценко И.В., Козину В.Г., Леденцовой Н.Р. выделены денежные средства.
Во исполнение судебного акта по делу N 2-3076/2015 Волгоградской областью в лице комитета по государственному контракту N 306551 с ЗАО "Флагман" от 27.10.2015 приобретено жилое помещение стоимостью 1 351 703 руб. 69 коп., расположенное по адресу: г. Волжский, пр. Ленина, д. 351, кв. <...>. Платежным поручением N 273262 от 30.12.2015 комитет перечислил ЗАО "Флагман" денежные средств по государственному контракту.
31.12.2015 издан приказ комитета N 995-ОД "О предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Волгоградской области по договору социального найма" в отношении Гриценко И.В. Впоследствии указанное жилое помещение было предоставлено Гриценко И.В. на основании договора социального найма от 19.01.2016 N 5/2016 СН.
Во исполнение судебного акта об обеспечении Козина В.Г. Волгоградской областью в лице комитета по государственному контракту N 311833 с ЗАО "Флагман" от 05.11.2015 приобретено жилое помещение стоимостью 1 351 703,69 руб., расположенное по адресу: г. Волжский, пр. Ленина, д. 351, кв. <...>. Платежным поручением N 769596 от 03.12.2015 комитет перечислил ЗАО "Флагман" денежные средств по государственному контракту.
24.12.2015 издан приказ комитета N 943-ОД "О предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Волгоградской области по договору социального найма" в отношении Козина В.Г. Впоследствии указанное жилое помещение было предоставлено Козину В.Г. на основании договора социального найма от 31.12.2015 N 4/2015 СН.
Во исполнение судебного акта об обеспечении Леденцовой Н.Р. Волгоградской областью в лице комитета по государственному контракту N 306543 с ЗАО "Флагман" от 27.10.2015 приобретено жилое помещение стоимостью 1 351 703,69 руб., расположенное по адресу: г. Волжский, пр.Ленина, д. 351, кв. <...>. Платежным поручением N 769595 от 03.12.2015 комитет перечислил ЗАО "Флагман" денежные средств по государственному контракту.
10.10.2014 г. издан приказ комитета N 943-ОД "О предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Волгоградской области по договору социального найма" в отношении Леденцовой Н.Р. Впоследствии указанное жилое помещение было предоставлено Леденцовой Н.Р. на основании договора социального найма от 31.12.2015 N 3/2015 СН.
Волгоградской областью вышеперечисленные судебные акты были исполнены, расходы по их исполнению осуществлены за счет средств бюджета Волгоградской области, в результате чего были причинены убытки истцу, относящиеся к расходным обязательствам Российской Федерации, в размере рыночной стоимости предоставленного жилья в общей сумме 4 055 111 руб. 07 коп.
Обстоятельства предоставления жилых помещений, сумма расходов истца на это ответчиком не оспаривались.
Полагая, что обеспечение органом местного самоуправления жилым помещением инвалидов, страдающих заболеванием, внесенным в перечень хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" является по своему содержанию исполнением государственных обязательств, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском к ответчику.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что понесенные при предоставлении квартир расходы истца не относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, обеспечение жильем инвалидов и приравненных к ним граждан, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Данный вывод суд апелляционной инстанции находит верным.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма регулирует глава 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу части 2 названной статьи для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди по договорам социального найма предоставляются жилые помещения гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Постановлением правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" утвержден перечень заболеваний, при которых возможно предоставление дополнительной площади.
Заболевание туберкулез в активной форме входит в этот перечень.
Таким категориям граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 N 77-ФЗ больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирования соответствующих льгот.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что предопределяет публично-правовую природу отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов, а также характер правового регулирования, особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов, бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (статья 133 БК РФ).
Внеочередное предоставление гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), отдельных жилых помещений не входит в установленный пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с подпунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения понесенных истцом расходов на федеральный бюджет с учетом действующего законодательства в спорный период соответствующей льготы за счет средств субъекта Российской Федерации.
Также согласно таблице 16 приложения 31 к Федеральному закону от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов из бюджета Российской Федерации на осуществление указанных полномочий в бюджет Волгоградской области поступила субвенция в размере 33 144,3 руб., на конец отчетного периода остаток субвенции составил 15 048,2 руб.
В 2014 в бюджет Волгоградской области из федерального бюджета поступила субвенция на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жилье ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов в сумме 29 314,9 руб. (неиспользованный на конец 2014 остаток 3 564,1 руб.).
В 2015 в бюджет Волгоградской области поступила субвенция на указанные цели в сумме 15 703 руб. (остаток неиспользованных средств 1 708 тыс. руб.).
Дотация Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности Волгоградской области в соответствии с Законом Волгоградской области N 182-ОД от 20.12.2013 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов составила 22 455 335, 3 руб.
Субъект Российской Федерации вправе направить указанные дотации на любые цели, в том числе на предоставление жилья в льготном порядке больным туберкулезом.
В силу статьи 131 БК РФ предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в составе федерального бюджета, которые распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" утверждена методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Публичный характер бюджетно-правового регулирования не исключает в то же время применения к бюджетным отношениям положений гражданского законодательства, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством.
Как указано выше, по аналогичным вопросам в отношении инвалидов Волгоградская область получает субвенции, которые субъект вправе распределить и на финансирование предоставления жилья лицам, страдающим тяжелыми формами заболеваний, поскольку такие лица, как в рассматриваемой ситуации, являются одновременно и инвалидами.
Передача государством полномочий по обеспечению мерами социальной поддержки лиц, страдающих туберкулезом, непосредственно субъектам Российской Федерации и отнесение соответствующих расходных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации не означает устранение Российской Федерации от выделения материальных и финансовых средств на решение таких задач субъектами и не лишает субъекты Российской Федерации возможности в случае необходимости (недостаточности выделенных средств) решить на бюджетном уровне вопросы дополнительного финансирования Российской Федерацией в виде предоставления субвенций на осуществление конкретных переданных полномочий. Однако, такие вопросы подлежат разрешению по нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации во внесудебном порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расходы, возникшие у муниципального образования в связи с исполнением решения суда общей юрисдикции, должны быть отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации отклоняются как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта с положениями статьи 270 АПК РФ.
Вопрос о судебных расходах не разрешается, поскольку заявители апелляционных жалоб от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 апреля 2016 года по делу N А12-6816/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2016 N 12АП-5769/2016 ПО ДЕЛУ N А12-6816/2016
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2016 г. по делу N А12-6816/2016
Резолютивная часть постановления объявлена "27" июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен "30" июня 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Жаткиной С.А.,
судей Антоновой О.И., Волковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евсеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Волгоградской области и комитета строительства Волгоградской области
на решение Арбитражного Волгоградской области от 18 апреля 2016 года по делу N А12-6816/2016 (судья Суханов А.А.)
по исковому заявлению Волгоградской области в лице Администрации Волгоградской области (ИНН 3444051965, ОГРН 1023403444547, 400131, г. Волгоград, пр. Ленина,9)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Москва, ул. Ильинка, дом 9, строение 1; ИНН 7710168360, ОГРН 1037339085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, 28А; ИНН 3444054571; ОГРН 1023403452555)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922, 400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, 7), Комитета строительства Волгоградской области (400074, Волгоград, ул. Козловская, 39 А; ИНН 3445118595, ОГРН 1113460005251)
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
- от администрации г. Волгограда и Комитета строительства Саратовской области представитель Мелихова Екатерина Григорьевна по доверенностям от 03.12.2015, и 01.04.2016 г.,
установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрации Волгоградской области (далее - Администрация, истец) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик) о взыскании убытков в сумме 4 055 111 рублей 07 коп., связанных с приобретением жилых помещений Гриценко И.В., Козину В.Г. и Леденцовой Н.Р.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований Администрации отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, администрация Волгоградской области и комитет строительства Волгоградской области (далее - Комитет, третье лицо) обратились с апелляционной жалобой, в которой просят судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить. В апелляционной жалобе, ссылаются на то, что предусмотренная пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2011 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - N 77-ФЗ) обязанность по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза, и обязанность по выделению необходимых для этого средств, не подлежит возложению на органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, что подтверждено определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 2-О-Р.
В судебном заседании представитель администрации Волгоградской области и комитета строительства поддержал свою правовую позицию, дала аналогичные пояснения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) поступил отзыв на апелляционную жалобу от управления федерального казначейства по Волгоградской области, согласно которому просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доводы апелляционной жалобы являются не обоснованными, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, решением Волжского городского суда Волгоградской области от 18.05.2015 по делу N 2-3076/2015, вступившим в законную силу 07.08.2015, удовлетворены исковые требования Гриценко Игоря Владимировича, являющегося инвалидом 2 группы и больным заразной формой туберкулеза, в части возложения обязанности на администрацию ВО предоставить Гриценко И.В., страдающему тяжелой формой хронического заболевания (активная форма туберкулеза), вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 10.10.2014 по делу N 33-10307/2014 на администрацию (Правительство) ВО возложена обязанность предоставить Козину Владимиру Геннадьевичу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания (активная форма туберкулеза), являющемуся инвалидом 2 группы, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Волжского, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью.
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 06.02.2014 по делу N 33-1475/2014 на администрацию (Правительство) ВО возложена обязанность предоставить Леденцовой Надежде Родионовне, являющейся инвалидом 2 группы и имеющей заболевание - туберкулез легких, жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилых помещений с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Постановлением администрации ВО от 01.04.2015 N 132-п (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Волгоградской области от 24.12.2015 N 782-п) "О выделении средств из резервного фонда Правительства Волгоградской области комитету строительства Волгоградской области" (далее - комитет) из областного бюджета для приобретения жилых помещений Гриценко И.В., Козину В.Г., Леденцовой Н.Р. выделены денежные средства.
Во исполнение судебного акта по делу N 2-3076/2015 Волгоградской областью в лице комитета по государственному контракту N 306551 с ЗАО "Флагман" от 27.10.2015 приобретено жилое помещение стоимостью 1 351 703 руб. 69 коп., расположенное по адресу: г. Волжский, пр. Ленина, д. 351, кв. <...>. Платежным поручением N 273262 от 30.12.2015 комитет перечислил ЗАО "Флагман" денежные средств по государственному контракту.
31.12.2015 издан приказ комитета N 995-ОД "О предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Волгоградской области по договору социального найма" в отношении Гриценко И.В. Впоследствии указанное жилое помещение было предоставлено Гриценко И.В. на основании договора социального найма от 19.01.2016 N 5/2016 СН.
Во исполнение судебного акта об обеспечении Козина В.Г. Волгоградской областью в лице комитета по государственному контракту N 311833 с ЗАО "Флагман" от 05.11.2015 приобретено жилое помещение стоимостью 1 351 703,69 руб., расположенное по адресу: г. Волжский, пр. Ленина, д. 351, кв. <...>. Платежным поручением N 769596 от 03.12.2015 комитет перечислил ЗАО "Флагман" денежные средств по государственному контракту.
24.12.2015 издан приказ комитета N 943-ОД "О предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Волгоградской области по договору социального найма" в отношении Козина В.Г. Впоследствии указанное жилое помещение было предоставлено Козину В.Г. на основании договора социального найма от 31.12.2015 N 4/2015 СН.
Во исполнение судебного акта об обеспечении Леденцовой Н.Р. Волгоградской областью в лице комитета по государственному контракту N 306543 с ЗАО "Флагман" от 27.10.2015 приобретено жилое помещение стоимостью 1 351 703,69 руб., расположенное по адресу: г. Волжский, пр.Ленина, д. 351, кв. <...>. Платежным поручением N 769595 от 03.12.2015 комитет перечислил ЗАО "Флагман" денежные средств по государственному контракту.
10.10.2014 г. издан приказ комитета N 943-ОД "О предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Волгоградской области по договору социального найма" в отношении Леденцовой Н.Р. Впоследствии указанное жилое помещение было предоставлено Леденцовой Н.Р. на основании договора социального найма от 31.12.2015 N 3/2015 СН.
Волгоградской областью вышеперечисленные судебные акты были исполнены, расходы по их исполнению осуществлены за счет средств бюджета Волгоградской области, в результате чего были причинены убытки истцу, относящиеся к расходным обязательствам Российской Федерации, в размере рыночной стоимости предоставленного жилья в общей сумме 4 055 111 руб. 07 коп.
Обстоятельства предоставления жилых помещений, сумма расходов истца на это ответчиком не оспаривались.
Полагая, что обеспечение органом местного самоуправления жилым помещением инвалидов, страдающих заболеванием, внесенным в перечень хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" является по своему содержанию исполнением государственных обязательств, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском к ответчику.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что понесенные при предоставлении квартир расходы истца не относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, обеспечение жильем инвалидов и приравненных к ним граждан, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Данный вывод суд апелляционной инстанции находит верным.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма регулирует глава 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу части 2 названной статьи для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди по договорам социального найма предоставляются жилые помещения гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Постановлением правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" утвержден перечень заболеваний, при которых возможно предоставление дополнительной площади.
Заболевание туберкулез в активной форме входит в этот перечень.
Таким категориям граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 N 77-ФЗ больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирования соответствующих льгот.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что предопределяет публично-правовую природу отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов, а также характер правового регулирования, особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов, бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (статья 133 БК РФ).
Внеочередное предоставление гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), отдельных жилых помещений не входит в установленный пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с подпунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения понесенных истцом расходов на федеральный бюджет с учетом действующего законодательства в спорный период соответствующей льготы за счет средств субъекта Российской Федерации.
Также согласно таблице 16 приложения 31 к Федеральному закону от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов из бюджета Российской Федерации на осуществление указанных полномочий в бюджет Волгоградской области поступила субвенция в размере 33 144,3 руб., на конец отчетного периода остаток субвенции составил 15 048,2 руб.
В 2014 в бюджет Волгоградской области из федерального бюджета поступила субвенция на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жилье ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов в сумме 29 314,9 руб. (неиспользованный на конец 2014 остаток 3 564,1 руб.).
В 2015 в бюджет Волгоградской области поступила субвенция на указанные цели в сумме 15 703 руб. (остаток неиспользованных средств 1 708 тыс. руб.).
Дотация Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности Волгоградской области в соответствии с Законом Волгоградской области N 182-ОД от 20.12.2013 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов составила 22 455 335, 3 руб.
Субъект Российской Федерации вправе направить указанные дотации на любые цели, в том числе на предоставление жилья в льготном порядке больным туберкулезом.
В силу статьи 131 БК РФ предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в составе федерального бюджета, которые распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" утверждена методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Публичный характер бюджетно-правового регулирования не исключает в то же время применения к бюджетным отношениям положений гражданского законодательства, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством.
Как указано выше, по аналогичным вопросам в отношении инвалидов Волгоградская область получает субвенции, которые субъект вправе распределить и на финансирование предоставления жилья лицам, страдающим тяжелыми формами заболеваний, поскольку такие лица, как в рассматриваемой ситуации, являются одновременно и инвалидами.
Передача государством полномочий по обеспечению мерами социальной поддержки лиц, страдающих туберкулезом, непосредственно субъектам Российской Федерации и отнесение соответствующих расходных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации не означает устранение Российской Федерации от выделения материальных и финансовых средств на решение таких задач субъектами и не лишает субъекты Российской Федерации возможности в случае необходимости (недостаточности выделенных средств) решить на бюджетном уровне вопросы дополнительного финансирования Российской Федерацией в виде предоставления субвенций на осуществление конкретных переданных полномочий. Однако, такие вопросы подлежат разрешению по нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации во внесудебном порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расходы, возникшие у муниципального образования в связи с исполнением решения суда общей юрисдикции, должны быть отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации отклоняются как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта с положениями статьи 270 АПК РФ.
Вопрос о судебных расходах не разрешается, поскольку заявители апелляционных жалоб от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 апреля 2016 года по делу N А12-6816/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
С.А.ЖАТКИНА
С.А.ЖАТКИНА
Судьи
О.И.АНТОНОВА
Т.В.ВОЛКОВА
О.И.АНТОНОВА
Т.В.ВОЛКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)